Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Музыка» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе (вариант 1) отводится 1час в неделю (34 часа в год).
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе определяет следующие задачи:
воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений народной, композиторской, детской, классической и современной музыки о природе, детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях; разных жанров: праздничная, маршевая, колыбельная песня;
развитие умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
закрепление навыков определения характера музыки (спокойная, весёлая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая);
формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;
формирование умения кратко (тремя и более предложениями) передавать внутреннее содержание музыкального произведения;
формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия)
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
развитие навыков певческого дыхания (развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами);
формирование умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
формирование умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
формирование навыков дифференцирования звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптаци.
Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;
создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка»
в 4 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Предметные результаты
по учебному предмету «Музыка» на конец 3 класса
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности;
адекватная оценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира, сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
протяжное пение гласных звуков;
различение вступления, окончания песни;
передача метроритма мелодии (хлопками);
различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные и спокойные);
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него;
представление обо всех включённых в программу музыкальных инструментах и их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности;
ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, валторна, литавра);
владение элементами музыкальной грамоты как средства графического изображения музыки.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия | Коммуникативные учебные действия |
У обучающегося будут сформированы: | Обучающийся научится: | Обучающийся научится: | Обучающийся научится: |
Эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках; эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования озитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма; любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально практической и творческой деятельности; знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни; основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство); | Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно исполнительскими и учебными задачами; различать способ и результат собственных и коллективных действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки; осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, воспринимать и анализировать тексты. Строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); устанавливать аналогии; | Выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ. выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми; контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; продуктивно сотрудничать со сверстниками, задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера. |
Система оценки достижений
Оценка предметных результатов по музыке в 4 классе основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:
умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания;
знание музыкальной литературы;
владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится
Содержание
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 4 классе, у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, формируются основы музыкальной грамотности, умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное), выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности: динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).
Содержание разделов
№ | Разделы | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | «Здравствуй музыка» | 1 | - |
2 | «Без труда не проживешь» | 7 | - |
3 | «Будьте добры» | 8 | - |
4 | Моя Россия | 8 | - |
5 | Великая Победа | 4 | - |
6 | Мир похож на цветной луг» | 6 | - |
Всего 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | По факту |
1 | «Здравствуй музыка». Композитор и исполнитель | 1 | | |
2 | Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон | 1 | | |
3 | «Без труда не проживешь». «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко | 1 | | |
4 | «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова) | 1 | | |
5 | «Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия» | 1 | | |
6 | «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева | 1 | | |
7 | «Во кузнице» русская народная песня | 1 | | |
8 | «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | | |
9 | «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева | 1 | | |
10 | Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь» | 1 | | |
11 | «Будьте добрее». «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева) | 1 | | |
12 | «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина) | 1 | | |
13 | «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского | 1 | | |
14 | «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского | 1 | | |
15 | «Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки | 1 | | |
16 | Жанры музыки: «оркестр, балет, опера» | 1 | | |
17 | «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева | 1 | | |
18 | Обобщение по теме «Будьте добрее». | 1 | | |
19 | «Моя Россия». «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина | 1 | | |
20 | «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой | 1 | | |
21 | «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова | 1 | | |
22 | «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев | 1 | | |
23 | «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика | 1 | | |
24 | «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца | 1 | | |
25 | «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача | 1 | | |
26 | Музыкальный инструмент «литавры» | 1 | | |
27 | «Великая победа». «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина | 1 | | |
28 | «День победы» | 1 | | |
29 | Оркестр детских инструментов | 1 | | |
30 | «Мир похож на цветной луг». «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового). | 1 | | |
31 | «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | | |
32 | «Чардаш» композитора Витторио Монти | 1 | | |
33 | «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского | 1 | | |
34 | Повторение изученного за год | 1 | | |
Контрольно-измерительные материалы
Данные контрольно-измерительных материаллов для 4 класса по музыке включают: тесты; ответы; анализ, контроль и оценивание строятся на критериальной основе; самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
Лист индивидуальных достижений
Фамилия и имя ребенка____________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________
промежуточного этапа (2)______________________________________
контрольного этапа (3) ________________________________________
уровень развития
Параметры музыкальных способностей
Метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, динамическое чувство, эмоциональная отзывчивость: высокий, средний, низкий (уровни).
