СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»

Приложение к ООП НОО ЗПР


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53
















Адаптированная рабочая программа

по русскому языку

для обучающихся с ЗПР

Вариант 7.2

для 1 класса



на 2019 - 2020 учебный год




(УМК: В. Г. Горецкий «Азбука»,

В. П. Канакина «Русский язык»)









г. Калининград, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ НОШ № 53, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учётом авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык»,  с использованием УМК В. Г. Горецкого «Азбука» и В. П. Канакиной «Русский язык», входящих в состав образовательной системы « Школа России».

Программа адресована обучающимся, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание может проявляться в целом или локально

в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального

эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

  • формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  • развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

  • формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов, предложений;

  • научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;

  • научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;

  • совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;

  • обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;

  • воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

  • обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;

  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

  • формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

  • развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.

Дети, пришедшие в 1 класс, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять.

Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.2.

В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает письмо и чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства, получает первоначальные знания в области орфографии и пунктуации.

Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. Оно значимо для правильного оформления решения арифметических задач.

При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у младших школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.

Формируемое в 1 классе умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлять тексты в устной форме способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык», способствует улучшению качества устной речи.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для достижения планируемых результатов образования.

Общие рекомендации,

удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2:

- преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при обучении звуко-буквенному анализу назвали слово, отхлопали количество слогов, назвали первый, второй и т.д. слог, выделили звуки в каждом слоге и обозначили их символически, сложили слово из букв разрезной азбуки, прочитали);

- изучать звуки и буквы с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем буквы в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, конфет и т.п.);

- отводить значительное время практическим действиям: работе со схемами слов и предложений, с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр;

- систематически повторять изученный материал для его закрепления и усвоения нового;

- по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т. ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно;

- обучать умению соотносить достигнутый результат сэталонным (найдем самую красивую букву).

- учить проговаривать совершаемые действия вс использованием громкой речи: «Я пишу… (петлю, палочку, букву)»; «Я составляю схему слова»; «Я придумываю предложение» и т. п.;

- понятно объяснять и периодически задавать вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки»; «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву»; «Что будет, если написать не ту букву в слове?» – «Получится другое слово» и т. п.;

- постоянно напоминать и проговаривать способ правильного написания тех или иных букв, подбирать понятные сравнения, наглядно демонстрировать роль правильного выбора буквы, создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

В большинстве случаев первоклассники, получившие рекомендацию обучаться по варианту 7.2, нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т. е. фактически совместном выполнении задания.

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе согласно учебному плану отводится - 652 ч, из них в 1классе - 165 ч. Вариативная часть программы (25 ч) использована на увеличение количества часов на изучение обязательной части программы.

1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимся с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска информации (в спра­вочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий, свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии; осознание единства и различия этих реальностей;

Предметные результаты:

К концу обучения в 1 классе ученик научится:

  • писать заглавные и строчные буквы;

  • писать слова, предложения на слух;

  • списывать печатный текст письменными буквами;

  • наблюдать над словом, предложением как единицей речи;

  • развивать письменную и устную речь;

  • знать название и порядок букв алфавита;

  • знать признаки гласных и согласных звуков;

  • знать признаки предложения;

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);

  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;

  • переносить слово по слогам;

  • делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Добукварный период – (23 ч)

Речь устная и письменная. Предложение. Слово и слог. Деление слов на слоги. Слог-слияние.

Звуки и буквы. Слова и звуки в нашей жизни. Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ слов с использованием схем-моделей.

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Написание элементов букв.

Положение тетради, ручки, правильная посадка.

Букварный период (88 ч)

Согласные звуки и их буквенное обозначение (печатный вариант). Гласные звуки и их буквенное обозначение (печатный вариант).

Написание букв русского алфавита.

Гласные звуки, обозначающие два звука.

Буквы, не обозначающие звуков.

Обучение чтению, усвоению его механизма. Освоение двух видов чтения: орфографического (читаю, как написано) и орфоэпического (читаю, как говорю). Работа со слогом-слиянием.

Различные виды соединения букв при письме и звуков при чтении.

Имена собственные.

Сопоставление звонких и глухих парных согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Написание слов с разделительным ъ и ь знаком.

Письмо на слух слов, предложений, небольших текстов.

Списывание с печатного и письменного текста.

Послебукварный период (12 ч) 

Сознательное, правильное, темповое и выразительное чтение слов, предложений, текстов.

Оформление предложения.

Заглавная буква в словах.

Обозначение мягкости согласного звука гласным.

Обозначение безударного гласного звука в словах.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Алфавитный порядок слов.

Списывание текста.

Написание под диктовку слов, предложений и небольших текстов.

Системный курс русского языка.

Наша речь ( 2 ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа.

Речь устная и письменная.

Текст. Предложение. Диалог (3 ч)

Текст (общее понятие).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог.

Слова, слова, слова…(6 ч)

Слово. Роль слова в речи. Слово – название предметов и явлений.

Слово – название признаков предметов.

Слово – название действий предметов.

