учителей естественных наук ___________ Л.Н. Батракова ____________ Е.Н. Гусева
Протокол №___от «__» ___ 20__г. Протокол №___ от «__» ___20__г. Приказ №___ от «__» ___20__г.
____________ М.Н. Петрова
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов КРО требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Адаптированная рабочая программа состоит из трех блоков: образовательного, коррекционного и воспитательного.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты. Удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Тепловое движение. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела .
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания..
Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота преобразования. Преобразование энергии в тепловых явлениях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током., последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика и микрофона, электрогенератора, электродвигателя.
Электрический заряд (носители - электрон или протон). Модель строения атома. Закон сохранения электрический заряда. Электрическое поле. Электрон Проводники, диэлектрики и полупроводники. Напряженность электрического поля. Закон Кулона. Электростатическая индукция.
Электрический ток. Гальванический элемент. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Вольтметр. Аккумуляторы.
Последовательность соединения проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанные соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. КПД установки Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия конденсатора.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле токов. Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитное поле Земли. Линии магнитной индукции. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
Наблюдение и описание отражения, преломления света, объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света.
Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение.
Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа. Движение небесных тел на небе.
-Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
-развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
-Совершенствование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением). Формирование -морфологической и синтаксической стороны речи.
-Развитие диалогической и монологической форм речи, связной речи.
-произвольности общения и поведения.
-Формирование коммуникативных навыков в адекватных ситуациях.
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
2) выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
.
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты УУД | Примечание |
| | | план | факт | Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Тепловые явления. (24 часа) |
1/1 | Тепловое движение. Температура. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример. | презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; находить в различных источниках информацию, | Знать примеры тепловых явлений. Понятие теплового движения. Строение вещества, молекулы, движение молекул, связь между скоростью молекул и температурой тела. Движение молекул в твёрдых телах, жидкостях и газах. | Работа с книгой. Эвристическая беседа |
2/2 | Внутренняя энергия. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Механическая энергия тела (кинетическая и потенциальная). Превращение мех. энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния и степени деформации тела. | Работа с книгой. Эвристическая беседа |
3/3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, | использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уч.задачи | Изменение внутренней энергии тела при совершении работы над телом и самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | Работа с книгой, беседа. |
4/4 | Теплопроводность. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | составлять план и последовательность действий; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Теплопроводность как способ теплопередачи. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Теплопроводность вакуума. Примеры применения явления теплопроводности. | Работа с книгой. Эвристическая беседа |
5/5 | Конвекция. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; аргументировать свою позицию | Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применение явления. | Работа с книгой. Эвристическая беседа |
6/6 | Излучение. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы: умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Излучение как способ теплопередачи. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми телами. Практическое применение явления | Работа с книгой. Эвристическая беседа |
7/7 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Сравнение способов теплопередачи. Теплопередача и растительный мир. Образование ветра, тяги. Принципы водного отопления. Устройство и принцип действия термоса. | Решение задач. |
8/8 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Понятие количества теплоты. Зависимость количества теплоты от массы тела, изменения его температуры, от рода вещества. Единицы измерения. | Эвристическая беседа. |
9/9 | Удельная теплоёмкость. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, рассуждений. | адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи составлять план и последовательность действий; | Величина по плану физ. величины. Сравнение удельной теплоёмкостей различных веществ. Удельная теплоёмкость воды. | Решение задач. Работа с книгой |
10/ 10 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | координировать цель с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности организовывать и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формула для расчета количества теплоты. Работа с измерительными приборами: термометр и мензурка. Представление результатов эксперимента как проявления закона сохранения энергии. | Работа в паре |
