СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету: музыка 6 клас (ЗПР) разработана на 2023-2024 учебный год для МКОУ ХМР "ООШ д.Белогорье"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки ХМАО-Югре‌‌

Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района‌

МКОУ ХМР "ООШ д. Белогорье"








Извлечение из АОП ООО ОВЗ

МКОУ ХМР «ООШ д.

Белогорье» приказ №110-О

от «31» августа 2023 г.






АДАПТИРОВАНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»

для обучающихся 6 класса с ОВЗ (ЗПР)

(вариант 7.1)


















д.Белогорье‌ 2023‌



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития является Приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Данная рабочая учебная программа по музыке для 6 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования и представлена учебным предметом «Музыка».

При обучении детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) музыке ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе.

Особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на разностороннее становление личности на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

Особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи. В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:

Образовательно-коррекционные:

1. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

2. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

2. Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках.

3. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

4. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

5. Развитие приёмов учебной деятельности.



Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религи­озной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения совре­менных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса под­ростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Методологическими основаниями данной программы служат совре­менные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. При­оритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отече­ственного музыкального искусства, произведения которого рассматри­ваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему на­роду и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обе­спечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, раз­витие самосознания ребёнка.

Система оценки достижений детей с ЗПР

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. В вышеуказанных документах рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочёты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать, и проиллюстрировать его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение или написание исторических терминов.


Формы работы с обучающимися ЗПР, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря)

2.Кроссворды.

3.Творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

В качестве форм контроля обучающихся с ЗПР могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение обучающимся различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.



2.СОДЕРЖАНИЕ


Отставание детей в 6 классе проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. Паузы, постоянное поддержание интереса (похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации). Домашнее задание следует задавать «дозированно» и на изученную тему.

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.

В основу АОП по музыке для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

При реализации программы используются следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация,

  • урок-практикум,

  • урок-игра,

  • урок развития речи и т.д.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация);

  • репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем);

  • частично-поисковый (подбор материала);

  • практические – упражнения;

  • методы изложения новых знаний;

  • методы повторения, закрепления знаний;

  • методы применения знаний;

  • методы контроля.

Обучение по данной программе ведётся с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой; здоровьесберегающих технологий; теории содержательного обобщения В.В. Давыдова; теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова; педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.


Система работы педагога по реализации программы

Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью). Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных). Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Домашния задания предлагаются, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.


Виды коррекционно-развивающих упражнений:

1. В процессе музыкальных игр у детей с задержкой психического развития развиваются способности восприятия музыки и активного внимания, воображение, познавательные способности, обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развивается эмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма, темпа. Игра – это одно из средств обучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным с восприятием музыки и движением под музыку- образно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание)

2. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития постепенно определялись следующие разновидности детской игры: 1) творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческие способности детей, позволяющие им отражать наблюдаемую действительность; 2) подвижные, способствующие физическому развитию детей и з) дидактические, посредством которых развиваются ощущения.

3. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

4. Пение – процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с различными нарушениями в развитии. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности

5.Инструментальная деятельность способствует эффективному развитию учащихся лишь в том случае, если
гармонично вводится в процессе обучения и понимается как активно-познавательная, творческая практика
цель введения в урок детских музыкальных инструментов – активизировать музыкальные способности
учащихся, обогащать их музыкальный опыт.

Художественно-творческая деятельность обучающихся с ЗПР:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.


Работа с детьми с ЗПР организуется в тесной взаимосвязи с разными специалистами (учителями-предметниками, учителем-логопедом, педагогом-психологом) и медицинским работником, а также родителями (замещающими их лицами) обучающихся, что помогает при построении урока. Коррекционная работа, которая была начата на уроке, должна продолжаться и во внеурочное время, и продолжают её или родители.

Трудности, испытываемые детьми при изучении музыки, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, некоторые темы даны в ознакомительном плане; отдельные темы упрощены.

Коррекционно-развивающие упражнения направлены на:

повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

повышения уровня развития логического мышления;

развитие наглядно-образного и логического мышления;

развитие речи;

развитие приёмов учебной деятельности;

развитие личностно-мотивационной сферы;

развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках искусства коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы учащегося с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.


Основные направления коррекционной работы при изучении предмета Музыка

развитие обучающихся с ЗПР при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству;

необходимо раскрыть перед школьниками Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство, как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности;

постижение основ языка художественной выразительности должно выступать для детей с ЗПР не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру;

необходимо больше вовлекать детей с ЗПР в непосредственное участие в художественно-творческой деятельности, что будет воспитывать эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей;

развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования;

активизировать художественную деятельность детей с ЗПР помогает игра (так как искусство является продолжением игры), практическое участие детей с ЗПР в художественных представлениях;

избегать соревновательных элементов игры с детьми с ЗПР;

повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами);

формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам;

приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и возможно исполнителя;

способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием;

интеграция полученных знаний в собственной индивидуальной, может быть не всегда художественной с детьми с ЗПР, художественно-творческой деятельности и, что немаловажно для детей с ЗПР, умение организовать свой культурный досуг.

