СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по окружающему миру в 4 классе для обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по окружающему миру в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тип 7.1). Разработана  на основе УМК «Перспектива»

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по окружающему миру в 4 классе для обучающихся с ОВЗ»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рабочая программа для 4 класса

(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Для реализации рабочей программы используются УМК:

А.А. Плешков, М.Ю. Новицкая, учебник «Окружающий мир» 4 класс в 2-ух частях. «Просвещение» 2013 год.

А.А. Плешков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс в 2-ух частях. «Просвещение» 2017 год.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом  рабочая программа предмета «Окружающий мир» в 4 классе составлена из расчета 0,5 часа в неделю, (30 учебных недель, т.к. обучающийся приступил к занятиям 08.10.2018г.).











Особенности реализации программы по окружающему миру для детей с ОВЗ


Данная рабочая программа разработана для учащегося 4 класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по окружающему миру для 4 класса и реализуется в течение года.

Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.

Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы по окружающему миру (Автор: Плешаков А.А.).

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.

Учебные занятия с детьми проводятся 1 раз в 2 недели, по индивидуальному расписанию.

Цель  данной  программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный предмет «Окружающий мир» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.








Содержание курса

Отбор содержания курса «окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея целостности мира;

- идея уважения к миру.

Курс «Окружающий мир» (окружающий мир и история) для 4 класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.











Планируемые результаты


По окончании 4 класса, обучающийся получит возможность научиться:

— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких ста- тей Главы 2);

— приводить конкретные примеры прав ребёнка; — называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней

— многонациональный народ;

— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

—— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

—— называть дату (век) Крещения Руси; —— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, ис- следование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

— называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);

— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);

— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;

— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*;

— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;

— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современ- ников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).

Обучающийся научится:

характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

работать с планом местности и его видами, с масштабом;

ориентироваться относительно сторон света;

показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

перечислять правила ответственного туризма;

перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;

приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

показывать на карте водные объекты;

характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

характеризовать природные сообщества на примере леса;

характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

определять значение своего имени;

характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

характеризовать основные правила гигиены;

характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

оказывать себе и другим людям первую помощь;

перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;

определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.


Формы проведения уроков

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- урок закрепление изученного материала;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

По плану

По факту

1

Общество – это мы!

Российский народ

Понимание факторов, объединяющих граждан России в один российский народ;

уважительное отношение к России в мировой истории

-систематизация уже имеющихся представлений о необходимости объединения людей в сообщества; -приведение примеров распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных сообществах; -выявление общего и различного (на основе материала 2 и 3 классов); -характеристика общих целей и интересов различных сообществ и общественных групп; -определение сообществ, в которые человек входит в течение жизни

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций



2

Конституция России.

Права ребёнка.

ПДД «Юный пешеход»

Освоение прав и обязанностей гражданина России;

приведение конкретных примеров свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; освоение прав и обязанностей ребёнка

-работа с информацией из текста;

-правильно строить речевое высказывание;

-составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям;

-соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий



3

Государственное устройство России. Российский союз равных.

Освоение особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; умение объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России

-планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры — Президент, Председатель Правительства, Депутат;

-анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент;

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта;

-составлять рассказ о природных и культурных достопримечательности

-проявлять интерес к познанию мира;

-проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны



4

Государственная граница России.

Путешествие за границу России.

Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;

развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

-составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору);

-определять по карте , с какими государствами Россия граничит на суше и на море

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России



5

Сокровища России и их хранители.

Творческий союз.


Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;

развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

-составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу;

-извлекать информацию из таблиц, фотографий;

-искать в дополнитель-ных источниках информации пословицы и поговорки;

-анализировать содержание пословиц и поговорок;

-строить речевое высказывание через обсуждение темы;

-работать в группе;

-высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций



6

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

Итоговый тест по разделу

Освоение произведений писателей своего края;

умение называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника

– групповая деятельность

(выполнение проектной работы)

-формирование интереса к изучению языка,

уважительного отношения к многообразию культур народов России




7

По равнинам и горам

В поисках подземных кладовых.

Проверочная работа по теме «По равнинам и горам».

Освоение форм земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги;

развитие умений показывать равнины и горы на карте, характеризовать крупнейшие равнины и горы России, сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг

-моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину).

