Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат №19
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА и Донецкого региона
Адаптированная рабочая программа
7, 8, 9, 10,11 классы
СОСТАВИЛ:
Иванов М. М.
учитель истории,
высшая категория, методист
«Рассмотрено». На заседании МО учителей – предметников Протокол № 1, 29 августа, 2017 года Руководитель МО Садковая О. А. | «Рекомендовано» На заседании педагогического совета Протокол № 3, январь, 2017 года Заместитель директора по УР Козинец Р. В. | «Утверждаю» Директор школы Воронова Н. Г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Отечества и Донецкого региона составлена на основе ГОС и по обновлённому варианту программы по истории Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования в соответствии с учебным планом школы – интерната, относится к учебным предметам обязательным для изучения на ступени основного общего образования в образовательном учреждении для детей с недостатками слуха.
Курс истории в коррекционной школе для детей с нарушением слуха рассматривается как учебный предмет, в котором заложены изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, коррекционное воздействие на личность, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростков с нарушением слуха к жизни, социально – трудовая и правовая адаптация подрастающего поколения в общество.
СТРУКТУРА КУРСА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
Основу школьных курсов по истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство – историческая карта мира, отражение на ней взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, развитие материального производства, изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных, динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государственной системы, исторические формы и типы, эволюция и механизмы смены власти, взаимоотношения общества и власти, пути преобразования общества, основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира, становление религиозных и светских учений, развитие научных знаний и образования, развитие духовной и художественной культуры, вклад в развитие мировой цивилизации;
- развитие отношений между народами, государствами, проблемы войны и мира в истории.
Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «История Отечества», который является интегрированным курсом и представлен двумя составляющими : «История России» и «История Донетчины».
Учебный материал курсов разделён на тематические модули, для каждого из которых определены ориентировочные временные рамки , и которые завершаются уроками модульного контроля (тематического оценивания), на которых используются различные формы контроля усвоенных учащимися знаний и сформированных умений и навыков. Планирование изучения предмета истории составлено с учётом Базисного учебного плана ДНР.
Согласно учебному плану на изучение курса истории в 7, 8, 9, 10 классах предусмотрено по 2 часа на неделю, 144 часа во втором полугодии и в 12 (11) классе – 2,5 часа в неделю, 46 часов во втором семестре.
Для реализации программы выбран учебно – методический комплекс, который входит в перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях , реализующих образовательные программы общего образования.
Последовательность изучения курсов «История Отечества» - История России и Донецкого региона по классам.
Класс | Учебный курс | Количество часов |
5 | Введение в историю Донецкого края (пропедевтический курс) | 36 часов (на год). (1 час в неделю) |
7 | История России и Донецкого региона (до конца 15 века) Учебник «История России», Н. Арсентьев, М., Просвещение, 2016 | 36 часов ,( 2 часа в неделю) |
8 | История России и Донецкого региона (16 – 18 в.в.) Учебник «История России», Н. Арсентьев, М., Просвещение, 2016 г. | 36 часов в год, (2 часа в неделю). |
9 | История России и Донецкого региона (19 в.) Учебник «История России», Н. Арсентьев, М., Просвещение, 2016 г. | 36 часов в год ( 2 часа в неделю) |
10 | История России и Донецкого региона (1900 – 1939г.г.) Учебник. «История России», М., Просвещение, 2016 г. | 36 часов в год, (1,5 часа в неделю). |
11 (12). | История России и Донецкого региона (1939 г. – начало 21 века). Учебник «История России», М. Просвещение, 2016 г. | 46 часов в год, (2,5 часа в неделю). |
ЦЕЛИ.
Изучение истории Отечества и Донецкого региона направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества;
- освоение знаний о важнейших событиях , процессах отечественной и региональной истории в их взаимосвязях и хронологической преемственности;
- овладение знаниями детьми с недостатками слуха об основных этапах развития общества с древних времён и до наших дней в социальной , экономической, политической, духовной и правовой сферах;
- овладение навыками исторического познания, умениями работать с источниками исторических знаний;
- формирование у подрастающего поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном , полиэтническом и много конфессиональном обществе.
Требования к результатам освоения курса для обучающихся с недостатками слуха .
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса истории Отечества включает в себя:
- формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, к культуре, религии, традициям, ценностям народов, населяющих Россию и Донецкий регион;
- воспитание гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое нашей страны;
- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений , способность к определению своей позиции.
Предметные результаты изучения исторического курса включает в себя:
- формирование уважительного отношения к истории Отечества, как единого и неделимого многонационального государства;
- формирование важных культурно – исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных явлений;
- развитие умений искать , анализировать информацию о событиях и явлениях.
Метапредметные результаты изучения курса истории Отечества включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность ;
- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, в коллективе, работать в парах, группе.
Межпредметные связи: география, обществознание, мировая художественная культура, гражданственность, изобразительное искусство.
Форма организации образовательного процесса: классно – урочная система.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности в обучении;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематизации и последовательности в обучении;
- принцип наглядности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом, собеседование.
- наглядные: наблюдение, демонстрации, презентации;
- практические: упражнения, работа с картами, исторические диктанты, тестирование, лента дат.
