Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района
ул. Южная 22, деревня Новониколаевка, 632748 . Телефон: 83835837266
Е-mil: [email protected]
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ш. МО
_______________ ___________________ Протокол № ____ от
«___»_________2017 г. «___»_________2017 г. «___»__________2017 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени, сложными дефектами
( 2 вариант)
Составлена: учителем начальных классов
I квалификационной категории
МКОУ Новониколаевской СОШ
Кольмай Надеждой Ивановной
2017 год
Структура рабочей программы
I .Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
III. Описание места учебного предмета, курса
IV. Содержание учебного предмета, курса
V. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом; программы по математике под редакцией В.В. Воронковой.
Основной целью программы обучения для детей с умеренной умственной отсталостью третьего года обучения является:
овладение учащимися первоначальными навыками счёта в пределах 10
Задачи программы обучения:
формировать обобщённые представления о свойствах предметов;
учить различать и узнавать формы различных предметов;
развивать пространственные представления и ориентацию;
развивать временные представления о частях суток, временах года, дней недели и ориентацию в них;
формировать представления о количестве и числе в пределах десяти;
учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счёта;
учить писать цифру 9 и число 10;
учить различать количественный и порядковый счёт в пределах 10;
учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
развивать элементарные вычислительные навыки в пределах десяти на конкретном материале;
учить отгадывать математические загадки;
записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
Чтобы достичь данных цели и задач программы обучения уроки организуются на практической наглядной основе, обеспечиваются соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Основными методами работы на уроках математики являются:
наблюдения, экскурсии, дидактические игры на материале знакомом для ребёнка, важном для него и часто используемом в жизни.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование), практические задания, мониторинг знаний и умений в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую последовательность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков (компетенций обучающихся).
Обучение математике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить демонстрационными пособиями и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приёмов обучения математике в 3 классе является сравнение. Усвоение этих приёмов возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Также используются методы обучения: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
На уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а во 2-4 классах – количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
Описание места учебного предмета, курса
Всего часов в год –85 часов, 2,5 часа в неделю
Содержание учебного предмета, курса
Повторение материала II класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 8. Соответствие числа, количества и цифры. Образование и запись чисел первого десятка. Счёт прямой и обратный. Порядковый счёт от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 8.
Решение примеров в пределах 8. Работа со счётами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».
Меры стоимости. Знакомство с монетами в 2, 3, 5 коп. Размен монет в 2, 3, 5 копеек по 1 коп.
Временные понятия: неделя. Число дней в неделе, их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник. Обводка шаблона и штриховка. Знакомство с линейкой. Отсчёт от нуля. Проведение прямой линии через одну, две точки.
№ | Наименование разделов, тем |
1 | Повторение. |
2 | Точка. Линия. Прямая и кривая линии. |
3 | Число 9, цифра 9, простейшие вычислительные операции. |
4 | Число10, простейшие вычислительные операции. |
5 | Геометрические тела: куб, шар. |
6 | Понятие о возрасте. |
7 | Временные понятия. |
8 | Меры стоимости. |
9 | Закрепление за третий год обучения. |
| Всего: 85 часов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова их обозначающие;
части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 9, состав чисел в пределах 10;
названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Учащиеся должны уметь:
считать по образцу и названному числу в пределах 10;
понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
писать цифры от 1 до 9, числа от 1 до 10;
пользоваться математическими знаками: « +, -, =, »;
записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
различать количественный и порядковый счёт в пределах 10;
знать геометрические фигуры;
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
называть последовательно части суток, времена года, дни недели.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Дата | Предметные УУД |
1 | Числа и цифры 1, 2, 3 соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 | | Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов; положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова их обозначающие; части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра; количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 9, состав чисел в пределах 10; названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания. считать по образцу и названному числу в пределах 10; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; писать цифры от 1 до 9, числа от 1 до 10; пользоваться математическими знаками: « +, -, =, »; записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр; соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; знать геометрические фигуры; выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; называть последовательно части суток, времена года, дни недели |
2 | Счёт прямой и обратный в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5. | 1 | |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на конкретном материале. | 1 | |
4 | Решение простых задач на сложение с использованием наглядного материала. | 1 | |
5 | Число 0, цифра 0. Закрепление представлений о свойствах числа 0. | 1 | |
6 | Число и цифра 6. Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 6. | 1 | |