Слово и слог. Ударение(6 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым гласным звуком (словарные слова).

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Словообразующая роль ударения.

Перенос слов. Правила переноса слова.

Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы (20 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв.

Русский алфавит.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Слова с удвоенным согласным.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Резервные уроки (5ч)

Резервный урок 1. Мониторинг готовности к обучению

Резервный урок 2. Промежуточная диагностика. Проверочная работа

Резервный урок 3. Итоговая диагностика. Проверочная работа

Резервный урок 4. Итоговый мониторинг образовательных достижений

Резервный урок 5. Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием

3. Тематическое планирование

№ n/n

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности

Добукварный период - 23 ч

1.

Речь устная и письменная.

1

Познакомиться с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи.

Усвоить понятия: рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Запомнить гигиенические правилами письма.

Учиться обводке предметов по контуру, штриховка, письму элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.

Составлять предложения к иллюстрациям прописи.

Обозначать изображённые предметы моделью слова и предложения.

Рассказывать сказки по серии сюжетных картинок.

Делить слова на слоги, графически изображать слоги в схеме-модели слова.

Проводить слого-звуковой анализ слов.

Сравнивать элементы письменных и печатных букв.

2.

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3.

Предложение.

1

4.

Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров.

1

5.

Устная речь. Слово и слог.

1

6.

Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).

1

7.

Письменная речь. Слово и слог.

1

8.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

9.

Слова и звуки в нашей жизни.

1

10.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

11.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

12.

Деление слов на слоги.

1

13.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

14.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

15.

Слог-слияние.

1

16.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1

17.

Гласные и согласные звуки.

1

18.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

19.

Звуки и буквы.

1

20.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

21.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

1

22.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1

23.

Письмо изученных элементов.

1

Букварный период – 88 ч

24.

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1

Обводить бордюрные рисунки по контуру; конструировать буквы из различных материалов; писать буквы в соответствии с образцом;

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму; соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]; сравнивать написанные буквы с образцом; выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью; перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;

писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования; правильно записывать имена собственные;

списывать без ошибок письменного шрифта; читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения; писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова; грамотно оформлять на письме восклицательное предложение;

правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения;

сверять записанное предложение со схемой-моделью;

списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный;

дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и

записывать их, используя приём комментирования; составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи; дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях; вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;

писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами; образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;

понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи; дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла; употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек;

наблюдать за употреблением запятой при обращении; познакомиться с категорией числа имен существительных; употреблять запятые при обращении; соотносить количество букв и звуков в слове; писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова; наблюдать за оглушением звука [ж] на конце слова, подбирать проверочные слова по образцу, данному в прописи (чижчижи); образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи (низкониже); правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы; понимать обобщённый смысл поговорки, толковать поговорку, называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. записывать текст с использованием прилагательных, заменять существительное личным местоимением он в необходимых случаях.

Обучающийся в совместной деятельностью с учителем получит возможность научиться: дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках;

восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом; записывать восстановленное предложение на строке прописи; составлять рассказ по заданной учителем теме; составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем теме, записывать его; анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы; восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы;

разгадывать ребусы; объяснять смысл поговорки; употреблять в соответствии со смысловым значением поговорку в устном высказывании; правильно употреблять в устной речи многозначные слова; давать характеристику звука; писать ча, ща, чу, щу, жи, ши; наблюдать за личными местоимениями я, они и изменением формы числа глаголов

25

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

26

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь

1

27.

Строчная и заглавная буквы О, о


1

28.

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

29.

Строчная и заглавная буквы И, и.


1

30.

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1

31.

Строчная буква ы.


1

32.

Написание изученных букв.


1

33.

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1

34.

Строчная и заглавная буквы У, у.


1

35.

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.

1

36.

Строчная и заглавная буквы Н,н.

1

37.

Написание изученных букв.


1

38.

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

39.

Строчная и заглавная буквы С,с.


1

40.

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1

41.

Строчная и заглавная буквы К,к.


1

42.

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

43.

Строчная и заглавная буквы Т,т.


1

44.

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

45.

Строчная и заглавная буквы Л,л.


1

46.

Согласные буквы. Имена собственные.

1

47.

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.

1

48

Написание строчной буквы р.


1

49.

Написание заглавной буквы Р.


1

50.

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья

1

51.

Написание строчной буквы в.


1

52.

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.


1

53.

Написание заглавной буквы В.


1

54.

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.



1

55.

Написание строчной буквы е.


1

56.

Написание заглавной буквы Е.


1

57.

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.


1

58.

Написание строчной буквы п.


1

59.

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.


1

60.

Написание заглавной буквы П.


1

61.

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.


1

62.

Написание строчной буквы м.


1

63.

Написание заглавной буквы М.


1

64.

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.



1

65.

Написание строчной буквы з.


1

66.

Написание заглавной буквы З.


1

67.

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».



1

68.

Написание строчной буквы б.


1

69.

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов

и слов с буквами б и п.


1

70.

