СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по географии 6-9 класс для обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по географии 6-9 класс для обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по географии 6-9 класс для обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО



___________Е.Г. Сидоренко


Протокол № ______


от «______»_________2022 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №3» г. Боготола


_________________А.Г. Корытная



«_______»____________2022 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №3» г. Боготола



_____________________Н.Г. Пестерева



Приказ № ______от «____»____2022 г.














АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


для обучающихся с ОВЗ

(легкая степень умственной отсталости)

по учебному предмету «География»,

разработанная учителем географии

высшей квалификационной категории

Фрейлих Еленой Николаевной













2022-2023 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета география для обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости) составлена на основе следующих документов: Закон "Об образовании в Российской Федерации" , Федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ, Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3», Учебный план МБОУ «СОШ№3», Календарно-учебный график МБОУ «СОШ№3», программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой, с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.07.2013г. «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 6 классе, 68 часов ( 2 часа в неделю) в 7 классе, 68 часов ( 2 часа в неделю) в 8 классе, 68 часов ( 2 часа в неделю) в 9 классе,.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

6 класс

Учащиеся должны знать:

  • Что изучает география;

  • Горизонт, линию и стороны горизонта;

  • Основные формы земной поверхности;

  • Виды водоемов, их различия;

  • Меры по охране воды от загрязнения;

  • Правила поведения в природе;

  • Отличие плана от рисунка и географической карты;

  • Масштаб, его обозначения;

  • Основные направления на плане, географической карте;

  • Условные цвета и знаки географической карты;

  • Расположение воды и суши на Земле;

  • Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

  • Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

  • Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • Основные типы климатов;

  • Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

  • Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

  • Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

  • Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • Читать географическую карту;

  • Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.


7 класс

Учащиеся должны знать:

  • Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

  • Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

  • Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

  • Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

  • Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

  • Правила поведения в природе;

  • Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

  • Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

  • Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и его особенности размещения.

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

  • Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • Границы, государственный строй и символику России;

  • Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Учащиеся должны уметь:

  • Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

  • Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • Находить свою местность на карте России;

  • Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • Правильно вести себя в природе.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе, интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.




2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс

Введение (4 часа)

Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности (6 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы.

Формы поверхности Земли (5 часов)

Равнины, холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 часов)

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта (10 часов)

Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар (14 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса

освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России (19 часов)

Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера России. Наш край на карте России.

Итоговый тест

7 класс

Введение (1 час)

Особенности природы и хозяйства России (11 часов)

Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство и его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие Европейской и

Азиатской частей России.

Природные зоны России (3 часа)

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь (5 часов)

Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры (8 часов)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 часов)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, СанктПетербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Зоны степей (8 часов)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь (6 часов)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.

Зоны субтропиков (2 часа)

Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.

Высотная поясность в горах (6 часов)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Итоговый тест


8 класс

Введение (1 час)

Материки и части света на глобусе и карте

Мировой океан (5 часов)

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.

Африка (16 часов)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая Республика Конго. Нигерия. Южно-Африканская Республика. Обобщающий урок.

Австралия (8 часов)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.

Антарктида (6 часов)

Географическое положение. Антарктида. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Северная Америка (8 часов)

Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Южная Америка (11 часов)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь и гор. Населения и государства. Бразилия. Государства: Аргентина, Перу и другие. Обобщающий урок. Часть света – Америка.

Евразия (13 часов)

Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озѐра Европы. Реки и озѐра Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Обобщающий

урок.

9 класс

Политическая карта Евразии (1 час)

Политическая карта Евразии

Западная Европа (8 часов)

Великобритания. Франция. Германия. Австрия. Швейцария. Обобщающий урок по Западной Европе

Южная Европа (6 часов)

Испания. Португалия. Италия. Греция. Обобщающий урок по Южной Европе

Северная Европа (4 часа)

Норвегия. Швеция. Финляндия. Обобщающий урок по Северной Европе

Восточная Европа (14 часов)

Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Сербия и Черногория. Эстония. Латвия. Литва. Белоруссия. Украина. Молдавия. Обобщающий урок по Восточной Европе

Центральная Азия (6 часов)

