СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по алгебре

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по алгебре.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по алгебре»









М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Ростовской области





«Утверждаю»

Директор МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»


Приказ от «30» августа 2021 г. № 188


______________ /Демина Л. И./






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 4.1.)

по алгебре

Уровень общего образования, класс

Основное общее образование, 8Б класс,


МИНЕЕВ ДЕНИС АРТЁМОВИЧ


Количество часов 105


Учитель Косова Татьяна Анатольевна




Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы (авторы Ю. М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2020 г., 96 стр.)




2021 - 2022 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 4.1)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего образования (далее - ООО) для слабовидящих обучающихся МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся данной категории с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), - СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,

- Уставом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» и с учетом основной образовательной программы основного общего образования.



Целью реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:

  • формирования общей культуры, духовно­нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;

  • обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;

  • развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;

  • достижения планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися;

  • осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП ООО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;

  • выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности

- участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

  • предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков по предмету в урочной и внеурочной деятельности;

  • включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды .

Задачи, реализуемые на уровне ООО:

  • Создание условий для адаптации обучающихся в процессе обучения;

  • Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательно-образовательной деятельности;

  • Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования, повышение мотивации обучения;

  • Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

  • Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным предметам;

  • Освоение активных форм получения и использования информации;

Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.


В основу разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП ООО для слабовидящих обучающихся предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся данного школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно

значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.


Реализация АООП ООО для слабовидящих обучающихся предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).



Общая характеристика АООП ООО для слабовидящих обучающихся.

АООП ООО для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.1) предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.


В основу формирования АООП ООО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы:

  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • Коррекционная направленность образовательной деятельности;

  • Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;

- Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;

  • Принцип преемственности;

  • Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);

  • Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • Принцип сотрудничества с семьей.

Обязательным для данной категории обучающихся является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

  • развитие зрительного восприятия;

  • обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • формирование основных навыков ориентировки в микро-пространстве;

  • овладение основными навыками ориентировки в макро-пространстве;

  • формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных

(конкретных и обобщенных), пространственных представлений;

  • развитие познавательного интереса, познавательной активности;

  • формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование;

  • использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

  • соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);

соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое);

  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

  • использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

  • использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;

  • необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

  • помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

  • работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

  • создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;

  • развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;

  • развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.


Обучающимся данной группы характерно:

  • снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий;

  • замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;

  • затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;

  • возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в:

  • снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.);

  • снижении полноты, целостности образов, широты круга

отображаемых предметов и явлений;

  • трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения:

  • в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений;

  • в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов;

  • в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей;

  • в темпе зрительного анализа.

Необходимо учитывать, что слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием.

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.



У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся.

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих. К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

  • индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:

  • целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

  • руководство зрительным восприятием;

  • расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

  • развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

  • систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

  • обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

  • строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

  • использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

  • увеличение времени на выполнение практических работ;

  • введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

  • целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

  • создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

  • повышение коммуникативной активности и компетентности;

  • физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

  • поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

  • поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

  • совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

а

Данная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по «Алгебре» для 8 класса разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классов (авторы Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др., составитель Бурмистрова Т. А. – М: «Просвещение», 2020 г.), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  1. Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Ю.М.Колягин, М. В. Ткачёва и др. - М.: Просвещение, 2018 г.

  2. Колягин Ю. М. и др. Алгебра. 8 класс. Методические рекомендации к учебнику Ю. М. Колягина и др. - М.: «Просвещение», 2017 г.

  3. Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2014 г.

  4. Ткачёва М.В. Тематические тесты для 8 класса. М.: «Просвещение», 2014 г.

  5. Ященко И.В. ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике. – М.: «Экзамен», МЦНМО, 2017 г.

  6. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: «Просвещение», 2018 г.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).

В задачи обучения математики входит:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • овладение навыками дедуктивных рассуждений;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.



Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования




2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

СЛАБОВИДЯЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ООО. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД), имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим определяется освоением им универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД у слабовидящих обучающихся:

  • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;

  • определяет состав и характеристики универсальных учебных действий, доступных для освоения слабовидящими обучающимися в младшем

школьном возрасте;

  • выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Формирование универсальных учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.

Ценностными ориентирами основного общего образования выступают:

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-

нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий";

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности; внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития эстетических чувств;

  • развитие умения учиться на основе: развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

  • формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

  • формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, представляющих обобщённые действия, открывает слабовидящим возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.

