ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6 класса для детей с ОВЗ составлена:
в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 №1577)
на основе:
Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
Рабочих программ Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина« География» 5 – 9 классы. - Москва « Просвещение» 2014 г. с учетом рабочей программы воспитания МОУ «СШ № 8», утвержденной приказом от 01.07.2021 № 402/01-15
Используемый учебник: География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.- Москва « Просвещение» 2014 г
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и индивидуальных возможностей ребенка. При разработке программы учитывались особенности ребенка, исходя из результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Цель предмета:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа Земли и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
• необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
• коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностные результаты.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии в 6 классе:
- гуманистические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
2. Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс 6 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Учащийся должен уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
3. Предметные результаты.
1) Осознание роли географии в познании окружающего мира.
Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации.
2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира.
Учащийся должен уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3) Использование географических умений.
Учащийся должен уметь:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4) Использование карт как моделей.
Учащийся должен уметь определять на карте местоположение географических объектов.
5) Понимание смысла собственной действительности.
Учащийся должен уметь:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Контроль и оценка планируемых результатов
Обучающийся с задержкой психического развития, осваивающая АООП ООО, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени основного общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка коррекционной работы, личных результатов);
- использование планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного похода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.
Обязательные формы и методы | Иные формы учета достижений |
Текущая аттестация | Итоговая (четверть, год) аттестация | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
-устный опрос; -письменная работа; -самостоятельная работа; -диктант; -контрольное списывание; -тестовые задания; -графическая работа; -изложение; -доклад; -творческая работа | -диагностическая контрольная работа; - диктант; - изложение; - контроль техники чтения | Анализ динамики текущей успеваемости | -участие в выставках, конкурсах, соревнованиях; -активность в проектах и программах внеурочной деятельности; -творческий отчет |
Анализ психолого-педагогических исследований |
-табель успеваемости (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
-тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися с ОВЗ (информация об элементах и уровнях проверяемого знания: знание, понимание, применение, систематизация);
-устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету;
-результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития личностных качеств обучающегося с ОВЗ;
-результаты коррекционной работы, позволяющие проследить динамику устранения дефектов и нарушений речевого развития.
Используемая система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося с ОВЗ стремиться к формированию потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется со 2 - 11 класс. Государственная итоговая аттестация учащихся проводится в 9 классе
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к обучающимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
· мониторинг знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
· административные контрольные работы;
· мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
- «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
- «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
- «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
СОДЕРЖАНИЕ
Повторение (2 ч)
Тема I. Гидросфера - водная оболочка Земли (11 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Оксане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные
воды.
Ледники— главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте гидрологических объектов» (тренировочная, обязательное оценивание»).
Практическая работа № 2 «Составление комплексной характеристики одной из рек мира». (тренировочная, обязательное оценивание)
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (12 ч)
Атмосфера— воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха— охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Пирометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 3«Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами». (тренировочная, выборочное оценивание)
Практическая работа №4 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха. Изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой». (итоговая, обязательное оценивание)
Практическая работа №5 «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности». (тренировочная, обязательное оценивание»)
Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли (3 ч)
Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев— основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. 11риродное наследие.
Практическая работа № 6 «Описание природного комплекса своей местности». (тренировочная, выборочное оценивание)
Обобщение (1ч.)
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы | Тестирование |
| Повторение | 2 | | | |
1. | Тема I. Гидросфера - водная оболочка Земли | 11 | 2 | 1 | |
2. | Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли | 12 | 3 | 1 | |
3. | Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли | 3 | - | | |
4. | Тема 4. Географическая оболочка Земли | 5 | 1 | | 1 |
5. | Обобщение | 1 | | | |
| Всего | 34 | 6 | 2 | 1 |