№п/п | Тип урока | Главная дидактическая цель урока |
1 | Урок изучения нового материала | - изучить… - усвоить… - выявить… -ознакомиться… -знать… - уметь… |
2 | Вводный урок | - дать общее представление… - ознакомить… -представить… |
3 | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | - закрепить… - углубить… -расширить знания… - формировать умения и навыки… |
4 | Урок обобщения и систематизации знаний | - обобщить знания… - привести в систему… |
5 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | - определить уровень усвоения ЗУиНи их комплексное применение… |
6 | Комбинированный урок | - усвоить… - расширить… -обобщить … - определить уровень понимания… |
Целеполагание для типов уроков
Проверка результатов обучения учащихся истории предусматривает оценивание усвоенных ими знаний и сформированных умений и навыков . Оценка может быть результатом письменной работы (по вопросам, тестовым заданиям) или устного ответа. Для проверки таких элементов исторической компетентности учащихся , как обработка (анализ, применение, оценка) исторических источников и документов, сравнение, сопоставление, обоснование собственного отношения , его позиции, оценки исторических событий, явлений, деятелей, можно использовать разные формы контроля: однако при использовании любой формы необходимо ориентироваться на определённые Программой и стандартом государственные требования к подготовке обучающихся. Оценки выставляются ученикам по 5 – бальной системе согласно критериям оценки знаний учащихся по истории. Во время проверки результатов обучения важно сочетание текущего и тематического оценивания достижений с использованием разнообразных форм и приёмов оценивания. Основным объектом оценки является уровень , на котором ученик в конкретной учебной ситуации применяет интегрированный комплекс приобретённых знаний , умений и навыков, ориентаций, отношений, которые определяют соответствующий уровень развития его компетентности. В процессе проверки результатов обучения применяются такие приёмы оценивания, как тестирование, экспресс – опрос, расширенный опрос, наблюдение, самооценка, взаимное оценивание, игровые методы, контрольные упражнения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории обучающийся должен:
Знать / понимать | Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и региональной истории; Периодизацию отечественной истории; Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории; Историческую обусловленность современных исторических процессов; Особенности исторического пути России и ДНР, роль России в мировом сообществе. |
Уметь | Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; Анализировать источники исторической информации , представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); Различать в исторической информации факты и мнения; Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого; Представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, сообщения. |
Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни | Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на своё представление об их исторической обусловленности; Критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа; Уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения; Осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина ДНР. |
Календарно – тематическое планирование по истории Отечества (История России и Донецкого региона).
7 класс - история России (до конца 15 века).
Учебник «История России» (1и 2 части), Н. Арсентьев. М., «Просвещение», 2016 г.
7класс, 2 часа в неделю , 36 часов во втором полугодии.
№ урока | Дата | К – во часов | Тема урока | Государственные требования к знаниям ученика | Примечание |
ТЕМА 1. - 5 час. Народы и государства на территории нашей страны. (1 часть) |
1 | | 1 | Что изучает история Отечества | Рассказывает, что изучает история Отечества; |
2 | | 2 | Древние стоянки на территории России и Донецкого края | Отвечает на вопросы; Работает с текстом учебника, словарями, определяя главное | |
3 | | 3 | Зарождение родового строя | Работает с историческими картами | |
4 | | 4 | Государственные образования | 14 племён Руси: словене ильменские, полочане, кривичи, вятичи, дреговичи, древляне, северяне, радимичи, волыняне, поляне, уличи, тиверцы, белые хорваты . | |
5 | | 5 | Восточные славяне и их соседи | Рассказывает о восточных славянах и их соседях | |
| | | ТЕМА 2 – 8 час. Русь в 9 – первой половине 12 в.в. | | |
|
6 | | 1 | Происхождение народа русь | 12 княжеств: Новгородская Земля, Владимиро – Суздальское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество, Смоленское, Черниговское, Новгород – Сиверское, Переяславское, Киевское, Галицкое, Волынское, Турово – Пинское княжества | |
7 | | 2 | Становление Древнерусского государства | Рассказывает о этимиологии слова «русь» | |
8 | | 3 | Реформы княгини Ольги | Отвечает на вопросы, работает с текстом учебника | |
9 | | 4 | Князь Владимир | Понимает терминологию и соответствующие определения к ним | |
10 | | 5 | Князь Ярослав Мудрый | Знает хронологию, приводит примеры | |
11 | | 6 | Князь Владимир Мономах | Записывает даты и главные события | |
12 | | 7 | Культурное пространство Руси | Записывает письменно ответы на вопросы | |
13 | | 8 | Итоговый урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны» | Отвечает на тестовые задания, на вопросы, дополняет таблицу | |
