СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению»

Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено

Директор МКОУ СОШ №14

с. Надежда

Заместитель директора по УВР

на заседании МО

_______________________ И. Ю. Табат

____________ Е.А. Хорошенькова

Протокол № __ от «__» ______ 20__ года____________________________



Адаптированная рабочая программа обучающихся с задержкой психического развития

Курса Литературное чтение _____________________________


Класс: _3в_____________

Кол-во часов

всего: __136_____

Часов в

неделю: ­­__4___



Плановых контрольных уроков:5 __, практических занятий __, лабораторных работ __.

Планирование составлено на основе _АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант7.2) 2020г.



Указать документ, год

Учебник _Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Москва. «Просвещение» 2018 _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Автор, название, издательство, год издания

Составил(а) Рагозина И.Ю. _____________________________________________




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классы-3

Количество часов-136 часов в год

Всего-136, в неделю-4

  • Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического здоровья вариант 7.2)

  • авторской программы Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий. Литературное чтение  Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2020 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: Л.Ф. Климанова. Литературное чтение  Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2019  

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. 

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура        

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. 

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3 класс (136  ч)

Самое великое чудо на свете (3ч)  Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (11 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)   Русские поэты 19-20 века.  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие  русские писатели (23 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки (9 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (10ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (20 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 4 (7ч)   С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л.Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (9ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов (10 ч)

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература (8ч)   Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.





по порядку



Тема урока

Вид урока

Элементы содержания,

термины и понятия

УУД

Дата






план

факт






САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ 3 ч.)






1

Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

с.4 - 7

Урок ОНЗ

Истории создания книг, отличие рукописной книги от печатной

Жанровое разнообразие произведений

Л. Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками.

1.09







2

Первопечатник Иван Федоров

с.8 - 12

Урок ОНЗ

Кто впервые напечатал книги, в каком году

быль

2.09







3

Контроль техники чтения. Входная диагностика. Оценка достижений

с.12

Урок ОУиР

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст. Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры


5.09







УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11ч.)






4

Русские народные песни Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

с.14 - 21

Урок ОНЗ

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Как научиться декламировать произведение?

Рифма, Песня, Небылица, Сказка

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе поэтического текста. Установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, определении приёмов (олицетворение, сравнение , контраст, звукопись).

К. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, , что он знает и видит, а что нет при обсуждении текстов.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

7.09

8.09







5

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

с.22 - 27

Урок ОНЗ

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка . Находить нужный отрывок в тексте по вопросу. Давать характеристику героям; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части.

Народная сказка, быль, литературная сказка

9.09

12.09







7

8

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

с.28 - 39

Урок ОНЗ








9

10

11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

с.40 - 50

Урок ОНЗ

Рассказ, повесть, стихотворение, басня. Пересказывать текст, давать характеристику героям.. как отличить народную сказку от литературной?

Сказка, образ

14.09

15.09

16.09







12

Художники-иллюстра-торы В.Васнецов и И.Би-либин

Урок ОНЗ

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст. Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок


19.09







13

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)


Урок ОУиР

21.09







14

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Проверка техники чтения

с.51 - 58

Урок РК

22.09







ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 ч.)






15

Знакомство с названием раздела

Урок ОНЗ

Читать стихотворные произведения наизусть, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя

Содержание, основная мысль

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками.Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

23.09







16

Проект «Как научиться читать стихи»

Урок ОУиР

26.09







17

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

с.60 - 63

Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя. Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов

Рифма, звук, речь

28.09







18

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

с.60 - 63

Урок ОНЗ

29.09







19

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

с.64- 65

Урок ОНЗ

30.09







20

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

с.66 - 67

Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя.

3.10







21

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы»

с.68 - 71

Урок ОНЗ

Навык выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

5.10







22

И. З. Суриков «Детство»

с.72 - 75

Урок ОНЗ

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Опорные слова, рифма звук, речь

6.10







23

И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

с.76 - 77

Урок ОНЗ

Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов

7.10







24

Путешествие в Литературную страну» (обобщающий урок по разделу)

Урок РК

Знаем ли мы основное содержание изученных литературных произведений?

