СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР) ВАРИАНТ 5.1. По изобразительному искусству во 2Б классе, УМК "Школа России"._

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С  ОВЗ (ТНР) 

ВАРИАНТ 5.1.

По изобразительному искусству

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов_

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР) ВАРИАНТ 5.1. По изобразительному искусству во 2Б классе, УМК "Школа России"._»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Утверждаю:

Директор_________ Михайлова Н.В.

Приказ №_________________

От______________2020г.








АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР)

ВАРИАНТ 5.1.

По изобразительному искусству

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов_











Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

категория:

соответствие занимаемой должности












Программа представлена следующими структурными элементами:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

  3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».

  4. Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Адаптированная образовательная программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся 2 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. N 253);

4. Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1);

5. Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Цели изучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учётом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентстного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возратсных возможностей ребёнка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В классе обучаются дети с ОВЗ . Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Программа учитывает особенности детей с ТНР:

1. наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;

2. нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;

3. нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный;

6. у детей с ТНР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование);

7. учащиеся с ТНР характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Коррекционная работа

Коррекционная работа на уроках изобразительного искусства направлена на:

  • коррекцию недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие;

  • коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;

  • развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, графических умений и навыков;

  • усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.

Кроме того, на уроках проводится текущая коррекция по закреплению правильного звукопроизношения, формированию связной речи, умения адекватно использовать изученный на других уроках словарь и грамматические формы и конструкции.



График коррекционных занятий с детьми ОВЗ (ТНР), обучающихся по программе Вариант 5.1.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Чурсина Д.

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

Чурсина Д.

Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Искусство» - учебный предмет «Изобразительное искусство».

На изучение Изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан 35 ч - (35 учебных недель).

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные

- сформированы эстетические потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;


Сформировано уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия.

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные

Обучающиеся научатся:

- приемам и технике рисования цветными карандашами (штриховать в одном направлении и с передачей объема предмета с помощью светотени);

- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

- работой гуашевыми красками.

Обучающиеся получать возможность научиться:

- видам художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).

- основным видам и жанрам пространственно-визуальных искусств.

- понимать образ природы искусства.

- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.

- передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.

- применять в художественно -творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.

- изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.

Метапредметные

Регулятивные

Обучаюшиеся научатся:

-работать по предложенному учителем плану;

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- самостоятельно выполнять творческие задания;


- Различать цвета, формы при рисовании

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

Коммуникативные

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-высказывать свое мнение при обсуждении объектов и алгоритмов рисования;

-выполнять основные правила этикета при работе в группе и парах (обращаться за помощью, обсуждать, договариваться).



2. Содержательный раздел.

Содержание курса

Как и чем работает художник?(8ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Коррекционная работа. Представление о разнообразии и выразительных возможностях художественных материалов.

Реальность и фантазия (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.

О чём говорит искусство (11ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому , что он изображает, украшает, и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Коррекционная работа. Развитие выразительных возможностей с помощью средств художественной выразительности.

Как говорит искусство (8 ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма, ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств.

Коррекционная работа. Выражение мыслей и чувств художника с помощью языка изобразительного искусства.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Формы организации учебных занятий

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.

3. Организационный раздел.

Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ТНР (вариант 5.1.) по предмету Изобразительное искусство.

1. Общие положения.

Критерии и нормы оценок обучающихся.

1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.

1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.

1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.

Оценивание работ по предмету Изобразительное искусство в 1 - 4 классах – по пятибалльной системе.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности в выполнении работы;

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Контрольно-оценочные материалы

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

Выполнение практических работ

в течение учебного года

Итоговый

Выставка работ обучающихся

2


Критерии оценивания.

Оценка «5» - на уроках учащийся, при устных ответах, занимает активную позицию, находит пути решения поставленной задачи или старается найти по наводящим вопросам учителя. Может оперировать терминами. При выполнении работы учащийся старается работать самостоятельно, используя организующую помощь учителя. Умеет с организующей помощью педагога воспроизвести алгоритм последовательности практических действий. Учащийся аккуратно выполняют работу, и может объяснить последовательность своих действий по заданному алгоритму.

Оценка «4» - на уроках учащийся, при устных ответах, проявляет активность. Может оперировать терминами с помощью опорной таблицы.

Практическую деятельность учащийся выполняет с небольшими недочётами. С направляющей помощью учителя воспроизводит алгоритм последовательности практических действий и дает отчет о проделанной работе по заданному алгоритму.

Оценка «3»

На уроках учащийся не активен, отвечает на вопросы, не выделяя главного или повторяя ответ других учащихся. Оперирует терминами с помощью педагога и с опорной табличкой.

Практическую деятельность выполняет с ошибками, не аккуратно с развёрнутой помощью учителя или по аналогии.

Оценка «2» - на уроках учащийся, при устных ответах не активен, не может повторить ответ товарища целиком даже с помощью учителя, не ориентируется в учебнике по опорным вопросам. Не может воспользоваться опорной табличкой даже с помощью учителя. Практическую деятельность осуществляет не полностью, либо с максимально развёрнутой помощью педагога.

Тематическое планирование

2 класс (35 ч)

№ п/п

Тема

Как и чем работает художник (8 ч)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок - всё богатство цвета и тона.

Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным.

Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.

О чём говорит искусство (11 ч)

Выражение характера изображаемых героев.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера человека через украшения.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Подведение итогов года.

35.

Резерв.


Учебно-методический комплект.

1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2014 г

2. Под ред. Неменского Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 класс. М.: Просвещение, 2015 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!