СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 2 класса ОВЗ (вариант 7.1) "Школа России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по математике составлена на основании следующих нормативных документов

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 2 класса ОВЗ (вариант 7.1) "Школа России"»

с.Табунщиково, Красносулинский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табунщиковская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Табунщиковская СОШ _________________________

Приказ от ____________ № ___

Подпись руководителя ___________________________

Печать



Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (вариант 7.1)

по математике

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_____________________2 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)



Учитель Шаравлиева Евгения Александровна_____


(ФИО)

Программа разработана на основе:

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Табунщиковская СОШ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2014г; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; авторской программы по математике 1-4 классы. Предметная линия учебников М.И.Моро и др.Школа России. ФГОС / М.: Просвещение, 2015/; Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. /М.Просвещение/;


(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




2018-2019 г

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………….............................3

Планируемые результаты изучения программы по курсу ……………..………...10

Содержание учебного предмета ………………………………................................14

Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с ЗПР………………………….17

Календарно-тематическое планирование………………….......................................20

Учебно-методическое обеспечение …………………… ………………….……..…27























Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по математике составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Приказа Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 1.09.2018 г. (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах).

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598

  • "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования одобренной (протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Приказа о внесении изменений ФГОС ООО от 17.12. 2010 №1897 от 31.12.2015

  • Письма Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 N ИР-535/07

  • ПРОЕКТА Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

  • Коллегиального заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии от 30 мая 2018 года № 174

  • Положения о рабочей программе МБОУ Табунщиковская СОШ.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе: авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.

Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.

Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

Учебные:

• формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

• формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

• формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

• развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

• развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

• формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

• формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

• формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

• формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.

При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности.

Обучение предмету «Математика» создает возможности для преодоления перечисленных недостатков. Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России».

Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинно-следственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное мышление.

При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности.

Содержание материала рекомендует педагогу соблюдать следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей учеников, характера имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как  онтогенетически наиболее ранних базовых составляющих психического развития;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики,  коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей  развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного  подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

* принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок,  считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

 Адаптированная программа на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

* диагностическая работа;

* коррекционно-развивающая работа  способствует формированию универсальных учебных действий  у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

* консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР;

* информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса – обучающимися, их родителями.

 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и узнавания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие временных понятий;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков относительно анализа;

  • развитие навыка группировки и классификации(на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • формирование умения планировать свою деятельность;

  • развитие комбинаторных способностей

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

7. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

8. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

9. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

10.Системный разносторонний контроль с помощью специалистов ЦПМСС (врачей, дефектологов, логопедов, психологов).

Свою рабочую программу я адаптирую через методику работы на уроке. В процесс обучения я включаю раз­нообразные формы, методы и мето­дические приемы.

При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:

  1. Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).

  2. Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.

  3. Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.

  4. Оказываю мальчику помощь в планировании учебной деятельности.

  5. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

  6. Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.

  7. Часто предлагаю алгоритм выполнения заданий на самостоятельных работах, работе с учебником, устных ответах.

  8. Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.

  9. Коллективно составляем план устного и письменного ответа.

  10. Уделяю особое внимание работе по формированию математической речи.

  11. Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.

  12. Использую прием проговаривания основных терминов и определений.

  13. При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.

  14. При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).

  15. Подчеркиваем заглавные буквы, делим слова на слоги, ставим ударение.

  16. Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.

  17. Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.

  18. Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения по­сильного для восприятия обучающимися материала соответственно их спо­собностям и возможностям, для орга­низации коррекционной индивиду­альной работы.

  19. При выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы разрешаю мальчику пользоваться ра­бочими тетрадями и учебниками.

  20. При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа и материал УМК рассчитан на 136 часов в год, 4 часов в неделю.

1четверть – 32 часов (8 недель)

2 четверть – 28 часов (7 недель)

3 четверть – 44 часа (11 недель)

4 четверть – 32 часа (8 недель)


Изменения в программу не внесены





















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты освоения предмета «Математика»

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

  • умение признавать собственные ошибки


У учащихся могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знания алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приёмов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

  • сопоставлять разные способы решения задач;

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановления условия по рисунку, схеме, краткой записи);

  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы:

  • дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы:

  • находить нужную информацию в учебнике.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;

  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач;

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задач в несколько действий;

  • решать задачи разными способами;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расход материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение; объединять полученные результаты (при решении комбинированных задач);

  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.


Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • название разрядов (единицы, десятки, сотни);

  • переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения;

  • названия компонентов сложения, вычитания, умножения;

  • табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;

  • названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное);

  • порядок выполнения действий в числовых выражениях;

  • названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник)

  • названия единиц измерения длины, площади, времени.

Учащиеся должны уметь:

  • считать двойками, тройками, четвёрками, пятёрками в пределах таблицы умножения;

  • устно выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток;

  • письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;

  • проверять результаты вычисления обратным действием;

  • выполнять умножение и деление с числами 0,1;

  • находить значение числового выражения, содержащего 3-4 действия;

  • сравнивать значения числовых выражений;

  • решать простые текстовые задачи на умножение и деление;

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата;

  • различать прямой, тупой и острый углы:

  • определять время по часам.

Учащиеся могут знать:

  • названия компонентов действия деления;

  • табличные случаи умножения на 6,7,8,9,10;

  • признаки делимости на 2,5,10;

  • изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника, ромба, квадрата;

  • отдельные свойства прямоугольного треугольника;

Учащиеся могут уметь:

  • вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональными способами (с помощью изученных свойств сложения, умножения, вычитания и деления), в том числе и со скобками;

  • складывать и вычитать сотни;

  • производить простейшие письменные вычисления в пределах 1000;

  • округлять данные, полученные путём измерения;

  • решать задачи в 2 – 3 действия на сложение и вычитание.






















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 34 рабочие недели,4 часа в неделю,136 часов в год (из них 5 часов резерва)

Числа от 1 до 100. Нумерация.

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора.

Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.

Итоговое повторение.

Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.

Решение задач изученных видов.

Числа и величины.

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: деньги (рубль, копейка); время (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения и умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28,8 ∙ b, c : 2, вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде: рисунка; схематического рисунка; схематического чертежа; краткой записи, таблицы.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат). Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

























Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с задержкой психического развития.

Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для классов коррекционно-развивающего обучения. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.

При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их к реше­нию учебных и практических задач.

Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами.

За комбинированную контрольную работу, содержащую, на­пример, вычислительные примеры и арифметические задачи, целе­сообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а дру­гую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированное™ конкретного умения или на­выка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вы­числения, но при решении задачи неправильно выбрать арифме­тическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа.

При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данном}' моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо" знать таблицу умножения. В этом случае оценивание от­метками "5", «'4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале:

  • 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",

  • 75-94 % - «4»,

  • 40-74 % - «3»,

  • ниже 40% -«2».

Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов мо­жет быть ниже):

  • 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,

  • 55-89% правильных ответов-«4»,

  • 30-54 % - «3».

Таким образом, число допущенных ошибок не является ре­шающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем счи­тается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольни­ка и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несу­щественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень.


Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей мо­гут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оцен­ку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи.

Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу.

Оценивая контрольные работы во 2-4 классах по пяти­балльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учеб­ных и практических задач.

Проверка письменной работы, содержащей только примеры.

При оценке письменной работы, включающей только приме­ры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся сле­дующие отметки:

  • Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

  • Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислитель­ные ошибки.

  • Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислитель­ных ошибок.

  • Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычисли­тельных ошибок.

Примечание: за исправления, сделанные учеником само­стоятельно, при проверке оценка не снижается.

Проверка письменной работы, содержащей только задачи.

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать за­дачи, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.

Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если:

  • допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычисли­тельные ошибки;

  • вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка "2" ставится, если:

  • допущены ошибки в ходе решения всех задач;

  • допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах.


Оценка математического диктанта.

При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

  • Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

  • Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть приме­ров от их общего числа.

  • Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть приме­ров от их общего числа.

  • Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть приме­ров от их общего числа.



































Календарно-тематическое планирование уроков математики

во 2 классе

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Числа от 1 до 100. Нумерация. (17 часов)

1


4.09


Числа от 1 до 20

2


5.09


Числа от 1 до 20. Тест №1 по теме «Табличное сложение и вычитание».

