СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету русский язык»

Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено

Директор МКОУ СОШ №14

имени В.И. Слядневой с. Надежда

Заместитель директора по УВР

на заседании МО

_______________________ И. Ю. Табат

________________ Е.А. Хорошенькова

Протокол № 1 от «30» августа 2023 года



_____________ ____________________



Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития

Курса Русский язык

Предмет

Класс: 4в


Кол-во часов

всего: 170

Часов в

неделю: 5



Плановых контрольных уроков: 13 ( в том числе контрольное изложение), практических занятий __, лабораторных работ __.

Планирование составлено на основе АООП НОО 2020г.



Указать документ, год

Учебник Т.Г. Рамзаева. Русский язык. «Дрофа». Москва 2017г. ______________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________

Автор, название, издательство, год издания

Составил(а) ___________________________ И.Ю.Рагозина

Подпись Расшифровка подписи









Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития для 4 класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «русский язык» включен в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на­чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа­лом в развитии функциональной грамотности младших школь­ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму­никативная, читательская, общекультурная и социальная гра­мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ­ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци­ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор­мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль­турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек­ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно­нрав­ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове­дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата­ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност­ных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру­емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер­шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о струк­туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь­ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо­вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен­ного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой дея­тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера­турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы­ка», в 4 классе — 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей­ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­но­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы­ка как государственного языка Российской Федерации; пони­мание роли русского языка как языка межнационального об­щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на ос­нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте­нием, письмом;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфе­мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова­ние в речевой деятельности норм современного русского литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Содержание учебного предмета, курса

«Русский язык»4 класс (136 ч)

1.Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Повторение (20 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений..

Диалог. Обращение Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).  Составление предложений с обращением.

Главные и второстепенные члены предложения.  Основа предложения._Связь между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение  главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённыеРазбор предложения по членам предложения. 

Словосочетание Определение в  словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Предложение. Однородные члены предложения. (7ч)

Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами.  Связь  однородных членов в предложении при помощи интонации перечисления, при помощи союзов  (а, и, но) Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, Запятая между  однородными членами, соединительными союзами.

 Простые и сложные предложения Различие простых и сложных предложений. Различие  сложного предложения и простого предложения  с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях. 

Слово в языке и речи. Текст. (4 ч)

Лексическое значение слова. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.  Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова. Значимые части слова.  Различие  однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков.

     Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.  Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (36 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление).

Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление).

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (25ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

         Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в

единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

 Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

 Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение. (6 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                             

Глагол (28 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение (10 ч)

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

 Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

—    становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

—    осознание своей этнокультурной и российской граждан­ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения народов России;

—    сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво­ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

—    уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

—    первоначальные представления о человеке как члене об­щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и прави­лах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

—    признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

—    проявление сопереживания, уважения и доброжелатель­ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

—    неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического  и  морального  вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

—    уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—    стремление к самовыражению в разных видах художе­ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна­ние важности русского языка как средства общения и самовы­ражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—   соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

—   бережное отношение к физическому и психическому здо­ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра­вил общения;

трудового воспитания:

—    осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо­вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника­ющий при обсуждении примеров из художественных произве­дений;

экологического воспитания:

—    бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

—    неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

—    первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

—    познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив­ность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

—    сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче­ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

—    объединять объекты (языковые единицы) по определённо­му признаку;

—    определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

—    находить в языковом материале закономерности и проти­воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко­выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

—    выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор­мулировать запрос на дополнительную информацию;

—    устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

—    с помощью учителя формулировать цель, планировать из­менения языкового объекта, речевой ситуации;

—    сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

—    проводить по предложенному плану несложное лингви­стическое мини­-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

—    формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

—    прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

—    выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

—    согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­рях, справочниках;

—    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

—    соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни­ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

—    анализировать и создавать текстовую, видео­, графиче­скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада­чей;

—    понимать лингвистическую информацию, зафиксирован­ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

—    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—    проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

—    признавать возможность существования разных точек зрения;

—    корректно и аргументированно высказывать своё  мне­ние;

—    строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

—    создавать устные и письменные тексты (описание, рас­суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

—    готовить небольшие публичные выступления о результа­тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­-исследования, проектного задания;

—    подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

—    планировать действия по решению учебной задачи для по­лучения результата;

—    выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

—    устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель­ности;

—    корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

—    соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

—    находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

—    сравнивать результаты своей деятельности и деятельно­сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен­ным критериям.

