Адаптированная программа по дополнительному образованию кружок «Лоскуток»
КГОБУ «Артемовская коррекционная школа – интернат»
Разработал учитель технологии и дополнительного образования Зонина Ольга Ивановна
Адаптированная программа
"Лоскуток или безотходное производство"
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер - очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возможности. Можно замечательно украсить свой дом, наполнить его изяществом. Одна, пусть маленькая вещица может радовать нас на протяжении долгого времени. Немного умения и фантазии, и наш дом “улыбается”, становится теплее и уютнее.
С детских лет я уяснила, что любая вещь должна служить до тех пор, пока она находит применение, и выбрасывать ее можно только тогда, когда из нее ничего невозможно сделать. Итак, у каждого остаются мужские, женские, детские - ненужные вещи, лоскутки. Я стала искать им применение. Вещи нашли свое применение на уроках по технологии при изучении лоскутного шитья.
Коррекционная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося по его возможностям. Особая роль в этом отводится учителю профессионально трудового обучения (швейного дела). Он должен обладать творческой индивидуальностью и общей технологической культурой, иметь хороший уровень знаний и умений, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе техниками художественного лоскутного шитья. Это послужит основой для творческой, эффективной работы с детьми (технологическому мастерству декоративно-прикладного характера).
Для успешного формирования творческой личности я создаю адаптированную программу на учебный курс “Лоскуток или безотходное производство”.
Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического, творческого и патриотического воспитания.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся, её реализация становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.
Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит кругозор в изучение раздела “Рукоделие” для учащихся 6-9-х классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века.
Курс рассчитан на 68 часов и состоит из двух частей:
1. “Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья”. В этой части состоится знакомство с терминами, основой цветовой грамоты, видами орнаментов и самыми популярными приёмами шитья из лоскутов (20 часа).
2. “Современные формы традиционного лоскутного творчества”. Здесь повторив и применив пройденное в первой главе и “сочинив” что-нибудь собственное, оригинальное создаются разнообразные изделия (48 часа).
Каждое занятие проходит один раз в неделю продолжительностью 2 часа. Занятие состоит из теоретической части (теоретические сведения), практической (показ способов и приёмов лоскутного шитья, выполнения образцов).
Приступая к ознакомлению обучающихся с творческим художественным лоскутным шитьём, необходимо уделять большое внимание изучению различных технологий изготовления, закономерностям цветовых сочетаний, художественно-теоретическим основам декоративно-прикладного творчества.
Цели курса:
1. Создать условия обучающимся для повышения художественно-эстетической культуры, получению знаний и умений по конструированию и пошиву оригинальных изделий из лоскута и экономного его использования
2. Создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Задачи курса:
в области образования:
- расширять и углублять знания обучающихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, рисования, история, литература;
- предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес в области художественного лоскутного шитья;
- приобретать специальные знания по гармоничному сочетанию цветов;
- формировать понятия о современных формах традиционного лоскутного шитья.
в области воспитания:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.
в области развития:
- развивать художественно-творческие способности, потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развивать фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер; положительные эмоции и волевые качества,
При изучении курса “Лоскуток или безотходное производство” обучающиеся закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия из лоскутков в натуральную величину.
В результате усвоения учебного курса:
Обучающиеся должны знать:
Историю создания лоскутного шитья.
Культурные традиции, особенности русского народного и зарубежного лоскутного шитья.
Назначение и способы изготовления традиционных русских тряпичных кукол.
Современные возможности лоскутного шитья и моды.
Правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; свойства тканей из натуральных и химических волокон.
Основы цветовой грамоты.
Основные понятия об орнаменте, виды орнамента. Законы и правила орнаментальной композиции.
Технологические основы лоскутного шитья.
Виды техник и приёмы лоскутного шитья.
Обучающиеся должны уметь:
Осуществлять поиск необходимой информации в области лоскутной грамоты.
Подбирать и строить различный узор, создавать орнамент.
Определять виды орнамента, размер и место на изделии.
Выполнять эскизы и выкройки изделий из лоскута.
Выполнять технологические основы лоскутного шитья.
Выполнять различные техники лоскутного шитья.
Изготавливать русскую тряпичную куклу (сшивную и не сшивную).
Тематический план
№ | Темы | Количество часов | Теор. занятия | Практ. занятия |
1 | Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья. | 2 | 2 | |
2 | Художественная обработка текстильного лоскута. | 2 | | 2 |
3 | Основы цветовой грамоты | 4 | 2 | 2 |
4 | Техники и приёмы лоскутного шитья. Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”. | 8 | 2 | 6 |
5 | Основные понятия об орнаменте. Техники: “Весёлые квадратики”, “Удивительные треугольники”, “Необычные ромбы”. | 10 | 4 | 6 |
6 | Техники: “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”, “Свободная техника”. | 6 | 2 | 4 |
7 | Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло. (использование разных техник) | 10 | 2 | 8 |
8 | Лоскуты или безотходное производство Технология работы над мелкими лоскутным изделием. Подушки, прихватки, чехлы для очков и телефонов, аппликация. | 10 | 2 | 8 |
9 | Приёмы получения разнообразных фактур. Хитроумные техники: “Витражи”, “Пуфики”. | 6 | 2 | 4 |
10 | Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы. | 8 | 2 | 6 |
11 | Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы. | 8 | 2 | 6 |
12 | Итоговое занятие – проект, выставка работ | 2 | | 2 |
13 | Итого | 68 | 20 | 48 |
Программа курса
1 часть:
“Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья” - 20 ч.
