СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по ИЗО соответствует всем требованиям инклюзивгого образования

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»


Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5—9 классы / Авторы – составители: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнокова, И.А.Буравлева, С.И.Веневцев, Н.Г.Галунчикова, Л.В.Гомилка, Б.Б.Горскин, А.А.Дмитриев, И.Ю.Жуковин, С.Ю.Ильина, С.А.Кустова, Т.М.Лифонова, Н.Б.Матвеева, М.Н.Перова, М.Ю.Рау, Л.В.Смирнова, Е.Н.Соломина, М.Б.Ульянцева, Э.В.Якубовская. Под редакцией И.М.Бгажноковой — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2013, допущенной Министерством образования и науки РФ

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Целью курса является: коррекция недостатков развития детей посредствам изобразительного искусства.

Основные задачи обучения :

• способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

• находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

• содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

• ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

• исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

• дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

• знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие высших психических функций.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Общая характеристика учебного предмета

       Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми учащимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.

Осуществляется поурочный контроль.

Ведущие приёмы и методы обучения изобразительному искусству: практическая работа, наблюдение, беседа, иллюстрация, демонстрация, экскурсия. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков, классификация и дифференциация и др.

Использование натуральных объектов природ , образцов декоративно-прикладного искусства, наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к изобразительному искусству.

Место курса в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в среднем звене школы отводится 1 ч в неде­лю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребёнка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей,

- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

- устанавливать последовательности выполнения рисунка;

- отличать основные цвета и адекватно их использовать;

- при рисовании предметов симметричной формы использовать среднюю (осевую) линию;

- передавать объем предметов доступными детям средствами;

- рисовать узоры из геометрических фигур;

- находить в классе предметы заданного цвета;

- рисовать на заданную тему;

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения;

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища.

Учащиеся должны знать:

- способы размещения элементов рисунка на листе бумаги;

- способы построения узора в полосе, круге, прямоугольнике;

- виды шаблонов и трафаретов;

- правила работы в различной технике (рисунок пальцем и ладошкой, рисунок «по мокрому», рисунок «мазком» или «штрихом»);

- способы получения различных оттенков цвета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.


Содержание учебного предмета

34 часа (1 час в неделю)

Для решения основных задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.



Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.



Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.



У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.



Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.



Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.



Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.



Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.



Уроки рисования на темы тесно связываются с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.



Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, решаются значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Учащимся предлагается определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.



С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки, репродукции картин.



Беседы об изобразительном искусстве. В 5—8 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание уделяется выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.



Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Для этого учитель ставит вопросы, вместе с детьми составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

1.Рисование с натуры. (10 ч)

Развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Примерные задания.

Рисование объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (высокая коробка). Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (радиоприемник, телевизор). Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (стопа из 5-6 книг).

2.Декоративное рисование. (7 ч)

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Примерные задания.

Рисование на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Рисование объемных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза). Рисование предмета комбинированной формы (настольная лампа).

3.Рисование на темы. (11 ч)

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.


Примерные задания.

Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (овощи). Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование постройки из элементов строительного материала (башня). Составление узора для вазы. Рисование предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).

4.Беседы об изобразительном искусстве.(6 ч)

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства. умений каждым учеником, развитие его умений действовать

Примерные задания.

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись»(И. Грабарь «Березовая аллея», И.Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», В.Серов «Мика Морозов», И.Репин «Иван Грозный и его сын Иван», В. Маковский «Свидание»). Беседа об изобразительном искусстве. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция». (И. Шишкин «Полдень», А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Сумерки. Стога», М. Врубель «В ночном», В. Поленов «Московский дворик»). Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. томский «Портрет И.Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.)

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать,

обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Календарно-тематическое планирование

1 четверть(9ч)

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья)

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету)

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону).

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметром 12см).

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

2 четверть (7ч)

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, игрушки, малая скульптура).

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( например: «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (например: детская раскладная пирамидка разных видов).

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». Клюющие курочки», «Маша и медведь» и др.).

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10*30см).

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка, затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

3 четверть (10ч)

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шевандронова «В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги», Ф.Решетников «Опять двойка»).

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон).

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприёмник, часы с прямоугольным циферблатом).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Непринцев «Отдых после боя», П.Кривоногов «Победа»).

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

4 четверть (8ч)

Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин не тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дайнека «Оборона Севастополя»).

Рисование симметричных форм: насекомые- бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Подведение итогов за год.


