СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по предмету окружающий мир»


Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено

Директор МКОУ СОШ №14

имени В.И. Слядневой с. Надежда

Заместитель директора по УВР

на заседании МО

_______________________ И. Ю. Табат

________________ Е.А. Хорошенькова

Протокол № 1 от «30» августа 2023 года



_____________ ____________________



Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития

Курса Окружающий мир ______________________________

Предмет

Класс: 4в


Кол-во часов

всего: 68

Часов в

неделю: 2­­



Плановых контрольных уроков: 5, практических занятий __, лабораторных работ __.

Планирование составлено на основе АООП НОО 2020г.



Указать документ, год

Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. «Просвещение» Москва 2018г. ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Автор, название, издательство, год издания

Составил(а) _________________________ И.Ю. Рагозина

Подпись Расшифровка подписи












Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса с ЗПР осваивающих АООП НОО (вариант 7.2) разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г № 345 № «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г № 233 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г № 345».

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами  учебного  предмета  «Окружающий  мир» с   учётом   возрастных   особенностей   младших   школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного  стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 

  2. развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и  жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; 

  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; 

  4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе; 

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

Содержание программы (68 часов) Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо­ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. За­нятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль­шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на­чальной школы атласа-определителя;

  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к ми­ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зо­не пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (13ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств: рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества- первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир пароход, паровоз, железные дороги, электричество телеграф. Великие географические открытия. Новейшее

1 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны должно быть проведено три экскурсии. Экс­курсии в природные сообщества рекомендуем провести в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. 8 календарно-тематическом планировании нами предложен вариант, когда две экс­курсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период наиболее бла­гоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами.

время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (21 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

/

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в; 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­рода, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Природа, хозяйство, крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

  • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; 

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; 

  • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); 

  • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; 

  • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; 

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем  вопросов.

Работа с информацией:

  • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы; 

  • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода); 

  • на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись,  объект  Всемирного  природного и культурного наследия; 

  • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; 

  • создавать текст-рассуждение:  объяснять  вред  для  здоровья и самочувствия организма вредных привычек; 

  • описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.; 

  • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); 

  • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; 

  • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; 

  • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; 

  • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; 

  • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:

  • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; 

  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; 

  • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной); 

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

метапредметныЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); 

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); 

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); 

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)  Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя); 

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

  • ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; 

  • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); 

  • показывать на исторической карте места изученных исторических событий; 

  • находить место изученных событий на «ленте времени»; 

  • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; 

  • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; 

  • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; 

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; 

  • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; 

  • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; 

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; 

  • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); 

  • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

  • называть экологические проблемы и определять пути их решения; 

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; 

  • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе; 

  • осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; 

  • соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); 

  • соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; 

  • осуществлять безопасный  поиск  образовательных  ресурсов и достоверной информации в Интернете.






















календарно-тематическое планирование


п/п

урока в разделе теме

Тема урока

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

Домашнее задание

Земля и человечество 9 часов

1

1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

5.09


С.1-8

р/т –с.6-7

2

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

С.9-15

8.09


С. 9-15

р/т - с. 10-11

3

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

С.16-21

12.09


С. 16-21

р/т – с.11-13

4

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

С.22-28

15.09


С. 22- 28

р/т- с. 14-16

5

5

Мир глазами историка

С.29-35

19.09


С. 29-35

р/т. – с. 18

6

6

Когда и где?


Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

С.36-40

22.09


С. 36-40

р/т.- с.19-20

7

7

Мир глазами эколога

С.41-47

26.09


С. 41-47

р/т – с.22

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

С.48-53

29.09


С.48-53

р/т. – 24-25

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

С.54-56

3.10


С.54-56

р/т. – с.27-28

Природа России 11ч

10

1

Проверим себя и оценим свои достижения

С.206-209№1

6.10



11

2

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

С.60-65

10.10


С.58-65

р/т- с.32-33

12

3

Моря, озёра и реки России.

С.66-70

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

13.10


С.66-70

р/т – с. 34-35

13

4

Природные зоны России.

С.71-75

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

17.10


С.71-75

С.38

14

5

Зона арктических пустынь.

С.76-83

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

20.10


С. 76-83

р/т. С. – 40-41

15

6

Тундра.

С.84-94

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

24.10


С. 84-94

р/т. – с.44-45

16

7

Леса России.

С.95-102

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

27.10


С.95-102

р/т. С. 48-49

17

8

Лес и человек.

С.103-109

7.11


С. 103- 109

р/т. С. 51-52

18

9

Зона степей.

С.110-117

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

10.11


С. 110-117

р/т.- с. 55-56

19

10

Пустыни.

с.118-125

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»


14.11


С.118-125

р/т. С. 58-59


20

11

У Чёрного моря.

С.126-134

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

17.11


С.126-134

р/т. С.62-63

Родной край- часть большой страны 13ч.

21

1

Проверим себя и оценим свои достижения

2 С.209-213

21.11



22

2

Наш край.