Совместная деятельность:

—    формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи­телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

—    ответственно выполнять свою часть работы;

—    оценивать свой вклад в общий результат;

—    выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных ценностей народа;

  • объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

  • проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

  • подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточне­ния, определять значение слова по контексту;

  • проводить разбор по составу слов с однозначно выделяе­мыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

  • устанавливать принадлежность слова к определённой ча­сти речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

  • определять грамматические признаки имён существи­тельных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор име­ни существительного как части речи;

  • определять грамматические признаки имён прилагатель­ных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

  • устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаго­лы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спря­гать); проводить разбор глагола как части речи;

  • определять грамматические признаки личного местоиме­ния в начальной  форме:  лицо,  число,  род  (у  местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные место­имения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • различать распространённые и нераспространённые пред­ложения;

  • распознавать предложения с однородными членами; со­ставлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

  • разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на­зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложе­ния без называния терминов);­

  • производить синтаксический разбор простого предложе­ния;

  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

  • применять изученные правила правописания, в том чис­ле: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча­ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существитель­ных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаго­лов в форме 2-­го лица единственного числа; наличие или отсут­ствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложени­ях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;

  • правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять орфографические и пунктуацион­ные ошибки на изученные правила, описки;

  • осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

  • строить устное диалогическое и монологическое высказы­вание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);

  • определять тему и основную мысль текста; самостоятель­но озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

  • корректировать порядок предложений и частей текста;

  • составлять план к заданным текстам;

  • осуществлять подробный пересказ текста (устно и пись­менно);

  • осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

  • осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по­иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин­терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.






















Календарно - тематическое планирование


п/п

урока в разделетеме


Тема урока


Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

Домашнее задание


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (22 часов)


1

1

Слово, предложение, текст.

С.3-4, упр.1-3

4.09


С.3-4, упр.1


2

2

Знаки препинания в предложениях.

С.4-7, упр.4-7

5.09


С.4-7, упр.4


3

3

Главные и второстепенные члены предложения.

С.7-8, упр.8-11

6.09


С.7-8, упр.8


4

4

Связь слов в предложении. Словосочетание.


7.09


С.9, упр.12


5

5

Текст. Виды текстов.


7.09


С.10-12, упр.14


6

6

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

С.12-15, упр.17-23

11.09


С.12-15, упр.17


7

7

Правописание гласных и согласных в корнях слов (обобщение правил).

С.16-17, упр.24-27

12.09


С.16-17, упр.24


8

8

Приставка, суффикс, окончание,

значимые части слова.

С.17-19, упр.28-33

13.09


С.17-19, упр.28


9

9

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

С.20-26, упр.34-46

14.09


С.20-26, упр.34


10

10

Упражнения в написании корня слов. Словарный диктант.

С.23, упр.40

14.09


С.23, упр.40


11

11

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

С.26-28, упр.47-52

18.09


С.26-28, упр.47


12

12

Р.р. Обучающее изложение.

С.25, упр.44

19.09


С.25, упр.44


13

13

Работа над ошибками. Приставки и предлоги.

С.28-31,упр.53-56

20.09


С.28-31,упр.53


14

14

Разделительные Ъ и Ь. Проверочная работа.

С.31-33, упр.57-61

21.09


С.31-33, упр.57


15

15

Входной контрольный диктант №1


21.09


Повторить изученные орфограммы


16

16

Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных.

С.33-36, упр.62-69

25.09


С.33-36, упр.62


17

17

Склонение имен существительных.

С.36-38, упр.70-74

26.09


С.36-38, упр.70


18

18

Склонение имен существительных.

С.36-38, упр.70-74

27.09


С.36-38, упр.72


19

19

Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных.