7 | Сравнение по количеству двух групп предметов в пределах 6. | 1 | |
8 | Составление числа 6 из двух меньших. | 1 | |
9 | Сложение и вычитание чисел в пределах 6 на конкретном материале. | 1 | |
10 | Решение простых задач на вычитание по практическим действиям. | 1 | |
11 | Число и цифра 7. Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 7. | 1 | |
12 | Сравнение по количеству двух групп предметов в пределах 7. | 1 | |
13 | Сравнение чисел в пределах 7. | 1 | |
14 | Составление числа 7 из двух меньших. Сложение чисел в пределах 7 на конкретном материале. Вычитание чисел в пределах 7 на конкретном материале. | 1 | |
15 | Решение простых задач на вычитание с использованием наглядного материала. | 1 | |
16 | Ориентировка во времени: дни недели. | 1 | |
17 | Число и цифра 8. Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 8. Счёт прямой и обратный в пределах 8. | 1 | |
18 | Сравнение чисел в пределах 8. Составление числа 8 из двух меньших. | 1 | |
19 | Сложение и вычитание чисел в пределах 8 на конкретном материале. | 1 | |
20 | Решение простых задач на вычитание по практическим действиям. | 1 | |
21 | Сложение в пределах 8 на конкретном материале. | 1 | |
22 | Вычитание в пределах 8 на конкретном материале. | 1 | |
23 | Сложение и вычитание в пределах 8 при помощи счёт. | 1 | |
24 | Точка, линия. Прямая и кривая линия. | 1 | |
25 | Знакомство с числом и цифрой 9. Закрепление образа цифры 9 . Выделение 9 предметов из группы по подражанию, по образцу, по слову. | 1 | |
26 | Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 9. Количественный и порядковый счёт в пределах 9. | 1 | |
27 | Последовательность и обозначение чисел от 1 до 9 цифрами. | 1 | |
28 | Счёт прямой и обратный в пределах 9. Места числа 9 в числовом ряду. | 1 | |
29 | Сравнение по количеству двух групп предметов в пределах 9. | 1 | |
30 | Сравнение групп предметов при помощи знаков , | 1 | |
31 | Сравнение чисел в пределах 9. Составление числа 9 из двух меньших. | 1 | |
32 | Образование числа 9. Образование следующего числа путём прибавления единицы. | 1 | |
33 | Сложение чисел в пределах 9 на конкретном материале. | 1 | |
34 | Сложение и вычитание чисел в пределах 9 на конкретном материале. | 1 | |
35 | Решение задач на сложение по практическим действиям. | 1 | |
36 | Решение задач на сложение и вычитание по практическим действиям. | 1 | |
37 | Составление простых задач, с использованием наглядного материала. | 1 | |
38 | Ознакомлением с линейкой как с чертёжным инструментом. | 1 | |
39 | Построение произвольной прямой с помощью линейки. | 1 | |
40 | Проведение кривой линии, построение прямой линии. | 1 | |
41 | Построение прямой линии через одну точку. | 1 | |
42 | Выкладывание геометрических фигур на плоскости по образцу. | 1 | |
43 | Сравнение чисел в пределах 9. Решение примеров в пределах 9 при помощи счёт. | 1 | |
44 | Сравнение чисел в пределах 9 на наглядном материале. | 1 | |
45 | Сложение и вычитание чисел в пределах 9 на конкретном материале | 1 | |
46 | Знакомство с понятием возраста. Понятия: «старше», «младше». | 1 | |
47 | Знакомство с числом 10. Закрепление образа числа 10. Выделение 10 предметов из группы по подражанию, по образцу, по слову. | 1 | |
48 | Установление соответствия между числом и количеством предметов в пределах 10. Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 10. | 1 | |
49 | Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. | 1 | |
50 | Счёт прямой и обратный в пределах 10. Места числа 10 в числовом ряду. | 1 | |
51 | Сравнение по количеству двух групп предметов в пределах 10. | 1 | |
52 | Сравнение групп предметов при помощи знаков , | 1 | |
53 | Сравнение чисел в пределах 10. Составление числа 10 из двух меньших. Образование числа 10. | | |
54 | Образование следующего числа путём прибавления единицы. | 1 | |
55 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 на конкретном материале. | 1 | |
56 | Решение задач на сложение по практическим действиям. | 1 | |
57 | Составление простых задач, с использованием наглядного материала. | 1 | |
58 | Сравнение групп предметов при помощи знаков , | 1 | |
59 | Сравнение чисел в пределах 10. Составление числа 10 из двух меньших. Образование числа 10. | 1 | |
60 | Образование следующего числа путём прибавления единицы. | 1 | |
61 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 на конкретном материале. | 1 | |
62 | Решение задач на сложение по практическим действиям. | 1 | |
63 | Решение задач на вычитание по практическим действиям. | 1 | |
64 | Составление простых задач, с использованием наглядного материала. | 1 | |
65 | Решение примеров на сложение при помощи счёт. | 1 | |
66 | Решение примеров на вычитание при помощи счёт. | 1 | |
67 | Решение простых задач. | 1 | |
68 | Установление соответствия между числом и количеством предметов в пределах 10. Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 10. | 1 | |
69 | Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. | 1 | |
70 | Счёт прямой и обратный в пределах 10. Места числа 10 в числовом ряду. | 1 | |
71 | Сравнение групп предметов при помощи знаков , | 1 | |
72 | Сравнение чисел в пределах 10. Составление числа 10 из двух меньших. Образование числа 10. | 1 | |
73 | Образование следующего числа путём прибавления единицы. | 1 | |
74 | Сложение чисел в пределах 10 на конкретном материале. | 1 | | |
75 | Вычитание чисел в пределах 10 на конкретном материале. | 1 | |
76 | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 | |
77 | Решение задач на вычитание по практическим действиям. | 1 | |
78 | Решение задач на сложение и вычитание по практическим действиям. | | |
80 | Решение примеров на вычитание при помощи счёт. | 1 | |
81 | Решение примеров и задач на наглядном материале. | 1 | |
82 | Утро, день, вечер, ночь – сутки. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно – недавно. Дни недели. | 1 | |
83 | Размен 10 копеек по 1коп. Размен 10 копеек по 1коп., по 5 коп. | 1 | |
84 | Решение задач по практическим действиям с мерами стоимости. | 1 | |
85 | Повторение по теме: «Понятие числа в пределах десяти. Простейшие вычислительные операции». Повторение по теме: «Понятие числа в пределах десяти. Простейшие вычислительные операции». | 1 | |
| Итого | 85 ч | | |
9