СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (1 - 4 классы) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по ИЗО (1 - 4 классы) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (1 - 4 классы) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

____________________

подпись руководителя МО

Согласовано с зам. директора по УВР

__________________ / Е. А. Иваненко/

«30» августа 2017 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________________________/Алиев М.С./

Приказ № 66-б от «30» августа 2017 г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: изобразительное искусство

Ступень обучения: начальное общее образование

Уровень изучения корекционно – развивающий /135 ч. за 4 года/

Срок реализации: 4 года



Составитель: учитель начальных классов 1КК Груздева Г.И.

р.п. Таловая, 2017


АННОТАЦИЯ

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006.

Изобразительное искусство как школьный учебный пред­мет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие на интеллек­туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ­ствуют формированию личности умственно отсталого ребен­ка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целе­направленного воспитания и развития у них правильного' восприятия формы, конструкции, величины, цвета пред­метов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, уста­навливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зри­тельно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистиче­ского рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изоб­разительного, декоративно-прикладного и народного искус­ства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое от­ношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, инте­рес и любовь к изобразительной деятельности.


Для решения этих задач программой предусмотрены че­тыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся не­обходимо к ним подготовить.


Подготовительные занятия

Их главная задача — формирование и обогащение чув­ственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), явля­ющегося необходимой предпосылкой развития познаватель­ной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобрази­тельной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, исполь­зуя разнообразный игровой и графический материал, про­водит работу, направленную на развитие у учащихся зри­тельного внимания, восприятия предметов и их свойств (фор­мы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представле­ний. Большое внимание уделяется совершенствованию мел­ких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобра­зительных навыков. При этом необходимо добиваться, что­бы учащиеся могли осознанно выполнять движения каран­дашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, зани­мательной форме. Для этого необходимо иметь соответству­ющие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной вели­чины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны закан­чиваться графическими действиями учащихся, выполнени­ем простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображе­нию относительно сложных по форме и строению предме­тов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сход­ству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомят­ся с лучшими образцами декоративно-прикладного искус­ства. Демонстрация произведений народных мастеров позво­ляет детям понять красоту изделий и целесообразность ис­пользования их в быту. В процессе занятий школьники полу­чают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обо­ях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резь­бой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими пред­метами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и реп­родукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как пра­вило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения уча­щихся.

Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблю­дение изображаемого объекта, определение его формы, строе­ния, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета уча­щиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный от­бор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в млад­ших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выра­ботать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользо­ваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.



Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изоб­ражение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представле­нию отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снего­вика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке ка­кую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного про­изведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель дол­жен сосредоточить свои усилия на формировании у них за­мысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбо­ром иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в на­чале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подо­бранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-при­кладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систе­матическая работа с иллюстративным материалом, рассчи­танная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изобра­женные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках ри­сования, не следует забывать о работе по обогащению сло­варя и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.



Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»


Первый класс

Первое полугодие

Подготовительные упражнения

Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показы­вать основные геометрические фигуры и тела (круг, квад­рат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по ве­личине между предметами одной и той же формы; ориенти­роваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верх­ний, нижний, правый и левый края; формировать графи­ческие представления формы (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и уме­ния; навыки и умения владения карандашом; навык произ­вольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекраще­ния движения в нужной точке: навык удержания направле­ния движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, ко­ричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не остав­лять пробелов, не выходить за пределы контура.

Первая четверть

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и раз­мерам; рисование (на одном листе) предметов разной фор­мы и величины (после наблюдения и показа учителем).

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие стол­бы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесен­ки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения — рисование дугооб­разных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, само­лет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения — рисование замкну­тых круговых линий (по показу): намотаем несколько клуб­ков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по по­казу) знакомых детям предметов разной величины (разме­ров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и корот­кие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по по­казу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рам­ки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по по­казу) предметов прямоугольной и треугольной формы: аль­бомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Вторая четверть

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и .квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображе­ний предметов, сравнивание их по форме, цвету и величи­не; рисование этих предметов.

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся раститель­ных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по фор­ме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Второе полугодие

Декоративное рисование

Выработать у учащихся умение свободно, без напряже­ния проводить от руки прямые вертикальные, горизонталь­ные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной за­краске элементов орнамента с соблюдением контура рисун­ка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеле­ный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Пра­вильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно за­крашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее про­стой для изображения момент из прочитанной сказки; раз­мещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая про­странственные и величинные отношения несложных пред­метов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изобра­жения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Третья четверть

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная ша­почка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опор­ным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с на­туры связки воздушных шаров.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в по­лосе узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительно­го материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Коло­бок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Коло­бок катится по дорожке»).