3


6.09


Десяток. Счёт десятками до 100. Образование и запись чисел от 20-100.

4


7.09


Устная нумерация чисел от 11 до 100

5

11.09


Письменная нумерация чисел до 100

6

12.09


Однозначные и двузначные числа

7

13.09


Единицы измерения длины - миллиметр

8

14.09


Вводная контрольная работа

9

18.09


Работа над ошибками. Миллиметр.

10

19.09


Наименьшее трёхзначное число. Сотня

11

20.09


Метр. Таблица единиц длины.

12

21.09


Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых

13

25.09


Замена

двузначного числа суммой разрядных слагаемых

14

26.09


Единицы стоимости: рубль, копейка

15

27.09


Единицы стоимости: рубль, копейка.

16

28.09


Закрепление. Математический диктант №1


17

2.10


Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (47 часов)


18(1)

3.10


Упражнение в построении отрезков и нахождении их длин.

Повторение пройденного.

19(2)

4.10


Обратные задачи


20(3)

5.10


Обратные задачи. Сумма и разность отрезков.

21(4)

9.10


Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

22(5)

10.10


Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого

23(6)

11.10


Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100».

24(7)

12.10


Работа над ошибками. Решение задач. Закрепление изученного

25(8)

16.10


Час. Минута. Определение времени по часам

26(9)

17.10


Длина ломаной.

27

(10)

18.10


Закрепление изученного материала

28

(11)

19.10


Порядок действий в выражениях со скобками Числовые выражения

29

(12)

23.10


Контрольная работа № 2 за 1 четверть

30

(13)

24.10


Работа над ошибками. Сравнение числовых выражений

31

(14)

25.10


Периметр многоугольника

32

(15)

26.10


Свойства сложения

33

(16)

6.11


Свойства сложения

34

(17)

7.11


Свойства сложения. Закрепление

35

(18)

8.11


Свойства сложения. Закрепление

36

(19)

9.11


Работа над ошибками.


37

(20)

13.11


Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания

38

(21)

14.11


Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18

39

(22)

15.11


Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20

40

(23)

16.11


Приёмы вычислений для случаев вида 26+4

41

(24)

20.11


Приёмы вычислений для случаев

30-7

42

(25)

21.11


Приёмы вычислений для случаев вида 60-24

43

(26)

22.11


Решение задач

44

(27)

23.11


Решение задач

45

(28)

27.11


Решение задач

46

(29)

28.11


Приём сложения вида 26+7

47

(30)

29.11


Приёмы вычитания вида 35-7

48

(31)

30.11


Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания Математический диктант №2


49

(32)

4.12


Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания

50

(33)

5.12


Закрепление изученного.


51

(34)

6.12


Контрольная работа № 3 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100»

52

(35)

7.12


Работа над ошибками

53

(36)

11.12


Буквенные выражения

54

(37)

12.12


Закрепление изученного

55

(38)

13.12


Закрепление изученного

56

(39)

14.12


Решение уравнение

57

(40)

18.12


Контрольная работа № 4 за 1 полугодие

58

(41)

19.12


Работа над ошибками

59

(42)

20.12


Проверка сложения

60

(43)

21.12


Проверка вычитания

61

(44)

25.12


Закрепление изученного.


62

(45)

26.12


Закрепление изученного.


63

(46)

27.12


Закрепление пройденного

64

(47)

28.12




Закрепление пройденного

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (27 часов)

65

(1)

9.01


Письменный приём сложения вида 45+23

66

(2)

10.01


Письменный приём вычитания вида 57-26

67

(3)

11.01


Повторение письменных приёмов сложения и вычитания

68

(4)

15.01


Решение задач

69

(5)

16.01


Прямой угол

70

(6)

17.01


Закрепление. Решение задач

71

(7)

18.01


Письменный приём сложения вида 37+48

72

(8)

22.01


Письменный приём сложения вида 37+53

73

(9)

23.01


Прямоугольник

74

(10)

24.01


Закрепление

75

(11)

25.01


Письменный приём сложения вида 87+13.

76

(12)

29.01


Закрепление. Решение задач.

