СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа 4 класс Математика

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью 4 класс»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.

Математика 4 класс Т.В. Алышева, И.М.Яковлева в 2-ух частях, учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020г.

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Примерная АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью определяет цель обучения математике, как подготовку обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из данной цели, Примерной АООП определены следующие задачи обучения математике:

– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Реализация в образовательной деятельности указанных задач, которые можно охарактеризовать соответственно, как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи, обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП в предметной области «Математика».

Отличительной особенностью данного УМК ярко выраженная коррекционная направленность: развитие и коррекция памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики рук. Но наибольшее внимание уделено коррекции мышления, так как именно этот познавательный процесс более всего нарушен у обучающихся с умственной отсталостью. В процессе систематической последовательной работы на уроках математики у учителя есть возможность существенно влиять на развитие у обучающихся умений сравнивать, обобщать, дифференцировать, классифицировать, устанавливать причинно -следственные связи, выявлять закономерности и т.д.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках


Общая характеристика учебного предмета.


Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Структура курса математики 4 класса в соответствии с Примерной АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлена следующими разделами:

– нумерация;

– единицы измерения и их соотношения;

– арифметические действия;

– арифметические задачи;

– геометрический материал;

Курс математики, изучаемый обучающимися с легкой умственной отсталостью, имеет концентрическое строение, позволяющее реализовать последовательное, постепенное расширение математических знаний и умений обучающихся, постоянную повторяемость изученного. В основе распределения математического материала по концентрам лежит раздел «Нумерация». В составе курса математики для 4 класса выделяют концентр: нумерация чисел в пределах 100.

Расширение раздела «Единицы измерения и их соотношения» по концентрам предусматривает постепенное ознакомление обучающихся с новыми единицами измерения величин (мерами) и их соотношением. В концентре 3 после изучения нумерации в пределах 100, вводятся новые меры (1 м, 1 мин, 1 мес., 1 год) и изучаются соотношения мер в пределах 100 (1 м = 10 дм, 1 м = 100 см, 1 сут. = 24 ч, 1 год = 12 мес., 1 мес. = 30 (28, 29, 31) сут, 1 ч = 60 мин).

В каждом концентре происходит знакомство обучающихся с новым видом простых арифметических задач.

Расширение геометрического материала по концентрам происходит следующим образом: в концентре 1 происходит знакомство обучающихся с основными геометрическими фигурами и телами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, брус); в последующих концентрах изучаются элементы и свойства этих фигур; происходит знакомство с новыми геометрическими фигурами (окружность, дуга, ломаная и т. д.); происходит обобщение изученного геометрического материала.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Математика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного плана школы

Учебный план на изучение математике в 4 классе отводит:


Название

предмета


К-во часам в

неделю

I

четверть


II четверть

III четверть

IV четверть

ГОД


Математика

4

32

32

40

32


136



Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Планируемые личностные результаты:

– осознание себя учеником, ответственным за свое поведение и результаты учебной деятельности;

– позитивное отношение к образовательной деятельности, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);

– знание правил общения, умение высказать свою мысль, поддержать диалог со взрослыми и сверстниками;

– уважительное и доброжелательное отношение к педагогам и другим обучающимся, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

– понимание и принятие элементарных правил работы в группе, умение прислушиваться к мнению одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия;

– адекватные представления о собственных возможностях, умение высказать просьбу о помощи и принять оказываемую помощь;

– элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов собственной учебной деятельности;

– умение ориентироваться в ближайшем социальном и предметном окружении, используя математические знания;

– умение применять математические знания для выполнения различных

видов доступной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд);

– начальные представления об основах гражданской идентичности;

– понимание необходимости бережного отношения к природе, материальным и духовным ценностям;

– овладение начальными навыками безопасного и здорового образа жизни.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (4 класс)

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика) на конец обучения в младших классах (4 класс):

Минимальный уровень:

– знание числового ряда 1–100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

– знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

– пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

– определение времени по часам (одним способом);

– решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

– решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

– знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

– различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

– знание числового ряда 1–100 в прямом и обратном порядке;

– счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными

числовыми группами в пределах 100;

– откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

– знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

– знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

– определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

– решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

– краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности.