| | | ТЕМА 3 – 5 час. Русь и Донецкий регион в середине 12 – 13 в.в. | | |
14 | | 1 | Политическая раздробленность на Руси | Рассказывает о причинах политической раздробленности Руси | |
15 | | 2 | Развитие русской культуры | Указывает отрицательное воздействие дробления страны на княжества | |
16 | | 3 | Владимиро – Суздальское княжество | Рассказывает об основных этапах формирования княжества | |
17 | | 4 | Новгородская республика | Выписывает основные этапы формирования республики | |
18 | | 5 | Южные и Юго – Западные княжества | Значение образования Южных княжеств в единстве Руси | |
| | | ТЕМА 4 – 9 час. Русские земли в середине 13 – 14 в.в. (2 часть) | | |
19 | | 1 | Держава Чингисхана | - знает исторические причины образования государственного объединения Чингисхана; - рассказывает о причинах завоевания русских территорий Золотой Ордой и последствия для Руси | |
20 | | 2 | Битва на Калке | - знает события, происходящие в далёкие времена на территории нашего края; - рассказывает о значении битвы для развития борьбы с монголо – татарским нашествием | |
21 | | 3 | Нашествие Батыя на Русь | - знает причины, основные даты в хронологической ленте, итоги нашествия | |
22 | | 4 | Северо – Западная Русь | - показывает на исторической карте территорию Руси, рассказывает о значении этой территории в развитии социально – экономическом развитии | |
23 | | 5 | Литовское государство и Русь | - работает с текстом, формулирует выводы, работает с историческими картами, оформляет конспект, дополняет таблицу данными | |
24 | | 6 | Московское княжество | - знает о социально – экономическом развитии Московского царства, о его роли в формировании единого государства | |
25 | | 7 | Куликовская битва | - рассказывает о Куликовской битве: причины, участники, итоги | |
26 | | 8 | Культура на русских землях | - рассказывает о культурных ценностях того времени, приводит примеры | |
27 | | 9 | Итоговый урок. Тема. « Русь и Донецкий край в 12 – 14 в.в.». Тестирование. | - выполняет тестовые задания, письменно отвечает на вопросы | |
| | | ТЕМА 5 – 9 час. Формирование единого Русского государства | | |
28 | | 1 | Мир к началу 15 века | - даёт характеристику международному положению и отношение Руси к происходящим событиям | |
29 | | 2 | Московское княжество в первой половине 15 века. | - знает место Московского царства на карте, -рассказывает о социально – экономическом положении княжества | |
30 | | 3 | Распад Золотой Орды | - формулирует выводы о причинах распада Орды, - роль Руси в распаде Золотой Орды | |
31 | | 4 | Объединение русских земель | - работает с текстом, - выбирает главное и конспектирует основное, которое нужно для запоминания | |
32 | | 5 | Православие в начале 15 века | - определяет роль православия в формировании государственности | |
33 | | 6 | Культурное пространство Российского государства | - Работает с текстом, - заполняет таблицу, определяет роль развития культуры нВ Руси | |
34 | | 7 | Культура и жизнь народа | - отвечает на вопросы, - записывает ответы на вопросы, дополняет схему | |
35 | | 8 | Итоговый урок по теме «Единое русское государство» | - выполняет тестовые задания, даёт определения терминам и понятиям | |
| | | 1 час – резервный | | |
8 класс
Календарно – тематическое планирование.
История Отечества (история России и Донецкого региона)
8 класс, интегрированный курс : история России и Донецкого края,
2часа в неделю, 36 часов в год
Учебник “История России», Н. Арсентьев, Москва, Просвещение, 2016
№ п/п | Дата | К – во Часов | Тема урока | Требования к знаниям, умениям обучающегося | Примечание |
| | | ТЕМА 1. – 8 часов. Московское царство и Донецкий регион в 16 веке и начале 17 столетия. | | |
1 | | 1 | Что изучает история Отечества. | - вспоминает и называет основные события и деятелей в истории России и Донецкого региона, - показывает на карте территориальные изменения , которые происходили на землях России и Донецкого края, - характеризует особенности экономического развития России и Донецкого региона | |
2 | | 2 | Европа и Россия: формирование нового государства | - устанавливает хронолгическую последовательность событий, - объясняет понятия и термины, - определяет суть, события, причины, последствия хода исторических явлений - описывает исторические памятники, используя дополнительную литературу | |
3 | | 3 | Особенности развития России и Донецкого региона в 16 веке | - рассказывает об особенностях социально – экономического развития , - рассказывает о хозяйственной деятельности населения, быте, условиях жизни | |
4 | | 4 | Освоение Дикого поля. Создание Донского войска. | - знает периодизацию освоения Дикого Поля, - рассказывает о причинах создания Донского казачества | |
5 | | 5 | Укрепление южных границ Московского царства | - показывает на карте южные территории Московского царства, - рассказывает и приводит примеры значения укрепления южных границ империи | |
6 | | 6 | Формирование самодержавия. Иван 4 Грозный | - приводит примеры формирования самодержавия и роль Ивана Грозного в государственных реформах, | |
7 | | 7 | Церковь и государство | - Знает роль церкви в государстве и рассказывает о влиянии церкви на формирование государства | |
8 | | 8 | Расширение территории государства. Заселение Дикого поля. | - понимает значение расширения территории России на восток и юг, - рассказывает о причинах заселения Дикого Поля. | |
