1. Физическая культура как область знаний | 8 | |
История и современное развитие физической культуры | Возрождение Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Роль Алексея Бутовского в развитии олимпийского движения в России. Мера длины «стадия». Программа пентатлона древних игр Олимпиады. Принципы Олимпийского движения. Знаменитые победители Олимпийских игр древности. Отмена проведения игр Олимпиады.Историческая справка об одной из спортивных игр, включённых в Олимпийские игры. История развития гимнастики, лёгкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола, лыжных гонок в мире, России, Челябинской области. Наши соотечественники - олимпийские чемпионы. Знаменитые отечественные спортсмены и спортсмены Челябинской области, принёсшие славу отечественному спорту по летним видам спорта входящим в программу олимпийских игр. Спортивные сооружения Челябинской области и их предназначение (история строительства и названия сооружений) | 6 | Контрольная работа (репозиторий) |
Термины и понятия физической культуры. | Гиподинамия, ЧСС, пульсометрия, закаливание, моржевание, саморегуляция, антропометрия, функциональная проба, основные принципы ЗОЖ, виды дыхания. Классификация физических упражнений по их функциональной направленности Основные правила рационального питания и роль белков, жиров, углеводов в питании. Описание и характеристика испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» III ступени | 1 |
Физическая культура человека. | Гиподинамия и её негативные последствия для здоровья человека. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Требования безопасности и оказание первой помощи при травмах во время занятий физической культурой. Роль опорно-двигательного аппарата и мышечной системы в осуществлении двигательных актов. Правила снижающие появление нарушений осанки | 1 |
2. Способы физкультурной деятельности | 1 |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой | Составление планов и самостоятельное проведение занятий прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Использование спортивных игр и спортивных соревнований для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций. Самостоятельное проведение народных игр Южного Урала | В процессе урока |
Оценка эффективности занятий физической культурой | Способы контроля за состоянием своего здоровья и самочувствия. Пульсометрия, основные правила измерения пульса в покое и во время физической нагрузки. Проведение функциональных проб и антропометрических измерений. Запись полученных данных в дневник по физкультурной деятельности | 1 час |
3. Физическое совершенствование | 96 | |
3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность | 5 | |
Оздоровительная гимнастика | Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки, гимнастика для коррекции зрения. Дыхательная гимнастика. Органы дыхания. Дыхательные упражнения для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Комплекс дыхательных упражнений: «Гуляем по полянке», «Кто и как?» Комплексы упражнений на растяжку. Положительное влияние растяжки на состояние суставов. Упражнения на расслабление мышц после физической нагрузки для ускорения процессов восстановления | 2 | |
Скандинавская ходьба | Постановка стопы на грунт во время скандинавской ходьбы. Подбор темпа ходьбы во время занятий в зависимости от своего функционального состояния. Соответствие роста и длины палок. Упражнения с палками различной оздоровительной направленности | 3 | |
3.2 Спортивно-оздоровительная деятельность | 85 | |
Лёгкая атлетика | 18 | |
Спринтерский бег | Техника стартового разгона, бега по дистанции и финиширования. Бег с высокого старта от 15 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м с места и с хода. Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 30, 60 м. Специальные беговые упражнения. Старты из различных исходных положений, эстафеты, подвижные игры на развитие быстроты | 4 | Бег на результат 30 м, 60 м |
Прыжки в высоту | Прыжки в высоту с места, 3-5 шагов разбега способом «перешагивание». Техника прыжка в фазе полёта и приземления. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» на высоте 80-90 см. Подбор длины разбега. Специальные прыжковые и имитационные упражнения | 3 | |
Прыжки в длину | Основные фазы прыжка. Отталкивание с места и одного шага, с выведением таза вперёд и подъёмом маховой ноги; в сочетании с движением рук. Прыжки в длину с укороченного разбега, с 5-6 и 7—9 шагов разбега способом «согнув ноги». Техника прыжка в сочетании с отталкиванием. Подбор длины своего индивидуального разбега. Специальные прыжковые и имитационные упражнения | 3 | |
