«
Адаптированная рабочая программа
по предмету
физическая культура
основного общего образования
6 В класс
Ильина А.В., учитель физической культуры
Рабочая программа предмета «Физическая культура» составлена для учеников 6 «В» класса_______________________________________________________________, которым на основании заключения ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной программе (АОП ЗПР).
Программа для учащихся 6 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования. Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной и средней школы по физической культуре, а так же с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР (задержка психического развития). Программа определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащегося. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования (Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.М.: «Просвещение», 2011 г.), авторской учебной программы В.И. Ляха "Физическая культура", учебник В.И. Лях "Физическая культура", 5-7 класс, 2016.
В 6 классе на изучение предмета «Физическая культура» отводится 68 ч (2ч в неделю, 34учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» обучающимися 6 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Программа и учебники для учащихся 5-7 и 8-9 классов разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования. Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной и средней школы по физической культуре, а так же с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР (задержка психического развития). Программа определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащегося.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.);
• владение умением находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
В области физической культуры:
• владение умениями:
- в циклических и ациклических локомоциях: бежать с максимальной скоростью с высокого старта; в равномерном темпе бегать до 10 мин; передвигаться на лыжах по дистанции; прыгать в длину с места.
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимся содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые предметные результаты
Ученик научится:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.
Содержание учебного предмета - 6 класс
Физическая культура как область знаний (в процессе урока)
История и современное развитие физической культуры.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Современные представления о физической культуре (основные понятия)
Физическая подготовка, её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Физическая культура человека.
Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (в процессе урока)
Организация и проведение самостоятельных занятийфизической культурой.
Подготовка к занятиям физическойкультурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью).
Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.
Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий.
Физическое совершенствование (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики (14 часов)
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах:
опорные прыжки
упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
упражнения на перекладине (мальчики)
Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки).
Легкая атлетика (18 часов)
Легкая атлетика: беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Упражнения в метание малого мяча.
Спортивные игры (20 часов)
Спортивные игры: технико – тактические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Правила спортивных игр.
Игры по правилам.
Лыжные гонки (13 часов)
Лыжные гонки: передвижение на лыжах разными способами.
Подъёмы.
Повороты.
Торможения.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
(в процессе уроков)
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег, прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание; преодоление препятствий разной сложности.
Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости).
Упражнения ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры)
Контроль знаний и физических качеств (3часа)
Входная контрольная работа.
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование уроков физической культуры в 6 классе
№ урока | Содержание (раздел, тема) | Коррекционная работа | Дата | Приме чание |
Планируемая | Фак тическая |
Раздел: Легкая атлетика. |
1 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Легкая атлетика: беговые упражнения. Ходьба и бег. | Коррекция знаний о правилах поведения в спортивном зале и на спортивной площадке | | | |
2 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Техника высокого и низкого старта. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
3 | Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Легкая атлетика: беговые упражнения. Техника низкого и низкого старта. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
4 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Эстафетный бег. Контрольное упражнение - 60м. | Корректировка техники челночного бега. | | | |
5 | Прыжковые упражнения. Техника прыжка в длину с разбега «согнув ноги». | Коррекция и формирование навыка правильной осанки. | | | |
6 | Прыжковые упражнения. Контрольное упражнение - прыжок в длину с разбега «согнув ноги». | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