С.38-41, упр.75-79

28.09


С.38-41, упр.75


20

20

Глагол как часть речи. Времена глаголов. Словарный диктант.

С.41-43, упр.80-81

28.09


С.41-43, упр.80


21

21

Глагол как часть речи. Времена глаголов.

С.41-43, упр.80-81

2.10


С.41-43


22

22

Р.р. Обучающее изложение зрительно воспринятого текста по составленному плану.

С.43, упр.82

3.10


С.43, упр.82


Предложение. Однородные члены предложения. 7 часов


23

1

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения.

С.44-46, упр.83-86

4.10


С.44-46, упр.83


24

2

Как связаны между собой однородные члены предложения

С.46-48, упр.87-89

5.10


С.46-48, упр.87


25

3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом и.

С.48-50, упр.90-50

5.10


С.48-50, упр.90


26

4

Связь однородных членов предложения с помощью союзов. Словарный диктант.

С.51-53,упр.95-98

9.10


С.51-53,упр.95


27

5

Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

С.53-54, упр.99-101

10.10


С.53-54, упр.99


28

6

Контрольный диктант № 2 по теме «Однородные члены предложения».

11.10


Повторить изученные орфограммы


29

7

Работа над ошибками.

Закрепление изученного

12.10


Повторить изученные орфограммы


Слово в языке и речи. Текст. 4ч.


30

1

Тема и основная мысль текста.

С.55-57, упр.102-105

12.10


С.55-57, упр.102


31

2

Заголовок текста.

С.57-58, упр.106

16.10


С.57-58, упр.106


32

3

План текста.

С.58,60, упр.108

17.10


С.58,60, упр.108


33

4

Р.р.Обучающее изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану. «Белый гусь».

С.58-59, упр.107

18.10


С.58-59, упр.107


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (46 часов)



34

1

Работа над ошибками.

Склонение имен существительных.

С.61-64, упр.109-113

19.10


С.61-64, упр.109


35

2

Склонение имен существительных в единственном числе. Несклоняемые имена существительные.

С.64-65, упр.114-116

19.10


С.64-65, упр.114


36

3

Склонение имен существительных в единственном числе. Несклоняемые имена существительные.

С.64-65, упр.114-116

23.10


С.64-65, упр.116


37

4

Именительный падеж имен существительных. Словарный диктант.

С.66-67, упр.117-119

24.10


С.66-67, упр.117


38

5

Родительный падеж имен существительных.

С.67-70, упр.120-126

25.10


С.67-70, упр.120


39

6

Дательный падеж имен существительных.

С.70-71, упр.127-130

26.10


С.70-71, упр.127


40

7

Винительный падеж имен существительных.

С.72-74, упр.131-135

26.10


С.72-74, упр.131


41

8

Творительный падеж имен существительных.

С.74-76, упр.136-141

6.11


С.74-76, упр.136


42

9

Предложный падеж имен существительных.

С.76-79, упр.142-148

7.11


С.76-79, упр.142


43

10

Как изменяются имена существительные

С.79-81,упр.149-152

8.11


С.79-81,упр.149


44

11

Как изменяются имена существительные

С.79-81,упр.149-152

9.11


С.79-81,упр.152


45

12

Сопоставление именительного и винительного падежей имен существительных. Контрольный словарный диктант.

С.81-82, упр.153-155

9.11


С.81-82, упр.153


46

13

В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом? Сопоставление винительного и предложного падежей имен существительных.

С.82-87, упр.156-164

13.11


С.82-87, упр.156


47

14

Контрольный диктант № 3 по теме «Склонение имен существительных».

14.11




48

15

Р.р. Обучающее изложение. Структура повествовательного текста.

с.86, упр.163

15.11


с.86, упр.163


49

16

Работа над ошибками. Три склонения имен существительных в единственном числе.

С.87-88,упр.165-166

16.11


С.87-88,упр.165


50

17

Определение типа склонения имен существительных в начальной форме.

С.89-91, упр.167-173

16.11


С.89-91, упр.167


51

18

Определение типа склонения имен существительных в начальной форме.

С.89-91, упр.167-173

20.11


Упр 170


52

19

Определение типа склонения имен существительных в косвенных падежах.