Промежуточная аттестация:
Задание 1. «Музыкально-ритмическая проба»
Цель: Выявить возможности выполнять определенные танцевально-ритмические движения под соответствующую музыку, ориентация в пространстве.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии.
Инструкция: учитель предлагает обучающимся простучать заданный ритмический рисуок: _ - - - … - .. -- …; - - …-.. -… - -
Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно
Результаты 1 задания баллы
Задание 2. «Узнай музыкальный инструмент»
Цель: выявить умения слушать звучание различных музыкальных инструментов, различать их по звучанию.
Оборудование: запись музыкального произведения: знакомые мелодии (3), исполняемые на фортепиано, синтезаторе, металлофоне; карточки с изображением музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, металлофон, деревянные ложки).
Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно слушать звучание знакомых мелодий и по окончанию ее поднять карточку с изображением того инструмента, на котором сейчас исполнялась эта музыка.
Критерии: 3 балла – выполнил с помощью взрослого, 4 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 5 балла – выполнил самостоятельно
Результаты 2 задания баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Музыкально-ритмическая проба». | |
2 | Задание 2 «Узнай музыкальный инструмент». | |
Итого за 2 задания | Сумма баллов |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 3 балла – программный материал не усвоен, 4 балла – программный материал усвоен на минимальном уровне, 5 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Слушаем-узнаем»
Цель: выявить умения слушать, различать и определять различные музыкальные жанры.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии 3 жанров (марш, колыбельная, танец); карточки с схематическим изображением 3 жанров (марш, колыбельная, танец).
Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно прослушать мелодию и по ее окончанию назвать жанр или поднять карточку с изображением того жанра, к которому относится исполняемая мелодия.
Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого, 5 баллов – выполнил самостоятельно.
Результаты 1 задания баллы
Задание 2. «Вместе, хором мы поем»
Цель: выявить умения петь в хоре.
Оборудование: фонограмма знакомого произведения;
Инструкция: учитель предлагает обучающимся прослушать песню 1 раз. Затем назвать или показать ее название. По дирижерскому жесту «начало» начать исполнение песни в хоре. Закончить по дирижерскому жесту «конец». Для безречевых детей допускается звукоподражание повторяющихся слов в припеве, или «пропевание» песни с помощью движений, иллюстрирующих содержание.
Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого , 5 баллов – выполнил самостоятельно
Результаты 2 задания баллы
Задание 3. «Играем-танцуем»
Цель: выявить умения передавать характер персонажа или музыки через движение.
Оборудование: фонограмма 2 контрастных по характеру мелодий (веселый заяц/грустный медведь; ласковый котенок/ злой пес);
Инструкция: учитель сообщает обучающимся какие персонажи будут с ними танцевать. Затем предлагает внимательно прослушать мелодию и начать двигаться в соответствии с характером музыки.
Критерии: Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого , 5 баллов – выполнил самостоятельно
Результаты 3 задания баллы
Протокол оценки по 3 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Слушаем-узнаем». | |
2 | Задание 2 «Вместе, хором мы поем». | |
3. | Задание 3 «Играем-танцуем» | |
| Итого за 3 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 4-6 баллов – программный материал не усвоен. 7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне. 10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (для учителей, учеников, родителей)
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка» обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Музыка» включает в себя:
- «Музыка» 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.В. Евтушенко.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2023 – 79с.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью оркестровых и хоровых коллективов;
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит: музыкальный тамбурин, барабан, музыкальная карусель из колокольчиков, музыкальная машина с инструментами, барабанная установка, музыкальная улитка.
- комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен; бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ручной барабан; ксилофоны; ложки; маракасы; металлофоны; погремушки; треугольники, тарелки и д
Литература для учителя
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. / Н. Алпарова, В. Николаев, И. Сусидко – Осень – добрая хозяйка. Методические рекомендации и музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 2017.
Песня, песня, песня
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3
http://fanerka.com/ - минусовки, караоке
Музыкальные образовательные ресурсы
http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ. В разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.
http://playmusic.org/
http://www.creatingmusic.com/
http://music.edu.ru/
Архивы музыкальных файлов
http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi
http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки. Для бесплатного скачивания файлов необходима регистрация.
http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира, есть раздел USSR, в котором среди других можно скачать в формате mp3 встречный марш, футбольный марш и много других маршей.