Казахстан. Узбекистан. Туркменистан. Киргизия. Таджикистан. Обобщающий урок по Центральной Азии

Юго-Западная Азия (8 часов)

Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан. Обобщающий урок по Юго-Западной Азии

Южная Азия (3 часа)

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции. Обобщающий урок по Южной Азии

Восточная Азия (8 часов)

Китай. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика. Республика Корея. Япония. Обобщающий урок по Восточной Азии

Юго-Восточная Азия (4 часа)

Таиланд. Вьетнам. Индонезия. Обобщающий урок по Юго-Восточной Азии

Россия (6 часов)

Границы России. Россия- крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица, крупные города России. Обобщающий урок по России.

Итоговый тест по курсу








































3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС.


п./п

Тема урока

Дата

1.

Что изучает география


2.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды


3.

Явления природы


4.

Географические сведения о своей местности и труде населения


5.

Горизонт. Линия горизонта


6.

Стороны горизонта


7.

Компас и правила пользования им


8.

Практическая работа «Правила пользования компасом»


9.

Ориентирование по местным признакам природы


10.

Экскурсия ―Знакомство с формами рельефа своей местности‖


11.

Равнины, холмы


12.

Овраги, их образование


13.

Горы. Понятие о землетрясениях


14.

Понятие извержениях вулканов


15.

Просмотр фильма о вулканах


16.

Вода в природе


17.

Родник, его образование


18.

Колодец. Водопровод


19.

Река, ее части. Горные и равнинные реки


20

Как люди используют реки


21.

Озера, водохранилища, пруды


22.

Болота, их осушение


23.

Океаны и моря


24.

Острова и полуострова


25.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения


26.

Рисунок и план предмета


27.

План и масштаб


28.

План класса


29.

План школьного участка


30.

Условные знаки плана местности


31.

План и географическая карта


32.

Условные цвета физической карты


33.

Условные цвета физической карты


34.

Физическая карта России. Значение карты в жизни и деятельности людей


35.

Практическая работа «Работа с контурной картой»


36.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне


37.

Планеты


38.

Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса


39.

Глобус — модель Земного шара


40.

Физическая карта полушарий


41.

Распределение воды и суши на Земле


42.

Океаны на глобусе и карте полушарий


43.

Материки на глобусе и карте полушарий


44.

Первые кругосветные путешествия


45.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности


46.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата


47.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные


48.

Природа тропического пояса


49.

Природа умеренных и полярных поясов


50.

Географическое положение России на карте


51.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге


52.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана


53.

Моря Тихого и Атлантического океанов


54.

Острова и полуострова России


55.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья


56.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны


57.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых


58.

Реки: Волга с Окой и Камой


59.

Реки: Дон, Днепр, Урал


60.

Реки Сибири: Обь, Енисей


61.

Реки Лена и Амур


62.

Озера России


63.

Байкал – жемчужина Сибири


64.

Байкал – жемчужина Сибири


65.

Промежуточная аттестация (тест)


66.

Наш край на карте России


67.

География родного края


68.

География родного края






























9 КЛАСС.



п./п

Тема урока

Дата

1.

Политическая карта Евразии


2.

Великобритания: географическое положение


3.

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции


4.

Франция географическое положение


5.

Франция: население, культура, обычаи и традиции


6.

Германия (Федеративная Республика Германия


7.

Австрия


8.

Швейцария


9.

Обобщающий урок по Западной Европе


10.

Испания


11.

Португалия


12.

Италия


13.

Италия: население, культура, обычаи и традиции


14.

Греция


15.

Обобщающий урок по Южной Европе 1


16.

Норвегия


17.

Швеция


18.

Финляндия


19.

Обобщающий урок по Северной Европе


20.

Польша


21.

Чехия


22.

Словакия


23.

Венгрия


24.

Румыния


25.

Болгария


26.

Сербия и Черногория.


27.

Эстония


28.

Латвия


29.

Литва


30.

Белоруссия


31.

Украина


32.

Молдавия


33.

Обобщающий урок по Восточной Европе


34.

Казахстан


35.

Узбекистан


36.

Туркмения


37.