Эстафетный бег | Правила эстафетного бега. Техника передачи эстафетной палочки. Передача и приём эстафетной палочки со средней скоростью в коридоре 3 - 8 м. Передача эстафетной палочки со средней скоростью в коридоре 10 - 15 м. Проведение соревнований в эстафетном беге с различными по длине этапами. Специальные беговые упражнения | 2 | |
Метание мяча | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния 8-10 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места. Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками снизу вверх на заданную и максимальную высоту. Передачи и ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера и броска вверх | 3 | Метание мяча (150 г) с разбега на дальность |
Длительный бег | Основные правила техники дыхания во время длительной работы. Переменный бег 12 мин. (бег в медленном темпе 200 м., бег в среднем темпе 100 м., ускорение 50 м.). Бег в равномерном темпе от 12 до 15 мин. Бег на результат – 1000 м. Бег 1500 м без учёта времени. Специальные беговые упражнения | 3 | Бег на результат 1000 м |
Баскетбол | 16 | Практическая работа «Баскетбол» (репозиторий) |
Техника перемещений, поворотов, остановок и стоек. | Передвижения лицом вперёд, спиной вперёд, приставными шагами в высокой и низкой стойке баскетболиста без мяча и с мячом. Остановка двумя шагами и прыжком без мяча и с ведением мяча. Рывки со сменой направления движения для освобождения от опеки защитника и получения мяча. Повороты без мяча, повороты с укрыванием мяча при пассивном противодействии, повороты с мячом и передача партнёру. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стоике, остановка, поворот, ускорение). Подвижные игры с использованием изученных технических приёмов перемещений | 2 | Выполнение комбинации с элементами техники передвижений |
Передачи мяча | Ловля и передачи мяча от груди двумя руками, с отскоком от пола, в стену, в парах, тройках, на месте, в движении, после вышагивания, с изменением скорости передач. Передачи мяча левой и правой рукой от плеча с места. Подвижные игры с передачами мяча | 3 | Выполнение серии передач |
Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте и в движении. Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с сопротивлением защитника левой и правой рукой. Ведение мяча с изменением направления, ритма, темпа и высоты отскока. Переводы мяча с руки на руку, на месте и в движении. Переводы мяча под ногой на месте. Баскетбольные салочки с ведением мяча | 5 | Челночный бег с ведением мяча |
Броски мяча в кольцо | Броски одной рукой с места, после ловли при освобождении от опеки защитника. Максимальное расстояние до корзины при выполнении бросков с места – 4 м. Бросок в кольцо одной рукой с отражением от щита, с изменением угла и расстояния до кольца. Броски мяча в движении на два шага после предварительного удара мячом. Подвижные игры на точность попадания в кольцо | 3 | Броски мяча с места и в движении. |
Тактика игры | Тактика свободного нападения. Освобождение от опеки защитника для получения мяча и броска в кольцо. Опека игрока владеющего и не владеющего мячом. Личная защита. Нападение быстрым прорывом (1x0; 2x1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди» без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Мини-баскетбол (2x2; 3x3). Подвижные игры на развитие тактического мышления | 3 | |
Правила игры и жесты судей | Правила игры и жесты судей: пробежка, двойное ведение, пронос мяча, игра ногой, спорный мяч. Персональные фолы (замечания): неправильная игра руками, блокировка, толчок, обоюдный фол | В процессе урока | |
Гимнастика с основами акробатики | 12 | |
Строевые упражнения | Изменение ширины шага и темпа движения по командам: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Полушаг!», «Полный шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!» Перестроения из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении. Ходьба «зигзагом»; повороты в движении; размыкание приставными шагами по фронту. Выполнения обязанностей командира отделения | 2 | |
Акробатические упражнения | Группировка, перекаты в группировке. Кувырок вперёд и назад. Два кувырка вперёд слитно; два кувырка назад слитно; кувырок вперёд, назад ноги скрестно; стойка на лопатках; прыжок прогнувшись; прыжок вверх с поворотом на 180° и 360°; мост из положения лёжа на спине; мост из положения стоя с помощью партнёра, равновесие на одной «ласточка».Прыжки со сменой согнутых («козлик») и прямых («ножницы») ног. Прыжки вверх прогнувшись и ноги врозь. Страховка и помощь во время занятий. Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Выполнение акробатической комбинации из разученных элементов. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника | 5 | Практическая работа «Акробатическая комбинация» (репозиторийПР_гимнастика) |
