СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающей деятельности 1-7 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1 по 7 классы

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающей деятельности 1-7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС(Я)



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол метод.объединения Зам.директора по УР И.о. директора С(К)ОШИ VIII вида

№______от__________________20__ г. _________________ ______________________________







Адаптированная

рабочая программа

по коррекционно – развивающей деятельности «Логопедическая коррекция»

для 1-7 классов

на 2022-2023 учебный год








Разработчик программы:

учитель-логопед: Черепанова Н.К.



2022 г.



Пояснительная записка


Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по – новому оценить логопедическую работу в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент обучающихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

-нарушение звукопроизношения;

-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

-нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

-выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


Программа по логопедии включает следующие разделы: текст, предложение, слово, звуки.

Специфика рабочей программы. Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Специальной задачей обучения в коррекционной школе является коррекция речи и мышления умственно отсталых обучающихся, т.к. процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.


Основа составления программы:

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой, Ф.А.Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер.

Коррекция нарушений речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий по исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1-4 классов периодичностью 3 раза в неделю, 5-6 классов – 2 раза в неделю, 7 классов – 1 раз в неделю.

Программа состоит из следующих разделов:

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6-7 классах, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью и т.д. Планируемые результаты освоения программы по логопедии:

Личностные:

-развитие познавательной деятельности;

-своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении;

-коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности.

Предметные:

- развитие артикуляционной моторики;

- развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

- формирование у обучающихся правильной речи;

-своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Программа обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из следующих компонентов: программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Москва, «Владос»; рабочие тетради по звукам.


Учебно – тематическое планирование по коррекционной логопедической работе


1 класс

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование обучающихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ: гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,

губно-зубных согласных В, Ф,

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

различать на слух и в произношении звуки;

слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки.


2 - 4 классы

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

Обследование обучающихся.

Развитие анализа структуры предложения;

развитие слогового анализа и синтеза;

развитие фонематического анализа и синтеза;

дифференциация твердых и мягких согласных;

дифференциация звонких и глухих согласных;

дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

обозначение мягкости согласных на письме.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

УСТРАНЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Устранение семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне.

Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

различать буквы, имеющие кинетическое сходство,

ставить ударение; строить слогоритмическую схему слова.

5 класс

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

Обследование обучающихся.

Повторение изученного во 2-4 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение.

Практическое овладение навыками образования слов при по­мощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.

Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.

Образование родственных слов. Образование сложных слов.

Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.

Методическое обеспечение программы для 5 класса:

Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;

выполнять морфемный анализ и синтез слов;

выделять родственные слова из текста.


6 класс

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Обследование обучающихся.

Повторение изученного во 2-5 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии;

образование слов при помощи приставок и суффиксов;

корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

конструировать повествовательное сообщение


7 класс

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Обследование обучающихся.

Повторение изученного во 2-6 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии;

образование слов при помощи приставок и суффиксов;

корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

На каждом занятии по совершенствованию связной речи необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные;

конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

конструировать повествовательное сообщение.




























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1 КЛАСС



п/п


Тема занятий



Кол-во часов



Элементы содержания занятий


Дата проведения

план

факт

Коррекция нарушения звукопроизношения

1-2

Обследование

2



3

Упражнения на развитие ручной моторики, ритма, дыхания и голоса

1

Изучение упражнений пальчиковой гимнастики. Складывание

пазлов, разрезных картинок. Знакомство с понятием ритм. Выполнение упражнений с помощью рук на развитие ритма. Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры с

использованием ваты, листа бумаги. Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями.


4

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия и внимания

1

Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы. Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дидактических пособий.


Уточнение артикуляции сохранных звуков


5

Звук [А]

1

Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами арбуз, апельсин.


6

Звук [У]

1

Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами улитка, утка.



7

Звук [Ы]

1

Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов с данной

буквой. Составление словосочетаний со словами сыр, мышь.




8

Звук [О]

1

Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами окно, очки.



9

Звук [И]

1

Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами игла, индюк



10

Звук [Э]

1

Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами Эльза, экскаватор.



11

Губн. согласный [П]

1

Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух.



12

Губн. согласный [Б]

1

Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон.



13

Дифференциация П-Б

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



14

Губн. согласный [М]

1

Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска.



15

Переднеязычные согласные.

Звук [Т]

1

Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело.



16

Звук [Д]

1

Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед.