Киргизия


38.

Таджикистан


39.

Обобщающий урок по Центральной Азии


40.

Грузия


41.

Азербайджан


42.

Армения


43.

Турция


44.

Ирак


45.

Иран


46.

Афганистан


47.

Обобщающий урок по Юго-Западной Азии


48.

Индия: географическое положение, природа, экономика


49.

Индия: население, культура, обычаи и традиции


50.

Обобщающий урок по Южной Азии


51.

Китай


52.

Китай


53.

Монголия


54.

Корейская Народно-Демократическая Республика


55.

Республика Корея


56.

Япония: географическое положение, природа, экономика


57.

Япония: население, культура, обычаи и традиции


58.

Обобщающий урок по Восточной Азии


59.

Таиланд


60.

Вьетнам


61.

Индонезия


62.

Обобщающий урок по Юго-Восточной Азии


63.

Промежуточная аттестация (тест)


64.

Границы России


65.

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии


66.

Административное деление России


67.

Столица, крупные города России


68.

Обобщающий урок по России








Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

6 класс


Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

3. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

4. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

5. Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.: «Интеллект – Центр», 2001

7 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004

Методические пособия для учителя

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002

8 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

4. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

9 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997.




7 класс

Введение (1 час)

1 1

Особенности природы и хозяйства России (11 часов)

2 Географическое положение России на карте мира 1

3 Европейская и Азиатская части России 1

4 Административное деление России 1

5 Разнообразие рельефа 1

6 Полезные ископаемые, их основные месторождения 1

7 Климат России 1

8 Водные ресурсы России, их использование 1

9 Население России. Народы России 1

10 Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли 1

11 Сельское хозяйство и его отрасли 1

12 Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей

России

1

Природные зоны России (3 часа)

13 Размещение природных зон на территории России 1

14 Карта природных зон России 1

15 Работа с контурной картой 1

Зона арктических пустынь (5 часов)

16 Положение на карте 1

17 Климат 1

18 Растительный и животный мир 1

19 Население и его основные занятия 1

20 Северный морской путь 1

Зона тундры (8 часов)

21 Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые 1

22 Климат. Водоемы тундры 1

23 Растительный мир 1

24 Животный мир 1

25 Хозяйство. Население и его основные занятия. 1

26 Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар 1

27 Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь 1

28 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры 1

Лесная зона (18 часов)

29 Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые 1

30 Климат 1

31 Реки, озера, каналы 1

32 Растительный мир. Хвойные леса 1

33 Смешанные леса и лиственные леса 1

34 Животный мир 1

35 Пушные звери 1

36 Значение леса 1

36 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны 1

38 Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. 1

39 Города Центральной России 1

40 Особенности развития хозяйства Северо-Западной России 1

41 Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград 1

42 Западная Сибирь 1

43 Восточная Сибирь 1

9

44 Дальний Восток 1

45 Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса 1

46 Практическая работа «Работа с контурной картой» 1

Зоны степей (8 часов)

47 Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Реки 1

48 Растительный мир 1

49 Животный мир 1

50 Хозяйство. Население и его основные занятия 1

51 Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск 1

52 Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград 1

53 Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. 1

54 Охрана природы зоны степей 1

Зона полупустынь и пустынь (6 часов)

55 Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые 1

56 Климат. Реки 1

57 Растительный мир 1

58 Животный мир 1

59 Хозяйство. Население и его основные занятия 1

60 Города зоны полупустынь и пустынь 1

Зоны субтропиков (2 часа)

61 Положение на карте 1

62 Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты

1

Высотная поясность в горах (6 часов)

63 Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат 1

64 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 1

65 Города и экологические проблемы Урала 1

66 Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. 1

67 Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные

занятия. Города.