Литература для родителей
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 2015.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2016.
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 2017
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,2016
Интернет-ресурсы
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
Интернет-ресурсы для учащихся
www.midomi.com – Сайт поиска музыки. Напев мелодию (даже без слов) или насвистев ее, вы получите ответ, что это за музыкальное произведение.
http://songza.com/ - поисковый музыкальный сервис. Поиск производится по названию песен или исполнителю. Позволяет бесплатно прослушивать (скачивать нельзя) песни, которые выбирает пользователь.
Поурочные планы. 4 класс - 34 часа (1ч. в неделю)
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1. | «Здравствуй музыка». Композитор и исполнитель | 1 | Повторение правил поведения на уроках музыки. Работа с учебником. Знакомство с учебником (разделы учебника и условные обозначения). Повторение изученных музыкальных инструментов. Слушание изученных в 3-ом классе музыкальных произведений Хоровое пение: Упражнения для распевания голоса | Под контролем учителя выполняют правила поведения на уроках музыки. Рассматривают и показывают условные обозначения, по изображению узнают музыкальные инструменты. Показывают эмоциональный отклик на знакомое музыкальное произведение. Подпевают отдельные звуки и фразы с помощью учителя | Выполняют правила поведения на уроках музыки Показывают и называют условные обозначения Самостоятельно показывают и называют музыкальные инструменты, различают на слух. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, узнают и называют его. Поют упражнения вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм |
2. | Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон | 1 | Различение музыкальных инструментов (пианино-рояль). Знакомство с музыкальным инструментом фортепьяно, аккордеон. Профессия - аккордеонист. Слушание музыки: «Либертанго» Астора Пьяццоллы в исполнение аккордеона | Рассматривают, показывают, по изображению, узнают аккордеон и другие изученные музыкальные инструменты. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Рассматривают, показывают, называют аккордеон и другие музыкальные инструменты, различают их на слух. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Определяют высокие и низкие звуки |
3. | «Без труда не проживешь». «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко | 1 | Что такое труд, какие бывают профессии. Знакомство с народными пословицами о труде. Повторение правил пения и дыхания. Разучивание песни «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко. Разучивание движений к песне. | Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения за учителем. | Самостоятельно читают и объясняют пословицы. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Запоминают и повторяют движения самостоятельно. |
4. | «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова) | 1 | Работа с учебником. Чтение стихотворения «Родное» В. Орлова с выполнением движений. Вопросы по стихотворению. Рассматривание иллюстраций учебника. Раучивание песни «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова. Пение выразительно с исполнением движений. | Понимают смысл прочитанного стихотворения с помощью педагога. Повторяют действия за учителем. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные звуки, слова, повторяющиеся фразы | Самостоятельно читают и объясняют стихотворение. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы полным предложением. Выразительно поют, воспроизводят мелодию и слова |
5. | «Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия» | 1 | Прослушивание песни «В Подмосковье водятся лещи» Старухи Шапокляк, музыка В. Шаинского, слова Э.Успенского. Повторение понятия «марш». Знакомство с понятиями «восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия». Хоровое пение: повторение песни «Золотая пшеница» с движениями рук вниз и вверх | Слушают песню. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Понимают движение мелодии Поют музыкальные фразы, пропевают песню полностью с помощью учителя | Слушают песню. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер и жанр музыкального произведения. Понимают и исполняют движение мелодии вверх или вниз. Поют песню целиком, правильно показывая движение мелодии |
6. | «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева | 1 | Хоровое пение: Знакомство с песней «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Разучивание мелодии и слов, работа над плавностью исполнения. Исполнение песни с движениями. Знакомство с духовыми музыкальными инструментами (труба и валторна). Слушанье музыкального произведения П.И. Чайковского «Симфония №5» (вторая часть, отрывок) | Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают, показывают, по изображению узнают трубу, валторну и другие изученные музыкальные инструменты Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают, показывают, называют трубу, валторну и другие музыкальные инструменты, различают их на слух. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения |
7. | «Во кузнице» русская народная песня | 1 | Работа с учебником. Разучивание русской народной песни «Во кузнице». Исполнение песни с движениями. Повторение названия пройденных русских народных песен | Рассматривают иллюстрации. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Называют русские народные песни с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Называют русские народные песни, их слова и напевают мелодии |
8. | «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | Беседа о празднике «День учителя». Разучивание песни «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Исполнение песни с движениями | Рассматривают иллюстрации. Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации. Слушают учителя, отвечают на вопросы распространенным предложением. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка |
9. | «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева | 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Исполнение песни с движениями. Работа с учебником: вопросы о школе, отгадывание загадок, ритмические упражнения. Прослушивание песни «Дважды два - четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | Прослушивают исполнение песни учителем. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы односложно, повторяют движения за учителем. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением, самостоятельно выполняют движения. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения |
10. | Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь» | 1 | Повторение изученных музыкальных произведений. Закрепление знаний об изученных музыкальных инструментах. Музыкальная викторина «Угадай какой инструмент играет» | Называют изученные произведения с помощью наводящих вопросов. Подпевают учителю песни, разученные в разделе «Без труда не проживешь». Называют музыкальные инструменты. | Называют изученные произведения. Поют песни разученные в разделе «Без труда не проживешь». Определяют и называют звучащий музыкальный инструмент |
11. | «Будьте добрее». «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева) | 1 | Работа с учебником: беседа о музыкальных жанрах (марш, хоровод, колыбельная), работа с иллюстрацией. Хоровое пение: прослушивание и разучивание песни «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева. Эмоциональное оценивание музыкального произведения. Прослушивание песни «Песенка странного зверя» из мультфильма «Странный зверь». | Рассматривают иллюстрацию, отвечают кратко на вопросы. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы полным предложением. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения |
12. | «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина) | 1 | Беседа о доброте. Хоровое пение: разучивание песни «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина; работа над мелодией и настроением при исполнении произведения. Прослушивание песни «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» из мультфильма «Тридцать восемь попугаев», музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. | Слушают учителя, кратко отвечают на вопросы. Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, кратко отвечают на вопросы. | Слушают учителя, дают развернутый ответ. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения, вспоминают героев мультфильма и сюжет |
13. | «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского | 1 | Работа с учебником, иллюстрацией, беседа об Африке, ее растительном и животном мире. Хоровое пение: разучивание песни «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Беседа о песне, её характере и выразительных средствах. Хоровое пение | Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, кратко отвечают на вопросы. Пропевают мелодию. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Отвечают на вопросы кратко. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы | Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, отвечают на вопросы распространенным предложением. Пропевают мелодию, повторяют музыкальные фразы с учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы о чувствах и эмоциях, которые вызывает песня, о характере мелодии |
14. | «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского | 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка»,музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Беседа о песне, её характере и выразительных средствах. Работа над эмоциональным исполнением произведения. Музыкально-ритмическое упражнение «Я и ты» | Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения вместе с учителем. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы. Выполняют простые движения упражнения, повторяя их за учителем, слушая стихотворный текст | Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы о содержании песни, ее характере и чувствах, о волшебном цветке. Показывают эмоциональный отклик, определяют настроение песни. Ритмично выполняют движения вместе с учителем и самостоятельно, проговаривая слова упражнения |
15. | «Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о сказочных сюжетах и героях музыкальных произведений. Работа с учебником. Знакомство с творчеством композитора М.И. Глинки, прослушивание произведения из оперы «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром «опера». Повторение музыкального жанра «марш». Прослушивание пьес «В пещере горного короля» Э. Грига; «Баба-Яга» П.И.Чайковского (из «Детского альбома»), беседа о сказочных сюжетах и героях музыкальных произведений. | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы о персонажах. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Слушают музыку, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Знакомятся с жанром «опера». Отвечают на вопросы кратко с помощью учителя. | Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Рассматривают иллюстрации, слушают учителя, называют сказочных персонажей и дают им краткую характеристику. Рассматривают иллюстрации, подробно отвечают на вопросы. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Знакомятся с жанром театральной деятельности «опера». Дают определение музыкального жанра «марш». |
16. | Жанры музыки: «оркестр, балет, опера» | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Работа с учебником: знакомятся с понятиями «оркестр, балет, опера». Соотнесение изображений со словами. Определение на слух звучания оркестра. Хоровое пение: разучивание песни «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Читают понятия «оркестр, балет, опера», соотносят с изображением с помощью учителя. Дифференцируют понятия «балет» и «опера» с помощью наводящих вопросов. Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя | Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Дают понятия «оркестр, балет, опера», соотносят с изображением Различают понятия «балет» и «опера». Определяют звучание оркестра при прослушивании. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка |
