СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по русскому языку 8 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования.

Рабочая программа по русскому языку для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией: Основная школа. М.: «Просвещение». 2014 г., программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2017

На 2021-2022 учебный год

УМК: учебник Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы». М«Дрофа»,2015г.

Пичугов Ю.С. и др. «Русский язык. Практика.8 класс». М.: «Дрофа», 2015

Никитина Е.И. «Русская речь. 8 класс». М.:«Дрофа», 2015г.

Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение.

Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.

МБОУ «СОШ №6» как участнику Мегапроекта присвоен статус инновационного образовательного учреждения, который дает больше свободы для разработки проектов в этом направлении. Как базовое образовательное учреждение в г. Ангарске Иркутской области школа реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы». Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса. Однако образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, когда они будут более гибкими и адаптируемыми.

У детей с ДЦП, обучающихся в МБОУ «СОШ № 6», помимо основного диагноза имеется ряд сопутствующих хронических заболеваний, заболеваний органов зрения. Ослабленный иммунитет у 50% детей вызывает частые простудные заболевания.

К особенностям развития, свойственным детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, относятся:

  • недостатки в развитии мелкой моторики;

  • недостатки в развитии общей моторики (у детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния);

  • явление апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические движения);

  • нарушение функции памяти;

  • узость зрительного восприятия;

  • представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, искажены.

Выше перечисленные особенности в развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок. Новизна данной программы состоит в том, что созданные организационно-педагогические условия для образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VI вида, т.к. они нуждаются не только в адаптационной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную.

Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ, обусловило создание программы по русскому языку.

Методологическое обоснование программы.

Анализ имеющихся концепций реализации прав детей с ОВЗ на образование обращает внимание на то, что каждая из них ориентируется на различные цели и может рассматриваться как особая модель включения таких детей в образовательный процесс. Сегодня выделяют три основных модели: модель интеграции (в основе концепция нормализации); модель инклюзии, базирующейся на социальной модели; культурологический подход, направленный на решение задач интеграции детей с ОВЗ в культуру и общество.

Выбранная МБОУ «СОШ № 6» модель интеграции (автор Шеманов А.Ю.) ориентирована на включение ребенка с ДЦП в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания образовательных условий для включаемого ребенка, исходя из его особенностей. При этом обычно не предполагается сколько-нибудь существенное изменение программ обучения. Ставится задача создания условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе индивидуальной помощи.

Такому пониманию задач отвечает концепция нормализации условий, т.е. обеспечение каждого ребенка средствами, помогающими ему присоединиться к общим программам обучения.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные все обучающимся с нарушениями ОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметной области, так и в процессе индивидуальной работы;

  • необходимо использование специальных методик, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

  • коррекция произносительной стороны речи, освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);

  • следует обеспечить особую пространственную и временную образовательную среду.

Используются специальные методы, приемы и средства обучения, воспитания, обеспечивающие реализацию «обходных путей» развития детей с ДЦП:

- осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

- учитывается объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса во избежание переутомления,

- используется дидактический материал и средства наглядности,

- чередуется двигательная активность с отдыхом;

-используются методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;

-оцениваются устные ответы и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка;

- проявляется педагогический такт, своевременно оказывается помощь каждому ребёнку, создаётся ситуация успеха, развивающая веру в собственные силы и возможности.

Для двигательного развития (динамические паузы) по общей моторике, функциональным возможностям кистей и пальцев рук на занятиях проводятся пассивные упражнения для кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию; похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; поглаживание, похлопывание тыльной стороной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя); круговые повороты кисти; отведение, приведение кисти вправо-влево; движение супинации (поворот руки ладонью вверх) – пронации (ладонью вниз), поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).

Для развития артикуляционной моторики на уроках произносятся пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта, а также проводится дыхательная гимнастика, способствующая становлению правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

Для психического развития учащихся используются методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, для развития личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы используются релаксационные упражнения.

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

-четкое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

-введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Методы и формы обучения:

- элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;

- элементы развивающего обучения;

- диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюр), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с Примерной программой нет.

Место учебного предмета« Русский (родной) язык» в учебном плане

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.

Предполагаемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать: Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Введение.

Повторение изученного в 5—7 классах.

Лексические средства связи предложений в тексте. Особенности текстов разных стилей. Орфограмма и орфографические правила. Правописание морфем.

Текстообразующая роль частей речи. Изобразительно-выразительные средства.

Понятие языковой системы. Связь морфологии, лексики и синтаксиса.

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи.

Средства синтакси­ческой связи. Способы подчинительной связи.

Словосочетание.

Основные виды словосочетаний: подчинитель­ные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосоче­таний. Цельные словосочетания.

Предложение.

Понятие о предложении. Строение предложе­ния. Интонация конца предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Порядок слов в предложении. Логическое уда­рение.

Главные члены предложения.

Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное имен­ное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения.

Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Обстоятельство. Его основные значения и спосо­бы выражения.

Многозначные члены предложения. Распростра­ненные члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выражен­ных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения.

Понятие об односоставных предложениях. Ос­новные виды односоставных предложений по стро­ению и значению: определенно-личные, неопреде­ленно-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложе­ний. Особенности строения полных и неполных предложений.

Полные и неполные предложения.

Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.

Осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Многосоюзие. Бессоюзие. Градация. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однород­ными членами. Знаки препинания при обобщающих словах и предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами.

Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причас­тиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласо­ванных определениях. Обособленные приложения Знаки препинания при обособленных приложе­ниях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выражен­ных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом не­смотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняю­щих членах предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями.