С.91-93, упр.174-178

21.11


С.91-93, упр.174


53

20

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

С.94-95, упр.179-183

22.11


С.94-95, упр.179


54

21

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

С.94-95, упр.179-183

23.11


Упр 182


55

22

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 - го склонения.

С.96-97, упр.184-185

23.11


С.96-97, упр.184


56

23

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 - го склонения.

С.96-97, упр.184-185

27.11


карточки


57

24

Правописание безударных окончаний существительных в форме родительного падежа. Словарный диктант.

С.97-101, упр.186-193

28.11


С.97-101, упр.186


58

25

Контрольное списывание №1 (№4)





59

26

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен существительных в форме дательного падежа.

С.101-102, упр.194-195

29.11



С.101-102, упр.194


60

27

Сравнение окончаний имен существительных в форме родительного и дательного падежей.

с.102-104, упр.196-199

30.11


с.102-104, упр.196


61

28

Сравнение окончаний имен существительных в форме родительного и дательного падежей.

с.102-104, упр.196-199

30.11


Упр 198


62

29

Правописание окончаний имен существительных 1- го и 3 - го склонения в форме родительного и дательного падежей.

С.104-106, упр.200-203

4.12


С.104-106, упр.200


63

30

Контрольный диктант №4 (5) по теме «Правописание окончаний имен существительных».

5.12


С.106-108, упр.204


64

31

Работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения.

С.106-108, упр.204-207

6.12


С.106-108, упр.204


65

32

Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

С.108-110,упр.208-213

7.12


С.108-110,упр.208


66

33

Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

С.108-110,упр.208-213

7.12


Упр 210


67

34

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. Словарный диктант.

С.110-114, упр.214-224

11.12


С.110-114, упр.214


68

35

Правописание окончаний имён существительных 1, 2, 3 – го склонения в форме родительного, дательного, предложного падежей.

С.115-117, упр.225-230

12.12


С.115-117, упр.225


69

36

Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений.

С.118-122, упр.231-240

13.12


С.118-122, упр.231


70

37

Множественное число имён существительных. Склонение имен существительных во множественном числе.

С.122-124, упр.241-247

14.12


С.122-124, упр.241


71

38

Множественное число имён существительных. Склонение имен существительных во множественном числе.

С.122-124, упр.241-247

14.12


Упр 244


72

39

Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

С.125-127, упр.248-252

18.12


С.125-127, упр.248


73

40

Родительный падеж множественного числа имён существительных.

С.128-130, упр.253-256

19.12


С.128-130, упр.253


74

41

Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

С.130-132, упр.257-260

20.12


С.130-132, упр.257


75

42

Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

С.130-132, упр.257-260

21.12


Упр 258


76

43

Дательный, творительный, творительный падежи имён существительных

во множественном числе.

С.132-134, упр.261-264

21.12


С.132-134, упр.261


77

44

Дательный, творительный, творительный падежи имён существительных

во множественном числе.

С.132-134, упр.261-264

25.12


карточки


78

45

Закрепление знаний по теме «Имя существительное». Словарный диктант.

С.134-135,упр.265-267

26.12


С.134-135,упр.265


79

46

Контрольный диктант №5 (6) по теме «Имя существительное».

27.12




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 30ч.



28.12


80

1

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

С.136-137, упр.268-270

28.12


С.136-137, упр.268


81

2

Родовые окончания имен прилагательных.

С.138-140, упр.271-274

28.12


С.138-140, упр.271


82

3

Склонение имен прилагательных.

С.141-145, упр.275-283

8.01


С.141-145, упр.275


83

4

Склонение имен прилагательных.

С.141-145, упр.275-283

9.01


Упр 280


84

5

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

С.3-6, упр.284-288

10.01


С.3-6, упр.284


85

6

Именительный и винительный падежи прилагательных в мужском и среднем роде.

С.6-9, упр.289-294

11.01


С.6-9, упр.289


86

7

Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

С.10-11, упр.295-297

11.01


С.10-11, упр.295


87

8

Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

С.10-11, упр.295-297

15.01


карточки


88

9

Р.р. Обучающее изложение текста по вопросам на основе зрительного восприятия.