Произведения современной отечественной литературы

Опорные слова

Рифма

Звук

Речь


10.10







25

Оценка достижений

с.78 - 80

Урок РК


12.10







ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ( 23 ч.)






26

Вн.чтение.

Любимые стихи. А.С.Пушкин


Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

13.10







27

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

с.82 - 85

Урок ОНЗ

К какому жанру относится произведение?

Как запомнить стихотворение?

Литературное произведение

14.10







28

А.С.Пушкин. Лиричес-кие стихотворения

с.86 - 87

Урок ОНЗ

Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

Правила произношения, интонация

17.10







29

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

с.88 - 89

Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя.

Правила произношения, интонация

19.10







30

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

с.90 - 91

Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения

Правила произношения, интонация

20.10







31

32

33

34

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

с.92 - 129

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Разный смысл повторов

21.10

24.10

26.10

27.10







35

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Урок ОУиР

7.11







36

И.А.Крылов.подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Урок ОУиР

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца. Чтение басен, передавая интонацией настроение, поиск нужного отрывка в тексте по вопросам.

9.11







37

И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

с.130 - 135

Урок ОНЗ

Что такое мораль? Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Басня, баснописец

10.11







38

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

с.136 - 137

Урок ОНЗ

Определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

Иллюстрация, художник

11.11







39

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

с.137 - 139

Урок ОНЗ

Читать стихотворные произведения; уметь отличать басни от других произведений, находить мораль

Басня, баснописец

14.11







40

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова.подготовка сообщения на основе статьи

Урок ОНЗ

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Литературное произведение

16.11







41

М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

с.140 - 144

Урок ОНЗ

17.11







42

М.Лермонтов «Утёс», «Осень»

с.146 - 147

Урок ОНЗ

Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.Выразительное и осознанное чтение стихотворного текста.

18.11







43

Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

Урок ОНЗ

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст

Проза, рассказ

21.11







44

Л.Н.Толстой «Акула»

с.148 - 156

Урок ОНЗ

23.11







45

Л.Н.Толстой «Прыжок»

с.156 - 159

Урок ОНЗ

Использовать навык беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки

Проза, рассказ

24.11







46

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

с.160 - 161

Урок ОНЗ

Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение

Проза, рассказ

25.11







47

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов

с.162 - 163

Урок ОНЗ

Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Проза, рассказ

28.11







48

Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

Оценка достиженийПроверка техники чтения

с.164 - 166

Урок РК

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь сос-тавлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Тема, главная мысль

30.11







ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 ( 7 ч.)







49

Вн.чтение. Знай и люби родную природу! Стихи русских поэтов о природе

Урок ОНЗ

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

1.12







50

Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором …»

с.168 - 169

Урок ОНЗ

Краткая биография писателя. Прогнозировать текст; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение литературного произведения

стихотворение

2.12







51

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

с.170 - 172

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного чтения. Читать стихотворное произведения наизусть

Содержание, основная мысль

5.12







52

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

с.173

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного осознанного чтения стихотворного текста. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворения

Содержание, основная мысль

7.12







53

И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

с.174 - 177

Урок ОНЗ

Знать содержание прочитанного. Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины

Рифма, звук, речь

8.12







54

Развивающий час (урок обобщение по разделу

Урок РК

9.12







55

Оценка достижений

с.178

Урок РК

Использовать навык беглого выразительного чтения. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.


12.12







ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ( 9 ч.)







56

Вн.чтение «Лес не школа, а всему учит».

Урок ОУиР

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Литературное произведение

14.12







57

Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

с.180 - 182

Урок ОНЗ

Определять главную тему и главную мысль произведения; находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев

Литературное произведение

15.12







58

Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

с.183 - 187

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения

монолог

16.12







59

60

61

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

с.188 - 195

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Уметь давать характеристику героям

монолог

19.12

21.12

22.12







62

63

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

с.196 - 208

Урок ОНЗ

Отличать народную сказку от авторской; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему

Литературное произведение

23.12

26.12







64

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений

с.209 - 213

Урок РК

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Литературное произведение, тема, главная мысль


28.12







БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ ( 10 ч.)