В ходе практической работы

-изучать образцы полезных ископаемых, -описывать их по приведенному в учебнике плану, -извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов



8

Наши реки.

Озёра – краса Земли.

По морским просторам.


Знакомство с реками России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте;

развитие умения показывать на карте крупные и наиболее известные реки нашей страны Знакомство с озёрами России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте;

развитие умения показывать на карте крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны

-работая в паре, находить на физической карте России озёра и моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; -соотносить моря с океана-ми, -прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном;

-сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике)

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы



9

С севера на юг.

В ледяной пустыне.

В холодной тундре.

Среди лесов.

Тест по теме «В ледяной пустыне»

Освоение природных зон России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг;

развитие умения показывать их на карте природных зон России.

Освоение природных условий, растительного и животного мира арктических пустынь;

развитие умения устанавливать кологические связи в зоне арктических пустынь

Освоение природных условий, растительного и животного мира зоны тундры и зоны лесов;

развитие умения находить на карте природных зон России зону тундры и зону лесов, рассказывать по карте о зонах

-устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, -осуществлять самопроверку по тексту учебника

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов



10

В широкой степи.

В жаркой пустыне.


Освоение природных условий, растительного и животного мира степей и пустынь;

развитие умения находить на карте природных зон России степи и пустыни, рассказывать по карте об этих зонах

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей.

В ходе прак-тической работы в группах

-знакомиться по гербарным образцам с растениями степей,

-выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; -сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов



11

У теплого моря.

Мы – дети родной земли

Проверочная работа по теме «Природные зоны России»

освоение Черноморского побережья Кавказа,как субтропической зоны, её природных условий, растительного и животного мира ;

развитие умения устанавливать экологические связи в природе этих мест

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.

Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов



12


В содружестве с природой.

Как сберечь природу России.

Обобщение по разделу «По родным просторам»

освоение особенностей кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания;

развитие умения показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации;

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов



Знакомство с заповедниками и национальными парками России, расположенных в различных природных зонах;

развитие умения определять их вклад в охрану природы страны.

Обобщение знаний и умений по разделу

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника и интернета с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах;

-готовить сообщение классу, -презентовать его

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций



13

Наследница Киевской Руси.

Начало Московского царства.


Освоение роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в развитии древнерусской культуры и государственности

развитие умения рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северовосток, в становлении и развитии Владимирско-Суздальской Руси

Освоение роли князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы

-составление схемы родственных отношений древнерусских князей; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках; -нахождение на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; -характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов



14


Подвижники Руси и землепроходцы.

На пути к единству.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

Отечественная война 1812 года


Освоение роли соотечественников в XVI – XVII вв., развитии самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека;

развитие умения рассказывать о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества, о князе Дмитрии Пожарском гражданине Козьме Минине как выдающихся носителей базовых национальных ценностей

-рассказывать об основании сибирских городов (по выбору); -высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

-формирование лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках соотечественников



Освоение преобразований в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I, создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования;

развитие умения рассказывать о Санкт-Петербурге – новой столице обновлённой России, обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова

-характеризо-вать преобразования в жизни страны в после-петровскую эпоху;

-обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова;

-приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом;

-обсуждать социальную значимость названных понятий

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов



Освоение знаний об Отечественной войне 1812 г., её ходе и народном характере, о М.И. Кутузове как национальном полководце;

развитие умения приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом, сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

-работать с информацией;

-выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

-формирование уважительного отношения к истории



15


Век бед и побед.

«Вставай, страна огромная!»


Освоение материала о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Все-мирной выставке в Париже 1937 г.;

развитие умения характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

-характеризовать особенности развития страны;

-составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

-развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения



Освоение достижений СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950 – 1970-х гг.;

развитие умения приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период

-характеризоватьсозидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; -рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

-формирование уважительного отношения к истории



16

Итоговая комплексная работа

Обобщение знаний и умений по разделу

-обобщить и проверить знания и умения за учебный год

-развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения










Методические материалы и литература:


  • Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др., изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016.

  • Учебник по окружающему миру для 4 класса, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013.

  • Электронной приложение к учебнику окружающий мир для 4 класса, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013

  • Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 4 класса, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013

Интернет-ресурсы:

  • Я иду на урок начальной школы (материал к уроку). - Режим доступа: www.festival.1 september.ru

Единая коллекция ЦОР. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!