Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ № 107
от «30 августа 2017г.
Принята на заседании
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30 августа 2017г.
Рук. ШМО: __________________
Падина Л.Г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«30» августа 2017г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(Для учащихся с ОВЗ)
4 класс
Падина Лидия Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Трубчевск
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.
Цель: создание условий, способствующих адаптации и социализации личности учащихся с ОВЗ и усвоению образовательной программы.
Задачи: - осуществлять обучение с учетом психофизических особенностей ребенка; - развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, способствующие адаптации в социуме; - приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе; - формировать коммуникативные качества; -создать условия для саморазвитя и развития личности ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность
-дать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
-развивать навыки самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
-сформировать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- сформировать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Формирование личностных умении:
1.С точки зрения собственных ощущений оценивать технологические и эстетические свойства рукотворных объектов; соотносить эти
свойства с общепринятыми нормами и ценностями; в предложенных
ситуациях отмечать конкретные технологические и эстетические
решения, которые можно охарактеризовать как хорошие или плохие.
2.Описывать свои чувства, вызываемые произведениями искусства
и декоративно-прикладными изделиями.
3.Уважительно относиться к мнениям других людей о произведениях искусства и декоративно-прикладных изделиях.
4. Уважительно относиться к результатам труда мастеров.
5.Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, выбирать способ реализации предложенного или собственного замысла.
Средство для достижения этих результатов - учебный материален задания учебников, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к окружающему миру и деятельности людей.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1. Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
2. С помощью учителя анализировать предложенное задание; отделять неизвестное от известного.
3. Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
4. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые упражнения для нахождения оптимального решения проблемы.
5. По плану, составленному под контролем учителя, выполнять задание, сверяя с планом свои действия.
6. Контролировать точность самостоятельного выполнения технологических операций (с помощью шаблонов, чертёжных инструментов) и качество изделия в целом; при необходимости вносить конструктивные доработки.
Средство для достижения этих результатов - технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1. Искать и отбирать необходимые для решения учебной проблемы,
источники информации (тексты, иллюстрации, схемы, чертежи, инструкционные карты) в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете.
2. Добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений,
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений.
3. Перерабатывать полученную информацию; сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых технологических операций.
4. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
5. Преобразовывать информацию, представляя её в виде текстов, таблиц, схем (в информационных проектах).
Средство для достижения этих результатов - учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать значение предметов материального мира.
Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий:
1. Доносить свою точку зрения до других людей, оформляя свои
мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
2. Обосновывать свою точку зрения другим людям, приводя аргументы.
3. Выслушивать точки зрения и аргументы других людей; рассматривать ситуацию с их точек зрения; быть готовым изменить свою точку зрения.
Средство для достижения этих результатов - технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
4. Договариваться и сотрудничать, выполняя разные роли в группе
при совместном решении проблемы; уважительно относиться к позициям других людей.
Средство для достижения этих результатов - организация работы в малых группах.
Формирование предметных знаний и умений
1. Знать виды изучаемых материалов и их свойства.
2. Знать способы получения объёмных форм на основе развёрток.
3. Решать с помощью учителя доступные конструкторско-технологические проблемы.
4. Выполнять разметку по чертежу с помощью линейки, угольника, циркуля.
5. Под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую работу.
6.Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Технология 4 класс» используется УМК:
О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Программа «Технология»//Образовательная система «Школа 2100». Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы/под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Куревина, О.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. – 2-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2014.
Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь к учебнику «Технология» для класса. - М., Баласс, 2017.
Е.В.Лутцева. Технология. Методические рекомендации для учителя. 3-4 классы. – М.; Баласс,2012.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Форма годовой промежуточной аттестации - защита проекта.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности,
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном
процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.
Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.
Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Приоритетные формы и методы контроля
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Контроль знаний — это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности
Данная программа предусматривает использование различных видов контроля: -текущий ---периодический -итоговый ---самоконтроль
Формы контроля:
- устный опрос - фронтальный опрос - контрольная работа - самостоятельная работа - тест - самоконтроль - выставка работ
Коррекционная работа:
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа, группировки и классификации;
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
-коррекция и развитие зрительных восприятий;
-развитие слухового восприятия;
-коррекция и развитие тактильного восприятия;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
Содержание учебного курса
1 ч в неделю, 33 недели, 33 ч в год
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (14 ч).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
Конструирование (12 ч).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
Использование информационных технологий (3 ч).
Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.
Технико-технологические понятия (обобщенные): конструктивные особенности. Технологический процесс, технологические операции.
Содержание учебного материала структурировано и адаптировано для учащихся
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Вспомни. Одежда и мода. Изготавливаем и одеваем куклу. | 5 | | | |
1. | Инструктаж по ТБ. Вспомни. Одежда и мода. | 1 | 04.09 | | |
2. | Изготавливаем и одеваем куклу. Строчка петельного стежка. | 1 | 11.09 | | |
3. | Изготавливаем и одеваем куклу. Варианты петельного стежка. | 1 | 18.09 | | |
4. | Вырезание деталей куклы из ткани по лекалу. | 1 | 25.09 | | |
5. | Сшивание деталей куклы. Оформление лица, волос. | 1 | 02.10 | | |
| Книга в жизни человека. | 2 | | | |
6. | Книга в жизни человека. Ремонтируем книги. | 1 | 09.10 | | |
7. | Книга о книге (технологии обработки). | 1 | 16.10 | | |
| Конструкция. | 4 | | | |
8. | Конструкция (проектирование). | 1 | 23.10 | | |
9. | Конструкция (конструирование). | 1 | 13.11 | | |
10. | От простой конструкции – к сложной (проектирование, конструирование). | 1 | 20.11 | | |
11. | От простой конструкции – к сложной (технологии обработки). | 1 | 27.11 | | |
| Готовимся к Новому году. | 2 | | | |
12. | Готовимся к Новому году. Изготавливаем календарь. | 1 | 04.12 | | |
13. | Изготавливаем календарь (технологии обработки). Проверь себя. | 1 | 11.12 | | |
| Ритм в работах мастеров. | 2 | | | |
14. | Ритм в работах мастеров. Создаём панно. | 1 | 18.12 | | |
15. | Создаём панно (технология обработки). | 1 | 25.12 | | |
| Ритм в декоративно-прикладном искусстве. | 2 | | | |
16. | Составляем композиции панно (проектирование, конструирование). | 1 | 15.01 | | |
17. | Составляем композиции панно (технологии обработки). | 1 | 22.01 | | |
| Материал и фактура. | 6 | | | |
18. | Материал и фактура. Бумагопластика. | 1 | 29.01 | | |
19. | Различные фактуры из бумаги. | 1 | 05.02 | | |
20. | Фактура металла. | 1 | 12.02 | | |
21. | Учимся работать с хрупкой фактурой. | 1 | 19.02 | | |
22. | Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки). | 1 | 26.02 | | |
23 | В залах политехнического музея | 1 | 05.03 | | |
| Образ нового человека. | 1 | | | |
24. | Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». | 1 | 12.03 | | |
| Из тьмы явился свет. | 2 | | | |
25. | Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки). | 1 | 19.03 | | |
26. | Работаем с набором «Конструктор». | 1 | 02.04 | | |
| Для любознательных. | 1 | | | |
27. | Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект). Проверь себя. | 1 | 09.04 | | |
| Мир информации. | 1 | | | |
28. | Фотография. Изготавливаем фотоколлаж (конструирование). | 1 | 16.04 | | |
| Мой инструмент – компьютер. Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. | 5 | | | |
29. | Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Начало проекта. | 1 | 23.04 | | |
30. | Программы для презентаций. Запуск, выбор программы, дизайн. | 1 | 30.04 | | |
31. | Добавление текстов, рисунков, пустой страницы. | 1 | 07.05 | | |
32. | Сохранение и просмотр электронной книги. Продолжение работы над проектом. | 1 | 14.05 | | |
33. | Защита проекта «Моя электронная книга» в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 21.05 | | |
| Итого: | 33 | | | |