СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина



УТВЕРЖДЕНО директором

школы

приказ № 107

от «30 августа 2017г.


Принята на заседании

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30 августа 2017г.

Рук. ШМО: __________________

Падина Л.Г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

_______________

Климовцева В.А.

«30» августа 2017г.
















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(Для учащихся с ОВЗ)



4 класс






Падина Лидия Григорьевна,

учитель высшей квалификационной категории







Трубчевск

2017г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.


Цель: формирование образного мышления и творческого потенциала детей с ОВЗ, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.


Задачи:


-расширять общий кругозор детей;


-создать условия для адаптивных возможностей путём их социальной ориентировки;


-обогащать жизненный опыт путём организации предметно-практической деятельности; -уточнять, расширять и активизировать лексический запас; -развивать зрительное восприятие, зрительную и словесную память;


-формировать функционально грамотную личность;


-обучать и эстетически развивать младших школьников;


-воспитывать интерес к искусству;


-развивать зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире;


-формировать наглядно-образное и логическое мышление; -совершенствовать речевые навыки;


-обеспечить понимание основных законов изобразительного искусства.


Планируемые результаты освоения учебного курса:


Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельные задания.


Коммуникативные УУД

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

-учиться планировать работу в группе;

-учиться распределять работу между участниками проекта;

-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

-уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Изобразительное искусство 4 класс» используется УМК:

  1. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Программа «Изобразительное искусство» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.

  2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013.

  3. Куревина, О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», 4 класс / О. А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2017.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Форма годовой промежуточной аттестации - защита проекта.



Принципы реализации программы


Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.


Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.


Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;


Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.


Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Технологии современного традиционного обучения.


Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:


— систематический характер обучения;

— логически правильное изучение учебного материала.


Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.

Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.



    • В работе с учащимися тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (образцы выполнения заданий).

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы Формы контроля знаний и умений учащихся

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность обучающихся с ОВЗ решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.


Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.


Коррекционная работа


Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР в ходе обучения ИЗО, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.


3.Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).


4.Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий и предметов; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.


5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

6.Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;



Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:

  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

  • Работа над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим..

  • Коррекция устойчивости внимания.

  • Активизация процессов запоминания и воспроизведения вербальной памяти (коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов).

  • Коррекция и развитие умения работать в группе.

  • Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы.

  • Коррекция устойчивости внимания.

Содержание учебного предмета


4-й класс (33 ч)



Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства-2ч.

Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф.Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.

Русская икона- 2ч.

Монументальная скульптура- 2ч.

Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография- 3ч.

Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.



Родная природа – 2ч.

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению. Передача объёма предмета цветными карандашами.

Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки.

Рефлекс-2ч.

Падающая тень и конструкция предмета.

Композиция- 2ч.

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой

Зарисовки животных- 2ч.

Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.

Композиция- 2ч.

Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.

Народные промыслы – 2ч.

Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Линейная перспектива – 2ч.

Значение точки схода и положения линии горизонта. Перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).

Получение представления о воздушной перспективе.

Родная история и искусство -3ч.

Картины советских художников, посвящённые Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Пропорции человеческой фигуры -3ч.

Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Русский народный театр -2ч.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран -3ч.

Открытки или панно к праздникам. Дизайнерские проекты: настенный календарь, декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента, шрифтовая композиция.














Календарно - тематическое планирование


п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание



Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

2




1.

Монументально-декоративное искусство.

1

07.09


Фронтальный опрос

2.

Что такое фреска, мозаика, витраж.

1

14.09


Задания по группам


Русская икона.

2




3.

Русская икона. Звенигородская находка.

1

21.09


Фронтальный и индивидуальный опрос

4.

Иконы разного времени и школ.

1

28.09


Беседа по вопросам


Монументальная скульптура.

2




5.

Монументальная скульптура.

1

05.10


Самостоятельная работа

6.

Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны.

1

12.10


Устный опрос


Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.

3




7.

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

1

19.10


Фронтальный и индивидуальный опрос

8.

Проект календаря для класса.

1

26.10


Фронтальный опрос

9.

Виды фотографий. Конкурс фотографий «Моя семья».

1

09.11




Родная природа.

2




10.

Родная природа. Поэт пейзажа.

1

16.11


Индивидуальный опрос

11.

Осенний пейзаж.

1

23.11


Фронтальный опрос


Рефлекс.

2




12.

Мастер Д.Митрохин «Яблоки». Разные виды штриховки.

1

30.11


Работа в парах

13.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

1

07.12


Беседа по вопросам


Композиция.

1




14.

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

1

14.12


Самостоятельная работа


Зарисовки животных.

3




15.

Зарисовки животных.

1

21.12


Устный опрос

16.

Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

1




17.

Для любознательных: отмывка, гризайль.

1

28.12


Работа в парах


Композиция.

2




18.

Композиция и её основные законы.

1

11.01


Беседа по вопросам

19.

Натюрморт с тыквой.

1

18.01


Самостоятельная работа


Народные промыслы.

2

25.01



20.

Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

1

01.02


Устный опрос

21.

Народные промыслы. Сказочная птица.

1

08.02


Самостоятельная работа


Линейная перспектива.

2




22.

Линейная перспектива.

1

15.02


Устный опрос

23.

Перспективные сокращения на улице.

1

22.02


Фронтальный опрос


Родная история и искусство.

3




24.

Родная история и искусство.

1

0103


Беседа по вопросам

25.

Работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»).

1

15.03


Самостоятельная работа

26.

Альбом Славы.

1

22.03


Устный опрос


Пропорции человеческой фигуры.

3




27.

Фигура человека. Пропорции.

1

05.04


Устный опрос

28.

Рисование фигуры человека в движении.

1

12.04


Беседа по вопросам

29.

Коллективное панно «Сказочный мир». Начало проекта.

1

19.04


Самостоятельная работа


Русский народный театр.

2




30.

Родная история и искусство - русский народный театр.

1

26.04


Устный опрос

31.

Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

1

03.05


Работа в группах


Изучение истории Эрмитажа и некоторых других представленных в этом музее шедевров живописи разных стран.

1

10.05



32.

Эрмитаж. Шрифтовая композиция. «Сказочный мир». Продолжение работы над проектом.

1

17.05


Работа в парах

33.

Защита проекта «Сказочный мир» в рамках годовой промежуточной аттестации.

1

24.05


Коллективная работа


Итого:

33






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!