1

68 Итоговый тест 1

Тематическое планирование, 8 класс

п/п

Наименование раздела и тем Количество

часов

Введение (1 час)

1 Что изучает география материков и океанов 1

Мировой океан (5 часов)

2 Атлантический океан. Хозяйственное значение 1

3 Северный Ледовитый океан 1

4 Тихий океан 1

5 Индийский океан 1

6 Современное изучение Мирового океана 1

Африка (16 часов)

7 Географическое положение Африки 1

8 Разнообразие рельефа, климат 1

9 Реки и озѐра 1

10 Природные зоны. Растительный мир тропических лесов 1

11 Животный мир тропических лесов 1

10

12 Растительный мир саванн 1

13 Животный мир саванн 1

14 Растительный и животный мир пустынь 1

15 Население 1

16 Государство Египет, его столица 1

17 Эфиопия 1

18 Танзания 1

19 Демократическая Республика Конго 1

20 Нигерия 1

21 Южно-Африканская Республика 1

22 Обобщающий урок 1

Австралия (8 часов)

23 Географическое положение Австралии 1

24 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера 1

25 Растительный мир Австралии 1

26 Животный мир Австралии 1

27 Население 1

28 Австралийский союз 1

29 Океания. Остров Новая Гвинея 1

30 Обобщающий урок по теме «Австралия» 1

Антарктида (6 часов)

31 Географическое положение Антарктиды 1

32 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями 1

33 Разнообразие рельефа, климат 1

34 Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы 1

35 Современное исследование Антарктиды 1

Северная Америка (8 часов)

36 Географическое положение Северной Америки 1

36 Разнообразие рельефа, климат 1

38 Реки и озѐра 1

39 Растительный и животный мир 1

40 Население и государства. 1

41 Соединѐнные Штаты Америки 1

42 Канада 1

43 Мексика. Куба 1

Южная Америка (11 часов)

44 Географическое положение Южной Америки 1

45 Разнообразие рельефа, климат 1

46 Реки и озѐра 1

47 Растительный мир тропических лесов 1

48 Животный мир тропических лесов 1

49 Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов 1

50 Растительный мир пустынь и горных районов 1

51 Животные саванн, степей, полупустынь и гор 1

52 Населения и государства. Бразилия 1

53 Государства: Аргентина, Перу и другие 1

54 Обобщающий урок. Часть света – Америка 1

Евразия (13 часов)

55 Географическое положение Евразии 1

56 Очертание берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического 1

11

океанов

57 Острова и полуострова 1

58 Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского океанов 1

59 Острова и полуострова 1

60 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы 1

61 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии 1

62 Климат Евразии 1

63 Реки и озѐра Европы 1

64 Реки и озѐра Азии 1

65 Растительный и животный мир Европы 1

66 Растительный и животный мир Азии 1

67 Население Евразии. Культура и быт народов Евразии 1

68 Обобщающий урок 1

Контрольная работа по географии

6 класс, 1 четверть

Тема: «Карта»

  1. География – это

  • наука о Земле;

  • наука о растениях;

  • наука о мореплавателях.

  1. Перечислите основные стороны горизонта

  2. Сторны горизонта можно определить при помощи:

  • Линейки;

  • при помощи компаса;

  • по солнцу.

  1. Перечислите основные цвета физической карты

  2. Каким цветом на карте выделены крупные города и столицы


Контрольная работа по географии

6 класс, 2 четверть

Тема «Земля»

1. Равнины бывают:

  • плоскими

  • пушистыми

  • Холмистыми


2. Овраг – это

  • большая яма

  • вытянутое углубление с крутыми склонами и растущей вершиной

  • маленькая горка


3. Вода на карте отмечена:

  • синим или голубым цветом

  • фиолетовым цветом

  • зеленым цветом


4.Горные реки берут начало:

  • высоко в горах

  • под землей

  • из океана


5. Как люди используют реки?






Контрольная работа по географии

6 класс, 3 четверть

Тема «Карта России»


  1. Какими условными цветами обозначают сушу на карте?

  2. На каких два полушария делит глобус лини я экватора?

  3. Что означает слово глобус?

  4. Что такое карта?

  5. На карте полушарий расположены два полушария: синее, зеленое, восточное, южное, западное (нужное подчеркнуть).

  6. Каким цветом изображена вода на карте полушарий?

  7. Какие океаны входят в состав Мирового океана?

  8. Материк – это

  9. Перечислите 6 материков, расположенных на земном шаре:

  10. Для чего нужно с солнце?