17

Дифференциация Т-Д

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



18

Звук [Н]

1

Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки.



19

Губно-зубные согласные

Звук [В]

1

Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка.



20

Звук [Ф]

1

Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин.



21

Дифференциация В-Ф

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



Коррекция произношения свистящих звуков

22

Звуки [С]-[СЬ], [З]-[ЗЬ], [С]-[Ц]

1

Изучение артикуляции свистящих звуков. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация.




23

Дифференциация С-З

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



24

Дифференциация С-Ц

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



Коррекция произношения шипящих звуков

25

Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

1

Изучение артикуляции шипящих звуков. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.



26

Дифференциация Ш-Ж

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



27

Дифференциация Ш-Щ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



Коррекция произношения соноров

28

Звуки [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]

1

Уточнение артикуляции соноров. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



29

Дифференциация Л-Р

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



Коррекция произношения заднеязычных звуков

30

Звуки [К], [КЬ], [Г], [ГЬ], [Х], [ХЬ]

1

Изучение артикуляции заднеязычных звуков. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.




31

Дифференциация К-Г

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



32

Обследование

1

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2 КЛАСС


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Обследование

1,2

Обследование звукопроизношения. Лексико-грамматического строя речи

2

Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания



Звуковой анализ

3

Органы речи

1

Сравнение речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.



4

Гласные звуки

1

Знакомство с образованием гласных 1-го ряда. Развитие фонематического слуха.



5

Согласные звуки

1

Различие в образовании гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха.



6

Звуковой анализ односложных, двусложных, трёхсложных слов

1

Упражнения в определении количества и последовательности звуков в слове.



Дифференциация звонких и глухих парных согласных

7

Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



8

Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



9

Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



10

Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



11

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



12

Дифференциация З-С в слогах, словах, предложениях

1

Умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство в слогах, словах, предложениях.



Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

13

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И-Ы, А-Я

1

Различение твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.



14

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У-Ю, О-Ё

1

Различение твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.



Дифференциация сонорных согласных

15

Дифференциация согласных Р-Л слогах, словах, предложениях

1

Различение на слух и в произношении согласных в слогах, словах, предложениях.



Дифференциация согласных

16

Дифференциация согласных С-Ш слогах, словах, предложениях

1

Различение на слух и в произношении согласных в слогах, словах, предложениях.



17

Дифференциация согласных С-Ц слогах, словах, предложениях

1

Различение на слух и в произношении согласных в слогах, словах, предложениях.



18

Дифференциация согласных Ш-Щ слогах, словах, предложениях

1

Различение на слух и в произношении согласных в слогах, словах, предложениях.



Слова, обозначающие предметы

19

Одушевлённые и неодушевлённые предметы

1

Различение предметов по вопросам «Кто это?», «Что это?»



20

Слова, обозначающие один и много предметов

1

Образование множественного числа имени существительного.



Слова, обозначающие действия предметов

21

Различение животных по их действиям

1

Различение предметов по их действиям (кто как передвигается, кто как голос подаёт).



22

Различение профессий людей по их действиям

1

Различение профессий людей по действиям, которые они выполняют.



Работа с предлогами

23

Дифференциация предлогов НА-В

1

Уточнение конкретно-пространственного значения предлогов.



24

Дифференциация предлогов С-ИЗ

1

Уточнение конкретно-пространственного значения предлогов.



25

Дифференциация предлогов ОТ-К

1

Уточнение конкретно-пространственного значения предлогов.



26

Дифференциация предлогов ПОД-НАД

1

Уточнение конкретно-пространственного значения предлогов.



Предложение

27

Составление предложений из слов

1

Составление из слов предложений.



Текст

28

Восстановление деформированного текста

1

Умение устанавливать последовательность предложений в тексте.



29

Составление рассказа по серии картинок

1

Умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.



30

Обследование

1

Проведение итоговых проверочных работ.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3 КЛАСС



№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Проверка техники и чтения

1,2

Обследование


2

Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания.



Звуковая культура речи

3

Звуки и буквы

1

Выделение звука из слова и соотнесение его с соответствующей буквой.



4

Дифференциация О-А, Е-Ё, И-Й

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



5

Дифференциация Л-М, Г-П-Т, Х-Ж, Ъ-Ч

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



6

Дифференциация И-Ш-Щ-Ц

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



7

Дифференциация Б-Д, В-Д

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



8

Дифференциация С-Е, Э-С, С-О

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



9

Дифференциация З-Е, У-Ч

1

Сравнение элементов букв. Дифференциация оптически сходных букв.