Четвертая четверть

Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассмат­ривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, со­единять точки, проводить от руки вертикальные, горизон­тальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, сле­ва направо, наискось):

различать и называть цвета;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

передавать в рисунках основную форму предметов, уста­навливать ее сходство с известными геометрическими фор­мами с помощью учителя;

узнавать и различать в иллюстрациях изображения пред­метов, животных, растений, известных детям из ближайше­го окружения, сравнивать их между собой.


Второй класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (верти­кальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; со­вершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направ­лении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранже­вый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямо­угольных, круглых и треугольных предметов; развивать уме­ния замечать и передавать в рисунке квадратную и прямо­угольную формы отдельных предметов; соблюдать простран­ственные отношения предметов и обозначать эти отноше­ния словами посередине, справа, слева; определять существен­ные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно рас­крашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соот­ветствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму зна­комых предметов; развивать умения объединять эти предме­ты в одном рисунке; изображать по представлению округ­лую форму частей предмета, их величину, а также переда­вать пространственные отношения предметов и их частей {сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях пер­сонажи народных сказок, называть действующих лиц, изоб­раженных на картинке, сравнивать их между собой; назы­вать и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации ху­дожников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Первая четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, по­досиновик, мухомор).

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Самостоятельное составление учащимися узора в по­лосе.

Рисование геометрического орнамента в квадрате (пост­роить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры знакомых предметов несложной фор­мы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).

Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Вторая четверть

Рисование геометрического орнамента в прямоугольни­ке (по образцу).

Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассмат­ривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с иллюстрации ху­дожников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюс­траций в детских книжках.

Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

Третья четверть

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

Рисование на тему «Снеговики».

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для кар­тины.

Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ра­нец, портфель, сумка).

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным вос­клицательным знаком и красной полосой по краям).

Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг - готовая форма).

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямо­угольник и два круга, скворечник — прямоугольник и тре­угольник и т. п.).

Четвертая четверть

Рисование узора в полосе из чередующихся геометри­ческих фигур, данных учителем.

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

Рисование с натуры башенки из элементов строительно­го материала.

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учи­теля;

использовать данные учителем ориентиры (опорные точ­ки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномер­ный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элемен­тов в узоре (по форме и цвету);

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.



Третий класс

Декоративное раскрашивание

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти­тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто­рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен­тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле­ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред­меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изоб­ражении плоских предметов симметричной формы приме­нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде­лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.



Рисование на темы

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб­ражения нескольких предметов, объединяя их общим со­держанием; располагать изображения в определенном по­рядке {ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю­дая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук­циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст­ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ­ные времена года.

Первая четверть

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисова­ние с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цве­та (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисо­вание с натуры игрушечного домика.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья четверть

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры неслож­ного по форме инструмента (например, шпатель, напиль­ник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по кар­тинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Декоративное рисование — оформление поздравитель­ной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строи­тельного материала.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливает­ся из картона).



Четвертая четверть

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Сав­расов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисо­вание с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Дере­вья весной».

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисо­вание с натуры цветов.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо­ложения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близ­ких предметов ниже, дальних предметов — выше; изобра­жать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, пере­даваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме­чать в работе достоинства и недостатки.


Четвёртый класс

Рисование с натуры

Учить детей анализировать объект изображения (опре­делять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной,

цилиндрической и конической формы в несложном про­странственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисун­ке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении ри­сунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование

Учить детей последовательно выполнять построение ор­наментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользо­ваться акварельными и гуашевыми красками; ровно зали­вать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы

Развивать у учащихся зрительные представления и уме­ния передавать в рисунке свои впечатления от ранее уви­денного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Первая четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на класс­ной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раз­даточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену стар­шим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Тру­довые резервы»).

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).


Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узо­ром наличников и ставен).

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; пере­дача объема светотенью.

Вторая четверть

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изде­лий народного промысла (посуда).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с на­туры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Го­родской транспорт».

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья четверть

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй сме­ло» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки относительно сложной кон­струкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскава­тор и т. п.).

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание ил­люстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Четвертая четверть

Рисование с натуры постройки из элементов строитель­ного материала.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование на тему «Космические корабли в полете».

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, на­польные и т. п.).

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инстру­ментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (на­стольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вы­шивка, кружево, керамика).

Рисование в квадрате узора из декоративно перерабо­танных природных форм (например, цветы и бабочки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависи­мости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндри­ческих, конических предметов в несложном пространствен­ном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка сим­метричной формы;

передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орна­ментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по от­дельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространствен­ные признаки и пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматрива­емого произведения изобразительного искусства.