Приобретение учащимися с ЗПР умений ориентироваться в современном информационном пространстве (плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства).

Виды коррекционно-развивающих упражнений:

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, устойчивости внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, воображение. Игровое упражнение «Третий лишний», «Что изменилось?».

Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся. Дидактические игры можно проводить на уроках повторения и обобщения изученного материала, контроля знаний учащихся, при отработке умений и навыков, для закрепления в памяти новых терминов, понятий. На уроках проводятся в течение целого урока или фрагмента следующие виды игр: тренировочные игры (домино, лото, кроссворды, ребусы и т.д.); познавательно-контрольные игры (зачеты, занимательные викторины, турниры знаний, общественный смотр знаний); сюжетно-ролевые игры.

выполняются следующие особые образовательные и организационные условия:

  • обеспечение доступности учебной информации для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися

  • руководство процессом зрительного восприятия, индивидуальных и фронтальных пособий, объектов и предметов окружающего мира;

  • введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;

  • введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;

  • соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога);

  • увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение увеличивается в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся

  • обеспечение безопасности предметно-пространственной среды, что предполагает:

  • оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.);

  • выполняются требованиея к уровню освещенности учебных помещений;

  • использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся использование оптических технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

  • наличие при необходимости в классе места для хранения индивидуальных оптических средств, учебников, дидактических материалов;

  • обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • рабочее при необходимости снабжается дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога).

  • номер парты соответствует росту обучающегося. Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

  • при необходимости используется персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением и соблюдения при этом режима зрительной нагрузки.

  • использование индивидуальных дидактических материалов и наглядных пособий, выполненных с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

При обучении выполняются следующие особые образовательные и организационные условия:

  • использование дифференциации и индивидуализации процесса образования обучающегося с нарушением слуха.

  • создаётся информационно-образовательная среда, которая обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • доступ обучающегося к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет и возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

  • организации разных форм урочной и внеурочной деятельности;

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением и др.);

  • помощь в получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.),

  • расположение обучающегося в классе или другом помещении при проведении коллективных мероприятий;

  • наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц, индивидуальных дидактических материалов.

  • регулирование уровня шума в классе на уроке и перемене;

  • в классных помещениях при необходимости предусмотриваются специальные места для хранения специальных средств для слабослышащего обучающегося: FM-систем, зарядных устройств, батареек.

  • в середине каждого урока проводится физкультурная минутка

  • класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся.

  • парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место хорошо освещено. С парты открывается прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.

  • реализация программы для слабослышащих обучающихся предусматривает использование тех же базовых учебников для сверстников с нормальным слухом, к которым, при необходимости, с учётом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях.


Обучающиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


3.Содержание учебного предмета


Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства.

Два музыкальных посвящения. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

Тема 2 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни. Лирические, драматические, героические образы. Образы камерной музыки. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.

Образы симфонической музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.

Симфоническое развитие музыкальных образов. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Тематическое планирование

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

17

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

2

2.

Два музыкальных посвящения.

5

3.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

2

4.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

4

5.

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

3

6.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века.

1

II.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

17

1.

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни.

1

2.

Образы камерной музыки

4

3.

Образы симфонической музыки.

2

4.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

2

5.

Программная увертюра.

4

6.

Мир музыкального театра.

3

7

Образы киномузыки.

1


Резерв:

1


Итого:

34




























4.Поурочное планирование

Тема

План

Факт

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)

Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Удивительный мир музыкальных образов.

05.09


Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

12.09


Два музыкальных посвящения.

19.09


Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

26.09


«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

03.10


Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

10.10


Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

17.10


Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

24.10


Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

07.11


Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

14.11


Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

21.11


«Фрески Софии Киевской»

28.11


«Перезвоны». Молитва.

05.12


Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

12.12


Полифония. Фуга. Хорал.

19.12


Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

26.12


Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века.

09.01


Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни.

16.01


Образы камерной музыки

23.01


Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

30.01


Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

06.02


Космический пейзаж». «Быть может вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

13.02


Образы симфонической музыки. «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Вальс. Романс.

20.02


«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Пастораль. Военный марш.

27.02


Симфоническое развитие музыкальных образов. В печали весел, а в веселье печален».

05.03


Связь времён.

12.03


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

19.03


Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.

02.04


Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт. Лирические образы.

09.04


Сонатная форма. Контраст образов.

16.04


Мир музыкального театра. Образ – портрет. Массовые сцены.

23.04


Контраст тем. Форма. Сходство и различие.

07.05


Образы киномузыки. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

14.05


Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа.

21.05


Итого: 34 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!