Содержание учебного предмета.

Нумерация. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные.

Единицы измерения и их соотношения. Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени. Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.

Арифметические действия. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления). Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.

Арифметические задачи. Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»). Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах). Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.

Учебно - тематическое планирование предмета «Математика» 4 класс.

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Нумерация

(повторение)

3 ч.

Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы.

2

Арифметические действия. Арифметические задачи

119 ч.

Письменное сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление с остатком.

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи).

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями, составленные из ранее решаемы простых задач.

3

Единицы измерения и их соотношения

5 ч.

Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношение: 1 рубль =100 к

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.

Единицы измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм

Соотношение: 1см=10мм.

Единицы измерения массы: центнер. Обозначение: 1ц.

 Соотношение 1 ц=100кг.

Единицы измерения времени: секунда. Обозначение: 1сек.

Соотношение 1мин=60сек. Секундная стрелка. Секундомер.

Определение времени с точностью до 1 минуты (5 часов 18 минут, без 13 минут 6 часов, 18 минут 9-го). Числа, полученные при измерении двумя мерами. Преобразование чисел, полученных при измерении двумя мерами (1см 5мм=15мм, 15мм=1см 5мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида:

60 см +40см=100см=1 м, 1м - 60см=40см.

4

Геометрический материал

5 ч.

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

5

Итоговое повторение

4 ч.

Повторение изученного материала.

 

Итого

136 ч.

 





Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Информационно–методическое обеспечение.

Основная литература:

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой - М.: Просвещение, 1999.

2. Алышева Т.В., И.М.Яковлева. Математика: 4 класс. Учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. -3-е издание- Москва: «Просвещение», 2019. - 135с.-1ч.; 135с.-2ч.

3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: «Владос»,2001.


Дополнительная литература для учителя:

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272с. (Практическая психология)

2.Голубь В.Т. Графические диктанты-М., «ВАКО»,2008.

3.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 3-е, переработанное, и доп. – М.: «Ось-89», 2003. – 96с.

4.Печатные пособия; таблицы цифр, сложения и вычитания.

5.Технические средства обучения (средства ИКТ):

6.Мультимедийная доска, компьютер.

7. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для

общеобразоват. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразоват.

программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с.























Тематическое планирование.


№ п/п

год

№ п/п

четверть

Названия раздела, темы урока.

Кол-во часов

Дата


Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

по плану

по факту



I четверть - 32 часа.


1-3

1-3

Нумерация чисел 1–100 (повторение)

3

01.09

03.09

04.09


Ряд круглых десятков в пределах 100.Сравнение и упорядочение круглых десятков. Разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц. Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа

в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел.

Сравнение и упорядочение чисел в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10 (40 + 10; 40 – 10), по 1 (42 + 1; 1 + 42; 43 – 1); разрядного состава чисел (40 + 3; 3+ 40; 43 – 3; 43 – 40), с использованием переместительного свойства сложения. Нахождение значения числового выражения со скобками и

без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Решение простых, составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету,

готовому решению, краткой записи. Линии (прямая, луч, отрезок), их дифференциация. Измерение длины отрезков в сантиметрах. Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка заданной длины; равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1дм. Многоугольники. Связь названия многоугольника с количеством углов у него.