11/ 11 | Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы креативность мышления, активности при решении задач. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; | Закон сохранения и превращения механической энергии. Превращение механической энергии в тепловую и наоборот. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения в природе. Энергия Солнца. | Решение задач. |
12/ 12 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Работа с измерительными приборами: термометр и мензурка. Представление результатов эксперимента как проявления закона сохранения энергии. Формула для расчета количества теплоты. | Работа в паре |
13/13 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания. Величина по плану физ. величины. Формула для расчёта количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. | Решение задач. Работа с книгой |
14/14 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | 1 | | | у учащихся будут сформированы формирование способности к восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. | использовать общие приёмы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач | Уметь решать задачи на формулы: Q=cmΔt Q=qm Q1= Q2 Выражать величину из формулы Пользоваться таблицами теплоемкостей и уд. Теплоты сгорания. | Решение задач. |
15/15 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); | Агрегатные состояния вещества. Различное расположение и характер движения молекул в разных агрегатных состояниях. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления График плавления и отвердевания | Работа с конспектом. Эвристическая беседа |
16/16 | Удельная теплота плавления. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример. | использовать общие приёмы решения задач; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления по плану физ. величины. Увеличение внутренней энергии вещества при его плавлении. Формула для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации. | Работа с книгой, конспектом. |
17/17 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Испарение и кипение. Скорость испарения. Испарение жидкости в закрытом сосуде, динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Объяснение испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. | Работа с книгой, решение задач. |
18/18 | Влажность воздуха Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Насыщенный и ненасыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры: конденсационный и волосяной. Психрометр. Практическое значение определения влажности. | Решение задач. Работа в паре. |
19/19 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Кипение. Постоянство температуры при кипении жидкости. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования по плану физ. величины. Формула для расчета количества теплоты при парообразовании и конденсации. | Работа с книгой, решение задач. |
20/ 20 | Решение задач. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Уметь решать задачи на формулы: Q=cmΔt Q=Lm; Q=-Lm Q = Q 1+Q2 Q=λm; Q=-λm Выражать величину из формулы Пользоваться таблицами теплоемкостей и уд.теплоты плавления и парообразования. | Работа в паре |
21/ 21 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | | у учащихся будут сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. | адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи составлять план и последовательность действий; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Уметь решать задачи на формулы: Q=cmΔt Q=Lm; Q=-Lm Q = Q 1+Q2 Q=λm; Q=-λm Выражать величину из формулы Пользоваться таблицами теплоемкостей и уд.теплоты плавления и парообразования. | Решение задач. |
22/ 22 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности; | использовать общие приёмы решения задач; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Виды энергий. Закон сохранения и превращения энергии. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания, устройство, принцип действия, практическое применение. | Работа в паре Эвристическая беседа |
23/23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; критичность мышления | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; составлять план и последовательность действий; составлять план и последовательность действий; | Паровая турбина, устройство, принцип действия, практическое применение. КПД ДВС и турбин. | Работа с книгой, Эвристическая беседа |
24/24 | Решение задач. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения | Уметь решать задачи на формулы: Q=qm; Q = Q 1+Q2 Q=λm; Q=Lm КПД=А/ Q А=Nt. N=VF | Решение задач. |
Электрические явления (27 часов) |
25/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Самостоятельная. Работа №1 по теме: «КПД тепловых двигателей» | 1 | | | у учащихся будут сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; ответственное отношение к учению; готовность и способность к обучению и познанию; | находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме использовать общие приёмы решения задач; | Примеры электризации двух тел. Два рода зарядов. Взаимодействие одноименных и разноименных заряженных тел. Уметь решать задачи на формулы: --- А=Nt. N=VF | Эвристическая беседа Решение задач |
26/2 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | | | у учащихся будут сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Проводники и диэлектрики. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение модуля при изменении расстояния до источника поля. | Работа в паре. |
27/3 | Делимость электрического заряда. Строение атома. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. креативность мышления, находчивости, активности при решении задач. | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Делимость электрического заряда. Электрон. Опыты Иоффе – Милликена по определению заряда электрона. Единица электрического заряда – кулон. Строение атома. Протон. Нейтрон. Строение атомов водорода, гелия, лития. Положительные и отрицательные ионы. | Эвристическая беседа, решение задач. |
28/4 | Объяснение электрических явлений. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности; | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Объяснение электризации тел при соприкосновении, , притяжение незаряженных проводящих тел к заряженному на основе знаний о строении атома. | Работа в паре |