Контрольная работа по географии

6 класс, 4 четверть

Тема «Новосибирская область»


  1. В какой области ты живешь?

  • Иркутская;

  • Новосибирская;

  • Московская.

  1. Столица России

    • Киев

    • Москва

    • Куйбышев

  2. С какими областями граничит Новосибирская область?

  3. Опишите растительный мир Васюганских болот

  4. Опишите животный мир Васюганских болот

  5. Какие промышленные предприятия своего города ты знаешь?

  6. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

  7. Какие растения твоего края занесены в Красную книгу?




Контрольная работа по географии

7 класс, 1 четверть

Тема «Зона тундры»


  1. Россия –

  • самое большое государство в мире

  • самое маленькое государство в мире


  1. Назовите самые крупные равнины России

  2. Какое значение имеют почвы для жизни людей?

  3. Перечислите моря, которые входят в состав Северного Ледовитого океана

  4. Зона тундры богата полезными ископаемыми. Перечислите их названия

  5. Что создает человек для охраны животного и растительного мира тундры?


Контрольная работа по географии

7 класс, 2 четверть

Тема «Лесная зона»


  1. Где разнообразней животный и растительный мир?

  • в тундре

  • в лесной зоне

  1. Напишите названия полезных ископаемых лесной зоны

  2. Перечислите крупные реки лесной зоны

  3. Какой лес называт тайгой?

  4. Пушные звери-это

  • с пушистым и прочным мехом

  • звери с гладким мехом

  • дикие звери

  1. Каким цветом обозначены степи на карте?

  2. Что такое степь?

  3. Какие реки протекают по степной зоне?



Контрольная работа по географии

7 класс, 3 четверть

Тема «Зона пустынь и полупустынь»


  1. Каким цветом обозначены полупустыни и пустыни на карте?

  2. Пустыни – это

  3. Чем покрыта большая часть пустынь?

  4. Оазис – это

  5. Как вы думаете, какой климат в пустынях?

  6. Опишите климат пустыни

  7. Что характерно для растений пустынь(корни, листья)

  8. Каких животных пустынь вы знаете?

  9. Где расположен Астраханский заповедник?

  10. Занятия жителей пустынь и полупустынь


Контрольная работа по географии

7 класс, 4 четверть

Тема «Новосибирская область»


  1. В какой области ты живешь?

  • Иркутская;

  • Новосибирская;

  • Московская.

  1. Столица России

    • Киев

    • Москва

    • Куйбышев

  1. С какими областями граничит Новосибирская область?

  2. Опишите растительный мир Васюганских болот

  3. Опишите животный мир Васюганских болот

  4. Какие промышленные предприятия своего города ты знаешь?

  5. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

  6. Какие растения твоего края занесены в Красную книгу?

Контрольная работа по географии

8 класс, 1 четверть

Тема «Государства Африки»


  1. Перечислите материки восточного и западного полушарий

  2. Перечислите названия морей, которые входят в состав Мирового океана

  3. Айсберг –это

  • огромная рыба

  • огромная глыба льда, плавающая в океане

  • маленькие льдинки

  1. Перечислите животных, обитающих на Северном Ледовитом океане

  2. Наука об изучении Мирового океана называется –

  • зоология

  • морелогия

  • океанология

  1. Африка –

  • самый жаркий материк земного шара

  • самый холодный материк земного шара

  1. Переслите полезные ископаемые Африки

  2. Самая большая пустыня Африки

  3. Австралия –

  • самый малый по площади материк Земли

  • самый большой по площади



Контрольная работа по географии

8 класс, 2 четверть

Тема «Антарктида»


  1. Антарктида –

  • самый теплый материк Земли

  • самый холодный материк

  • самый холодный и высокий материк Земли

  1. Что такое айсберг?

  2. Перечислите растительность Антарктиды

  3. Животный мир Антарктиды

  • богатый

  • скудный

  1. Кому принадлежит материк Антарктида?

  • Москве;

  • Никому;

  • Америке.

6. В каких условиях живут ученые из научных антарктических экспедиций?

    1. Как переводится название «Кордильеры»?

  • Цепь;

  • Колонна»

  • Стена.