4-5

4-5

Числа, полученные при измерении величин


2

07.09

08.09


Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Дифференциация чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами. Моделирование числа, полученного при измерении

стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р., 50 к., 10 к. Построение отрезка заданной длины, выраженной числом, полученным при измерении двумя мерами (1дм 2 см). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

6-7

6-7

Мера длины – миллиметр

2

09.09

10.09


Знакомство с мерой длины – миллиметром. Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах)

8-15

8-15

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)

8

14.09

15.09

16.09

17.09

21.09

22.09

23.09

24.09


Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода

через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку: сложение и вычитание круглых десятков

(40 + 20; 40 – 20); сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2); сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20); сложение и вычитание двузначных чисел (54 + 21; 54 – 21; 54 – 24; 54 - 51); получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 + 38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62); вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков и числа 100 (50 – 4; 100 – 4; 50 – 24; 100 – 24). Взаимосвязь сложения и вычитания. Проверка вычитания обратным действием – сложением. Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде

числового выражения (примера). Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 5 в пределах 100. Построение отрезка, длина которого больше, меньше длины данного отрезка. Пересечение линий, точка пересечения. Построение пересекающихся, непересекающихся отрезков.

Обозначение буквой точки пересечения. Углы. Виды углов. Определение вида угла с помощью чертежного угольника.

16

16

Контрольная работа №1«Входная контрольная работа»

1

28.09


Контроль и учет знаний.


17

17

Работа над ошибками.

1

29.09


Анализ проделанной работы.

18 -19

18-19

Меры времени

2

30.09

01.10



Соотношения мер времени. Последовательность месяцев, количество суток в каждом месяце. Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами.







20

20

Замкнутые, незамкнутые кривые линии

1

05.10


Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых.

21

21

Окружность, дуга

1

06.10


Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга.

Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. Построение дуги с помощью циркуля.

22-24

22-24

Умножение чисел. Таблица умножения числа 2.

3

07.10,

08.10,

12.10


Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых).

Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20). Простые арифметические задачи на нахождение произведения, раскрывающие смысл арифметического действия умножения; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями,

иллюстрирования содержания задачи. Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение). Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи. Таблица умножения числа 2, ее воспроизведение на основе

знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 2. Умножение чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение)

25-27

25-17

Деление чисел

2

13.10,

14.10


Моделирование действия деления (на равные части) в предметно-практической деятельности с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части (в пределах 20). Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (на равные части); выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями.


28-29

28-29

Деление чисел на 2

2

15.10,

19.10


Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Числа четные и нечетные.

Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой

правильности вычислений по таблице деления на 2. Деление чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление).

Взаимосвязь умножения и деления. Взаимосвязь таблиц умножения числа 2 и деления на 2.Деление по содержанию (по 2). Простые арифметические задачи на нахождение частного,

раскрывающие смысл арифметического действия деления

(по содержанию); выполнение решения задач на основе

действий с предметными совокупностями. Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление)


30

30

Контрольная работа №2«Табличное умножение и деление на 2»

1

20.10



Контроль и учет знаний.



31

31

Работа над ошибками.

1

21.10


Анализ проделанной работы.

32

32

Сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд.

1

22.10


Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38 + 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на

два числа. Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения (5 + 38). Присчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100.

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,

вычитание, умножение, деление). Составление задач по предложенному сюжету, краткой записи.





II четверть - 32 часа.


33-35

1-3

Сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд

3

02.11

03.11

04.11


Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (38 + 25) приемами устных вычислений (запись примера в строчку).

Нахождение значения числового выражения (решение

примера) с подробной записью решения путем разложения

второго слагаемого на два числа. Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление)


36

4

Ломаная линия

1

05.11



Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии:

отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии.

37-39

5-7

Вычитание однозначного числа из двузначного (устные вычисления)

3

09.11

10.11

11.11


Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд (34 – 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два

числа. Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в

пределах 100.Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 6 в пределах 100.Измерение длины отрезков ломаной, сравнение их по длине.

40-41

8-9

Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

2

12.11

16.11


Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53 – 25) приемами устных вычислений (запись примера в строчку).

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения

второго слагаемого на два числа. Построение ломаной линии из отрезков заданной длины.

42-43

10-11

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

2

17.11,

18.11


Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание,

называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных.