10

Гласные и согласные звуки

1

Узнавание гласных, согласных букв.



11

Звуко – буквенный анализ слов

1

Определение количества и последовательности звуков в слове.



12

Дифференциация А-Я

1

Дифференциация гласных букв в слогах, словах, предложениях.



13

Дифференциация У-Ю

1

Дифференциация гласных букв в слогах, словах, предложениях.



14

Дифференциация О-Ё

1

Дифференциация гласных букв в слогах, словах, предложениях.



15

Дифференциация Ы-И

1

Дифференциация гласных букв в слогах, словах, предложениях.



16

Дифференциация Е-Э

1

Дифференциация гласных букв в слогах, словах, предложениях.



17

Дифференциация П-Б

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях.



18

Дифференциация Т-Д

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях.



19

Дифференциация К-Г

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



20

Дифференциация С-З

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



21

Дифференциация Ш-Ж

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



22

Дифференциация Ш-С

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



23

Дифференциация Ж-З

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



24

Дифференциация Ч-Щ

1

Дифференциация согласных букв в слогах, словах, предложениях



Слово

25

Слова, обозначающие признак предмета

1

Развитие навыка постановки вопроса к словам – признакам.



26

Предлоги

1

Закрепление понятия о предлогах.



Предложение

27

Предложение

1

Составление предложений из слов.



28

Согласование слов в предложении

1

Упражнение в правильном построении предложений.



Связная речь

29

Пересказ текста по плану

1

Составление плана пересказа.



30

Последовательный пересказ текста

1

Пересказ текста.



31

Обследование

1

Проведение итоговых проверочных работ.























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4 КЛАСС


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Проверка чтения и письма.

1-2

Обследование

1

Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания.




Повторение изученного во 2,3 классах

3

Развитие анализа структуры предложения


1

Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении.




4

Развитие слогового анализа и синтеза

1

Выполнение заданий на выделения гласного звука из слога. Изучение правила.




5

Развитие фонематического анализа и синтеза

1

Выделение звука на фоне слова. Вычленение звука в начале в конце слова, а также его место (начало, середина, конец слова). Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.





6

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

1

Составление графической схемы слов. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.




7

Дифференциация звонких и глухих согласных

1

Выделение (узнавание) звуков на фоне слова. Работа с текстами.






Дифференциация фонем имеющих акустико-артикуляционное сходство

8

Звук и буква Л

1

Уточнение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



9

Звук и буква ЛЬ

1

Уточнение артикуляции [ль]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



10

Дифференциация Л-ЛЬ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.




11

Звук и буква Р

1

Уточнение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



12

Звук и буква РЬ

1

Уточнение артикуляции [рь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



13

Дифференциация Р-РЬ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



14

Дифференциация Л-Р

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



15

Звук и буква К

1

Уточнение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



16

Звук и буква КЬ

1

Уточнение артикуляции [кь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



17

Дифференциация К-КЬ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.




18

Звук и буква Х

1

Уточнение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



19

Звук и буква ХЬ

1

Уточнение артикуляции [хь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



20

Дифференциация Х-ХЬ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



21

Дифференциация К-Х

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



22

Звук и буква Г

1

Уточнение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



23

Звук и буква ГЬ

1

Уточнение артикуляции [гь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



24

Дифференциация Г-ГЬ

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



25

Звук и буква О

1

Уточнение артикуляции [о]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



26

Звук и буква У

1

Уточнение артикуляции [у]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний.



27

Дифференциация О-У

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



Устранение оптической дисграфии и дислексии

28

Дифференциация П-Т

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



29

Дифференциация Б-Д

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



30

Дифференциация О-А

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.



31

Ударение в слове. Безударные гласные. Схемы слоговой структуры слов

1

Формирование понятия ударение. Изучение правила. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.



32

Безударные гласные.

1

Формирование понятия безударные гласные. Изучение правила. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.



33



Обследование

1

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.




















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

5 класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

1,2

Обследование

2

Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания.

план

факт

3

Дифференциация фонем

1

Сравнение парных согласных. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.



4

Развитие языкового анализа и синтеза

1

Повторение анализа предложений. Развитие слогового анализа и синтеза; фонематического анализа и синтеза.



5

Развитие восприятия предметов по контуру.

1

Узнавание предметов по контуру. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.