Критерии оценки знаний обучающихся

Оценка «5» ставится ученику, если он: в полном объёме и правильно устанавливает существенные признаки, сходства, различия изображаемого предмета; в полном объёме ориентируется в задании, воспринимает и использует словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту; закрашивает рисунок карандашом или красками, соблюдая направление штрихов и равномерный характер нажима.


Оценка «4» ставится ученику, если он: в полном объёме, но с незначительной помощью учителя устанавливает признаки, сходства, различия изображаемого предмета; не в полном объёме ориентируется в задании, воспринимает и использует словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту; не в полном объёме соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.


Оценка «3» ставится ученику, если он: не в полном объёме и с существеннной помощью учителя устанавливает признаки, сходства, различия изображаемого предмета; не ориентируется в задании самостоятельно, не воспринимает и не использует самостоятельно словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту, требуется контроль учителя; с выраженными отклонениями соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.


Оценка «2» ставится ученику, если он: при установлении существенных признаков, сходства, различий изображаемого предмета выполняет часть работы с помощью учителя; не ориентируется в задании самостоятельно, не воспринимает и не использует без значительной помощи словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту, требуется постоянный контроль учителя; с многочисленными ошибками соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.


Оценка «1» учащимся 1-4 классов не ставится.


Методические пособия для учителя

И.А.Грошенков. «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». Москва: «Просвещение», 1970 год.

И.А.Грошенков. «Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы». Москва: «Просвещение», 1969 год.

Литература

О.П.Гаврилушкина. «О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых школьников». «Дефектология», 1972 год, №1.

Т.Н.Головина. «Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы». Москва: «Педагогика», 1974 год.

Т.Н.Головина. «Недостатки пространственной ориентировки у умственно отсталых учащихся и коррекционное влияние занятий рисованием на её развитие». В кн. «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе». Под ред. Ж.И.Шиф. Москва: «Педагогика», 1972 год.

Т.Н.Головина. «О некоторых особенностях развития цветоразличения у умственно отсталых школьников». «Специальная школа», 1968 год, вып. 4.

И.А.Грошенков. «Цвет в рисунках учащихся вспомогательной школы». В кн. «Вопросы олигофренопедагогики». Москва: 1972 год.

Л.А.Метиева, Э.Я.Уварова. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии». Сборник игр и игровых упражнений. Москва: «Книголюб», 2008 год.

Т.В.Баташева. «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук». Ярославль: «Академия развития», 1998 год.


Печатные пособия

Иллюстрации к детским книгам и сказкам.


Ил­люстраций картин С. Григорьева, Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи, И. Левитана, А. Пахомова, В. Поленова, А. Сав­расова , А. Пластова, В. Сигорского, , К. Юона,

Т. Яблонской и др.


Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства: «Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», « Гжель», «Полхов-майданская роспись», «Богородская игрушка», вы­шивка, кружево, резьба по дереву, керамика.


Тематический план


Виды деятельности

Количество часов

общее

на беседы

Первый класс (33 часа)

Подготовительные упражнения

16


Декоративное рисование

6

2

Рисование с натуры

6

2

Рисование на темы

5

1

Итого

33

5

Второй класс (34 часа)

Декоративное рисование

15

3

Рисование с натуры

13

1

Рисование на темы

6

4

Итого

34

8

Третий класс (34 часа)

Декоративное рисование

11

1

Рисование с натуры

16

4

Рисование на темы

7

3

Итого

34

8

Четвёртый класс (34 часа)

Декоративное рисование

13

3

Рисование с натуры

16

3

Рисование на темы

5

2

Итого

34

8







Календарно- тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 1 классе

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

Фактически

1

Рисование предметов разной формы и окраски.

1



2

Рисование предметов разной формы и величины.

1



3

Рисование прямых линий в различных направлениях.

1



4

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.

1



5

Рисование дугообразных линий.

1



6

Рисование замкнутых дуговых линий

1



7

Рисование знакомых детям предметов различной величины.

1



8

Рисование предметов круглой, овальной и квадратной формы.

1



9

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

1



10

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка

1



11

Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе.

1



12

Рисование в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов. Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету и величине.

1



13

Рисование по шаблону круга.

1



14

Рисование несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей.

1



15

Рисование в полосе узора их повторяющихся элементов (веточка ели).

1



16

Рассматривание несложных по форме ёлочных игрушек. Рисование по памяти несложных по форме ёлочных игрушек.

1



17

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

1



18

Рисование на тему «Снеговик».

1



19

Рисование геометрического орнамента по опорным точкам.

1



20

Рисование с натуры игрушки - светофора.

1



21

Рисование с натуры связки шаров.

1



22

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

1



23

Рисование с натуры игрушки - кораблика.

1



24

Рисование узора для открытки ко дню 8 марта.