| | | ТЕМА 2 – 6 часов. Россия и Донецкий регион в начале 17 века | | |
9 | | 1 | Россия в международных отношениях начала 17 в. | - рассказывает о международных отношениях России, - указывает роль России в международных отношениях, - записывает значение установления для России международных отношений | |
10 | | 2 | Смута: причина, участники, последствия | - заполняет таблицу, используя текст учебника, - отвечает на вопросы, записывает ответы на вопросы, | |
11 | | 3 | Освободительная война против интервентов в 17 в. | - воспринимает на слух и записывает основные термины и понятия, - устанавливает хронологию происходящих событий | |
12 | | 4 | Восстановление экономики российского царства. | - приводит примеры восстановления экономики России, - значение экономического развития в укреплении царства | |
13 | | 5 | Система государственного устройства при Романовых | - владеет знаниями о системе государственного устройства, - приводит примеры, - отвечает на вопросы, используя текст, записывает ответы в тетради | |
14 | | 6 | Тематический контроль по 1 и 2 темам (тестирование) | - отвечает на тестовые вопросы, дополняет предложения, отвечает на вопросы | |
| | | ТЕМА 3 – 9 часов. Московское царство и Донецкий край в 17 веке. | | |
15 | | 1 | Социальное движение второй половины 17 века. | - называет причины социального движения второй половины 17 века, - дополняет схемы, формулирует выводы, | |
16 | | 2 | Участие населения Донецкого края в восстаниях | - называет причины восстаний населения Донецкого края, - знает имена героев исторических событий и определяет их роль в установлении социальной справедливости | |
17 | | 3 | Внешняя политика России в 17 веке. | -рассказывает о значении внешней политики в развитии страны и укрепление роли России на международной арене | |
18 | | 4 | Андрусовское перемирие. «Азовское сидение» в 1637 – 1642 г.г. | - рассказывает о перемирии и указывает значение его в стабилизации положения государства | |
19 | | 5 | Русско – турецкая война. – 1676 – 1681 г.г. | - записывает основные события, происходящие в ходе войны, - записывает в тетрадь причины, основные даты войны, последствия военных действий | |
20 | | 6 | Левобережье Украины в составе России | - Левобережье Украины в составе Российской империи, значение, роль России в экономическом развитии территории | |
21 | | 7 | Основание слободских городищ. | - рассказывает о значении слободских городищ, - записывает основные даты возникновения городищ, понимает значение их в защите территории государства от внешних врагов | |
22 | | 8 | Формирование многонационального государства | - знает этапы формирования национального государства, - формулирует выводы , определяет значение | |
23 | | 9 | Итоговый урок на тему «Картина мира русского человека в 17 веке» | - по изученной теме выполняет тестовые задания, записывает ответы на вопросы, дополняет предложения, заполняет контурную карту | |
| | | ТЕМА 4 – 12 часов. Россия и донецкий регион в эпоху петровских преобразований (конец 17 века) | | |
24 | | 1 | Начало царствования Петра Первого | - рассказывает о начальном периоде царствования Петра Первого, - отвечает на вопросы | |
25 | | 2 | Северная война: причина, события, итоги | - называет причины, основные события в ходе ведения Северной войны, записывает итоги окончания войны | |
26 | | 3 | Полтавская битва | - рассказывает о причинах возникновения Полтавской битвы, - называет исторические имена и определяет роль их в ходе военных действий | |
27 | | 4 | Провозглашение России империей | - отвечает на вопросы, работает с текстом учебника, записывает основное, которое необходимо для запоминания | |
28 | | 5 | Реформы Петра Первого | - ориентируется в сути реформ, проводимых царём, указывает на необходимость проведения реформ, положительные и отрицательные стороны проводимых реформ | |
29 | | 6 | Развитие промышленности в России | - рассказывает о причинах, приведших к развитию промышленности в России, - значение рудознавца Г. Капустина в развитии угольной отрасли в Донецком крае | |
30 | | 7 | Бунт бахмутских солеваров, восстание К. Булавина | - устанавливает хронологию происходящих событий на территории Империи, - рассказывает о причинах бунтов и их последствиях | |
31 | | 8 | Культурное пространство Российской империи | - заполняет таблицу, определяет значение развития культуры на пространстве государства, значение развития техники для промышленности России | |
32 | | 9 | Культурное пространство Российской империи | - знает значение развития культурных ценностей в России, на территории Донецкого региона | |
33 | | 10 | Правовой статус народов и территорий империи | - рассказывает о правовом статусе многонационального государства, наций и национальностей, территорий империи | |
34 | | 11 | Изменения в повседневной жизни и быту | - рассказывает об изменениях в повседневной жизни народа: занятость, быт, национальная культура | |
35 | | 12 | Итоговый урок. Тема. Петровские реформы и их значение | - отвечает на вопросы тестовых заданий, дополняет предложения, записывает ответы на вопросы, формулирует выводы | |
1 час – резерв
9 класс
Календарно – тематическое планирование
История Отечества (история России и Донецкого региона в 18 - 19 веках).
9 класс, 2 часа в неделю, 36 часов в год
Учебник «История России», Н. Арсентьев, М. «Просвещение», 2016.