17. | «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о традициях и зимних развлечениях. Хоровое пение: разучивание песни «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева). Работа с учебником: ответы на вопросы. Беседа о сюжете песни. Повторение изученного ранее материала | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы о традиции катания на тройке с бубенцами. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Кратко отвечают на вопросы по пройденной теме | Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, дают полный ответ на вопросы о традиции катания на тройке с бубенцами. Осознанно слушают, определяют настроение музык, запоминают и повторяют с учителем песню, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Отвечают распространенным предложением на вопросы по пройденной теме |
18. | Обобщение по теме «Будьте добрее». | 1 | Повторение песен и прослушанных произведений по теме. Повторение изученного ранее материала. Повторение ритмических упражнений | С помощью учителя эмоционально участвуют в действиях, поют повторяющиеся фразы, припевы. Узнают ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты. Воспроизводят простые движения и ровный ритм | Эмоционально участвуют во всех действиях, самостоятельно поют песни целиком. Узнают и правильно называют ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты. Достаточно точно воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание |
19. | «Моя Россия». «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина | 1 | Беседа о мире, о России. Хоровое пение: разучивание песни «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина, обсуждение сюжета и эмоционального характера песни. Сочинение музыкального сопровождения к песни. Прослушивание военного марша «Прощание славянки» | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя, отвечают кратко. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, дают полный ответ. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка, отвечают на вопросы. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. |
20. | «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Двигательное упражнения «Кап-кап». Хоровое пение: разучивание песни «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой. Работа с учебником, вопросами, иллюстрацией | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию | Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Выполняют движения самостоятельно, соответственно характеру текста, проговаривая слова. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы подробно |
21. | «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Русские народные инструменты. Прослушивание симфонической картины «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова. Беседа по прослушанной композиции | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Кратко отвечают на вопросы по пройденной теме. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение | Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Отвечают распространенным предложением на вопросы по пройденной теме. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения |
22. | «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев | 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев. Работа с учебником: рассматривание иллюстрации. Беседа по содержанию музыкального произведения. Игра на детских музыкальных инструментах Хоровое пение: повторение ранее изученных песен | Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию, односложно отвечают на вопросы. Слушают, узнают песню. Повторяют за учителем ритм на детских музыкальных инструментах. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя | Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы полным предложением. Слушают, описывают характер песни и содержание, отвечают на вопросы. Пропевают произведение. Повторяют ритм на детских музыкальных инструментах за учителем и самостоятельно. Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова |
23. | «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Прослушивание «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского. Беседа по содержанию музыкального произведения. Хоровое пение: разучивание песни «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика Исполнение песни с движениями | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Кратко отвечают на вопросы по содержанию музыкального произведения. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию. | Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию, слова и движения разученного отрывка |
24. | «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского: биография композитора, его произведения. Закрепление понятия «композитор». Хоровое пение: разучивание песни «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца. Хоровое исполнение музыкального произведения с движениями. Беседа по содержанию | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Прослушивают произведения композитора, знакомятся с биографией композитора, повторяют определение понятия «композитор». Прослушивают исполнение песни учителем, узнают песню. Повторяют музыкальные фразы и движения вместе с учителем. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают. | Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Прослушивают произведения композитора, дают определение понятия «композитор», кратко отвечают на вопросы по биографии Д.Б.Кабалевского. Прослушивают исполнение песни, узнают песню. Поют песню и выполняют движения вместе с учителем и самостоятельно. Отвечают на вопросы о настроении музыки, характере мелодии, содержании песни |
25. | «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Прослушивание песни «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача. Обсуждение истории становлении профессионального футбола на территории нашей страны и постсоветского пространства | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Участвуют в беседе, кратко отвечают на вопросы | Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы распространенным предложением |