29/5 | Проводники, полупроводники, и непроводники электричества. Самостоятельная. работа №2 по теме: «Строение атома» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; | устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); | Объяснение перехода заряда по проводнику и полупроводнику под действием электрического поля. существование проводников и диэлектриков, передача части электрического заряда от одного тела к другому Строение атома. Протон. Нейтрон. Строение атомов водорода, гелия, лития. Положительные и отрицательные ионы. | Решение задач. |
30/6 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; | Электрический ток. Источники тока. Устройство, действие и применение гальванических элементов и аккумуляторов. | Решение задач. |
31/7 | Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрич.цепями | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; использовать общие приёмы решения задач; | Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей. | Решение задач. Работа с книгой, беседа |
32/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, примеры | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Повторение сведений о структуре металла. Природа электрического тока в металлах. Действия электрического тока и их практическое применение. Направление электрического тока. | Решение задач. Эвристическая беседа |
33/9 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | составлять план и последовательность действий; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения | Сила тока по плану физ. величины. Единицы силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током | Работа с книгой, беседа |
34/10 | Амперметр. Измерение силы тока. .Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности; | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Работа с измерительными приборами: амперметром. Представление результатов эксперимента с учетом погрешности прямого измерения. Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре |
35/ 11 | Электрическое напряжение Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи | Напряжение по плану физ. величины. Назначение и подключение вольтметра в цепь. | Решение задач. Работа с книгой |
36/ 12 | .Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, деятельности; | взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками | Работа с измерительными приборами: вольтметром. Представление результатов эксперимента с учетом погрешности прямого измерения. Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре. |
37/13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности | составлять план и последовательность действий; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Зависимость силы тока от свойств, включённого в неё проводника. Электрическое сопротивление по плану физ. величины. | Работа с книгой, беседа |
38/ 14 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. | Эвристическая беседа Решение задач. |
39/ 15 | Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать результат учебной деятельности; формирование способности к восприятию физических задач, решений, рассуждений; | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; составлять план и последовательность действий; | Установление на опыте зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества из которого он изготовлен. Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивления проводника. | Решение задач. Эвристическая беседа |
40/ 16 | Реостаты. .Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения. | Работа с измерительными приборами: амперметром. Представление результатов эксперимента с учетом зависимости сопротивления от его длины Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре |
41/17 | .Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Работа с измерительными приборами: амперметром и вольтметром Представление результатов эксперимента с учетом закона Ома. Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре |
42/18 | Последовательное соединение проводников | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Цепь с последовательным соединением проводников. Общее сопротивление проводников, общее напряжение и сила тока в цепи при последовательном соединении проводников. | Решение задач. |
43/19 | Параллельное соединение проводников. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; использовать общие приёмы решения задач; | Цепь с параллельным соединением проводников. Общее сопротивление проводников, общее напряжение и сила тока в цепи при параллельном соединении проводников. Уменьшение общего сопротивления при параллельном соединении. Смешанное соединение проводников. | Решение задач. |
44/20 | Решение задач. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи | Уметь решать задачи: | Решение задач. |
45/ 21 | Контрольная работа №3 по теме: «Электрический ток. Соединение проводников» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | составлять план и последовательность действий; использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Уметь решать задачи: | Решение задач. |
46/ 22 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры | составлять план и последовательность действий; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Работа электрического тока по плану физ. Величины. Мощность электрического тока по плану физ. Величины. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами. | Решение задач. |
47/ 23 | .Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Работа с измерительными приборами: амперметром и вольтметром. Представление результатов эксперимента с учетом погрешности прямого измерения. Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре |
48/ 24 | Нагревание проводника электрическим током Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Причина нагревания проводника при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Формулы для расчёта выделяемого количества теплоты. Устройство лампы накаливания и электронагревательных приборов. Причины возникновения короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей. | Решение задач. |