С.138

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

24.11


С.136-138

р/т.- с. 65-66

23

3

Поверхность нашего края

С.139-144

28.11


С. 139-144

р/т.-С.67

24

4

Водные богатства нашего края

145-148

5.12


С. 145-148

р/т. – С. 68-69

25

5

Наши подземные богатства.

С.149-159

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

8.12


С. 149-159

р/т. С.72-73

26

6

Земля – кормилица

С.160-163

12.12


С.160-163

р/т. -74-75

27

7

Жизнь леса.

С.164-169

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

15.12


С.164- 169

р/т. – с. 76-77


28

8

Жизнь луга.

С.170-177

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

19.12


С. 170-177

р/т. – с. 80-81

29

9

Жизнь в пресных водах.

С.178-186

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

22.12


С. 178-186

р/т. – с. 84-85

30


10

Растениеводство в нашем крае.

С.187-194

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

26.12


Реферат

«Леса Бурятии»

31

11

Животноводство в нашем крае

С.195-204


29.12


Реферат

«Реки и озёра нашего края»

32

12

Проверим себя и оценим свои достижения

С.214-218№3

9.01


Реферат

«Красная книга Бурятии»

33

13

Презентация проектов.

С.204-205



12.01


С. 187-194

р/т. – 87- 88.

С.195-203

р/т. – с. 90-91.

Страницы всемирной истории 5 ч.

34

1

Начало истории человечества

С.4-7

16.01


С.4-7

р/т. С.3-4

35

2

Мир древности: далёкий и близкий

С.8-14

19.01


С.5-6

р/т. С-6

36

3

Средние века: время рыцарей и замков

С.15-21

23.01


С. 15-21

р/т. С.7-8

37

4

Новое время: встреча Европы и Америки

С.22-27

26.01


С.22-27

р/т. С. 9-10

38

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

С.28-32

30.01


С. 28-32

р/т. С. 11

Страницы истории России 21ч.

39

1

Проверим себя и оценим свои достижения

4

С.206-210

2.02



40

2

Жизнь древних славян

С.34-39

6.02


С.34-39

р/т – с.14

41

3

Во времена Древней Руси

С.40-45

9.02


С.40-45

р/т. С15-16

42

4

Страна городов

С.46-54

13.02


С.46-54

р/т. с.18

43

5

Из книжной сокровищницы Древней Руси

С.55-58

16.02


С.55-58

р/т. С19

44

6

Трудные времена на Русской земле

С.59-64

20.02


С.59-64

р/т с. 21-22

45

7

Русь расправляет крылья

С.65-69

27.02


С.65-69

р/т. С 23

46

8

Куликовская битва

С.70-74

1.03


С. 70- 74

р/т. С 25-26

47

9

Иван Третий

С.75-81

5.03


С. 75-81

р/т. С 27-28

48

10

Мастера печатных дел

С.82-86

12.03


С.82-86

р/т с 29

49

11

Патриоты России

С.87-91

15.03


С.87- 91

р/т с 30-31

50

12

Пётр Великий

С.94-100

19.03


С.92-100

р/т. С 32- 33.

51

13

Михаил Васильевич Ломоносов

С.101-104

22.03


С.101-104

р/т. С 36-37

52

14

Екатерина Великая.

С.105-111

26.03


С. 105-111

р/т. –с 38-39

53

15

Отечественная война 1812 года

С.112-121

29.03


С. 112-119

р/т. С .40-42

54

16

Страницы истории XIX века

С.122-126

2.04


С. 122-126

р/т с. 43.

55

17

Россия вступает в XX век

С.127-133

5.04


С.127-133

р/т. С. 47

56

18

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

С.136-139

16.04


С. 136-139

р/т. С. 48

57

19

Великая Отечественная война и Великая Победа

С.140-146

19.04


С 140-141

р/т. С 50-51

58

20

Великая война и великая Победа

23.04


С.144-146

Бессмертный полк- подготовка к акции

59

21

Страна, открывшая путь в космос

С.147-152

26.04


С.147- 152

р/т. С.53

Современная Россия 9ч

60

1

Проверим себя и оценим свои достижения

5

С.211-216

30.04



61

2

Основной закон России и права человека

С.153-163

3.05


С.156-163

р/т. С. 59,60.

62

3

Мы – граждане России

С.164-167

7.05


С.164- 167

р/т. С 60-61

63

4

Славные символы России

С.168-174

10.05


С. 168-174

р/т. С 63-64

64

5

Такие разные праздники

С.175-179

14.05


С. 175-179

р/т. с. 65.

65

6

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири, по Уралу)

С.180-188

17.05


С. 180- 185

Сообщение о городах Бурятии

66

7

Путешествие по России

(по северу европейской части России, драгоценное ожерелье старинных русских городов, русская старина,по Волге, по югу России)

21.05


С.186-195

Сообщ. Ободном из городов России.

67

8

Проверим себя и оценим свои достижения .

С.216-219

24.05


С. 196- 203

р/т. С. 66-67.

68

9

Контрольная работа №5. Защита проектов

С.204-205

24.05


С.204-205


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!