№ п/п | Дата | Дата | К - во часов | Тема урока | Государственные требования к знаниям обучающимся | Примечание |
| | | | ТЕМА 1 - 10 час. Россия и Донецкий регион в 18 веке. | | |
1 | | | 1 | Что изучает история Отечества в 9 классе | - вспоминает и называет основные события и выдающихся деятелей в истории России и Донецкого региона, - называет основные вехи исторического развития Российской империи | |
2 | | | 2 | Россия и мир на рубеже 18 столетия | - рассказывает, что представляли Россия и Донецкий регион в этот период, - приводит примеры международных отношений того времени | Стр.8 |
3 | | | 3 | Александр 1, начало правления. Донецкий край этого периода. | - знает хронологию происходящих событий, - рассказывает о начальном этапе правления Александра Первого, - рассказывает о Донецком регионе этого периода | Стр.14 |
4 | | | 4 | Внешняя политика Александра Первого, 1801 – 1812г.г. | - заполняет таблицу «Внешняя политика царя», используя текст учебника, - показывает на карте территорию России и территорию стран с которыми Россия поддерживает связи, - формулирует, при помощи учителя выводы | Стр.22 |
5 | | | 5 | Отечественная война 1812 г. | - знает хронологию военных действий, - рассказывает об исторических личностях , их роли в ходе войны, - называет причины возникновения войны, - рассказывает о патриотизме русского народа в защите Родины | Стр. 27 |
6 | | | 6 | Заграничные походы русской армии | - читает текст, выделяет главное, конспектирует данные, знает хронологию происходящих событий | Стр.34 |
7 | | | 7 | Внутренняя и внешняя политика Александра 1. (1815 – 1825г.г.) | - рассказывает о внешней и внутренней политике Александра Первого, - отвечает на вопросы, заполняет таблицу, составляет связный рассказ по записанным данным | Стр. 40 |
8 | | | 8 | Социально – экономическое развитие России и Донецкого края | - знает социально – экономическое развитие России и Донецкого региона в изучаемом периоде, - формулирует выводы при помощи учителя, - называет центры экономического развития и знает основные направления в развитии сельского хозяйства | Стр. 49 |
9 | | | 9 | Выступление декабристов | - рассказывает о причинах восстания декабристов, - называет имена декабристов и определяет роль восстания на историю России | Стр. 55 |
10 | | | 10 | Итоговый урок по изученному материалу | - выполняет тестовые задания, дополняет предложения, заполняет схему, формулирует выводы по изученному при помощи учителя или по образцу. | Тестирование. |
| | | | ТЕМА 2 - 8 час. Россия и Донецкий регион во второй четверти 19 века. | | |
11 | | | 1 | Николай 1. и внутренняя политика. | - рассказывает о роли Николая Первого в формировании внутренней политике , - приводит примеры, используя текст учебника | Стр. 66 |
12 | | | 2 | Социально – экономическое развитие России и Донецкого региона. | - характеризует особенности общественно – политической и экономической жизни, социальную структуру общества, - устанавливает хронологическую последовательность событий периода, - характеризует деятельность исторических деятелей | Стр. 69 |
13 | | | 3 | Общественное движение при Николае 1. | - Характеризует общественное движение при Николае 1, - роль населения , исторических личностей в общественной жизни | Стр. 75 |
14 | | | 4 | Кавказская война (1817 – 1864г.г.) | - знает причины начала войны, хронологию военных действий, роль исторических личностей | Стр. 86 |
15 | | | 5 | Крымская война ( 1853 – 1856 г.г.) | - рассказывает о ходе военных действий Крымской войны, причины, итоги войны | Стр. 92 |
16 | | | 6 | Культурное пространство Российской империи | - характеризует культурное движение, распознаёт известные памятники архитектуры и изобразительного искусства, описывает их, | Стр. 97 |
17 | | | 7 | Культурное пространство империи | - использует данные источников и справочной литературы и готовит сообщение об учреждении и истории развития современных городов Донетчины, | Стр. 103 |
18 | | | 8 | Итоговый урок по изученной теме. Ответы на вопросы | - применяет знания в ходе выполнения заданий первого и второго уровня | Стр. 110 |
| | | | ТЕМА 3 - 6 час. Россия и Донецкий регион в эпоху Великих реформ. | | |
19 | | | 1 | Предпосылки реформ в России | - раскрывает суть и значение реформ | Стр. 112 |
20 | | | 2 | Крестьянская реформа1861 г. | - значение Крестьянской реформы в нормализации общественных отношений | Стр.118 |
21 | | | 3 | Реформы 1860 – 1870 х г.г. | - заполняет таблицу «Реформы», формулирует при помощи учителя выводы о значении реформ для русского пространства | Стр. 124 |
22 | | | 4 | Социально – экономическое развитие страны и Донецкого региона. | - характеризует социально – экономическое пространство России Донецкого региона, указывает на причины развития промышленности на территории края | Стр. 130 |
23 | | | 5 | Общественное движение в империи | - характеризует роль общественного движения в Русской империи, заполняет таблицу, используя текст учебника | Стр. 137 |
24 | | | 6 | Русско – турецкая война 1877 – 1878 г.г. Продажа Аляски | - устанавливает причины, участников, ход военных действий русско – турецкой войны, при помощи учителя формулирует выводы об итогах военных действий | Стр.156 |
| | | | ТЕМА 4 - 4 час. Россия и Донецкий регион 1880 – 1890-е г.г. | Вторая часть | |
25 | | | 1 | Особенности внутренней политики | - указывает на особенности внутренней политики государства | Стр.4 |
26 | | | 2 | Перемены в экономике и социальном строе России и Донецкого региона. | - рассказывает о переменах в социальном строе России и Донецкого региона, указывает на значение этих перемен в историческом формировании общественных отношений | Стр. 11 |
27 | | | 3 | Внешняя политика Александра III | - знает направления царской политики во внешней политике с государствами | Стр.31 |
28 | | | 4 | Культурное пространство империи | - характеризует культурное движение , распознаёт памятники архитектуры и изобразительного искусства, описывает особенности развития и достижения культуры | Стр. 36 |
| | | | ТЕМА 5 - 6 час. Россия и Донецкий регион в начале 20 века | | |
29 | | | 1 | Динамика и противоречия развития России | - оценивает вклад исторических личностей в развитие Российской империи, знает суть противоречий этих движений, делает выводы | Стр. 64 |
30 | | | 2 | Николай II Русско – японская война (1904 – 1905 г.г.) | - рассказывает о причинах возникновения, хода, основных военных действий, участников военных действий | Стр. 82 |
31 | | | 3 | Первая русская революция (1905 – 1907 г.г.) | - характеризует первую русскую революцию, устанавливает причины революции, её последствия, рассказывает о личности в историческом процессе | Стр. 88 |
32 | | | 4 | П. Столыпин и его реформа. | - роль столыпинских реформ в развитии сельского хозяйства | Стр. 98 |
33 | | | 5 | Серебряный век русской культуры | - определяет причины, сущность и следствия основных явлений и событий периода Использует данные источников и справочной литературы , готовит сообщения | Стр. 111 |
34 | | | 6 | Итоговый урок по изученному материалу (Темы 4 и 5) | - применяет знания и умения в ходе выполнения самостоятельной работы, | |
2 часа резерв | | | | | | |
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА (20 век, 1900 – 1939 г.г.)