77

(13)

30.01


Письменный приём вычитания вида

32+8; 40-8

78

(14)

31.01


Письменный приём вычитания вида 50-24

79

(15)

1.02


Закрепление приёмов вычитания и сложения.


80

(16)

5.02


Контрольная работа № 5 «Решение задач»

81

(17)

6.02


Работа над ошибками

82

(18)

7.02


Письменный приём вычитания вида 52-24

83

(19)

8.02


Повторение письменных приёмов сложения и вычитания

84

(20)

12.02


Повторение письменных приёмов сложения и вычитания

85

(21)

13.02


Свойство противоположных сторон прямоугольника

86

(22)

14.02


Свойство противоположных сторон прямоугольника

87

(23)

15.02


Квадрат

88

(24)

19.02


Письменные приемы вычислений чисел в пределах 100.

89

(25)

20.02


Закрепление пройденного материала.

Наши проекты: оригами.

90

(26)

21.02


Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100»

91

(27)

22.02


Работа над ошибками


Умножение и деление (24 часа)

92

(1)

26.02


Конкретный смысл действия умножения

93

(2)

27.02


Закрепление. Математический диктант №3


94

(3)

28.02


Приём умножения с помощью сложения.

95

(4)

1.03


Решение задач

96

(5)

5.03


Периметр прямоугольника

97

(6)

6.03


Умножение на 1 и на 0

98

(7)

7.03


Название компонентов умножения

99

(8)

12.03


Контрольная работа № 7 за 3 четверть

100

(9)

13.03


Работа над ошибками

101

(10)

14.03


Название компонентов умножения

102

(11)

15.03


Переместительное свойство умножения.

103

(12)

19.03


Переместительное свойство умножения

104

(13)

20.03


Закрепление изученного материала.

105

(14)

21.03


Конкретный смысл деления

106

(15)

22.03


Решение задач на деление.

107

(16)

2.04


Названия компонентов деления

108

(17)

3.04


Повторение пройденного «Что узнали чему научились?»

109

(18)

4.04


Взаимосвязь между компонентами умножения

110

(19)

5.04


Взаимосвязь между компонентами умножения

111

(20)

9.04


Приёмы умножения и деления на 10

112

(21)

10.04


Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

113

(22)

11.04


Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

114

(23)

12.04


Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление»

115

(24)

16.04


Работа над ошибками.

Табличное умножение и деление (13 часов)

116

(1)

17.04


Умножение числа 2. Умножение на 2.

117

(2)

18.04


Умножение числа 2. Умножение на 2.

118

(3)

19.04


Умножение числа 2. Умножение на 2.

119

(4)

23.04


Деление на 2

120

(5)

24.04


Деление на 2

121

(6)

25.04


Решение задач на деление.

122

(7)

26.04


Закрепление таблицы умножения и деления на 2. Математический диктант №4


123

(8)

30.04


Умножение числа 3. Умножение на 3.



124

(9)

7.05


Умножение числа 3. Умножение на 3.

125

(10)

14.05


Деление на 3

126

(11)

15.05


Деление на 3

127

(12)

16.05


Итоговая контрольная работа

128

(13)

17.05


Работа над ошибками


Итоговое повторение (6 часов)

129

(1)

21.05


Итоговый тест №1

130

(2)

22.05


Работа над ошибками. Нумерация чисел от 1 до 100

131

(3)

23.05


Сложение и вычитание в пределах 100

132

(4)

24.05


Числовые и буквенные выражения. Неравенства.

133

(5)

28.05


Единицы времени, массы. длины

134

(6)

29.05


Обобщение изученного Игра «Умники и умницы»






















ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Автор

Название

Год издан.

Издательство

1


ПРОЕКТ Примерная

адаптированная основная общеобразовательная программа

начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития



2

М.И.Моро

С.И. Волкова

Математика Рабочие программы 1-4

2011

М.: Просвещение

3

Буденная И. О., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др.


Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс

2016

М.: Просвещение

4

Волкова С. И.

Математика. Контрольные работы. 1-4 классы

2017

М.: Просвещение

5

Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др.

Математика. Методические рекомендации. 2 класс

2016

М.: Просвещение
















25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!