Получение замкнутой ломаной линии из незамкнутой

ломаной (на основе моделирования, построения). Получение незамкнутой ломаной линии из замкнутой ломаной (на основе моделирования). Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия.

44

12

Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

1

19.11


Контроль и учет знаний.



45

13

Работа над ошибками.

1

23.11


Анализ проделанной работы.

46

14

Таблица умножения

числа 3

1

24.11


Табличное умножение числа 3 в пределах 20.Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 3, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 3с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3.Переместительное свойство умножения.

47-49

15-17

Деление на 3

3

25.11

26.11

30.11


Деление предметных совокупностей на 3 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3.

Деление по содержанию (по 3). Дифференциация деления на равные части и по содержанию.

50-52

18-20

Таблица умножения числа 4

3

01.12

02.12

03.12


Табличное умножение числа 4 в пределах 20.Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100(на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 4, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 4.Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения.

53-55

21-23

Деление на 4

3

02.12

04.12

05.12


Деление предметных совокупностей на 4 равные части

(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий

в математической записи (составлении примера).

Таблица деления на 4, ее составление с использованием

таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 4 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4. Деление по содержанию (по 4).

56

24

Контрольная работа №4 «Таблица умножения и деления чисел на 3, 4»

1

09.12



Контроль и учет знаний.

57

25

Работа над ошибками.

1

10.12


Анализ проделанной работы.

58

26

Длина ломаной линии

1

14.12


Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной (с помощью циркуля).

59-60

27-28

Таблица умножения числа 5

2

15.12

16.12



Табличное умножение числа 5 в пределах 20.Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 5 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 5.

61-62

29-30

Деление на 5

2

17.12

21.12



Деление предметных совокупностей на 5 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 5, ее составление с использованием таблицы умножения числа 5, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 5.

Деление по содержанию (по 5).

63-64

31-32

Двойное обозначение времени

2

22.12

23.12



Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. Определение времени по электронным часам (с электронным табло) с точностью до 1 ч, получаса.




III четверть – 40 часов


65-68

1-4

Таблица умножения числа 6

4

11.01

12.01

13.01

14.01


Табличное умножение числа 6 в пределах 20.Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения) Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 6. Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

69-71

5-7

Деление на 6

3

18.01

19.01

20.01


Деление предметных совокупностей на 6 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера). Таблица деления на 6, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 6. Деление по содержанию (по 6). Простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение. Нахождение длины замкнутой ломаной линии.

72

8

Прямоугольник

1

21.01


Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника. Противоположные стороны прямоугольника, их свойство. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге.

73-74

9-10

Таблица умножения числа 7

2

25.01

26.01


Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 7 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 7. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 7 в пределах 10. Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам его сторон.

75-77

11-13

Увеличение числа в несколько раз

3

27.01

28.01

01.02


Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Увеличение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно-

практической деятельности («увеличить в …»). Увеличение числа в несколько раз. Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») и способом ее решения: краткая запись задачи;

выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи.

78-80

14-16

Деление на 7

3

02.02

03.02

04.02


Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 7 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера)

Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой

правильности вычислений по таблице деления на 7. Деление по содержанию (по 7).

81-83

17-19

Уменьшение числа в несколько раз

3

08.02

09.02

10.02


Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно-

практической деятельности («уменьшить в …»). Уменьшение числа в несколько раз. Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …») и способом ее решения: краткая запись задачи;

выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи.

84

20

Контрольная работа №5 «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления»

1

11.02


Контроль и учет знаний.


85

21

Работа над ошибками.

1

15.02


Анализ проделанной работы.

86

22

Квадрат

1

16.02


Название сторон квадрата. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение квадрата с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).

87-90

23-26

Таблица умножения числа 8

4

17.02

18.02

22.02

23.02


Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 8.Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 8 в пределах 100.

91-94

27-30

Деление на 8

4

24.02

25.02

01.03

02.03


Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, на основе знания взаимосвязи

умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 8 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера).

Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 8.Деление по содержанию (по 8). Составление и решение простых и составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в …», «больше в …», по краткой записи, предложенному сюжету.