Функциями универсальных учебных действий выступают:

  • обеспечение слабовидящему обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области;

  • оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования универсальных учебных действий; - обеспечение преемственности образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на формирование у слабовидящих обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Формирование учебных универсальных действий.

В результате изучения всех без исключения предметов и курсов коррекционно-развивающей области АООП ООО для слабовидящих обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия включают:

  • внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

  • учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу;

  • развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

  • ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

  • установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;

  • потребность в двигательной активности, мобильность;

  • ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;

  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - овладение доступными видами искусства.

Регулятивные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной

задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;

  • использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

  • осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации. Познавательные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач;

  • предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;

  • адекватно использовать информационно-познавательную и

ориентировочно-поисковую роль зрения;

  • владеть компенсаторными способами познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;

  • использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно­личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

В требования к планируемым результатам освоения АООП ООО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.

Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:

  • овладение эффективными компенсаторными способами учебно-

познавательной и предметно-практической деятельности;

  • овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

  • повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;

  • умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;

  • умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях;

  • умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;

  • умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях;

  • развитие элементарных навыков самообслуживания;

  • развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения;

  • повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;

  • развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли;

  • развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

  • развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

  • повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности;

  • расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений;

  • расширение круга предметно-практических умений и навыков;

  • готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего;

  • формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • повышение познавательной и социальной активности;

  • повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения;

  • расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;

  • расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

  • использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;

  • имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные

(конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;

  • проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

  • имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);

  • умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - способен к проявлению социальной активности;

  • способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

  • способен проявлять настойчивость в достижении цели;

  • способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с

возрастом);

  • знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты: 

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории  учетом устойчивых познавательных интересов;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мыли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные выказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты 

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, становления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи; троить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и предоставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  •  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  •  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные результаты 

  • умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  • владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


Предметные планируемые результаты изучения


Действительные числа

Обучающийся научится:

  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

  • владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;

  • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;

  • распознавать рациональные и иррациональные числа и сравнивать их;

  • представлять рациональное число в виде десятичной дроби.

Обучающийся получит возможность:

  • развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения, оценки

Обучающийся научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;

  • оценивать погрешность измерений;

Обучающийся получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;

  • использовать практические приемы приближенных вычислений.

Алгебраические выражения

Обучающийся научится:

  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями квадратные корни;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

  • применять тождественные преобразования для решения задач различного курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).

Уравнения

Обучающийся научится:        

  • решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

  • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Обучающийся получит возможность:

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

  • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Обучающийся научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенств, свойства числовых неравенств;

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;

  • применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Обучающийся получит возможность:

  • разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

  • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Функции

Обучающийся научится:

  • Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции;

  • находить значение функции по заданному значению аргумента;

  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

  • определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;

  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

  • строить график квадратичной функции;

  •  проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);

  • определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;

Обучающийся получит возможность:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.  п.); • использовать свойства линейной функции и её график при решении задач из других учебных предметов;

Основные понятия. Числовые промежутки.

Обучающийся научится:

  • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

  • строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами


Обучающийся получит возможность:

  • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);

  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Случайные события и вероятность

Обучающийся научится

  • находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Обучающийся  получит возможность

  • приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Комбинаторика

Обучающийся научится

  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Обучающийся получит возможность

  • научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.



3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития образования. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП ООО призвана решать следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

  • предусматривать оценку достижений слабовидящих обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП ООО) ;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся.

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки качества образования.

Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся соответствует ООП ООО МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Учебная программа по «Алгебре», в которой устанавливаются планируемые результаты на уровне основного общего образования для слабовидящих обучающихся по АООП ООО, соответствуют ООП ООО МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина».

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС ООО относятся:

  • сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

  • сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

  • проявление познавательного интереса, познавательной активности;

  • наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;

  • проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

  • сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

  • способность к проявлению социальной активности;

  • способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

  • готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

В целях оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.


4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Повторение курса алгебры 7 класса (5 ч.)

Свойства степени с натуральным показателем. Формулы сокращенного умножения. Правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Упрощение алгебраических выражений. Линейные уравнения и системы линейных уравнений с двумя неизвестными.

2. Неравенства (19 ч.)

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Система неравенств с одним неизвестным.

Основные цели:

- формирование представлений о числовых неравенствах, о неравенстве с одной

переменной, о модуле действительного числа, о положительных и отрицательных числах, о числовых промежутках;

- формирование умений использования свойств числовых неравенств, неравенства

одного смысла, неравенства противоположного смысла, неравенства одинакового знака, строгих неравенств, нестрогих неравенств;

- овладение умением решения линейного неравенства с переменной, системы

линейных неравенств, используя теоремы о сложении и умножении неравенств;

- овладение навыками решения линейных неравенств, содержащих переменную

величину под знаком модуля.