Написание заглавной буквы Б.



1

71.

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.



1

72.

Написание строчной буквы д.


1

73.

Написание заглавной буквы Д.


1

74.

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.


1

75.

Написание строчной буквы я.


1

76.

Гласные буквы Я, я. Маяк.


1

77.

Написание заглавной буквы Я.


1

78.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.



1

79.

Написание строчной и заглавной букв Г, г.

1

80.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

81.

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

Написание строчной буквы ч.

1

82.

Написание заглавной буквы Ч. Сочетания ча, чу в словах.

1

83.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

84.

Буква ь.


1

85.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1

86.

Написание строчной буквы ш.


1

87.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.

1

88.

Написание заглавной буквы Ш. Сочетание ши.

1

89.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

90.

Написание строчной и заглавной букв ж, Ж. Сочетание жи.

1

91.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

92.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.


1

93.

Написание строчной и заглавной букв ё, Ё.


1

94.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1

95.

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1

96.

Написание строчной буквы й.


1

97.

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.


1

98.

Написание строчной и заглавной букв Х, х.

1

99.

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. Игра в слова.

1

100.

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»

1

101.

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю.


102.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

103.

Написание заглавной буквы Ц.


1

104.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1

105.

Написание строчной и заглавной буквы Э, э.

1

106.

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

107.

Написание заглавной и строчной букв Щ, щ. Сочетание ща.

1

108.

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

1

109.

Написание строчной и заглавной букв Ф, ф.

1

110.

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. Русский алфавит.

1

111.

Написание слов с разделительным Ъ и ь знаком.

1

Послебукварный период – 12 ч

112.

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Одна у человека мать; одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество».

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Наблюдать: определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его последующей корректировкой.

Придумывать предложение с заданным словом с последующим распространением предложения.


113.

Оформление предложения.

1

114.

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские».

В. Крупин «Первый букварь».

1

115.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?», «Какой?», «Что делать?»

1

116.

А.С. Пушкин. Сказки. Отрывки из сказок.


1

117.

Заглавная буква в словах.

1

118.

Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский .Рассказы для детей.

1

119.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

1

120.

К.И. Чуковский Телефон. Путаница. Небылица.

1

121.

Обозначение мягкости согласного звука гласным.

1

122.

В.В. Бианки. Первая охота.


1

123.

Безударные гласные.

1


Русский язык

Наша речь - 2 ч

124.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа

1

Познакомиться с видами речи,

различение устную и письменную речи.


125.

Устная и письменная речь.

Творческий проект «Живая азбука».

1


Текст. Предложение. Диалог – 3 ч

126.

Текст (общее представление)


1

Научиться отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

127.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

128.

Диалог.

1


Слова, слова, слова… - 6 ч

129.

Слово. Роль слов в речи.


1

Научиться определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

130.

Слово – название предметов и явлений.

1

131.

Слово – название признаков предметов.

1

132.

Слово – название действий предметов.


1

133.

Слово – название предметов и явлений.

Слово – название признаков предметов. Слово – название действий предметов.

1

134.

Нахождение слов- названия предметов и явлений, слов – названия признаков предметов, слов – названия действий предметов.

1

Слово и слог. Ударение – 6 ч

135.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

1

Научиться различать слово и слог; определять количество в слове слогов, находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов, переносить слова по слогам.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.

Научиться определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

различать ударные и безударные слоги.

136.

Деление слов на слоги.


1

137.

Слова с непроверяемым написанием: лисица.

1

138.

Перенос слов

Правила переноса слов (первое представление).

1

139.

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения

1

140.

Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.

Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы – 20 ч

141.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

Научиться различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи, правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарями, различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Научиться различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.

Научиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука, объяснять причины расхождения звуков и букв. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах.

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Произносить звонкие и глухие согласные звуки, подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

142.

Русский алфавит или Азбука.

1

143.

Гласные звуки Буквы, обозначающие гласные звуки.


1

144.

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

145.

Гласные звуки. Слова с буквой э.

1

146.

Обозначение ударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

147.

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

148.

Согласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

149.

Слова с удвоенными согласными.


1

150.

Слова с буквами И и Й.


1

151.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

152.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

153

Согласные звонкие и глухие Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости -звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.


1


154

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

1

155.

Буквосочетания жи –ши, ча –ща, чу- щу


1

156

Правило правописания сочетаний жи— ши

1

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.


157

Правило правописания сочетаний ча –ща

1

158

Правило правописания сочетаний чу – щу

1

159

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей

1

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

160

Правописание заглавной буквы в кличках животных, названиях городов и т.д.

( общее понятие)


1

Резервные уроки – 5 ч

161.

Резервный урок 1. Мониторинг готовности к обучению.

1




162.

Резервный урок 2. Промежуточная диагностика. Проверочная работа.

1

163.

Резервный урок 3. Итоговая диагностика. Проверочная работа.

1

164.

Резервный урок 4. Итоговый мониторинг образовательных достижений.

1

165.

Резервный урок 5. Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием.

1

Итого

165 ч



.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!