С.12-13, упр.301

16.01


С.12-13, упр.301


89

10

Работа над ошибками. Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

С.11-12, упр.298-300

17.01


С.13-14, упр.302


90

11

Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

С.13-14, упр.302-304

18.01


С.13-14, упр.302


91

12

Творительный и предложный падежи прилагательных в мужском и среднем роде.

С.14-16, упр.305-308

18.01


С.14-16, упр.305


92

13

Правописание окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в творительном и предложном падежах.

С.16-18, упр.309-312

22.01


С.16-18, упр.309


93

14

Правописание окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в творительном и предложном падежах.

С.16-18, упр.309-312

23.01


Упр 311


94

15

Контрольный диктант №6 (7) по теме «Правописание окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде».

24.01


С.18-20, упр.313


95

16

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

С.18-20, упр.313-315

25.01


С.18-20, упр.313


96

17

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.С.20-22, упр.316-321

25.01


С.20-22, упр.316


97

18

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант.

С.23-24, упр.322-324

29.01


С.23-24, упр.322


98

19

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

С.24-26, упр.325-328

30.01


С.24-26, упр.325


99

20

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

С.24-26, упр.325-328

31.01


Упр 327


100

21

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

С.26-29, упр.329-334

1.02


С.26 С.29-33, упр.329


101

22

Винительный и творительный падежи имен прилагательных в женском роде.

С.29-33, упр.335-341

1.02


С.29-33, упр.335


102

23

Контрольное списывание №2 (8)





103

24

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

С.33-37, упр.342-346

5.02


С.33-37, упр.342


104

25

Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.

С.37-38, упр.347-349

6.02


С.37-38, упр.347


105

26

Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.

С.37-38, упр.347-349

7.02


карточки


106

27

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе.

С.39-40, упр.350-353

8.02


С.39-40, упр.350


107

28

Дательный и творительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.

С.40-41, упр.354-357

8.02


С.40-41, упр.354


108

29

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных.

С.42-48, упр.358-371


12.02


С.42-48, упр.358


109

30

Контрольный диктант № 7 (9) по теме «Имя прилагательное».





МЕСТОИМЕНИЕ 7ч.


110

1

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных.

С.49-51, упр.372-376

13.02


С.49-51, упр.372


111

2

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

С.51-53, упр.377-379


14.02


С.51-53, упр.377


112

3

Раздельное написание местоимений 1 – го и 2 – го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений.

С.53-55, упр.380-385

15.02


С.53-55, упр.380


113

4

Раздельное написание местоимений 1 – го и 2 – го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений.

С.53-55, упр.380-385

15.02


Упр 383


114

5

Раздельное написание местоимений 3 – го лица с предлогами.

С.55-59, упр.386-391

19.02


С.55-59, упр.386


115

6

Р.р. Контрольное изложение. (10)

С.57-58, упр.390

20.02


С.57-58, упр.390


116

7

Работа над ошибками. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

С.59-60, упр.392-397

21.02


С.59-60, упр.392


ГЛАГОЛ 39ч.


117

1

Глагол как часть речи.

С.61-63, упр.398-402

21.02


С.61-63, упр.398


118

2

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

С.63-65, упр.403-406

22.02


С.63-65, упр.403


119

3

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.

С.65-68, упр.407-410

26.02


С.65-68, упр.407


120

4

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.

С.65-68, упр.407-410

27.02


карточки


121

5

Неопределенная форма глагола.

С.68-71, упр.411-418

28.02


С.68-71, упр.411


122

6

Неопределенная форма глагола.

С.68-71, упр.411-418

28.02


Упр 416


123

7

Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола.

С.72-73,упр.419-421

29.02


С.72-73,упр.419


124

8

Неопределенная форма глагола.

С.73, упр.422

4.03


С.73, упр.422


125

9

Неопределенная форма глагола.

С.73, упр.422

5.03


карточки


126

10

Контрольный диктант №8 (11)по теме «Неопределенная форма глагола».


6.03


С.74-76, упр.423


127

11

Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

С.74-76, упр.423-427

6.03


С.74-76, упр.423


128

12

Распознавание лица и числа глаголов. 2 - е лицо глаголов единственного числа.

