СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по музыке 7класс для учащихся с ЗПР

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке 7 класс для учащихся с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по музыке 7класс для учащихся с ЗПР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка



Принято

Протокол педагогического совета № 1от 29.08.19г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР_________

Ю.Е.Илюшкина


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка

________М.В.Калмыкова

Приказ №83.1-О

от 29.08.19г.










Адаптированная рабочая программа

по музыке в 7 классе









Составитель:

учитель музыки

первой квалификационной

категории

Ярославцева М.В.













Кузнецк, 2019

Рабочая программа предмета «Музыка» для 7 класса составлена на основе адаптированной ОП ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Приказ №83.1.0 от29.01.19г.

На изучение предмета отводится 35 часов.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты.


Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленная на коррекцию познавательной деятельности. При отборе материала учитывались разные возможности и способности обучающегося по усвоению музыкальных представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся в обучении.


- развитие музыкального слуха, вокально-хоровые навыки;

- исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;

- коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся;

- развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений;

- усвоение минимальных знаний по теории музыки.

Метапредметные результаты.


- в результате выполнения под руководством учителя практических видов деятельности (интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных инструментах) закладываются основы таких социально ценных к личностным и нравственным качествам, как уважение к

-культурному наследию, любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному;

- владение основными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

- получение опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, осуществление контроля и коррекции результатов действий,

- получение опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе.


Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Осуществить действия по реализации плана.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

  • Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

  • Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

  • Составлять простой план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Способность излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации.

  • Договариваться с людьми, согласую с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметные результаты.

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения.

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Учащийся 7 класса научится:

раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность.


Учащийся получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.


2. Содержание предмета.


Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, М. Равель,).

Стиль как отражение мироощущения композитора. Музыкальная драматургия.

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, классической музыки.

Великие наши современники.Образы русской народной музыки.

Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М.Калласс;  Паваротти, М. Кабалье, .) классической музыки.

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).

Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся). Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.



Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов.


  1. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»)

  2. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал. Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается. Танец рыцарей. Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).

  3. М. Равель. «Болеро».

  4. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).

  5. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог – Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.) Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

  6. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

  7. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).) Сюита № 2 для оркестра.

  8. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с орк. (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

  9. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Фортепианный цикл «Времена года»

Тематическое планирование 7 класс (35 часов)

Содержание

Кол-во часов

1-2

Музыкальный образ.

3-4

Драматические образы в вокальной музыке Ф. Шуберт

5

Лирические образы в вокальной музыке Ф. Шуберт.

6

Образы в вокальной музыке С. Рахманинова.

7-8

Музыкальный образ в музыке Мориса Равеля

9-10

Драматические образы в Симфонии №5 Л.В.Бетховена.

11

Народные образы в творчестве Ф. Листа.

12

Образы природы в музыке А. Вивальди.

13

Образы природы в музыке П.И.Чайковского.

14

Образ войны и мира в музыке С. Прокофьева.

15

16

Образы русской народной музыки.

Народное искусство Древней Руси.

1ч.

17

Многообразие стилей.

18

Музыкальная викторина.

19-20

Музыкальная драматургия.

21

Столкновение двух образов-основа драматургии «Симфонии№7» Шостаковича.

22

Музыкальная драматургия в творчестве С. Прокофьева.

23

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт» Бетховена.

24

25

Музыкальная драматургия в сонатном творчестве Э. Грига.

Музыкальная драматургия в творчестве В. Моцарта.

26-27

Музыкальная драматургия в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Глинка.


28-29

Музыка эпохи Просвещения.

30

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

31-32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, классической музыки.

33

Великие наши современники.

34

35

Музыкальная викторина.

Обобщение тем.











Приложение.


Психолого-педагогическая характеристика для учащихся с ЗПР.


Коррекционно – развивающего обучения детей с задержкой психического развития (VII). Обучающиеся с таким развитием имеют небольшие отклонения в умственном (интеллектуальном развитии) и эмоционально – личностном развитии, у кого-то из детей бывает смешанная несформированность данных функций, поэтому к детям нужен особый интеллектуальный подход в обучении.

В основном, у всех детей удовлетворительная успеваемость.

Отставание детей проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. Паузы, постоянное поддержание интереса, похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Несколько обучающихся учатся с удовольствием. Научились практически применять полученные учебные навыки и умения, они являются лидерами учебного процесса. Для детей с ЗПР характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи. Многие обучающиеся могут не выполнить домашнее задание, поэтому следует задавать его «дозированно», и на изученную тему.


Система оценки достижений.


Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. В вышеуказанных документах рекомендуется не применять при оценивании знаний, обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а также является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;


Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.


Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

Учащиеся правильно излагают изученный материал;

Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

Допускает неточности в изложении изученного материала.

Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;


Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы


Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Виды контроля:

вводный, текущий, итоговый;

-фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

-самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!