Пояснительная записка
к адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе по истории России
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(8 класс, умственная отсталость)
Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г.
Рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно- исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся. Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Данная рабочая программа является частью общей рабочей программы ,составленной на 3 года. Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов: -цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; -экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; - объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов. Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
Учебно-методический комплекс .
1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
2. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014
. 3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа, по 68-70 часов в 7-9 классах , 2 часа в неделю.
Цель:
формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. 2.Воспитательные:
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание
, правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
3. Коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас;
Программа реализует следующие принципы:
Линейность;
Элементы концентризма;
Научность содержания;
Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
Уровневый подход к формированию исторических знаний;
Коррекционная направленность обучения.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
• наглядные – наблюдение, демонстрация
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
• Комбинированный урок.
Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.
Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература ( биография исторических личностей.)
В конце изучения каждого раздела добавлены контрольные работы и тестирования.
8 класс
№пп | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) | 21 |
2. | Великие преобразования России в XVIII веке | 21 |
3. | История нашей страны в XIX веке | 24 |
4 | Повторение за год | 2 |
| Итого: | 68 |
Контрольные работы и тестирование в 8 классе.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
- | 1 | 1 | 1 |
8 класс
1. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)- 21 час
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь. Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
2. Великие преобразования России в XVIII веке -21 час
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.
3. История нашей страны в период XIX века-24 часа
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
4.Повторение за год -2 часа
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 8 классе.
№ п/п | Содержание | Общее количество часов | Количество часов по теме |
-
| Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков). | 21 ч. | |
-
| Иван III Великий – глава единого государства Российского. | | 1 ч. |
-
| Расширение государства Российского при Василии III. | | 1 ч. |
-
| Русская православная церковь в Российском государстве. | | 1 ч. |
-
| Первый русский царь Иван IV. | | 1 ч. |
-
| Опричнина Ивана IV Грозного. | | 1 ч. |
-
| Присоединение к Российскому государству Поволжья. | | 1 ч. |
-
| Покорение Сибири. | | 1 ч. |
-
| Быт простых и знатных людей. | | 1 ч. |
-
| Москва – столица государства Российского. | | 1 ч. |
-
| Путешествие Афанасия Никитина в Индию. | | 1 ч. |
-
| Великий иконописец Андрей Рублев. | | 1 ч. |
-
| Первопечатник Иван Федоров. | | 1 ч. |
-
| Правление Бориса Годунова. | | 1 ч. |
-
| Смутное время. | | 1 ч. |
-
| Семибоярщина. | | 1 ч. |
-
| Начало правления династии Романовых. | | 1 ч. |
-
| Крепостные крестьяне. | | 1 ч. |
-
| Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Подведение итогов I четверти. | | 1 ч. |
-
| Раскол в русской православной церкви. | | 1 ч. |
-
| Освоение Сибири и Дальнего Востока. | | 1 ч. |
-
| Зачет «Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков)». | | 1 ч. |
-
| Великие преобразования в России (XVIII век). | 21 ч. | |
-
| Начало правления Петра I. | | 1 ч. |
-
| Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. | | 1 ч. |
-
| Полтавская битва. | | 1 ч. |
-
| Победа русского флота. Окончание Северной войны. | | 1 ч. |
-
| Петр I – первый российский император. | | 1 ч. |
-
| Преобразования Петра I. | | 1 ч. |
-
| Эпоха дворцовых переворотов. | | 1 ч. |
-
| Российская Академия наук и деятельность великого М.В.Ломоносова. | | 1 ч. |
-
| Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | | 1 ч. |
-
| Правление Екатерины II. | | 1 ч. |
-
| Повторение. Подведение итогов II четверти. | | 1 ч. |
-
| Золотой век дворянства. | | 1 ч. |
-
| Положение крепостных крестьян. | | 1 ч. |
-
| Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | | 1 ч. |
-
| Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. | | 1 ч. |
-
| Знаменитый полководец А.В.Суворов. | | 1 ч. |
-
| Русские изобретатели и умельцы. | | 1 ч. |
-
| Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | | 1 ч. |
-
| Быт и нравы русских людей. | | 1 ч. |
-
| Обобщение «Великие преобразования в России (XVIII век)». | | 1 ч. |
-
| Тестирование «Великие преобразования в России (XVIII век)». | | 1 ч. |
-
| История нашей страны в XIX веке. | 24 ч. | |
-
| Россия в начале XIX века. | | 1 ч. |
-
| Начало Отечественной войны 1812 г. | | 1 ч. |
-
| Бородинская битва. | | 1 ч. |
-
| Оставление Москвы. | | 1 ч. |
-
| Народная война против армии Наполеона. | | 1 ч. |
-
| Отступление и гибель французской армии. | | 1 ч. |
-
| Правление Александра I. | | 1 ч. |
-
| Создание тайных обществ. | | 1 ч. |
-
| Восстание декабристов. | | 1 ч. |
-
| Император Николай I. | | 1 ч. |
-
| Подведение итогов III четверти. | | 1 ч. |
-
| Золотой век русской культуры. | | 1 ч. |
-
| Великий русский поэт А.С.Пушкин. | | 1 ч. |
-
| Развитие науки и географические открытия в 1-ой половине XIX века. | | 1 ч. |
-
| Крымская война. | | 1 ч. |
-
| Отмена крепостного права. | | 1 ч. |
-
| Реформы Александра II. | | 1 ч. |
-
| Правление Александра III. | | 1 ч. |
-
| Развитие российской промышленности. | | 1 ч. |
-
| Появление революционных кружков в России. | | 1 ч. |
-
| Наука и культура во 2-ой половине XIX века. | | 1 ч. |
-
| Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. | | 1 ч. |
-
| Зачет «История нашей страны в XIX веке». | | 1 ч. |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Методическая литература для учителя:
Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.
Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
5.Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
6.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
7.Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Методическая литература для учащихся:
1. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
2. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
3. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014