95

31

Меры времени

1

03.03


Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого).

95-98

32-35

Таблица умножения числа 9

4

04.03

08.03

09.03

10.03


Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 9. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 9 в пределах 100.

99-102

36-39

Деление на 9

4

11.03

15.03

16.03

18.03


Таблица деления на 9, ее составление с использованием

таблицы умножения числа 9, на основе знания взаимосвязи

умножения и деления. Деление предметных совокупностей на 9 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера).

Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой

правильности вычислений по таблице деления на 9.Деление по содержанию (по 9). Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой,

количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение.

103

40

Контрольная работа №6 «Таблица умножения и деления на 8 и 9».

1

22.03


Контроль и учет знаний.




IV четверть – 32 часа.


104-105

1-2

Пересечение фигур

2

23.03,

24.03


Пересечение геометрических фигур (окружностей, многоугольников, линий). Точки пересечения, обозначение их буквой. Построение пересекающихся, непересекающихся

геометрических фигур.



106

3

Умножение 1 и на 1

1

25.03


Умножение единицы на число (на основе взаимосвязи

сложения и умножения). Умножение числа на единицу (на основе переместительного свойства умножения).

Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 1; его использование при выполнении вычислений.

107

4

Деление на 1

1

31.03


Деление числа на единицу (на основе взаимосвязи умножения и деления). Правило нахождения частного, если делитель равен 1; его использование при выполнении вычислений.

108-111

5-8

Сложение и вычитание без перехода через разряд (письменные вычисления)

4

05.04

06.04

07.04

08.04


Сложение и вычитание без перехода через разряд. Запись примера в столбик. Алгоритм письменного выполнения сложения, вычитания

чисел в пределах 100.Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев:

сложение двузначных чисел (35 + 12); вычитание двузначных чисел (35 – 12); сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (45 + 20; 45 – 20). Письменное выполнение сложения как способ проверки устных вычислений.

112-118

9-15

Сложение с переходом через разряд (письменные вычисления)


7



12.04

13.04

14.04

15.04

19.04

20.04

21.04


Сложение с переходом через разряд. Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел (35 + 17);

сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц (35 + 25); сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100 (35 + 65); сложение двузначного и однозначного чисел (35 + 7). Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых.

119-126

16-23

Вычитание с переходом через разряд (письменные вычисления)

8

22.04

26.04,

27.04,

28.04

29.04

03.05

04.05

05.05


Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) следующих случаев: вычитание двузначного числа из круглых десятков (60 – 23); вычитание двузначных чисел (62 – 24);

вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа (62 – 54); вычитание однозначного числа из двузначного числа (34 – 5). Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением.

127

24

Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание с переходом через разряд»

1

06.05


Контроль и учет знаний.

128

25


Работа над ошибками.

Умножение 0 и на 0

1

10.05


Анализ проделанной работы. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0 (на основе переместительного свойства умножения). Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 0; его использование при выполнении вычислений.

129

26

Деление 0 на число

1

11.05


Деление 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения и

деления). Правило нахождения частного, если делимое равно 0; его использование при выполнении вычислений.

130

27

Взаимное положение геометрических фигур

1

12.05


Взаимное положение на плоскости геометрических фигур:

узнавание, называние. Моделирование взаимного положения двух геометрических фигур на плоскости.

131-132

28-29

Умножение 10 и на 10

2

13.05

17.05


Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения

и умножения). Умножение числа на 10 (на основе переместительного свойства умножения). Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 10; его использование при выполнении вычислений.

133

30

Деление на 10

1

18.05


Деление числа на 10 (на основе взаимосвязи умножения и

деления). Правило нахождения частного, если делитель равен 10; его использование при выполнении вычислений.

134-135

31

Нахождение неизвестного слагаемого

2

19.05,

20.05


Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х». Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой.


136

32

Итоговая контрольная работа.

1

24.05


Контроль и учёт знаний.












8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!