Тематическое планирование

8 класс (34ч)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Область развития жизненной компетенции

1четверть. 9ч.

1

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

Выполнять изображение с натуры. Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве предмета и передавать в изображении.

Формировать умения и

навыки овладения

свойствами

графических,

изобразительных

действий.

2

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья)

Изображать с натуры объемный предмет прямоугольной формы с передачей пропорций, объема.

Знать названия листьев различных

деревьев.


3

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету)

Соблюдать последовательность выполнения рисунка. Компоновать предмет на листе. Передавать в линейном рисунке объемную форму предмета.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.

4

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону).

Определять жанр картины.Узнавать работы известных художников. Определять сюжет исторических и бытовых картин.

Излагать собственные мысли.

Участвовать в диалоге. Участвовать в диалоге.


5

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Выполнять работу последовательно. Следовать инструкции учителя. Компоновать изображение на листе.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.


6

Рисование симметричного узора по образцу.

Определять основную форму предмета. Выполнять изменение основной формы предмета в соответствии с натурой. Пользоваться вспомогательными линиями. Компоновать изображение на плоскости листа.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально- эстетические

переживания от явлений

действительности.

7

Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметром 12см).

Передавать в рисунке объемных предметов комбинированную (сложную) форму, соблюдать пропорциональность, последовательность выполнения рисунка.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Умение работать

по инструкциям, алгоритму; работать с инструментами.

8/9


Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая).




2 четверть. 7ч.

10

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, игрушки, малая скульптура).

Называть основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, материал). «Теплые» и «холодные» цвета. Свойства цвета в зависимости от освещения. Знать художников-пейзажистов и их работы.

Знать предназначения

изделий народного промысла

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях

рассматриваемых изделий народного промысла (посуды).

11

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( например: «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Знать понятие «декор».

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои

возможности.


12

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (например: детская раскладная пирамидка разных видов).

Называть геометрические тела, знать отличие геометрических фигур и тел.

Всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета .

13

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». Клюющие курочки», «Маша и медведь» и др.).

Знать основы формообразования, последовательность выполнения рисунка.

Соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

14

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).

Уметь называть виды изобразительного искусства. Понятие «скульптура».Знать отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. Художников-скульпторов.

Знать предназначение изделий народного промысла. Уметь

рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды).

15

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10*30см).

Отличать народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка). Образы в народной игрушке. Материалы разных промыслов.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические

переживания от явлений действительности.


16

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка, затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

3 четверть. 10ч.

17







Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шевандронова «В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги», Ф.Решетников «Опять двойка»).

Знать приемы работы гуашевыми красками.

Уметь передавать в рисунке свои

впечатления от ранее увиденного.




18







Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Называть виды линий. Значение линии в изобразительном искусстве. Особенности передачи характера деревьев в линейном рисунке.

Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

19

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).

Виды изобразительного искусства. Графика как вид изобразительного искусства. Понятия «книжная иллюстрация», «плакат», «карикатура».

Выполнять инструкции,

точно следовать образцу

и простейшим алгоритмам.


20

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Понятия «заставка», «буквица», «концовка».

Распознавать формы простейших плоских фигур.

21

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон).

Знать правила составления композиции из 3-х предметов.

Знать значение праздника. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально-эстетические

переживания от явлений

действительности.

22

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприёмник, часы с прямоугольным циферблатом).

Называть последовательность выполнения изображения на плоскости.

Знать значение праздника.

Уметь наблюдать, делать

выводы и обобщать.

23

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Непринцев «Отдых после боя», П.Кривоногов «Победа»).

Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Распознавать формы простейших плоских фигур.

24

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

Декоративное значение цвета

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и

Эмоционально-эстетические переживания от явлений

действительности.

25

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).

Понимать декоративное значение цвета

Уметь работать не торопясь, уметь

сравнивать. Уметь отражать в

рисунке свои зрительные впечатления.


26

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.


4четверть. 8ч.

27

Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

Использовать в работе приемы компоновки изображения на листе. Соблюдать последовательность выполнения работы.

Виды часов, предназначение

часов, значение времени в жизни

человека.

Наблюдать объекты окружающего

мира.

28

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Соблюдать требования к композиции на листе бумаги. Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Назначение столярных и слесарных инструментов, практическое использование в жизни.

29

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

Использовать основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении.

Назначение предмета, использование в быту.