Висы и упоры. Лазание. | Мальчики: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом. Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лёжа; вис присев. Разгибание и сгибание рук в упоре лёжа на полу (мальчики), на гимнастической скамейке (девочки). Установка и уборка снарядов. Страховка и помощь во время занятий. Обеспечение техники безопасности. Лазание по гимнастической лестнице, наклонно установленным предметам (гимнастические скамейки, наклонному канату). Лазание по канату в два и три приёма. Подтягивания в висе на канате. Захват каната ногами сидя на стуле или тумбе. Лазание по гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке в различных направлениях с помощью ног и одной руки, с помощью рук и одной ноги. Общеразвивающие упражнения с предметами | 2 | |
Опорный прыжок | Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козёл в ширину). Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100—110 см). Прыжки с пружинного гимнастического мостика в высоту с поворотом на 90°. Общеразвивающие упражнения с различными способами прыжков и вращений. Помощь и страховка; демонстрация упражнений | 3 | |
Лыжная подготовка | 18 | |
Строевые упражнения, повороты на месте и в движении | Повторение строевых и порядковых упражнений. Команды: «В одну шеренгу – становись!», «Равняйсь!», «Смирно!» Повороты на месте переступанием, вокруг пяток и носков лыж. Повороты налево, направо на месте махом. Повороты в движении упором | 1 | |
Скользящий шаг | С разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки. Длительное скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой лыжей («самокат»). Передвижения скользящим шагом под уклон. Передвижения скользящим шагом без палок и с палками. Передвижение скользящим шагом по ориентирам без палок и с палками (расстояние между ориентирами равно длине скользящего шага и постепенно удлиняется) | 4 | |
Попеременные и одновременные ходы | Прохождение дистанции 1,5-2,5 км попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходом. Передвижения бесшажным ходом под уклон и по равнине. Чередование попеременного двухшажного хода с одновременными ходами. Ускорения по 50 м наперегонки в парах одновременным бесшажным ходом. Эстафеты с использованием техники изученных лыжных ходов | 5 | Прохождение дистанции1000 м |
Спуски со склона и подъём на склон | Спуски со склона в высокой и низкой стойке (чередование во время одного спуска высокой и низкой стойки). Спуски со склона с приподниманием одной лыжи, подниманием различных предметов на ходу. Спуски со склона змейкой. Техника подъёма «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой». Торможение «плугом» и «упором». Подвижные игры с элементами спуска со склона и подъёма | 4 | |
Преодоление бугров и впадин | Имитационные упражнения. Многократные пружинистые приседания при спуске в основной стойке. При спуске со склона с маленькой скоростью быстрый уход в присед, после скольжения быстрый переход в стойку. Техника преодоления бугров, впадин и сложных рельефов местности. Преодоление при спуске нескольких ворот с приседаниями под ними и выпрямлениями между ними. Подвижная игра: «Трудная дорога» | 2 | |
Подвижные игры на лыжах | Национальные подвижные игры: «Пятнашки», «Гонка с палками и без палок», «Два дома», «Кто за 10 шагов проскользит дальше?» | 2 | |
Волейбол | 16 | Практическая работа «Волейбол» (репозиторий) |
Техника перемещений, поворотов, остановок и стоек. | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) | 2 | |
Приём и передачи мяча. | Передача мяча сверху двумя руками над собой на месте и после перемещения вперёд, в паре с партнёром. Передачи мяча над собой на месте, в парах на расстоянии 3 – 4 м; в движении, в ограниченном пространстве. То же через сетку. Нижняя передача над собой, в стену, через сетку, с партнёром. Нижняя передача в парах на расстоянии 3 – 4 м друг от друга; передачи в парах через сетку. Приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд после наброса партнёра; после наброса партнёра левее, правее принимающего. Приём мяча снизу двумя руками после подачи | 6 | |
Подвижные игры с элементами волейбола. | Подвижные игры с элементами волейбола: «Перестрелка», «Летучий мяч», «Пионербол с элементами волейбола» | 2 | |