65

Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой

Урок ОУиР

Знать краткую биографию писателя. Владеть навыком правильного, беглого, смыслового чтения

Литературное произведение

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

29.12







66

67

М. Горький « Случай с Евсейкой»

с.4 - 11

Урок ОНЗ

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Литературное произведение

9.01

11.01







68

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

с.12 - 24

Урок ОНЗ

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем

Монологическое высказывание

12.01







69

70

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

с.12 - 24

Урок ОУиР

Оценивать события, героев произведения

Рассказ, пересказ

13.01

16.01







71

72

73

А. И. Куприн «Слон»

с.25 - 41

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого и осознанного чтения, находить в тексте нужный отрывок, читать по ролям. Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени

Монолог, рассказ, пересказ

18.01

19.01

20.01







74

Урок-путешествие по разделу «Были – небылицы»

с.42 - 44

Урок РК

Техника чтения, анализ стихотворного текста, связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать разных поэтов


23.01







ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 ( 6 ч.)







75

Внеклассное чтение. Что говорят стихи? Поэзия С.Я.Маршака


Урок ОНЗ

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литературное произведение

25.01







76

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

с.46


Читать вслух текст, соблюдая правила произведений и соответствующую интонацию

Литературное произведение

26.01







77

Саша Черный «Воробей», «Слон»

с.47 - 49

Урок ОНЗ

27.01







78

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

с.50 - 54

Урок ОНЗ

Читать стихотворные произведения наизусть.

Рифма, звук, речь

30.01







79

С. А.Есенин «Черемуха»

с.55 - 56

Урок ОНЗ

Образные языковые средства-метаморфозы, олицетворение, сравнения

Рифма, звук, речь

1.02







80

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3»

с.56Проверка техники чтения

Урок РК

Прогнозировать текст, уметь пользоваться словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения.

2.02







ЛЮБИ ЖИВОЕ ( 20 ч.)






81

Внеклассное чтение. «Рассказы о животных В.Л.Дурова».


Урок ОНЗ

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Литературное произведение

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

3.02







82

М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста.

с.57 - 59


Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Рассказ, пересказ

6.02







83

84

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

с.60 - 67

Урок ОНЗ

8.02

9.02







85

В. И. Белов «Малька провинилась»

с.68 - 70

Урок ОНЗ

Составлять вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Сравнение, олицетворение

10.02







86

В. И. Белов «Еще раз про Мальку»

с.70 - 72

Урок ОНЗ

Пользоваться толковым словарем, характеризовать героев

Произведение современной отечественной литературы

13.02







87

Вн.чтение.

Книги. А. Митяева об армии и ее героях.

Урок ОУиР

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

15.02







88

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

с.73 - 76

Урок ОНЗ

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ

16.02







89

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

с.77 - 82

Урок ОУиР

Владеть навыком беглого чтения. Работать над картинным планом; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; видеть настроение лирического произведения.

Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ


16702







90

91

92


Б. С. Житков «Про обезьянку»

с.83 - 97

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах. Бережно относится ко всему живому.

Знать творчество Б.С. Житкова. Выразительно читать произведение, пересказывать.

рассказ, пересказ, эпизод, краткий пересказ

20.02

22.02

24.02







93

Вн.чтение

«Мама и мы»

Урок ОУиР

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Литературное произведение

27.02







94

В.Дуров «Наша Жучка»

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах. Бережно относится ко всему живому

рассказ, пересказ

1.03







95

96

В.П. Астафьев «Капалуха»

с.98 - 102

Урок ОНЗ

2.03

3.03







97

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

с.102 - 106

Урок ОНЗ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

рассказ, пересказ

6.03







98

Урок–конференция «Земля – наш дом родной».