30

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

Понимать и учитывать в работе значение народного ДПИ. Промысел «Городецкая роспись». Материал и изделия Городца. Отличительные признаки городецкой росписи. Элементы городецкой росписи.

Назначение предмета, использование в быту.

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин не тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дайнека «Оборона Севастополя»).

Знать приемы выполнения изображения на плоскости.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

32

Рисование симметричных форм: насекомые- бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).

Знать роль декоративного рисования в повседневной жизни.



Использовать основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении.

Отражать в рисунке свои зрительно – эмоциональные впечатления.

33

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

34

Подведение итогов за год.



Материально-техническое обеспечение

  • Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений

для крепления таблиц.

Учебно – методическое обеспечение

Методическая литература для учителя:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5—9 классы / Авторы – составители: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнокова, И.А.Буравлева, С.И.Веневцев, Н.Г.Галунчикова, Л.В.Гомилка, Б.Б.Горскин, А.А.Дмитриев, И.Ю.Жуковин, С.Ю.Ильина, С.А.Кустова, Т.М.Лифонова, Н.Б.Матвеева, М.Н.Перова, М.Ю.Рау, Л.В.Смирнова, Е.Н.Соломина, М.Б.Ульянцева, Э.В.Якубовская. Под редакцией И.М.Бгажноковой — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2013, допущенной Министерством образования и науки РФ.

2. Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития. - Волгоград: Учитель, 2010.

3.Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и другие. Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.

4.Головина Т.Н. К вопросу о коррекционной работе с цветом в младших классах вспомогательной школы.// Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред Ж.И. Шир, Т.Н. Головиной.- М.,1997.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, 8 КЛАСС



урока

Тема урока

Дата

планир.

Дата фактич.


Требования к результату

Домашнее задание

знать/понимать

уметь

I четверть – 9ч.


1

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

2.09


Этапы (последовательность) построения изображения.

Выполнять изображение с натуры. Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве предмета и передавать в изображении.

Повторить последовательность построения изображения

2

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья)

09.09


Этапы (последовательность) построения изображения. Зависимость формата листа от формы и пропорций предмета.

Изображать с натуры объемный предмет прямоугольной формы с передачей пропорций, объема.

Повторить последовательность построения изображения

3

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету)

16.09


Способы передачи пропорций предмета на плоскости. Приемы передачи объема на плоскости.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка. Компоновать предмет на листе. Передавать в линейном рисунке объемную форму предмета.

Повторить материалы и инструменты художника

4

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону).

23.09


Материалы и инструменты художника-живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой. Художников разных жанров и их работы.

Определять жанр картины.Узнавать работы известных художников. Определять сюжет исторических и бытовых картин.

Повторить жанры ИЗО

5

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

30.09



Определять положение предмета в пространстве по изображению. Изображать предмет, расположенный ниже уровня зрения. Соблюдать последовательность в работе. Выполнять контроль и коррекцию в работе.

Выполнить наброски посуды

6

Рисование симметричного узора по образцу.

7.10


Способы передачи объема на плоскости.

Выполнять работу последовательно. Следовать инструкции учителя. Компоновать изображение на листе.


7

Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметром 12см).

14.10


Законы формообразования.

Определять основную форму предмета. Выполнять изменение основной формы предмета в соответствии с натурой. Пользоваться вспомогательными линиями. Компоновать изображение на плоскости листа.


8/9

Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

21.10

28.10


Приемы формообразования. Последовательность выполнения работы от простого к сложному, от общего к частному.

Передавать в рисунке объемных предметов комбинированную (сложную) форму, соблюдать пропорциональность, последовательность выполнения рисунка.

Выполнить работу в цвете с элементами украшений

II четверть – 7ч.

10

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, игрушки, малая скульптура).

11.11


Основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, материал). «Теплые» и «холодные» цвета. Свойства цвета в зависимости от освещения. Художников-пейзажистов и их работы.

Определять цветовую гамму, колорит в пейзаже. Отличать жанр пейзажа от других. Различать и называть русских художников-пейзажистов и их работы.

Составить отзыв по картине

11

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( например: «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

18.11



Изготавливать из бумаги пилотку. Выполнять декоративную переработку природных форм и использование их в оформлении работы. Использовать различные художественные и прикладные материалы в работе.

Подготовить зарисовки деревьев, кустов ит. Д.

12

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (например: детская раскладная пирамидка разных видов).

25.11


Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел.