Контрольная работа по географии

8 класс, 4 четверть

Тема «Новосибирская область»


  1. В какой области ты живешь?

  • Иркутская;

  • Новосибирская;

  • Московская.

  1. Столица России

    • Киев

    • Москва

    • Куйбышев

  1. С какими областями граничит Новосибирская область?

  2. Опишите растительный мир Васюганских болот

  3. Опишите животный мир Васюганских болот

  4. Какие промышленные предприятия своего города ты знаешь?

  5. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

  6. Какие растения твоего края занесены в Красную книгу?


Проверочная работа по географии

4 четверть

8 класс

  1. Подчеркни название материков:


Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

  1. Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:


Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан


3.Соедини государства с их столицами:


Египет Вашингтон

Австралийский союз Канберра

Куба Бразилия

США Каир

Бразилия Гавана


4. Заполните таблицу:

Полезные ископаемые Европы

Полезные ископаемые

Азии

Растения и животные Европы

Растения и животные

Азии

Реки и озера

Европы

Реки и озера Азии

























































Контрольная работа по географии

9 класс, 1 четверть

Тема «Северная Европа»


  1. Подчеркни название материков:

Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

  1. Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:

Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

  1. Перечислите государства Западной Европы

  2. Столица Великобритании

  3. Опишите шотландский национальный мужской костюм

  4. Крупные реки Франции –это

  • Омь

  • Луара

  • Сена

  • Гаронна

  • Сторица

  1. Столица Франции

  2. Крупные города Франции – это

  • Новосибирск

  • Лион

  • Москва

  • Марсель



Контрольная работа по географии

9 класс, 2 четверть

Тема «Страны Балтии»


  1. Самая длинная река Польши

  • Висла

  • Лена

  • Амурдарья

  1. Столица Чехии

    • Москва

    • Прага

    • Вильнюс

  2. Ведущая отрасль промышленности Венгрии

  3. Перечислите страны Балтии

  4. Государственный язык Эстонии

  5. Главное увлечение эстонцев

    • Пляски

    • поедание каши

    • хоровое пение

  6. Столица Латвии

  7. Главная река Литвы

    • Омь

    • Неман

    • Обь

  8. Почему Литву называю «страной янтаря»?


Контрольная работа по географии

9 класс, 3 четверть

Тема «Юго -Западная Азия»


  1. Перечислите страны Закавказья

  2. Столица Грузии

  3. Перечислите полезные ископаемые, добываемые в Грузии

  4. Коренное население Азербайджана

  • Туркмены

  • Азербайджанцы

  • Русские

  1. Ведущая отрасль промышленности Азербайджана

  2. Государственный язык Азербайджана

  3. Национальное блюдо казахов

  • Лепешки

  • Плов

  • Чебуреки

  1. Столица Таджикистана

  2. Река Таджикистана

  • Сырдарья

  • Обь

  • Амударья


Контрольная работа по географии

9 класс, 4 четверть

Тема «Новосибирская область»


  1. В какой области ты живешь?

  • Иркутская;

  • Новосибирская;

  • Московская.

  1. Столица России

    • Киев

    • Москва

    • Куйбышев

  1. С какими областями граничит Новосибирская область?

  2. Опишите растительный мир Васюганских болот

  3. Опишите животный мир Васюганских болот

  4. Какие промышленные предприятия своего города ты знаешь?

  5. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

  6. Какие растения твоего края занесены в Красную книгу?

Проверочная работа по географии

6 класс

1 четверть


  1. География – это

  • наука о Земле

  • наука о растениях

  • наука о мореплавателях

  1. Перечислите основные стороны горизонта

  2. Сторны горизонта можно определить при помощи:

  • линейки

  • при помощи компаса

  • по солнцу

  1. Перечислите основные цвета физической карты

  2. Каким цветом на карте выделены крупные города и столицы


Проверочная работа по географии

6 класс

2 четверть

1. Равнины бывают:

  • плоскими

  • пушистыми

  • холмистыми

2. Овраг – это

  • большая яма

  • вытянутое углубление с крутыми склонами и растущей вершиной

  • маленькая горка

3. Вода на карте отмечена:

  • синим или голубым цветом

  • фиолетовым цветом

  • зеленым цветом

4.Горные реки берут начало:

  • высоко в горах

  • под землей

  • из океана

5. Как люди используют реки?