6

Формирование фонематического восприятия

1

Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия. Выделение звука на фоне слога.



7

Развитие фонематического слуха

1

Развитие умения определять наличие звука в слове. Выполнение упражнений на развитие фонематического слуха.



8

Слова, отв. на вопрос кто? что? обозначающие предмет. Понятие имени существительного

1

Формирование понятия имени существительного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице и по учебнику.



9

Образование слов при помощи суффиксов и их употребление

1

Формирование понятия суффикс. Обучение правильному образованию слов при помощи суффикса. Выполнение упражнений из учебника.



10

Слова, отв. на вопрос какой?

обозначающие признаки предметов. Понятие имени

прилагательного

1

Формирование понятия имени прилагательного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице и по учебнику.




11

Образование слов при помощи суффиксов и их употребление

1

Закрепление понятия суффикс. Обучение правильному образованию слов при помощи суффикса. Выполнение упражнений из учебника.



12

Слова, отв. на вопросы что делать? что сделать?, обозначающие действие предмета

1

Формирование понятия глагол. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице и по учебнику.



13

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов

1

Различение возвратных и невозвратных глаголов. Выполнение упражнений из учебника.



14

Дифференциация глаголов противоположных по значению

1

Развитие умения различать глаголы противоположные по значению. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.



15

Образование слов при помощи приставки В

1

Формирование понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради.



16

Образование слов при помощи приставки ВЫ

1

Закрепление понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради.



17

Образование слов при помощи приставки НА

1

Обобщение понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради.



18

Образование слов при помощи приставки НАД

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



19

Образование слов при помощи приставки ПОД

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



20

Образование слов при помощи приставки ЗА

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



21

Образование слов при помощи приставки ПРИ

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



22

Образование слов при помощи приставки ПЕРЕ

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



23

Образование слов при помощи приставки У

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



24

Образование слов при помощи приставки ПО

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



25

Образование слов при помощи приставки ДО

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



26

Образование слов при помощи приставки ОТ

1

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради. Выполнение заданий по карточкам.



27

Понятие родственных слов. Корень слов

1

Формирование понятий корень, родственные слова. Изучение правила. Работа по таблице и по учебнику.



28

Образование родственных слов.

1

Закрепление понятий корень, родственные слова. Повторение правила. Обучение образованию родственных слов.



29

Образование сложных слов

1

Формирование понятия сложные слова. Обучение образованию сложных слов.



30

Морфемный анализ и синтез слов различной структуры

1

Обучение выполнению морфемного анализа и синтеза слов различной структуры. Выполнение заданий по карточкам.



31

Обследование

1

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

6 КЛАСС


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Проверка чтения и письма

1-2

Обследование


6


Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания.




Повторение изученного во 2-5 классах

3

Развитие языкового анализа и синтеза

1

Повторение алфавита, гласных и согласных звуков. Выполнение упражнений на развитие языкового анализа и синтеза.



4


Слово. Образование слов при помощи приставок

2

Формирование понятия слова, приставки. Изучение правила. Выполнение заданий в тетради.



5

Образование слов при помощи суффиксов

2

Формирование понятия суффикс. Изучение правила. Выполнение заданий в тетради.



6

Корень слова. Родственные слова

2

Формирование понятия корень, родственные слова. Изучение правила. Выполнение заданий в тетради.



Овладение навыком подбора многозначных слов

7

Антонимы, способы их употребления

1

Изучение понятия антонимы и способа их употребления. Выполнение подбора антонимов к данным словам.



8

Синонимы,

способы их употребления

1

Знакомство с понятием синонимы и способом их употребления. Выполнение подбора синонимов к словам.



Понятие о предлогах и способы их использования,

дифференциация предлогов и приставок

9

Предлог В

2

Изучение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.




10

Предлог НА

2

Закрепление понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.




11

Предлог ПОД

2

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



12

Предлог ИЗ-ПОД

2

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.




13

Предлог С

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



14

Предлог ИЗ

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



15

Предлог ЗА

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



16

Предлог ИЗ-ЗА

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.

22.12


17

Предлог ПЕРЕД

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



18

Предлог МЕЖДУ

2

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



19

Предлог ВОЗЛЕ

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



20

Предлог ОКОЛО

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



21

Предлог К

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



22

Предлог ОТ

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



23

Предлог ПО

1

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом, запись в тетради.