7 | Упражнение в метание малого мяча. Техника метания малого мяча с разбега. | Коррекция, укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
8 | Упражнения в метании малого мяча. Контрольное упражнение - метания малого мяча. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
9 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Линейные эстафеты. Контрольное упражнение -300м. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
10 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Техника бега на средние дистанции. Преодоление полосы препятствий включающая разные прикладные упражнения. | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
11 | Входная контрольная работа. | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
Раздел: Спортивные игры. Баскетбол. |
12 | Правила спортивных игр (баскетбол). Стойка игрока, способы передвижения, остановка, повороты, передачи. | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
13 | Спортивные игры: технико-тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Техника ведения мяча с изменением направления и высоты отскока. | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
14 | Технико – тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Остановка в два шага, вырывание мяча. Контрольное упражнения - ведение мяча с изменением направления. | Коррекция, укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
15 | Физическая подготовка, её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Техника броска после ведения. | Коррекция и развитие силовых качеств, координации движений | | | |
16 | Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (координации). Технико – тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Передача одной рукой от плеча. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
17 | Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта. Технико – тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Игра по правилам. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
Раздел: Гимнастика с основами акробатики |
18 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд, назад, слитно. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
19 | Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Акробатические упражнения и комбинации. Контрольное упражнение – кувырок вперёд, назад слитно. | Коррекция и укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
20 | Акробатические упражнения. Мост из положения стоя (д). Кувырок назад в стойку ноги врозь (м). | Коррекция и контроль двигательных качеств | | | |
21 | Акробатические упражнения. Контрольное упражнение - мост из положения стоя, кувырок назад в стойку ноги врозь. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
22 | Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта. Акробатические упражнения и комбинации. | Коррекция и контроль двигательных качеств | | | |
23 | Акробатические упражнения и комбинации. Контрольное упражнение - акробатическая комбинация. | Коррекция знаний о значении закаливания на организм | | | |
24 | Ритмическая гимнастика с элементами хореографии. Комплекс ритмической гимнастики. | Коррекция и контроль двигательных качеств | | | |
25 | Ритмическая гимнастика с элементами хореографии. Оценка техники выполнения комплекса ритмической гимнастики. | Коррекция и развитие скоростно-силовых качеств, координации движений | | | |
26 | Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культуры. Опорные прыжки: приземление при опорном прыжке. | Коррекция, укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
27 | Опорные прыжки. Техника опорного прыжка ноги врозь. Прыжки через скакалку. | Коррекция, укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
28 | Опорные прыжки. Оценка освоения техники опорного прыжка ноги врозь. | Коррекция, укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
29 | Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы). Упражнения на перекладине, на бревне. Лазание по канату в два приема. | Коррекция, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
30 | Упражнения на перекладине. Упражнения на гимнастическом бревне. Лазание по канату в два приема. | Коррекция и контроль двигательных качеств | | | |
31 | Упражнения на гимнастическом бревне, на перекладине (оценка освоения). Преодоление препятствий разной сложности. | Коррекция и укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
Раздел: Лыжная подготовка |
32 | Подготовка к занятиям физической культурой. Лыжные гонки: передвижение на лыжах разными способами. Техника попеременного двухшажного хода. | Коррекция физических качеств: силы, координации | | | |
33 | Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта. Техника одновременного бесшажного и попеременного двухшажного хода. | Коррекция знаний о значении личной гигиены для человека | | | |
34 | Лыжные гонки: передвижение на лыжах разными способами. Техника одновременного двухшажного хода. | Коррекция и совершенствование акробатических упражнений | | | |
35 | Передвижение на лыжах разными способами. Оценка техники попеременного двухшажного хода. | Коррекция и совершенствование акробатических упражнений | | | |
36 | Подъём: «полуелочкой», «елочкой». Оценка техники одновременного двухшажного хода. | Коррекция физических качеств: силы, координации | | | |
37 | Подъёмы. «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции 1,5 км. | Коррекция физических качеств: силы, координации | | | |