Проверочная работа по географии

6 класс

3 четверть


  1. Какими условными цветами обозначают сушу на карте?

  2. На каких два полушария делит глобус лини я экватора?

  3. Что означает слово глобус?

  4. Что такое карта?

  5. На карте полушарий расположены два полушария: синее, зеленое, восточное, южное, западное (нужное подчеркнуть).

  6. Каким цветом изображена вода на карте полушарий?

  7. Какие океаны входят в состав Мирового океана?

  8. Материк – это

  9. Перечислите 6 материков, расположенных на земном шаре:

  10. Для чего нужно с солнце?


Проверочная работа по географии

4 четверть

6 класс


  1. Россия – это город

  • в котором мы живем

  • самое большое государство

  1. Столица России

    • Киев

    • Москва

    • Куйбышев

  2. Как называется граница, которая проходит по морю

    • морская

    • сухопутная

  3. Почему на побережьях Черного моря расположено много курортов?

  4. Равнина – это

  5. Гора – это

  6. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

Проверочная работа по географии

7 класс

1 четверть


  1. Россия –

  • самое большое государство в мире

  • самое маленькое государство в мире

  1. Как называют населенный пункт, в котором вы живете?

  2. Назовите самые крупные равнины России

  3. Почему на побережье Черного моря находится много курортов?

  4. Какое значение имеют почвы для жизни людей?

  5. Перечислите моря, которые входят в состав Северного Ледовитого океана

  6. Зона тундры богата полезными ископаемыми. Перечислите их названия

  7. Что создает человек для охраны животного и растительного мира тундры?



Проверочная работа по географии

7 класс

2 четверть


  1. Где разнообразней животный и растительный мир?

  • в тундре

  • в лесной зоне

  1. Напишите названия полезных ископаемых лесной зоны

  2. Перечислите крупные реки лесной зоны

  3. Какой лес называт тайгой?

  4. Пушные звери-это

  • с пушистым и прочным мехом

  • звери с гладким мехом

  • дикие звери

  1. Каким цветом обозначены степи на карте?

  2. Что такое степь?

  3. Какие реки протекают по степной зоне?



Проверочная работа по географии

за 3 четверть

7 класс


  1. Каким цветом обозначены полупустыни и пустыни на карте?

  2. Пустыни – это

  3. Чем покрыта большая часть пустынь?

  4. Оазис – это

  5. Как вы думаете, какой климат в пустынях?

  6. Опишите климат пустыни

  7. Что характерно для растений пустынь(корни, листья)

  8. Каких животных пустынь вы знаете?

  9. Где расположен Астраханский заповедник?

  10. Занятия жителей пустынь и полупустынь


Проверочная работа по географии

за 4 четверть

7 класс


  1. Опишите климат пустыни

  2. Какие условия необходимы для жизни растений в пустыне?

  3. Какие растения можно увидеть на Черноморском побережье Кавказа?

  4. Перечислите полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе

  5. Почему ценится алтайский мед?

  6. Заповедник – это

  7. Оазисы – это

  • участки пустынь и полупустынь с разнообразной растительностью

  • водяные участки

  • место, где живут люди

  1. Природные ресурсы – это

  • ресурсы природы, которые человек использует в своей деятельности

  • полезные ископаемые

  • природа



Проверочная работа по географии

8 класс

1 четверть


  1. Перечислите материки восточного и западного полушарий

  2. Перечислите названия морей, которые входят в состав Мирового океана

  3. Айсберг –это

  • огромная рыба

  • огромная глыба льда, плавающая в океане

  • маленькие льдинки

  1. Перечислите животных обитающих на Северном Ледовитом океане

  2. Наука об изучении Мирового океана называется –

  • зоология

  • морелогия

  • океанология

  1. Африка –

  • самый жаркий материк земного шара

  • самый холодный материк земного шара

  1. Переслите полезные ископаемые Африки

  2. Самая большая пустыня Африки

  3. Австралия –

  • самый малый по площади материк Земли

  • самый большой по площади

Перечислите полезные ископаемы Австралии



Проверочная работа по географии

8 класс

2 четверть


  1. Антарктида –

  • самый теплый материк Земли

  • самый холодный материк

  • самый холодный и высокий материк Земли

  1. Что такое айсберг?