49/ 25 | Решение задач. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; использовать общие приёмы решения задач; | Уметь решать задачи на: | Решение задач. Работа в паре |
50/ 26 | Контрольная работа №4 по теме: «Электрические явления» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; | Уметь решать задачи на: Q=Iut , Q=I2Rt, Q=U2t/R N=Q/t КПД=Nt/Q Качественные С добавлением формул I=U/R, R=ρl/S | Решение задач. |
51/ 27 | Конденсатор. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры | презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; | Устройство конденсатора. Понятие электрической емкости по плану физической величины. Энергия конденсатора. Применение конденсаторов в технике. Q=CU, W=CU2/2 | Эвристическая беседа |
Электромагнитные явления (6 часов) |
52/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока Магнитные линии. Самостоятельная. Работа №3 по теме: «Электрические явления» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Существование магнитного поля вокруг проводника с током Магнитные линии поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в проводнике. | Работа с книгой Эвристическая беседа Решение задач. |
53/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. | использовать общие приёмы решения задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; | Устройство электромагнита. Способы изменения магнитного поля электромагнита Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие электромаг реле. | Работа в паре |
54/3 | Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: | Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие электромагнитного реле. Работа с приборами: реостатом и электромагнитом. Представление результатов эксперимента. Отработка навыка сборки электрической цепи | Работа в паре |
55/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать результат учдеятельности; | устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение ориентации железных опилок в магнитном поле. Изображение магнитных полей постоянных магнитов. Ориентация магнитных стрелок в магнитном поле Земли. Изменение магнитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов. | Работа с книгой |
56/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; | находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Действие магнитного поля на проводник с током. Изменение направления силы при изменении направлении тока в проводнике. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электрического двигателя. | Работа с книгой Лекция |
57/6 | Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» Устройство электроизмерительных приборов | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности организовывать учебное сотрудничество | Работа с электродвигателем. Представление результатов эксперимента. Отработка навыка сборки электрической цепи. Использование вращения рамки с током в магнитном поле в устройстве электроизмерительных приборов. | Работа в паре |
Световые явления (10 часов) |
58/1 | Источники света. Распространение света. Самостоятельная. работа №4 по теме: «Электромагнитные явления» | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. | презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч света. Образование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени. | Лекция. Работа с книгой |
59/2 | Отражение света Законы отражения света. Плоское зеркало. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, примеры | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; | Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Особенности этого изображения. | Работа с книгой, решение задач. |
60/3 | Решение задач по оптике. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений | использовать общие приёмы решения задач; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Решение задач: Наблюдение в зеркалах | Работа в паре |
61/4 | Преломление света. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений | выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;презентовать информацию, в том числе с помощью ИКТ; | Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления света. | Работа с книгой Эвристическая беседа |
62/5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; использовать общие приёмы решения задач; | Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. D=1/F | Эвристическая беседа. Работа с конспектом. |
63/6 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | | | У учащихся могут быть сформированы основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; | взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Построение изображений, даваемых линзой. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы. | Решение задач. |
64/7 | Лабораторная работа №11 «Получение изображений при помощи линзы » | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Работа с измерительными приборами: линейкой. Представление результатов эксперимента с учетом зависимости размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.. | Работа в паре |
65/8 | Решение задач по оптике. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений | видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Построение изображений, даваемых линзой. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы. | Решение задач. |
66/9 | Глаз и зрение. | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; | находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Устройство человеческого глаза как оптической системы. Аккомодация глаза. Близорукость и дальнозоркость. Очки | Эвристическая беседа |
67/ 10 | Оптические приборы | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры | находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме | Объяснение принципа действия оптических систем приборов. | .Работа с книгой |
Резерв (1 час) |
68/ 11 | Обобщение и систематизация знаний. Тест | 1 | | | у учащихся могут быть сформированы креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения . | Повторение некоторых вопросов курса. Решение кроссворда. Тестирование. | |