Урок РК

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Тема, главная мысль

9.03







99

Оценка достижений. проверка техники чтения

с.106 - 108


Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

КИМ, тест 12, с.26 - 27

10.03







100

Внеклассное чтение. «Наша библиотека»

Урок ОУиР

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

рассказ, пересказ,

13.03







ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 4 ( 7 ч.)






101

Знакомство с названием раздела

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Читать по ролям; создавать небольшой устный текст на заданную тему

Литературное произведение

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух прозаические тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

15.03







102

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

с.110 - 111

Урок ОНЗ

16.03







103

А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

с.112 - 115

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого выразительного чтения. Работать в парах. Оценивать свою и чужую работу

Литературное произведение

17.03







104

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

с.116 - 117

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Бережно относится ко всему живому

Рифма, звук

20.03







105

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

с.118 - 119

Урок ОНЗ

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.

22.03







106

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

с.118 - 119

Урок РК

Владеть навыком беглого выразительно чтения.

23.03







107

Оценка достижений

с.120 - 122

Урок РК

Работать в группе, оценивать свою и чужую работу.


3.04







СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК ( 9 ч.)







108

Внеклассное чтение

Книги о космонавтах.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

с.124 - 128

Урок ОНЗ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

Литературное произведение космос, космонавт

5.04







109

110

А.П. Платонов «Цветок на земле»

с.129 - 136

Урок ОНЗ

Выразительно читать, уважать пожилых людей. Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем.

Литературное произведение, рассказ

6.04

7.04







111

112

А.П. Платонов «Еще мама»

с.137 - 143

Урок ОНЗ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Литературное произведение, рассказ

10.04

12.04







113

М.М. Зощенко «Золотые слова»

с.144 - 153

Урок ОНЗ

Краткая биография писателя. Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

13.04







114

М.М. Зощенко «Золотые слова»

с.144 - 153

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем. Читать по ролям.

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

14.04







115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

с.154 - 164

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь определять в тексте главную мысль, делить текст на части

Монологическое высказывание

19.04







116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

с.154 - 164

Урок ОНЗ

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Работать со словарем

дислог

20.04







117

Н.Н. Носов «Федина задача»

с.164 - 169

Урок ОНЗ

21.04







118

Н.Н. Носов «Телефон»

с.170 - 172

Урок РК

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.


24.04







ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ( 10 ч.)






119

Игра – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений. проверка техники чтения

с.172

Урок ОНЗ

Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию»

Литературное произведение, рассказ

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух прозаические тексты на основе передачи их художественных особенностей П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

26.04







120

Внеклассное чтение. «Любимые книги – любимые писатели».

Урок ОНЗ

27.04







121

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

с.174 - 178

Урок ОНЗ

28.04







122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

с.179 - 183

Урок ОНЗ

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения.

рассказ

3.05







123

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

с.179 - 183

Урок ОНЗ

4.05







124

Вн.чтение

О чем рассказывают журналы?

Урок ОНЗ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

рассказ, пересказ

5.05







125

Г.Б. Остер «Вредные советы»

с.183 - 186

Урок ОНЗ

Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения

сатира

10.05







126

Г.Б. Остер«Как получаются легенды»

с.183 - 186


11.05







127

Р.Сеф «Весёлые стихи»

с.186 - 188

Урок ОНЗ

Владеть навыком выразительного чтения

юмор.

12.05







128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений

с.188

Урок РК

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.


15.05







ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 7 ч.)





12.05

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции


Урок ОУиР

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Литературное произведение

Л. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками.Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

К.Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

18.05







130

131

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

с.190 - 199

Урок ОНЗ

Знать что такое миф. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Литературное произведение

19.05

22.05







132

133

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

с.200 - 215

Урок ОНЗ

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Самостоятельно по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Произведение зарубежной литературы, диалог

24.05

25.05

26.05







135

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

Проверка техники чтения

Урок ОУиР

Обобщать знания и умения полученные ранее, пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы. Создавать письменные ответы на поставленные вопросы, анализировать, выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать мысли в устной и письменной форме

Литературное произведение


29.05







136

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений

с.215

Урок РК

30.05











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!