(ИСТОРИЯ РОССИИ И ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА)
10 класс
2 часа в неделю, 36 часов в год.
Учебник «История России», М. М. Горинов, М., «Просвещение», 2016.
№п/п | 10 -а | 10 -б | К – во час. | ТЕМА урока | Государственные требования к знаниям ученика | Примечание |
| | | | ТЕМА 1 - 9 час. Российская империя и Донецкий регион в начале 20 века. | | |
1 | | | 1 | Введение | - владеет знаниями изучения истории Отечества, - работает с текстом учебника | |
2 | | | 2 | Особенности развития и промышленности и сельского хозяйства в России и Донецком регионе | - образование синдикатов «Продамет, Продвагон, Продуголь», - делает выводы об особенностях развития Донецкого региона в составе российской империи | |
3 | | | 3 | Административное деление и население Донецкого края | - называет административное деление, центры, указывает на причину деления края на районы | |
4 | | | 4 | Развитие промышленности Донецкого региона в начале 20 века | - называет ведущие промышленные центры региона, - определяет роль иностранного капитала в развитии промышленности | |
5 | | | 5 | Влияние Столыпинской реформы на социально – экономическую жизнь. | - рассказывает о столыпинской реформе и о её роли в развитии сельского хозяйства | |
6 | | | 6 | Участие Донецкого региона во Всероссийских стачках | - указывает на причины возникновения народного недовольства и роль рабочих Донбасса в революционном движении | |
7 | | | 7 | Международный кризис в 1914 г. и вступление в Первую мировую войну. | - называет причины возникновения кризиса на мировой арене, причины начала Первой мировой войны | |
8 | | | 8 | Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте 1914 – 1917 г.г. | -работает с текстом, называет этапы военных действий, - определяет итоги войны | |
9 | | | 9 | Итоговый контроль. Тема Россия и Донецкий регион в начале 20 века | - отвечает на вопросы, выполняет тестовые задания, владеет хронологией военных действий | |
| | | | ТЕМА 2. - 6 час. Россия и Донецкий регион в годы революции. | | |
10 | | | 1 | Революционная ситуация в Российской империи в 1916 – 1917 г.г. | - называет причины, начало, ход Февральской буржуазной революции, - приводит примеры, приведшие к революционному восстанию | |
11 | | | 2 | Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. | - рассказывает о борьбе за установление власти Советов на Донбассе | |
12 | | | 3 | Донецко – Криворожская республика | - знает причины образования Донецко – Криворожской республики и её роль в развитии промышленности региона | |
13 | | | 4 | Выход России из Первой мировой войны | - рассказывает о причинах выхода России из войны и восстановление политического затишья в Донецком регионе | |
14 | | | 5 | Восстановление советской власти в Донецком регионе | - формулирует выводы при помощи учителя о значении восстановления советской власти в нашем регионе | |
15 | | | 6 | Итоговый урок по теме «Борьба за установление советской власти» | - подготавливает сообщение, выполняет тестовые задания | |
| | | | ТЕМА 3. - 3 час. Россия и Донетчина в период гражданской войны (1917 – 1919 г.г.) | | |
16 | | | 1 | Гражданская война и иностранная интервенция. | - называет причины, этапы, участников войны, - цели противоборствующих сторон | |
17 | | | 2 | Махновское движение на Донбассе - регион в 1918 – 1921 г.г. | - рассказывает об административно – территориальном делении Донбасса, о роли рабочего класса за установление власти Советов в нашем регионе | |
18 | | | 3 | Развитие промышленности Донбасса в условиях военного коммунизма | - рассказывает о развитии края в период военного коммунизма | |
| | | | ТЕМА 4 - 3 час. Новая экономическая политика | | |
19 | | | 1 | Социально – экономическая и политическая ситуация (кризис) в 1920 – 1921г.г.) | - рассказывает о сущности новой политики, о начале восстановления экономики | |
20 | | | 2 | Образование СССР, Конституция 1924 г. | - рассказывает о значении образования СССР, о Конституции 1924 г., о значении Новой экономической политики в развитии СССР | |
21 | | | 3 | Роль исторической личности в формировании государства мирового пролетариата | - кратко рассказывает о И. Сталине, Л. Троцком, Н. Бухарине и о их роли в формировании государственного строя | |
| | | | ТЕМА 5. - 6 час. СССР и Донецкий регион во времена сталинских реформ. | | |
22 | | | 1 | Донбасс в период форсированной индустриализации | - социалистические соревнования, - выдающиеся стахановцы П. Ангелина, М. Мазай, П. Кривонос | |
23 | | | 2 | Итоги индустриализации | - коллективизация сельского хозяйства, раскулачивание | |
24 | | | 3 | Трагедия 1932 – 1933 г.г. на Донетчине | - рассказывает о причинах голодомора | |
25 | | | 4 | Формирование культа личности И. Сталина. | - Конституция 1936 года | |
26 | | | 5 | Репрессивная политика в сталинские времена | - Экономико – политическое и социальное развитие к концу 1930 - начала 1940 г. | |