3. Квадратные корни (12 ч.)

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный

корень из степени, произведения и дроби.

Основные цели:

- формирование представлений о квадратном корне из неотрицательного числа,


О рациональных, иррациональных и действительных числах, о квадратном корне из степени, произведения и дроби;

- формирование умений вычисления арифметического корня из степени, произведения и дроби, используя алгоритм извлечения квадратного корня из неотрицательного числа;

- овладение умением преобразовывать выражения, содержащие операцию извлечения квадратного корня, применяя свойства квадратных корней;

- овладение навыками решения уравнений, содержащих радикал.

4. Квадратные уравнения (25 ч.)

Квадратное уравнения и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение квадратных уравнений с параметром. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

Основные цели:

- формирование представлений о полном, приведенном, неполном квадратном уравнении, о дискриминанте квадратного уравнения, о формулах корней квадратного уравнения, о теореме Виета;

- формирование умений решать приведенное квадратное уравнение, применяя

обратную теорему Виета;

- овладение умением разложения квадратного трехчлена на множители, решения

квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения;

- овладение навыками решения рациональных уравнений как математических

моделей реальных ситуаций.

5. Квадратичная функция (14 ч.)

Определение квадратичной функции. Функции у=х², у=ах², у=ax²+bx+c. Построение графика квадратичной функции.

Основные цели:

- формирование представлений о функциях у=х², у=kх², у=ax²+bx+c, о перемещении графика по координатной плоскости;

- формирование умений построения графиков функций у=х², у=kх², у=ax²+bx+c и

описания их свойств;

- овладение умением использования несколько способов графического решения уравнения, алгоритма построения графика функции у=f(x+l)+m;

- овладение навыками решения квадратных уравнений графическим способом,

построения дробно-линейной функции.

6. Квадратные неравенства (13 ч.)

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

Основные цели:

- формирование представлений о квадратном неравенстве с одной переменной, о

частном и общем решениях, о равносильности, о равносильных преобразованиях, о методе интервалов;

- формирование умений решения квадратных неравенств с помощью графика

квадратичной функции;

- овладение умением решения квадратных неравенств методом интервалов;

- овладение навыками исследования квадратичной функции по ее коэффициентам,

по дискриминанту и графику функции.

7. Приближённые вычисления (10 ч.)

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа. Обратного данному. Последовательность выполнения нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.

Основные цели:

- формирование представлений о приближенном значении по недостатку, по

избытку, округлении чисел, о погрешности приближения, об абсолютной и относительной погрешности, о правиле округления;

- формирование умений вычислять на микрокалькуляторе степени, числа,

обратного данному, с использованием ячейки памяти;

- овладение умением решить прикладную задачу на вычисление абсолютной и

относительной погрешности;

- овладение навыками давать оценку абсолютной и относительной погрешности,

если известны приближения с избытком и недостатком.

8.Итоговое повторение (7 ч.)

Неравенства, сводящиеся к линейным. Квадратные и дробные неравенства. Квадратные уравнения. Дробные уравнения. Квадратичная функция. Квадратные корни.

Основные цели: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по курсу алгебры 7 – 8 классов, подготовить учащихся к сдаче ГИА в формате ОГЭ.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Контрольные работы

Тестирование и проверочные работы

примечание

1

Повторение курса алгебры 7 класса

5


1


2

Неравенства

19

1

2


3

Квадратные корни

12

2

0


4

Квадратные уравнения

25

2

1


5

Квадратичная функция

14

1

1


6

Квадратные неравенства

13

1

1


7

Приближённые вычисления

10

1

1


8

Итоговое повторение

7


1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности

Отслеживание результатов

обученности учащихся

(формы контроля)

Повторение изученного в 7 классе (5 ч.)

1


Линейные уравнения и системы линейных уравнений

1

Повторить алгоритм решения линейных уравнений, способы решения систем линейных уравнений. Повторить основные понятия темы «Многочлены», формулы сокращенного умножения и способы разложения на множители. Повторить алгоритм приведения дробей к общему знаменателю, сложения и вычитания, умножения и деления дробей. Повторить основные понятия по теме «Линейная функция», алгоритм построения графика линейной функции и ее свойства.


2


Многочлены, формулы сокращенного умножения, разложение на множители

1


3


Алгебраические дроби

1


4


Линейная функция и ее график

1


5


Системы уравнений

1

Повторить алгоритм решения линейных уравнений, способы решения систем линейных уравнений.


