СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по естествознанию для учащихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по естествознанию  для 9 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013.

Курс "Человек» (9 класс) завершает биологическое образование учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях, специализации врачей и т. п.

В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и функционировании основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. Учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от инфекционных заболеваний, какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по естествознанию для учащихся 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1




РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО на заседании педсовета зам. дир. по УВР директор школы

протокол №_____ протокол №______ ______________ _______А.Н. Гришанова

«____»________2021г. «____»_________2021г. «____»_______2021г. приказ №_______


«____»_______2021г.











АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по естествознанию


для учащихся 9 класса
















п.г.т. Красная Гора – 2021г.



Пояснительная записка


Программа по естествознанию для 9 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,

- Федеральным государственным образовательным стандартом,

- образовательной программой основного общего образования на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013.


Цель:

дать учащимся основные сведения о строении организма человека, об органах и их функциях, о профилактике различных заболеваний, о причинах некоторых нарушений здоровья, формирование потребности вести здоровый образ жизни.


Задачи:

  • сообщение обучающимся элементарных сведений об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека;

  • формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма, проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья;

  • развитие познавательных интересов в процессе проведения наблюдений за своим организмом;

  • формирование навыка использования приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, соблюдение норм здорового образа жизни;

  • формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


Место и роль учебного курса, предмета


Согласно учебному плану МБОУ Красногорская СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Курс «Человек» (9 класс) завершает биологическое образование учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях, специализации врачей и т. п.

В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и функционировании основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. Учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от инфекционных заболеваний, какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта в жизни человека, и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

Коррекционные занятия проводятся по индивидуальным планам. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.


В данную программу внесены следующие изменения:

Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные АООП. Добавлен 1 час на Введение.


Используемый учебник:

Биология. Человек. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеообразоват. программы/ Е.Н. Соломина, Т. В. Шевырёва – М.: Просвещение, 2018.


Тематическое планирование по курсу естествознания 9 класс


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Общее знакомство с организмом человека

2

3

Опора и движение

12


Скелет

6


Мышцы

6

4

Кровообращение

11

5

Дыхание

6

6

Питание и пищеварение

8

7

Выделение

3

8

Размножение и развитие

9

9

Покровы тела

5

10

Нервная система

5

11

Органы чувств

5


Итого:

68


Содержание изучаемого курса


ЧЕЛОВЕК

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Роль и место человека в природе.

Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.


Общее знакомство с организмом человека (2 ч)

Краткие сведения о клетке и тканях человека.


Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.


Опора и движение (12 ч)


Скелет (6 ч)


Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.


Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.


Практические работы


Определение правильной осанки.

Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.


Мышцы (6 ч)


Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение


физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.


Наблюдения и практическая работа


Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.


Кровообращение (11 ч)


Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.


Наблюдения и практические работы


Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.

Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.

Измерение с помощью учителя кровяного давления.

Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.


Дыхание (6 ч)


Значение дыхания для растений, животных, человека.

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.


Демонстрация опыта


Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное

дыхание, кислородная подушка и т. п.).


Питание и пищеварение (8 ч)


Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.


Демонстрация опытов


Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть

красиво.


Выделение (3 ч)


Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.


Практические работы


Зарисовка почки в разрезе.

Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).


Размножение и развитие (9 ч)


Особенности мужского и женского организма.

Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).

Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека. Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и

девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход

за новорожденным.

Рост и развитие ребенка.

Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.


Покровы тела (5 ч)


Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.).

Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика.

Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.


Практическая работа


Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.


Нервная система (5 ч)


Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение.

Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).

Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Демонстрация модели головного мозга.


Органы чувств (5 ч)


Значение органов чувств у животных и человека.

Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Охрана всех органов чувств.

Демонстрация муляжей глаза и уха.


Планируемые результаты освоения курса естествознания в 9 классе



Учащиеся должны знать:



  • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

  • о влиянии физической нагрузки на организм;

  • нормы правильного питания;

  • о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

  • названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

  • меры предупреждения сколиоза;

  • свою группу крови и резус-фактор;

  • норму кровяного давления;

  • состояние своего зрения и слуха;

  • санитарно-гигиенические правила.


Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования;

  • измерять температуру тела;

  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.





Учебно – методическое обеспечение программы


1. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, М.: Просвещение, 2018 год.


2. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2015 год.


Литература


1. И. В. Романов Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида;

2. И. В. Романов Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида;

3. Т. В. Шевырева, С. А. Кустова Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие к учебнику И. В. Романова «Биология. Человек. 9 класс» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

4. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001 (ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ)

5. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.

6. Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва « Просвещение». 2016.

3. Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2020.


Календарно – тематическое планирование по курсу естествознания 9 класс



п/п

Тема урока, раздел

Кол-во часов

Дата

по программе

Дата

по факту


Введение (2ч)


1

Роль и место человека в природе.

1



2

Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

1




Общее знакомство с организмом человека (2 ч)


3

Краткие сведения о клетке и тканях человека.

1



4

Основные системы органов человека. Расположение внутренних органов в теле человека.

1




Опора и движение (12 ч)



Скелет (6 ч)

5

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

1



6

Состав, строение и соединение костей.

1



7

Череп.

1



8

Скелет туловища.

1



9

Кости верхних и нижних конечностей.

1



10

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

1




Мышцы (6 ч)

11

Движение — важнейшая особенность живых организмов.

1



12

Строение и значение мышц.

1



13

Основные группы мышц в теле человека.

1



14

Работа мышц. Утомление.

1



15

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

1



16

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

1




Кровообращение (11 ч)


17

Кровеносная система человека.

1



18

Значение крови и кровообращение.

1



19

Кровь, ее состав и значение.

1



20

Кровеносные сосуды.

1



21

Сердце и его работа.




22

Большой и малый круги кровообращения.

1



23

Работа сердца. Группы крови.




24

Заболевания сердца и их предупреждение.

1



25

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

1



26

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.

1



27

Первая помощь при кровотечениях.

1




Дыхание (6 ч)


28

Значение дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1



29

Органы дыхания человека.

1



30

Газообмен в легких и тканях.

1



31

Гигиена дыхания.

1



32

Болезни органов дыхания и их предупреждение.




33

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1




Питание и пищеварение (8 ч)


34

Значение и состав пищи. Авитаминоз.

1



35

Система органов пищеварения.

1



36

Строение и значение зубов.

1



37

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1



38

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1



39

Гигиена и нормы питания. Причины и признаки пищевых отравлений.

1



40

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.

1



41

Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.

1




Выделение (3 ч)


42

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи.

1



43

Внешний вид почек, их расположение в организме человека.

1



44

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

1




Размножение и развитие (9 ч)


45

Особенности мужского и женского организма.

1



46

Биологическое значение размножения.

1



47

Система органов размножения человека.

1



48

Половые железы и половые клетки. Оплодотворение.




49

Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство.

1



50

Рост и развитие ребенка.




51

Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

1



52

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

1



53

Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.

1




Покровы тела (5 ч)


54

Кожа и ее роль в жизни человека. Производные кожи: волосы, ногти.

1



55

Закаливание организма.

1



56

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

1



57

Кожные заболевания и их профилактика.

1



58

Гигиена кожи. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1




Нервная система (5 ч)


59

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

1



60

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение.

1



61

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

1



62

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).

1



63

Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

1




Органы чувств (5 ч)


64

Значение органов чувств у животных и человека.

1



65

Орган зрения.

1



66

Орган слуха.

1



67

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1



68

Охрана всех органов чувств. Оказание первой помощи при травмах органов чувств.

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!