26. | Музыкальный инструмент «литавры» | 1 | Работа с учебником. Знакомство с музыкальным инструментом литавры. Прослушивание музыкальных произведений Р.Штрауса «Восход» и «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Беседа по прослушанному произведению | Рассматривают, показывают и по изображению узнают литавры. Осознанно слушают произведение. С помощью учителя определяют настроение музыки. Кратко отвечают на вопросы по прослушанному произведению | Рассматривают, показывают, называют литавры, узнают инструмент на слух. Осознанно слушают, самостоятельно определяют настроение музыки. Отвечают на вопросы по прослушанному произведению |
27. | «Великая победа». «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о празднике «День Победы». Разучивание песни «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина Беседа по содержанию | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы | Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации, слушают учителя, отвечают на вопросы. Называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику «День Победы». Запоминают и повторяют с учителем песню. Достаточно точно воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание |
28. | «День победы» | 1 | Прослушивание песен «Катюша» и «День победы». Беседа о создании и характере музыкальных произведений. Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. | Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Односложно отвечают на вопросы. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. | Осознанно прослушивают музыку, показывают эмоциональный отклик на музыкальные произведения, отвечают на вопросы о характере песен, их смысле и содержании. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. |
29. | Оркестр детских инструментов | 1 | Повторение правил пения. Хоровое пение: техническая работа над военной песней. Шумовой оркестр – игра на детских инструментах. Отработка строевой песни | Слаженно и эмоционально поют разученные песни вместе с учителем. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Повторяют за учителем, ритмично делают простые движения. | Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок, указанный учителем. Повторяют ранее выученные движения. |
30. | «Мир похож на цветной луг». «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового). | 1 | Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Работа с учебником, иллюстрацией. Разучивание песни «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Беседа о честности, доброте и смелости. Исполнение песни в сопровождении на детских музыкальных инструментах | Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации. Слушают произведение, показывают эмоциональный отклик. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы песни, интонационно близко воспроизводят мелодию. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет | Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают иллюстрации, рассказывают о своём понимании дружбы. Слушают, отвечают на вопросы о характере песни, содержании, её героях. Запоминают и повторяют с учителем песню. Воспроизводят чисто мелодию и слова разученного отрывка. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии |
31. | «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | Выполнение упражнения с движениями «Кто сильнее?». Работа с учебником, иллюстрацией. Прослушивание «Марша» С. С Прокофьева (из оперы «Любовь к трем апельсинам»). Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского. Беседа по содержанию музыкального произведения. Хоровое пение: повторение изученных песен | Выполняют движения с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации. Слушают произведение, показывают эмоциональный отклик. Поют выученный фрагмент с учителем в унисон интонационно близко к мелодии. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя | Повторяют движения ритмически правильно и самостоятельно, проговаривая текст. Рассматривают иллюстрации, рассказывают о своих впечатлениях и представлениях от прослушанного шуточного марша. Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. |
32. | «Чардаш» композитора Витторио Монти | 1 | Выполнение упражнения с движениями «Лучше нет родного края». Прослушивание произведения «Чардаш» композитора Витторио Монти. Беседа по содержанию прослушанной музыкальной композиции. | Повторяют действия за учителем. Слушают, определяют настроение музыки. Кратко отвечают на вопросы по прослушанной музыкальной композиции. Подпевают, уверенно поют повторяющиеся строки | Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Слушают, определяют характер прозвучавшей музыки. Отвечают на вопросы о прослушанном произведении Осознанно с протяжностью гласных исполняют песню, соблюдая мелодию и ритм |
33. | «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского | 1 | Разучивание песни «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского | Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию. | Запоминают мелодию и текст, повторяют с учителем. Воспроизводят чисто мелодию песни со словами |
34. | Повторение изученного за год | 1 | Повторение песен и упражнений. Закрепление понятий о выразительных средствах музыки (темпе, высоте звуков, длительности звуков, характере мелодии, динамических оттенках), изученных музыкальных жанрах и музыкальных инструментах | Эмоционально, с помощью учителя, поют изученные песни в унисон, относительно близко интонируя мелодию и достаточно точно ритмически. Берут дыхание в начале музыкальных фраз. Выполняют задания учителя, играют на инструментах ровными долями под счет и исполняют простой ритмический рисунок. | Эмоционально передают характер песни. Поют песни целиком в унисон самостоятельно. Берут дыхание в начале музыкальных фраз, распределяют дыхание. Точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданные ритмические рисунки. Самостоятельно выполняют ранее выученные танцевальные движения правильно и ритмично. Эмоционально участвуют в действиях, развернуто отвечают на вопросы |