Неравенства (19 ч.)

6


Положительные и отрицательные числа

1

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.

Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически. Применять свойства неравенств в ходе решения задач. Распознавать линейные неравенства, уравнения и неравенства, в том числе содержащие неизвестные под знаком модуля. Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств, в том числе содержащие неизвестные под знаком модуля. Использовать в письменной математической речи обозначения и графические изображения числовых множеств, теоретико-множественную символику. Контроль приобретенных знаний.


7


Положительные и отрицательные числа

1


8


Числовые неравенства

1


9


Основные свойства числовых неравенств

1


10


Сложение и умножение неравенств.

1


11


Строгие и нестрогие неравенства

1


12


Контрольная работа «Основные свойства числовых неравенств»


1

Контрольная работа

13


Неравенства с одним неизвестным

1


14


Решение неравенств

1


15


Решение неравенств

1


16


Решение неравенств повышенного уровня

1


17


Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Тестирование

1


18


Решение систем неравенств

1


19


Решение систем неравенств

1


20


Решение систем неравенств повышенного уровня

1


21


Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль

1


22


Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль

1


23


Неравенства. Решение задач



24


Контрольная работа «Неравенства»

1

Контрольная работа

Квадратные корни (12 ч.)

25


Арифметический квадратный корень

1

Приводить примеры иррациональных чисел; распознавать рациональные и иррациональные числа; изображать числа точками координатной прямой.

Описывать множество действительных чисел. Использовать в письменной математической речи обозначения и графические изображения числовых множеств, теоретико-множественную символику. Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их к преобразованию выражений. Формулировать определение понятия тождества, приводить примеры различных тождеств. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул, содержащих квадратные корни. Находить значения квадратных корней, точные и приближённые, при необходимости используя калькулятор; вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни. Использовать квадратные корни при записи выражений и формул. Оценивать квадратные корни целыми числами и десятичными дробями; сравнивать и упорядочивать рациональные числа и иррациональные, записанные с помощью квадратных корней. Применять теорему о соотношении среднего арифметического и среднего геометрического положительных чисел. Исключать иррациональность из знаменателя дроби.. Контроль приобретенных знаний.


26


Арифметический квадратный корень

1


27


Действительные числа

1


28


Действительные числа

1


29


Квадратный корень из степени

1


30


Квадратный корень из степени.

1


31


Квадратный корень из произведения

1


32


Квадратный корень из произведения

1


33


Квадратный корень из дроби

1


34


Квадратный корень из дроби

1


35


Квадратные корни. Решение задач

1


36


Контрольная работа «Квадратные корни»

1

Контрольная работа

Квадратные уравнения (25 ч.)

37


Квадратное уравнение и его корни

1

Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня, числовые и функциональные свойства выражений. Распознавать типы квадратных уравнений. Решать квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным. Применять при решении квадратного уравнения метод разложения на множители, метод вынесения полного квадрата. Решение квадратных уравнений с параметром. Раскладывать на множители квадратный трёхчлен. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат. Решать системы двух уравнений с двумя неизвестными, содержащих уравнение второй степени. Контроль приобретенных знаний.


38


Квадратное уравнение и его корни

1


39


Неполные квадратные уравнения

1


40


Метод выделения полного квадрата

1


41


Решение квадратных уравнений

1


42


Решение квадратных уравнений

1


43


Решение квадратных уравнений

1


44


Решение квадратных уравнений. Задачи с параметром

1


45


Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета

1


46


Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета

1


47


Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения

1


48


Уравнения, сводящиеся к квадратным

1


49


Уравнения, сводящиеся к квадратным

1


50


Решение задач с помощью квадратных уравнений. Задачи на движение

1


51


Решение задач с помощью квадратных уравнений. Задачи на концентрацию

1


52


Решение задач с помощью квадратных уравнений. Задачи на работу

1


53


Решение задач с помощью квадратных уравнений. Разные задачи

1


54


Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени

1


55


Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

1


56


Различные способы решения систем уравнений

1


57


Различные способы решения систем уравнений. Замена неизвестного

1


58


Решение задач с помощью систем уравнений

1


59


Решение задач с помощью систем уравнений

1


60


Квадратные уравнения. Решение задач

1


61


Контрольная работа «Квадратные уравнения»

1

Контрольная работа

Квадратичная функция (14 ч.)