  2. Перечислите растительность Антарктиды

  3. Животный мир Антарктиды

  • богатый

  • скудный

  1. Америку открыл

  • Христофор Колумб

  • Иван Сусанин

  • Емельян Пугачев

6. Северная Америка расположена

  • в западном полушарии

  • в восточном полушарии

    1. Самая большая река

    2. Расшифруйте США

    3. Какие океаны омываю Южную Америку?

    4. Какие полезные ископаемые добывают в Южной Америке?


Проверочная работа

по географии 8 класс

3 четверть

  1. На каких языках говорят в Южной Америке?

  2. Водами какого океан омывается Бразилия?

  3. Любимые развлечения бразильцев

  • карнавал

  • объедание фруктами

  • футбол

  1. Евразия –

  • материк на котором мы живем

  • очень холодное место

  • самое красивое место на Земле

  1. Каким океаном омывается Евразия на севере?

  2. Самый крупный остров Евразии


Проверочная работа по географии

4 четверть

8 класс

  1. Подчеркни название материков:


Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

  1. Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:


Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан


3.Соедини государства с их столицами:


Египет Вашингтон

Австралийский союз Канберра

Куба Бразилия

США Каир

Бразилия Гавана


4. Заполните таблицу:

Полезные ископаемые Европы

Полезные ископаемые

Азии

Растения и животные Европы

Растения и животные

Азии

Реки и озера

Европы

Реки и озера Азии




























































Проверочная работа по

географии

9 класс

1 четверть


  1. 1. Подчеркни название материков:


Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

  1. Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:


Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

  1. Перечислите государства Западной Европы

  2. Столица Великобритании

  3. Опишите шотландский национальный мужской костюм

  4. Крупные реки Франции –это

  • Омь

  • Луара

  • Сена

  • Гаронна

  • Сторица

  1. Столица Франции

  2. Крупные города Франции – это

  • Новосибирск

  • Лион

  • Москва

  • Марсель

Проверочная работа

по географии 9 класс

2 четверть


  1. Столица Германии

  2. Самая длинная река Польши

  • Висла

  • Лена

  • Амурдарья

  1. Столица Чехии

    • Москва

    • Прага

    • Вильнюс

  2. Ведущая отрасль промышленности Венгрии

  3. Перечислите страны Балтии

  4. Государственный язык Эстонии

  5. Главное увлечение эстонцев

    • Пляски

    • поедание каши

    • хоровое пение

  6. Столица Латвии

  7. Главная река Литвы

    • Омь

    • Неман

    • Обь

  8. Почему Литву называю «страной янтаря»?



Проверочная работа по географии

3 четверть

9 класс


  1. Перечислите страны Закавказья

  2. Столица Грузии

  3. Перечислите полезные ископаемые, добываемые в Грузии

  4. Коренное население Азербайджана

  • Туркмены

  • Азербайджанцы

  • Русские

  1. Ведущая отрасль промышленности Азербайджана

  2. Государственный язык Азербайджана

  3. Национальное блюдо казахов

  • Лепешки

  • Плов

  • Чебуреки

  1. Столица Таджикистана

  2. Река таджикистана

  • Сырдарья

  • Обь

  • Амударья



Проверочная работа по географии

4 четверть

9 класс


  1. Перечисли материки

2. Распредели государства по частям света: Норвегия, Индия, Турция, Япония, Румыния, Франция, Вьетнам, Китай, Казахстан, Польша, Греция, Грузия.

Европа

Азия







3. Соедини государства и их столицы:

Индия Улан-Батор

Украина Дели

Швеция Киев

Италия Рим

Монголия Стокгольм

4. Перечисли особенности климата Новосибирской области

5. Назови полезные ископаемые своего края

  1. Перечисли ведущие предприятия нашего города


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!