1



25

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1



26

Рисование на тему «Что бывает круглое?»

1



27

Рассматривание иллюстраций к книге Е.Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок катится по дорожке»).

1



28

Декоративное рисование – узор в круге.

1



29

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

1



30

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок».

1



31

Рисование с натуры праздничного флажка.

1



32

Рисование узора в полосе из растительных элементов.

1



33

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке.

1





Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству во 2 классе

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

1

Рисование с натуры овощей

1



2

Рисование с натуры фруктов

1



3

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор

1



4

Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)

1



5

Рисование узора в полосе из растительных форм

1



6

Рисование геометрического орнамента в квадрате

1



7

Знакомство с Городецкой росписью

1



8

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

1



9

Рисование на тему: «Деревья осенью»

1



10

Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник)

1



11

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

1



12

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике

1



13

Рисование с натуры веточки ели

1



14

Рисование с натуры праздничных флажков

1



15

Рисование с натуры елочных игрушек

1



16

Веточка ели с елочными игрушками

1



17

Оформление новогодней открытки

1



18

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера)

1



19

Рисование на тему: «Снеговики»

1



20

Беседа по картинам.

1



21

Рисование с натуры рамки для картин

1



22

Рисование с натуры игрушки - рыбки

1



23

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1



24

Рисование с натуры портфеля

1



25

Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе

1



26

Узор в полосе для косынки треугольной формы

1



27

Рисование дорожного знака «Впереди опасность»

1



28

Рисование узора в круге – расписная тарелка

1



29

Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник)

1



30

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур

1



31

Рисование открытки «Ракета летит»

1



32

Рисование башенки из элементов строительного материала

1



33

Рисование узора в полосе из цветов и листочков

1



34

Узор из цветков в кружке

1




Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 3 классе

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

Фактически

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине (И.Хруцкий «Цветы и плоды»).

1



2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1



3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (ветка вишнёвого дерева).

1



4

Рисование на тему «Парк осенью». иБеседа по картине об осени (И.Левитин «Золотая осень»).

1



5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

1



6

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3-4 флажка на одном листе).

1



7

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

1



8

Рисование шахматного узора в полосе.

1



9

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

1



10

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1



11

Рисование с натуры игрушечного домика.

1



12

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

1



13

Рисование с натуры будильника округлой формы.

1



14

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1



15

Рисование узора в полосе (снежинка и веточка ели). Беседа по картинам на тему о зиме (И.Шишкина «Зима пришла», К.Юон «Русская зима»).

1



16

Рисование на тему «Нарядная ёлка».

1



17

Рисование узора на рукавичке.

1



18

Рисование симметричного узора по образцу.

1



19

Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу». Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

1



20

Рисование с натуры молотка.

1



21

Рисование с натуры несложного по форме инструмента.


1



22

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам (К.Юон «Конец зимы», «полдень»).

1



23

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 марка.

1



24

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

1



25

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1



26

Рисование с натуры игрушки – вертолёта.

1



27

Рисование узора в полосе из растительных форм в полосе. Беседа по картинам (И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели», Т.Яблонский «Весна»).

1



28

Рисование узора с натуры весенней веточки.

1



29

Рисование на тему «Деревья весной».

1



30

Рисование орнамента из квадратов.

1



31

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

1



32

Декоративное рисование на тему: «Нарисуй любой узор в квадрате» ( квадрат – готовая форма).

1



33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1



34

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам (А.Куинджи «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»).

1









Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 4 классе

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

По плану

Фактически

1

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1



2

Рисование с натуры листа дерева.

1



3

Рисование с натуры ветки рябины.

1



4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1



5

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов «Василий Васильевич», Л.Кербель «Трудовые резервы»).

1



6

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы.

1



7

Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

1



8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников).

1



9

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенной ниже уровня зрения.

1



10

Беседа на тему «Золотая хохлома».

1



11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

1



12

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1



13

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургон).

1



14

Рисование на тему «Городской транспорт».

1



15

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Беседа по картинам на тему о зиме (по выбору учителя).

1



16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1



17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1



18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» (В.Сигорский «Первый снег», Н.Жуков «Дай, дорогу!», С.Григорьев «Вратарь»).

1



19

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

1



20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1



21

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1



22

Рисование с натуры игрушки сложной конфигурации (бульдозер, подъёмный кран, экскаватор).

1



23

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 марка.

1



24

Рисование с натуры домика для птиц.

1



25

Рисование на тему «Пришла весна».

1



26

Беседа по картинам (И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»).

1



27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1



28

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Беседа по картинам (по выбору учителя).

1



29

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

1



30

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы - настольные, настенные ит.п.).

1



31

Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов.

1



32

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т.п.).

1



33

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево).

1



34

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!