62


Определение квадратичной функции

1

Вычислять значения функций, заданных формулами y = х2, у = ах2, у = ах2 + + с (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций. Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе её графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Использовать функциональную символику для записи разно образных фактов, связанных с квадратичной функцией, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида у = =х2, у = ах2, у = ах2 + с, у = ах2 + +bx+ с в зависимости от значений коэффициентов а, b, с, входящих в формулы. Строить график квадратичной функции; описывать свойства функции (возрастание, убывание, наибольшее, наименьшее значения). Строить график квадратичной функции с применением движений графиков, растяжений и сжатий. Контроль приобретенных знаний.


63


Функция y = x2

1


64


Функция y = ax2

1


65


Функция y = ax2

1


66


Функция y = ax2 + bx + c

1


67


Функция y = ax2 + bx + c. Координаты вершины параболы

1


68


Функция y = ax2 + bx + c. Координаты точек пересечения параболы с осями координат.

1


69


Построение графика квадратичной функции. Схема построения

1


70


Построение графика квадратичной функции. Примеры

1


71


Построение графика квадратичной функции. Решение задач

1


72


Построение графика квадратичной функции. Решение задач

1


73


Квадратичная функция. Решение задач

1


74


Квадратичная функция. Решение задач

1


75


Контрольная работа «Квадратичная функция»

1

Контрольная работа

Квадратные неравенства (13 ч.)

76


Квадратное неравенство и его решения

1

Применять свойства неравенств в ходе решения задач. Распознавать квадратные неравенства. Решать квадратные неравенства, используя графические представления. Применять метод интервалов при решении квадратных неравенств и простейших дробно-рациональных неравенств, сводящихся к квадратным. Исследовать квадратичную функцию y = ах2 + bx + c в зависимости от значений коэффициентов а, b и с. Контроль приобретенных знаний.


77


Квадратное неравенство и его решения

1


78


Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. Схема решения

1


79


Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

1


80


Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

1


81


Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

1


82


Метод интервалов. Строгие неравенства

1


83


Метод интервалов. Строгие неравенства

1


84


Метод интервалов. Нестрогие неравенства

1



85


Метод интервалов. Нестрогие неравенства

1


86


Квадратные неравенства. Решение задач

1


87


Квадратные неравенства. Решение задач

1


88


Контрольная работа «Квадратные неравенства»

1

Контрольная работа

Приближённые вычисление (10 ч.)

89


Приближенные значения величин, погрешность приближения

1

Находить, анализировать, сопоставлять числовые характеристики объектов окружающего мира. Использовать разные формы записи приближённых значений; делать выводы о точности приближения по их записи. Выполнять вычисления с реальными данными.

Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10. Выполнять вычисления на микрокалькуляторе при решении задач из смежных дисциплин и реальной действительности. Контроль приобретенных знаний.


90


Оценка погрешности

1


91


Округление чисел

1


92


Относительная погрешность

1


93


Простейшие вычисления на микрокалькуляторе.

1


94


Стандартный вид числа

1


95


Вычисление на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному

1


96


Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе

1


97


Приближённые вычисление. Решение задач

1


98


Приближённые вычисление

1


Итоговое повторение (7 ч.)

99


Решение квадратных уравнений

1

Научатся обобщать и систематизировать знания по основным темам курса алгебры 8 класса, осуществлять самоанализ и самоконтроль, конструировать речевые высказывания с использованием алгебраического языка. Контроль приобретенных знаний.


100


Решение квадратных неравенств

1


101


Решение квадратных уравнений и неравенств

1


102


Итоговое контрольное тестирование

1

Итоговое контрольное тестирование

103


Анализ тестирования

1


104


Решение учебно-тренировочных тестовых заданий

1


105


Решение учебно-тренировочных тестовых заданий

1



5. Требования к организации работы по реализации АООП ООО:
  • необходимо повышенное педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся;

  • необходимо использовать специальные приемы организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;

  • обеспечить доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

  • соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);

  • учитывать офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение

светового потока и др.);

  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

  • использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

  • использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;

  • использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;

  • преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся;

  • соблюдение режима физических нагрузок (с учетом

противопоказаний);

  • необходимо при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих.


Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.

В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

  1. специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

  2. учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

  3. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.


Нормативный срок освоения адаптированной общеобразовательной программы по «Алгебре» за 8 класс составляет один учебный год.


Вариант 4.1. предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.

Создаются и используются специальные материально-технические условия для реализации АООП: специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные компьютерные программы, в соответствии с ФГОС для слабовидящих обучающихся









СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей математики и информатики

МБОУ г. Шахты «Гимназия

имени А.С. Пушкина»

от «27 » августа 2021 г. № 1


_____________/Т. А. Косова/

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


___________ /О. В. Тарасова/

ФИО


« 30 » августа 2021 г.





4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!