Подача мяча. | Имитационные упражнения. Броски набивного мяча весом 1-2 кг в парах, расстояние 7- м (исходное положение и все движения напоминают нижнюю прямую подачу). Броски набивного мяча весом 1 кг через сетку (нижний край сетки не закреплен), расстояние от сетки 6-8 м, высота сетки 2 м. Многократное подбрасывание мяча вверх одной рукой и замах бьющей рукой. Нижняя прямая подача в стену (расстояние 6-7 м) и прием мяча, который отскочил. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 4-5 м от сетки. Броски набивного мяча весом 1-2 кг из-за головы двумя руками. Подбрасывание теннисного (или небольшого резинового) мяча и удар по нему сверху одной рукой. Верхняя прямая подача с расстояния 3-4 м от сетки | 3 | |
Прямой нападающий удар. | Имитационные упражнения для формирования техники прямого нападающего удара. Удары кистью руки по мячу в пол с собственного подброса. Прямой нападающий удар в стену, в стену с отскоком мяча от пола, после собственного подброса и подбрасывания мяча партнёром. Броски волейбольного и набивного мяча, из за головы двумя руками на дальность, из положения стоя. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега. Метания в цель различными мячами | 1 | |
Тактика игры. | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0). Игра по упрощённым правилам мини-волейбола, пионербол с элементами волейбола. Выбор места для выполнения второй передачи у сетки, для подачи, для отбивания мяча через сетку. Тактика взаимодействия игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках | 2 | |
Правила игры и жесты судей | Размер площадки, продолжительность игры, переход игроков, нумерация зон, разрешение подавать, подающая команда, мяч «за», мяч в «площадке», касание мяча, смена площадок, тайм-аут, замена, касание сетки | В процессе урока | |
Футбол | 5 | |
Техника передвижений | Бег (цикличный, аритмичный, ритмичный), спиной вперед, скрестный, приставной. Бег по прямой, вокруг фишек-ориентиров, дугами, с изменением направления и скорости. Остановки выпадом (на одну, две ноги), остановки прыжком (на одну, две ноги) | 1 | |
Ведение мяча | Скоростное ведение мяча по прямой, вокруг фишек-ориентиров. Эстафеты с ведением мяча по прямой и змейкой. Скоростное ведение мяча вокруг стоек в разных вариациях с изменением скорости движения (по сигналу учителя) | 2 | |
Удары по мячу | Удары по неподвижному мячу с небольшого разбега. Удары по катящемуся мячу с разбега в цель (ворота, мишень на стенке). Многократное выполнение ударов по неподвижному мячу у стенки с расстояния 3–5 шагов внутренней и внешней стороной стопы. Передачи мяча в парах, тройках с передвижением по площадке. В круге передачи внутренней и внешней стороной стопы. Передвигаясь по кругу, выполнение передач мяча в одно, затем в два касания | 1 | |
Тактика игры | Игра «квадрат» по пятёркам. Взаимодействия игроков при игре в защите и нападении. Учебная игра в мини-футбол | 1 | |
Правила игры и жесты судей | Продолжительность матча по футболу и мини-футболу, состав команд, взятие ворот, штрафной удар и удар от ворот; персональные фолы (замечания): жёлтая карточка | В процессе урока | |
Упражнения общеразвивающей направленности | В процессе урока | |
Упражнения без предметов | Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц для использования их в учебной деятельности при прохождении основных разделов предмета. Общеразвивающие упражнения с сочетанием различных положений рук, ног, туловища. Общеразвивающие упражнения для проведения утренней гигиенической гимнастики |
Упражнения с предметами | Общеразвивающие упражнения на месте и в движении с набивным и большим мячом, с обручами, гимнастическими палками. Прыжки на скакалке на двух ногах, на одной ноге, с чередованием ног |
3.3 Прикладно-ориентированная деятельность | 6 | |
Тестирование уровня развития физических качеств | Выполнение тестов: челночный бег 4х9 м (сек.); прыжок в длину с места (см.); наклон вперёд из положения сед ноги врозь с прямыми ногами (см.); поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз за 1 мин.); подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз, мальчики); отжимания от пола, в упоре лёжа (количество раз, девочки); бег 1000 м | 2 | Выполнение тестовых нормативов(репозиторий ТУ) |
Круговая тренировка | По станциям, выполнение упражнений направленных на развитие двигательных способностей и основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, координации, гибкости, быстроты | 2 | |
Полоса препятствий | Преодоление полосы препятствий с различным набором упражнений: ходьба глубокими выпадами по гимнастической скамейке; прыжки по «кочкам» (меткам на полу); лазание подтягиванием из положения лежа по наклонной гимнастической скамейке с последующим переходом в лазание по гимнастической стенке; кувырки вперед слитно; передвижения в упоре лежа продольно на брусьях; перелезание; лабиринт; бег по буму; преодоление препятствия; прохождение по рукоходу; лазание по лестнице | 2 | |