С.76-77, упр.428-430

7.03


С.76-77, упр.428


129

13

Распознавание лица и числа глаголов. 2 - е лицо глаголов единственного числа.

С.76-77, упр.428-430

11.03


карточки


130

14

Употребление мягкого знака в глаголах 2 - го лица единственного числа. Словарный диктант.

С.78-79,упр.431-435

12.03


С.78-79,упр.431


131

15

1 и 2 спряжение глагола.

С.79-81, упр.436-441

13.03


С.79-81, упр.436


132

16

1 и 2 спряжение глагола.

С.79-81, упр.436-441

13.03


Упр 440


133

17

Окончание глаголов 1 и 2 спряжений.

С.82-84, упр.442-445

14.03


С.82-84, упр.442


134

18

Окончание глаголов 1 и 2 спряжений.

С.82-84, упр.442-445

18.03


правило


135

19

Будущее время глагола.

С.84-86, упр.446-449

19.03


С.84-86, упр.446


136

20

Спряжение глаголов в будущем времени.

С.86-87, упр.450

20.03


С.86-87, упр.450


137

21

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

С.87, упр.451-452

20.03


С.87, упр.451


138

22

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

С.87, упр.451-452

21.03


правило


139

23

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С.88-91, упр.453-461

1.04


С.88-91, упр.453


140

24

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С.92-94, упр.462-467

2.04


С.92-94, упр.462


141

25

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С.95-98, упр.468-478-467

3.04


С.95-98, упр.468


142

26

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

С.95-98, упр.468-478-467

3.04


правила


143

27

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

4.04




144

28

Р.р. Сочинение (с элементами описания) по картине К. Ф. Юона «Конец зимы».

С.102-103 упр.487

8.04


С.102-103 упр.487


145

29

Работа над ошибками. Глаголы-исключения. Словарный диктант.

С.99-105

9.04


С.99-105


146

30

Правописание глаголов в прошедшем времени.

С.106-109, упр.493-499

10.04


С.106-109, упр.493


147

31

Правописание глаголов в прошедшем времени.

С.106-109, упр.493-499

10.04


Упр 496


148

32

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов.

С.109-111, упр.500-501

11.04


С.109-111, упр.500


149

33

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов.

С.109-111, упр.500-501

15.04


правило


150

34

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

С.111-113, упр.503-505

16.04


С.111-113, упр.503


151

35

Р.р. Обучающее изложение текста по вопросам на основе зрительного восприятия.

С.110-111, упр.502

17.04


С.110-111, упр.502


152

36

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Образование временных форм глагола.

С.113-114, упр.506-509

17.04


С.113-114, упр.506


153

37

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Образование временных форм глагола.

С.113-114, упр.506-509

18.04


Упр 508


154

38

Грамматические признаки глагола, правила правописания безударных окончаний.

С.115-118, упр.510-518

22.04


С.115-118, упр.510


155

39

Контрольный диктант №10 (12) по теме «Глагол»

23.04




Повторение.10 ч.



24.04

156

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

24.04


Повторить изученные орфограммы


157

2

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

24.04


Повторить изученные орфограммы


158

3

Состав слова.

25.04


Повторить изученные орфограммы


159

4

Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

29.04


Повторить изученные орфограммы


160

5

Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

30.04


Повторить изученные орфограммы


161

6

Части речи.

6.05


Повторить изученные орфограммы


162

7

Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных.

6.05


Повторить изученные орфограммы


163

8

Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных.

7.05


Повторить изученные орфограммы


164

9

Итоговый контрольный диктант №11 (13)

8.05


Повторить изученные орфограммы


165

10

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний существительных.

13.05


Повторить изученные орфограммы


166

11

Имя прилагательное.

14.05


Повторить изученные орфограммы


167

12

Имя прилагательное.

15.05


Повторить изученные орфограммы


168

13

Местоимение.

16.05


Повторить изученные орфограммы


169

14

Местоимение.

20.05


Повторить изученные орфограммы


170

15

Глагол как часть речи.

21.05


Повторить изученные орфограммы



28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!