СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по истории России для детей с ОВЗ (умственная отсталость) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для детей с умcтвенной отсталостью.Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории России для детей с ОВЗ (умственная отсталость) 8 класс»

Пояснительная записка

к адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе по истории России

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(8 класс, умственная отсталость)

Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой, 2014 г.

Рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно- исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся. Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Данная рабочая программа является частью общей рабочей программы ,составленной на 3 года. Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов: -цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; -экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; - объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов. Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.



Учебно-методический комплекс .

1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.

2. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014

. 3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа, по 68-70 часов в 7-9 классах , 2 часа в неделю.

Цель:

формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

1.Образовательные:

 усвоить важнейшие факты истории;

 создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

 усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;  овладеть умением применять знания по истории в жизни;

 выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. 2.Воспитательные:

 гражданское воспитание учащихся,

 патриотическое воспитание,

 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

 нравственное воспитание,

 эстетическое воспитание,

 трудовое воспитание

,  правовое воспитание,

 формирование мировоззрения учащихся.

3. Коррекционно – развивающие:

 развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

 учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

 содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

 расширять лексический запас;

  • развивать связную речь.

Программа реализует следующие принципы:

  1. Линейность;

  2. Элементы концентризма;

  3. Научность содержания;

  4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;

  5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала;

  6. Уровневый подход к формированию исторических знаний;

  7. Коррекционная направленность обучения.

Методы:

• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

• наглядные – наблюдение, демонстрация

• практические – упражнения, работа с исторической картой.

Типы уроков:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

• Комбинированный урок.

Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.

Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература ( биография исторических личностей.)

В конце изучения каждого раздела добавлены контрольные работы и тестирования.

8 класс

№пп

Наименование раздела

Кол-во часов

1.


Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)

21

2.

Великие преобразования России в XVIII веке

21

3.

История нашей страны в XIX веке

24

4

Повторение за год

2


Итого:

68



Контрольные работы и тестирование в 8 классе.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

-

1

1

1



8 класс

1. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)- 21 час

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь. Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

2. Великие преобразования России в XVIII веке -21 час

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.

3. История нашей страны в период XIX века-24 часа

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.

4.Повторение за год -2 часа



Календарно-тематическое планирование уроков истории в 8 классе.

№ п/п

Содержание

Общее количество

часов

Количество

часов по теме

Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков).

21 ч.


Иван III Великий – глава единого государства Российского.


1 ч.

Расширение государства Российского при Василии III.


1 ч.

Русская православная церковь в Российском государстве.


1 ч.

Первый русский царь Иван IV.


1 ч.

Опричнина Ивана IV Грозного.


1 ч.

Присоединение к Российскому государству Поволжья.


1 ч.

Покорение Сибири.


1 ч.

Быт простых и знатных людей.


1 ч.

Москва – столица государства Российского.


1 ч.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию.


1 ч.

Великий иконописец Андрей Рублев.


1 ч.

Первопечатник Иван Федоров.


1 ч.

Правление Бориса Годунова.


1 ч.

Смутное время.


1 ч.

Семибоярщина.


1 ч.

Начало правления династии Романовых.


1 ч.

Крепостные крестьяне.


1 ч.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Подведение итогов I четверти.


1 ч.

Раскол в русской православной церкви.


1 ч.

Освоение Сибири и Дальнего Востока.


1 ч.

Зачет «Единая Россия ( конец XV - начало XVI веков)».


1 ч.

Великие преобразования в России (XVIII век).

21 ч.


Начало правления Петра I.


1 ч.

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.


1 ч.

Полтавская битва.


1 ч.

Победа русского флота. Окончание Северной войны.


1 ч.

Петр I – первый российский император.


1 ч.

Преобразования Петра I.


1 ч.

Эпоха дворцовых переворотов.


1 ч.

Российская Академия наук и деятельность великого М.В.Ломоносова.


1 ч.

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.


1 ч.

Правление Екатерины II.


1 ч.

Повторение. Подведение итогов II четверти.


1 ч.

Золотой век дворянства.


1 ч.

Положение крепостных крестьян.


1 ч.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.


1 ч.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века.


1 ч.

Знаменитый полководец А.В.Суворов.


1 ч.

Русские изобретатели и умельцы.


1 ч.

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.


1 ч.

Быт и нравы русских людей.


1 ч.

Обобщение «Великие преобразования в России (XVIII век)».


1 ч.

Тестирование «Великие преобразования в России (XVIII век)».


1 ч.

История нашей страны в XIX веке.

24 ч.


Россия в начале XIX века.


1 ч.

Начало Отечественной войны 1812 г.


1 ч.

Бородинская битва.


1 ч.

Оставление Москвы.


1 ч.

Народная война против армии Наполеона.


1 ч.

Отступление и гибель французской армии.


1 ч.

Правление Александра I.


1 ч.

Создание тайных обществ.


1 ч.

Восстание декабристов.


1 ч.

Император Николай I.


1 ч.

Подведение итогов III четверти.


1 ч.

Золотой век русской культуры.


1 ч.

Великий русский поэт А.С.Пушкин.


1 ч.

Развитие науки и географические открытия в 1-ой половине XIX века.


1 ч.

Крымская война.


1 ч.

Отмена крепостного права.


1 ч.

Реформы Александра II.


1 ч.

Правление Александра III.


1 ч.

Развитие российской промышленности.


1 ч.

Появление революционных кружков в России.


1 ч.

Наука и культура во 2-ой половине XIX века.


1 ч.

Жизнь и быт русских купцов.

Быт простых россиян в XIX веке.


1 ч.

Зачет «История нашей страны в XIX веке».


1 ч.



Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Методическая литература для учителя:

  1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2013.

  2. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  3. 3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  4. 4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  5. 5.Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.

  6. 6.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

  7. 7.Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

  8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

  9. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.

  10. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.

  11. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  12. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

  13. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.

  14. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

  15. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.



Методическая литература для учащихся:

1. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

2. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.

3. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!