27 | | | 6 | Итоговый урок по теме восстановления советской власти СССР и Донецком регионе | - выполнение заданий первого и второго уровня, заполнение хронологической таблицы | |
| | | | ТЕМА 6 - час. Развитие культуры в 20-х и 30-х годах | | |
28 | | | 1 | Многообразие культурной жизни в 1920-х годах | - ликвидация неграмотности в СССР, развитие системы образования, марксистско – ленинская идеология в обществе | |
29 | | | 2 | Метод социалистического реализма в литературе и искусстве | - знает суть социалистического реализма в искусстве и его значение в развитии культуры | |
30 | | | 3 | Культурные изменения в Донбассе в 1920 – 1930-х годах | - особенности политики коммунистической партии в отношении к церкви | |
| | | | ТЕМА 7 - час. РСФСР и СССР в системе международных отношений | | |
31 | | | 1 | Внешняя политика советского государства в 1920-ые годы | | |
32 | | | 2 | Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. | - Мюнхенский договор и позиция СССР | |
33 | | | 3 | Признание СССР, вступление в Лигу наций | - попытки создания системы коллективной безопасности в Европе | |
34 | | | 4 | Военные столкновения СССР с Японией | - бои у озера Хасан, в районе реки Халхин - Гол | |
35 | | | 5 | Итоговый урок по изученным темам во втором полугодии | - выполняет тестовые задания первого и второго уровня | |
РЕЗЕРВ – 1 час.
11 класс (12 кл)
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА (20 – 21 века, 1939 – 2017 годы).
Интегрированный курс: история России и история Донецкого региона
2,5 часа в неделю, 46 часов во втором семестре
Учебник: История России. М. Горинов, М., Просвещение,2016.
№ п/п | Дата | Дата | К – во час. | Тема урока | Государственные требования к знаниям ученика | Примечание |
| | | | ТЕМА 1 - 7 час. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны | | |
1 | | | 1 | Особенности административно – территориального устройства , экономического развития Донецкого региона | - знает устройство Донецкого региона в 1939 – 1941 годах - рассказывает о социальной политике, экономическом развитии региона | |
2 | | | 2 | Внешняя политика СССР в 1939 – 1941 годы | - советско – германский пакт о ненападении (пакт Молотова – Риббентропа) | |
| | | | | | |
3 | | | 3 | Нападение Германии и её союзников на СССР | - оборона Брестской крепости, оборона Киева, Одессы, Севастополя, блокада Ленинграда | |
4 | | | 4 | Оборона Донбасса от фашистских захватчиков | - мобилизационная и эвакуационная политика советского руководства - особенности нацистского оккупационного режима | |
5 | | | 5 | Начало коренного перелома в ходе войны | - Сталинградская битва, битва на Курской дуге, Битва на Днепре, освобождение Донбасса | |
6 | | | 6 | Роль СССР во Второй мировой войне | - итоги Великой Отечественной войны, - советское военное искусство - наши земляки – герои тыла и фронта | |
7 | | | 7 | Итоговый урок по теме «СССР в Отечественной войне» | - выполняет тестовые задания, знает хронологию хода военных действий | |
| | | | ТЕМА 2 - 3 час. СССР и Донецкий регион в послевоенный период (1945 – 1953годы) | | |
8 | | | 1 | Восстановление промышленности Донбасса и СССР | -идеологическая компания, репрессии во второй половине 40 –х – начале 50-з годов, - денежная реформа, отмена карточной системы | |
9 | | | 2 | Духовная атмосфера в советском обществе | - особенности развития культурного процесса на Донбассе - достижения деятелей культуры и науки | |
10 | | | 3 | СССР в странах Восточной и Юго – Восточной Европы. Мировая социалистическая система | - начало «холодной» войны - создание СЭВ | |
| | | | ТЕМА 3 – 3 часа. СССР и Донецкий регион в 1953 – 1964 годах. | | |
11 | | | 1 | 22 съезд КПСС, борьба за власть | - реформация политической системы, - курс на построение коммунизма - новая программа КПСС | |
12 | | | 2 | Дестанилизация в Донбассе, Крымская область | - особенности экономического развития в Донбассе в 50-х начале 60-х годов | |
13 | | | 3 | Научно – техническая революция. Культура, литература | - отношения со странами социализма, -организация Варшавского договора - Карибский кризис | |
| | | | ТЕМА 4 – 8 час. СССР и Донецкий регион в 1964 – 1985 годах | | |
14 | | | 1 | Консервативные тенденции в политической системе. Конституции СССР1977 года | - приход к власти Л. Брежнева - концепция «развитого социализма - Ю. Андропов | |
15 | | | 2 | Особенности экономического развития Донецкого региона | - промышленность, транспорт, сельское хозяйство - «неперспективные» сёла региона | |
16 | | | 3 | Негативные тенденции в экономическом развитии страны в 70-ые годы | - замедление темпов экономического развития страны, Донецкого региона - партийно – советская номенклатура, | |
17 | | | 4 | Обострение экологической, политической, демографической ситуации | - проблемы развития социальной сферы - урбанизация и демографические процессы в Донецком регионе | |