38 | Торможение: «упором». Прохождение дистанции 1,5 км. | Коррекция физических качеств: силы, координации | | | |
39 | Торможение: «упором». Подъемы. Оценка техники подъема «елочкой». | Коррекция знаний о значении соблюдения режима дня для человека | | | |
40 | Торможения. Оценка освоения торможения «упором». Прохождение дистанции 2 км. | Коррекция и совершенствование акробатических упражнений | | | |
41 | Поворот: «упором». Прохождение дистанции 2км. | Коррекция и совершенствование акробатических упражнений | | | |
42 | Поворот: «упором». Контрольное упражнение -1 км | Коррекция и укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. | | | |
43 | Повороты. Оценка техники поворота «упором» Прохождение дистанции - 2км. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
44 | Передвижение на лыжах различными способами. Прохождение дистанции 2 км. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
45 | Лыжные гонки. Промежуточная аттестация. | Коррекция физических качеств: силы, координации, ловкости | | | |
Раздел: Спортивные игры. Волейбол. |
46 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Спортивные игры: технико – тактические действия и приёмы игры в волейбол. Стойки и перемещения игрока | Коррекция знаний о взаимосвязи физической нагрузки и ее влияния на частоту сердечных сокращений. | | | |
47 | Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (ловкости). Технико – тактические действия и приёмы. Передача мяча сверху двумя руками. Эстафеты с мячом. | Коррекция знаний о физической подготовке и ее связи с развитием систем дыхания и кровообращения. | | | |
48 | Спортивные игры: технико – тактические действия и приёмы. Техника приема мяча снизу над собой, передачи мяча сверху двумя руками | Коррекция и формирование навыка соблюдения режима дня | | | |
49 | Технико – тактические действия и приёмы. Техника нижней прямой подачи. Игра по правилам. | Коррекция и формирование навыка соблюдения правил личной гигиены | | | |
50 | Технико – тактические действия и приёмы. Контрольное упражнение - верхней прямой подачи. Игра по правилам. | Коррекция мышления, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
51 | Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Игра по правилам. | Коррекция мышления, формирование и совершенствование координации движений. | | | |
Раздел: Спортивные игры. Баскетбол. |
52 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Технико – тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. | Коррекция и расширение знаний об истории развития физической культуры в России | | | |
53 | Спортивные игры: технико – тактические действия и приёмы игры в баскетбол. Техника броска мяча одной рукой от плеча с места. Эстафеты. | Коррекция и расширение знаний об истории появления мяча | | | |
54 | Упражнения ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта. Контрольн6ое Упражнение - бросок одной рукой от плеча с места. | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
55 | Технико – тактические действия и приёмы. Совершенствование техники освоенных элементов. Игра по правилам - баскетбол 3*3. | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
Раздел: Легкая атлетика. |
56 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Прыжковые упражнения. Прыжок в высоту с разбега. | Коррекция и формирование знаний о полезности закаливания. | | | |
57 | Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта. Прыжковые упражнения. Контрольное упражнение - прыжка в высоту с разбега. | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
58 | Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (быстроты). Лёгкая атлетика: беговые упражнения. Техника высокого, низкого старта. | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
59 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Эстафетный бег. Контрольное упражнение -60м. | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
60 | Прыжковые упражнения. Техника прыжка в длину с разбега «согнув ноги». | Формирование, коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
61 | Прыжковые упражнения. Оценка техники прыжка в длину с разбега «согнув ноги». | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
62 | Упражнения в метании малого мяча. Бег на средние дистанции. | Формирование и совершенствование координации движений. | | | |
63 | Упражнения в метании малого мяча. Контрольное упражнение – метание малого мяча. | Формирование и коррекция знаний о назначении и правильном использовании инвентаря. | | | |
Раздел: Спортивные игры. Футбол. |
64 | Требование безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Правила спортивных игр. Передвижения, ведение мяча. | Коррекция физических качеств. | | | |
65 | Спортивные игры: технико – тактические действия и приёмы игры в футболе. Техника удара мяча внутренней стороной стопы и остановки катящегося мяча. | Коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
66 | Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта Технико – тактические действия и приёмы. Техника удара внутренней частью подъема. Эстафеты. | Коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
68 | Организация досуга средствами физической культуры. Технико – тактические действия и приёмы. Игра по правилам. | Коррекция и совершенствование координации движений. | | | |
68 | Промежуточная аттестация. | | | | |