Утверждено ----
Директор школы Карасева О.Н.
Приказ № ------ от ______
Педсовет
Протокол №___ от
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «География. Материки и океаны»
7 класс
(базовый уровень)
Программу составила
учитель высшей категории
Павлова Людмила Владимировна
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ОВЗ составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
Место курса «Географии» в учебном плане:
Согласно учебному плану школы для обязательного изучения географии в 7 классе отводится в неделю – 2 часа.
Программа рассчитана на 68 часов .
Промежуточно итоговая аттестация проводиться в форме контрольной работы.
Особенность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Особенность работы по адаптированной программе заключается в:
логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;
выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.
Наличием коррекционной составляющей освоении программы.
Цели обучения:
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности
Важными коррекционными задачами курса географии являются:
1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
5) развитие общеучебных умений и навыков.
Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по географии в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается коррекционно-развивающая работа. Коррекционные задачи, решаемые в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:
успешное освоение всеми обучающимися АООП ООО.
освоение детьми жизненно значимых компетенций:
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ.
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, иформационных ресурсов Интернета.
Контрольно-измерительные материалы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.
Промежуточный контроль по географии.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Вариант1 7кл 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья Африки: А. Х. Колумб Б. А. Веспуччи В. В. да Гама 2.Какой материк был открыт российскими исследователями? А. Африка Б. Южная Америка В. Антарктида 3.Верхний слой литосферы сложен горными породами: А. Гранитом Б. Базальтом В. Осадочными породами 4. Внешняя твердая оболочка Земли – это: А. Ядро Б. Земная кора В. Мантия Г. Астеносфера 5. Выберите черту климата, характерную для субтропического пояса: А. Наблюдается примерно одинаковая температура в течение года. Б. В течение года господствуют две воздушные массы. В. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Г. Весь год дуют пассаты. 6. Пассаты— это: А. Постоянные ветры, дующие от 30-х широт к экватору Б. Ветры, дующие с океана на сушу летом В. Ветры, дующие днем со стороны моря Г. Ветры, вызванные приливами и отливами 7. Назовите крупнейшее холодное течение: А. Гольфстрим Б. Куросио В. Западных ветров Г. Канарское 8. Соленость вод Мирового океана зависит от: А. Испарения б. Географической широты 9. Назовите типичных представителей растительного мира тайги: А. Пихта и ель Б. Акация и баобаб В. Береза и клен Г. Секвойя и кипарис 10.Какая природная зона не представлена в Южном полушарии? А. Степи Б. Пустыни В. Тайга Г. Саванны 11. Назовите крайнюю северную точку Африки: А. мыс Игольный Б. мыс Альмади В. мыс Рас-Хафун Г. мыс Бен-Секка 12. В какой природной зоне Африки обитают львы, зебры, жирафы, гиены? А. Саванны Б. Влажные экваториальные леса В. Пустыня Г. Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники 13. Самая длинна река Африки: А. Конго Б. Нил В. Нигер Г. Замбези | Вариант №2 7 кл 1.Какой путешественник совершил первое в мире кругосветное плавание: А. Х. Колумб Б. Ф. Магеллан В. А. Никитин 2. Какой материк был официально открыт Джемсом Куком в 18 в.? А. Австралия Б. Северная Америка В. Африка Г. Антарктида 3. Высочайшая вершина Земли — это гора: А. Аконкагуа Б. Килиманджаро В. Джомолунгма Г. Эльбрус 4.Пограничные области между литосферными плитами называются: А. Сейсмические пояса Б. Платформы В. Впадины Г. Глубоководные желоба 5. Самый жаркий и сухой климатический пояс Земли: А. Субэкваториальный Б. Тропический В. Экваториальный Г. Умеренный 6. Для субарктического климатического пояса характерны воздушные массы: А. Арктические и умеренные Б. Тропические и арктические В. Субарктические Г. Арктические и субарктические 7. Температура воды в Мировом океане: А. Уменьшается при движении от экватора к полюсам Б. Зависит от географической широты В. Уменьшается с увеличением глубины Г. Все перечисленное верно 8. Самое глубокое озеро мира: А. Виктория Б. Байкал В. Таньганика Г. Чад 9. Для какой природной зоны характерна густая травянистая растительность, большое количество травоядных и хищников, ярко выраженные сухой и влажный сезоны года?А. Саванны Б. Пустыни В. Экваториальные леса Г. Тайга 10. Какие животные являются типичными представителями животного мира степей: А. Суслики и сурки Б. Лоси и рыси В. Кенгуру и коалы Г. Белые медведи и олени 11. Назовите крайнюю южную точку Африки: А. мыс Игольный Б. мыс Альмади В. мыс Рас-Хафун Г. мыс Бен-Секка 12. Какая природная зона занимает наименьшую площадь в Африке? А. Саванны Б. Влажные экваториальные леса В. Пустыня Г. Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники 13. Самая высокая точка Африки: А. Килиманджаро Б. Тубкаль В. Кения |
2