Передавать в рисунке связное содержание, использовать прием загораживания одних предметов другими. Изображать ближний и дальний планы в рисунке. Передавать характер деревьев в линейном рисунке.


13

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». Клюющие курочки», «Маша и медведь» и др.).

2.12


Основы формообразования, последовательность выполнения рисунка.

Изображать объемный предмет с натуры с передачей пропорций, формы и дополнительных элементов. Компоновать изображение на листе.

Выполнить подобные наброски

14

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).

9.12


Виды изобразительного искусства. Понятие «скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. Художников-скульпторов.

Отличать произведения скульптуры от других видов изобразительного искусства.

Повторить виды ИЗО

15

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10*30см).

16.12


Приемы формообразования.

Передавать форму предмета, выполнять рисунок последовательно.


16

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка, затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

23.12


Народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка). Образы в народной игрушке. Материалы разных промыслов.

Отличать народную игрушку от современной. Различать дымковскую и богородскую игрушки.

Выполнить работу из глины. пластилина

IIIчетверть -10 ч.

17

Беседа на тему : «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шевандронова «В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги», Ф.Решетников «Опять двойка»).

13.01



Работать гуашью. Передавать в изображении настроение праздника.


18

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

20.01


Виды линий. Значение линии в изобразительном искусстве. Особенности передачи характера деревьев в линейном рисунке.

Размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Передавать характер деревьев линейно. Использовать разные линии в изображении.

Подготовить зарисовки зимнего леса

19

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).

27.01


Виды изобразительного искусства. Графика как вид изобразительного искусства. Понятия «книжная иллюстрация», «плакат», «карикатура».

Различать плакат, иллюстрацию, карикатуру.

Подготовить коллекцию различных видов шрифтов

20

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

03.02


Понятия «заставка», «буквица», «концовка».

Использовать декоративное значение цвета при составлении орнаментальных композиций.

Выполнить дополнительные эскизы по теме

21

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон).

10.02



Правила составления композиции из 3-х предметов.

Составлять композицию из 3-х предметов на плоскости. Передавать в изображении форму предмета, его цвет. Использовать оттенки цвета.

Оформить работу

22

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприёмник, часы с прямоугольным циферблатом).

17.02





Последовательность выполнения изображения на плоскости.

Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение предмета в пространстве, изображать на плоскости.


23

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Непринцев «Отдых после боя», П.Кривоногов «Победа»).


24.02







Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом)

Подготовить изображения различных узоров для ваз

24

Декоративное рисование плаката на тему «8 Марта».


03.03





Декоративное значение цвета

Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора.


25

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).

10.03


Декоративное значение цвета

Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора.


26

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

17.03


Декоративное значение цвета

Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора.


IVчетверть - 8 ч.

27

Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

31.03


Приемы компоновки изображения на листе. Последовательность выполнения работы.

Изображать предметы с натуры с передачей характерной формы, деталей, положения в пространстве. Выполнять работу последовательно.

Подготовить сообщение о народных промыслах

28

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

07.04


Требования к композиции на листе бумаги. Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Различать изделия народного ДПИ. Различать промыслы (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех)


29

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

14.04



Основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении.

Изображать предметы сложной формы последовательно. Передавать пропорции и объем в изображении.

Упражнения в изображении соответсвующих предметов

30

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

21.04


Значение народного ДПИ. Промысел «Городецкая роспись». Материал и изделия Городца. Отличительные признаки городецкой росписи. Элементы городецкой росписи.

Отличать изделия Городца от других народных промыслов.

Повторить особенности городецкой росписи

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин не тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дайнека «Оборона Севастополя»).

28.04


Приемы выполнения изображения на плоскости.

Выполнять изображение предмета на плоскости последовательно, соблюдать пропорции, передавать форму предмета.

Подготовить иллюстрации . открытки ко Дню Победы

32

Рисование симметричных форм: насекомые- бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).

05.05


Роль декоративного рисования в повседневной жизни

Выполнять эскиз тематического плаката. Использовать символику цвета в изображении. Использовать надпись в изображении. Выполнять надпись по сетке.


33

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

12.05


Жанры изобразительного искусства, батальный жанр.

Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров. Определять сюжет картины. Составлять рассказ по картине.

Составить отзыв по картине

34

Подведение итогов за год.

19.05


Спортивную символику. Роль декоративного рисования в повседневной жизни. Значение цвета в декоративном изображении

Символически изображать разные виды спорта.

Прочитать на выбор литературное произведение







32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!