18 | | | 5 | Борьба власти с инакомыслием. Факторы и особенности развития культуры | - наука и образование в СССР - достижения и проблемы в развитии культуры в регионе | |
19 | | | 6 | Советское руководство и мир | - афганский конфликт - обострение отношений с Китаем - обострение отношений в социалистическом лагере | |
20 | | | 7 | Участие СССР в глобальных и региональных конфликтах | - разрядка и причины её срыва | |
21 | | | 8 | Итоговый урок по изученному материалу | - отвечает на вопросы тестовых заданий, дополняет предложения, составляет хронологию событий | |
| | | | ТЕМА 5 - 9 час. СССР и Донецкий регион в период 1985 – 1991 годы | | |
22 | | | 1 | Переход к политике перестройки | - М. Горбачев Курс на ускорение - кооперативное движение | |
23 | | | 2 | Проблемы и противоречия экономических процессов в Донбассе во второй половине 80-х годов | - развал угольной промышленности, трудности в сельском хозяйстве, частный сектор, - забастовочные процессы, падение уровня жизни | |
24 | | | 3 | Гласность и либерализация в обществе | -демографические проблемы, безработица -Чернобыльская катастрофа | |
25 | | | 4 | Реформы политической системы в СССР | - съезды народных депутатов, - введение поста Президента СССР | |
26 | | | 5 | Демократизация политической жизни государства | - формирование новых партий - общественно – политические движения - политическая оппозиция | |
27 | | | 6 | Особенности развития культуры в эпоху перестройки | - либерализация церкви - религиозное возрождение - вывод войск из Афганистана | |
29 | | | 7 | Межнациональные конфликты второй половины 1980-х годов | - роспуск СЭВ и Варшавского договора - референдум 1 декабря 1991 года | |
30 | | | 8 | Распад СССР | - знает причины распада СССР | |
31 | | | 9 | Итоговый урок по изученным темам | - отвечает на вопросы - заполняет таблицу - выполняет тестовые задания | |
| | | | ТЕМА 6 - 6 час. Новый курс новой России, Роль России в современном мире | | |
32 | | | 1 | Образование СНГ | - суверенитет России - Б. Ельцин - события октября 1993 года | |
33 | | | 2 | Становление российской государственности | - ликвидация системы Советов - принятие Конституции России - изменения в системе государственного управления | |
34 | | | 3 | Курс на укрепление государственности | - экономический подъём и политическая стабилизация - В. Путин | |
35 | | | 4 | Крымские события и их влияние на международные отношения | - российско – американские отношения - Россия и Европейский Союз | |
36 | | | 5 | Российское общество в современной международной ситуации | - осознание национального единства - молодёжная политика | |
37 | | | 6 | Итоговый урок по изученной теме | - выполняет тестовые задания | |
| | | | ТЕМА 7 - 8 час Донбасс. На пути к возрождению (1991 – 2017 годы) | | |
38 | | | 1 | Особенности проявления экономического кризиса в Донбассе | - отвечает на вопросы - формулирует выводы при помощи учителя | |
39 | | | 2 | Гражданское общество в Донбассе на современном этапе | - отвечает на вопросы, используя текст учебника - оформляет конспект | |
40 | | | 3 | Выборы в Донбассе. Воля народа. | - отвечает на вопросы - знает административно – территориальное деление республики | |
41 | | | 4 | Провозглашение ДНР, ЛНР | - символика республики - Конституция ДНР | |
42 | | | 5 | Вооружённый конфликт в Донбассе | - причина вооружённого конфликта - роль трудящихся в национальной независимости | |
43 | | | 6 | ДНР на пути государственного строительства | - экономическое развитие и экономические связи с Россией | |
44 | | | 7 | Развитие культуры в нашем регионе | - знает о роли культуры на формирование личности республики | |
45 | | | 8 | Итоговый урок по изученному материалу ДНР | - отвечает на тестовые задания | |
1 час – резерв
ЛИТЕРАТУРА
1. Нормативно – правовая база и литература.
- Конституция Донецкой Народной Республики
- Закон ДНР «Об образовании».
- Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015 – 2017 г.г.
- Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики .
- Колесник А. В. , Пирко В. А., Нестерцова С. М. «История родного края», часть первая, учебное пособие для 6 – 9 классов, Г. Донецк, 1998 г.
- История родного края. Часть вторая, Учебное пособие для 10 – 11 кл. /Р. Д. Лях, В. Н. Никольский, В. Д. Нестерцов, Донецк, 1998 г.
- Тихонов Б. В. «Каменноугольная промышленность и металлургия России во второй половине 19 ст. Москва, Наука, 1988г.
- Максимчук Т. А. Донецкая губерния. История создания. Донецк
- Донетчина в годы Великой Отечественной войны. Страницы истории. Донецк, 2008.
- История административно – территориального деления Донецкой области. Сборник документов и материалов. Донецк, 2001.
- История городов и сёл Донецкой области. 1970г., под редакцией П. Т. Тронько. УРЭ.
- Корнилов В.В., Донецко – Криворожская республика. Расстрелянная мечта., Харьков, 2011.