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения, говорящего к своему сооб­щению и как средство связи между предложения­ми в тексте. Интонация вводности. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказыва­ния. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме. Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обраще­ний. Особенности выражения обращений в разговор­ной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.

Слова-предложения.

Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.


Тематическое планирование



Тема

Кол-во

часов

Развитие речи

Контрольные

работы

  1. 1

Введение. Русский язык - родной язык.

1



  1. 2

Повторение изученного в 5—7 классах.

7+6

2

1

  1. 3

Понятие о синтаксисе

3



  1. 4

Словосочетание

3



  1. 5

Предложение

3

1


  1. 6

Главные члены предложения

8

1

1

  1. 7

Второстепенные члены предложения.

7

2

1

  1. 8

Односоставные предложения

8

3

1

Полные и неполные предложения

2

3


  1. 9

Предложения с однородными членами

9

3

1

  1. 1

Предложения с обособленными членами

14

4

1

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями

6

4

1

Слова-предложения

1



Повторение изученного в 8 классе

1



Итого:

79

23







Календарно-тематическое планирование

8 класс

(102 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

Коррекция

Дата



План

Факт

Введение. Русский язык — один из богатейших языков мира (1 час)

1




Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства выразительности. Основные разделы науки о языке

1

Сам-ое повторение



Повторение правописания гласных и согласных в корне слова

1




Повторение правописания гласных и согласных в корне слова

1




Морфология. Понятие языковой системы.

1

Сам-ое повторение



Повторение правописания не и ни с различными частями речи.

1




Контрольная работа с грамматическим заданием

1



Домашняя контр.раб.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Сам-ое повторение



РР1. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная

1




РР2. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность

1




Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

1

Сам-ая работа



Виды и средства синтаксической связи.

1




Способы подчинительной связи

1




Основные виды словосочетаний

1

Сам-ое изучение



Цельные словосочетания

1




Словосочетание как одна из единиц синтаксиса

1




Предложение как минимальное речевое высказывание

1




Основные виды простых предложений Интонация, её функции

1




Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1




Повторим орфографию. Орфограммы корня

1




РР3. Что значит — быть талантливым читателем?

1




Подлежащее и способы его выражения

1

Сам – ое изучение



Сказуемое и его основные типы

1




Сказуемое и его основные типы

1

Сам-ое повторение



Тире между подлежащим и сказуемым

1

Сам-ое изучение



Урок - практикум "Главные члены предложения"

1




РР4 Словесное рисование

1




Обобщение по теме «Главные члены предложения»

1

Сам-ое изучение



КР2. Контрольный тест

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте

1




Понятие о второстепенных членах предложения

1




Определение. Согласованные и несогласованные определения.

1




Приложение. Дефис при приложении

1




Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

1

Сам-ая работа



Основные виды обстоятельств

1




РР5. Обобщающий урок на тему «Второстепенные члены предложения» (урок-семинар)

1




РР6. Подробное изложение (упр.179)

1




Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

1




Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

1




КР 3. Контрольная работа.

1

Сам-ое повторение



Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1




Понятие об односоставных предложениях

1

Сам-ое повторение



РР7. Способы толкования лексического значения слова. Определение понятия

1

Сам-ое повторение



РР8. Сочинение на лингвистическую тему.

1




Определённо-личные предложения

1

Сам ая работа



Неопределённо-личные предложения

1




Безличные предложения

1

Сам –ое изучение



Безличные предложения

1




Назывные предложения

1




РР 9. Урок-семинар на тему «Односоставные предложения и особенности их употребления в речи»

1




К.Р.4 Диагностическая контрольная работа

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

Сам –ое изучение



Особенности строения полных и неполных предложений

1




РР10. Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема, микротекст


Сам-ое изучение



РР 11. Подготовка к изложению

1




РР12. Сжатое изложение

1

Сам – ая работа



Особенности строения полных и неполных предложений

1




Углубление понятия об однородных членах предложения

1




Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах

1




Союзы при однородных членах

1




Обобщающие слова при однородных членах предложения

1




Обобщающие слова при однородных членах предложения

1




Однородные и неоднородные определения

1




РР13. Средства выразительности речи

1




Обобщение по теме «Предложения с однородными членами»

1




Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

1




Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

1




КД5. Диктант с грамматическим заданием

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Сам – ое повторение



РР14. Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста (заглавие)

1

Сам – ое повторение



РР15. Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста (заглавие)

1

Сам – ое повторение



Понятие об обособлении

1




Обособление согласованных и несогласованных определений.

1

Сам – ая работа



Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений

1




Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений

1

Сам - ое изучение



Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений

1




РР16. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Подготовка к изложению

1




РР 17. Сжатое изложение

1




РР 18. Сжатое изложение

1




Обособление дополнений

1

Сам-ое изучение



Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

1




Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

1




Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

1




Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1




РР 19. Разновидность рассуждения — сравнение

1




Обособление уточняющих членов предложения

1




Обособление уточняющих членов предложения

1

Сам – ое изучение



Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания

1




К.Р.6 Контрольный тест

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1




РР 20. Рассуждение на литературную тему

1




Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

1

Сам – ое повторение



Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

1




Предложения с обращениями

1




Р\р 21 Обращение как средство связи предложений в тексте.

1

Сам-ая работа



Урок - практикум по теме: " Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями".

1




Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.

1




К.Р. 7. Диагностическая контрольная работа

1




Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1




Р\р 22 Сжатое изложение и его анализ.

1

Сам – ое закрепление



Р\р 23 Сжатое изложение и его анализ.

1




Повторение изученного в 8 классе. Семинар на тему: "Синтаксис и пунктуация простого осложнённого предложения"

1




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Проектор

  • Фонохрестоматия

  • Видео, презентации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!