24

Согласование слов в роде, числе

1

Знакомство с понятием ед.ч, мн.ч., выполнение упражнений на согласование слов в числе.



25

Словосочетания, образованные по способу управления Р.п.

1

Изучение вопросов Р.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений.



26

Словосочетания, образованные по способу управления Д.п.

1

Изучение вопросов Д.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений.



27

Словосочетания, образованные по способу управления В.п.

1

Изучение вопросов В.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений.



28

Словосочетания, образованные по способу управления Т.п.

1

Изучение вопросов Т.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений.



29

Словосочетания, образованные по способу управления П.п.

1

Изучение вопросов П.п. Обучение правильному определению падежа. Выполнение упражнений.



30, 31

Обобщение материала за год.

Обследование

1

1

Обобщение материала по пройденным темам. Повторение правил. Оценка динамики работы с учащимися.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

7 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятий

Дата проведения

план

факт

Проверка чтения и письма

1-2

Обследование

6


Выявление наличия нарушений чтения и письма, степени сформированности развёрнутого, самостоятельного высказывания.



Повторение изученного во 2-6 классах

3

Предложение

1

Повторение понятий текст, предложение. Выполнение деления текста на предложения. Восстановление нарушенной последовательности предложений в тексте.



4

Предложение

1

Закрепление знаний о простом и сложных предложениях. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Выполнение упражнений в тетради.



5

Предложение

1

Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения.



6

Предложение

1

Обобщение пройденного материала. Выполнение упражнений в тетради, составление графических схем.



Развитие слогового анализа и синтеза

7

Слоги

1


Повторение понятий слоги, звуки. Выделение гласного звука из слога, из слова. Ударение. Ударные и безударные слоги.



8

Безударные гласные в корне

1

Повторение правила. Выполнение упражнений.



9

Согласные звуки.

1

Повторение понятий алфавит, буквы, звуки согласные и гласные. Выполнение упражнений.




10

Гласные и согласные в приставках

1

Повторение правила. Закрепление написания приставок.



11

Приставка и предлог

1

Повторение определения. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.



12

Слова, обозначающие предметы. Имя существительное

1

Уточнение и обогащение знаний о предмете. Обучение детей правильно задавать вопросы «кто?», «что?». Изучение правила.




13

Неодушевлённые и одушевлённые предметы

1

Обобщение знаний о неодушевлённых и одушевлённых предметах. Выполнение заданий по учебнику на применение правила.



14


Собственные и нарицательные имена существительные

1

Повторение правил. Закрепление умения приводить примеры.

Выполнение заданий по карточкам.



15

Изменение имён существительных по падежам

1

Знакомство с падежами по таблице. Повторение вопросов падежей. Выполнение упражнений по учебнику.



16

Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное

1

Формирование понятия имя прилагательное. Изучение правила.

Уточнение и обогащение знаний о признаках предметов.



17

Изменение имён прилагательных по родам

1

Изучение изменения имён прилагательных по родам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



18

Изменение имён прилагательных по числам

1

Изучение изменения имён прилагательных по числам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



19

Склонение имён прилагательных в ед. числе

1

Знакомство со склонением имён прилагательных в ед. числе. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.




20

Склонение имен прилагательных во мн. числе

1

Знакомство со склонением имён прилагательных во мн. числе. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



21

Слова, обозначающие действие предмета. Понятие глагол

1

Уточнение и обогащение знаний о действии предмета. Обучение детей правильно задавать вопросы. Изучение правила. Формирование понятия глагол.



22

Изменение глагола по временам


1

Изучение изменения глагола по временам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.




23

Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам

1

Изучение изменения глагола прошедшего времени по родам и числам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



24

Не с глаголами.

1

Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



25

Изменение глагола по лицам


1

Изучение изменения глагола по лицам. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.




26

Самостоятельная работа по предыдущим темам

1

Выполнение самостоятельной работы по предыдущим темам.



27

Предложение

1

Обобщение пройденного материала. Выполнение упражнений в тетради, составление графических схем.




28

Однородные члены предложения

1

Формирование понятия однородные члены предложения. Изучение правила. Выполнение упражнений по индивид. карточкам.



29

Сложное предложение

1

Закрепление понятия простые и сложные предложения. Изучение правила. Выполнение упражнений по учебнику.



30

Обращение

1

Формирование понятия обращение. Изучение правила. Выполнение письменных заданий.



31

Обследование

1

Проведение итоговых проверочных работ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!