1. Введение. (2 ч.)
Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.
Технологические основы лоскутного шитья.
Традиционное лоскутное шитьё.
2. Художественная обработка текстильного лоскута (2 ч.)
Термины: текстиль, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, лоскутная пластика, аппликация, орнамент, эскиз, шаблон, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. Получение разнообразных фактур: фактура, декоративная вышивка.
О развитии лоскутного шитья.
Традиционное лоскутное шитьё России.
Ткань как материал для творчества, инструменты и оборудование.
Организация рабочего места.
Технология лоскутного шитья.
Практическая работа: схема взаимосвязи видов, способов и приёмов работы с текстильным лоскутом; составление эскиза, работа с шаблоном.
3. Основы цветовой грамоты (4 ч.)
Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная. Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур. Пространственное смешение цветов.
Практические работы:
1. Сравнить восприятие одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.
2. Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.
3. Проиллюстрировать на тканях проявление светлотного и цветового контрастов.
4. Выполнить образцы из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.
5. Изготовить 12-членный цветовой круг, пользуясь дополнительной литературой (Приложение 1, рис. 2.1).
4. Техники и приёмы лоскутного шитья (8 ч.)
Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника “Полоска”: общие правила при работе с полоской, возможности техники. Выполнение рисунков из полосок одной ширины: диагональная раскладка, прямая раскладка, “Паркет”, “Колодец”, “Квадрат”, цветные кольца, полосы.
Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.
Практические работы:
1. Подготовить 5-8 тканей различного цвета и тона.
2. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в каждой технике (8 шт.)
3. Отработать приёмы создания различных фактур.
5. Основные понятия об орнаменте (10 ч.).
Виды орнаментов: геометрические, изобразительные. Закономерности орнаментальных построений: понятие о композиции орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся), композиционные решения лоскутных полотен. Законы и правила орнаментальной композиции: закон пропорциональности, закон соподчинения, закон контраста и простоты, закон орнаментального контрапункта. Работа над творческим проектом.
Практические работы:
1. Построить статическую раппортную композицию (8х8 см) В раппорте мотив треугольник.
2. Построить раппортную орнаментальную композицию – элемент мотива треугольник.
3. Изготовить панно “Звезда”.
4. Построить статическую раппортную композицию (6х6 см.). В раппорте один мотив (квадрат, ромб).
5. Выполнить образцы квадрата и ромба размером 30х30 см. из нескольких раппортов.
6. Используя один и тот же мотив, построить несколько вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.
6. Техника “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”.
6. “Свободная техника” (6 ч.).
Работа с уголками весёлая и интересная. Особенность этой техники – настрачивание рядами на основу. Другое название “мозаики” – английский пэчворк. Соединяют лоскутки вручную.
“Свободная техника” лоскутного шитья – соединение лоскутков различных форм и размеров, подобранных по цвету и тону.
Практические работы:
1. Выложить и выполнить из “уголков” декоративную салфетку.
2. Выполнить в старинной технике “Мозаика” декоративную салфетку размером 35х35 см.
3. Выполнить в “Свободной технике” схему “Роза”.
7. Современные формы традиционного лоскутного шитья (10 ч.).
К ним подходит пословица “Глаза бояться, а руки делают”.
Знакомство с техникой “Витража”, техника “весёлые квадратики
Практические работы:
1. Изготовление декоративной наволочки (размер наволочки 41х41 см, величина однотонного цветка 9х9 см) в технике “Витраж”.
2. Изготовление диванной подушки в технике “Пуфики или бисквиты” размером 30х30 см.
8. Лоскуты или безотходное производство (10 ч.).
Технология работы над лоскутным изделием.
“Уютные лоскуты”. Подушка. Панно в виде “Аппликации
Работа над творческим проектом.
Практические работы:
1. Аппликация.
2. Подушка в технике “Спираль” размер 40х40 см.
9. Хитроумные техники: “витражи”, “пуфики” (6 ч.).
Самодельные лоскутные вещи - одеяла, панно, диванные подушки – создают особую теплоту и уют в доме.
Практическая работа:
1. Детское одеяло размером 140х140 см. из 9 квадратов размером 30х30 см. (в готовом виде), соединены 4 короткими полосами фона шириной 10 см, длиной – 30 см. и 4 длинными (10х10 см.). Ширина каймы – 15 см.
Узоры в квадратах выполнены различными техниками лоскутного шитья, которые уже хорошо знакомы. Одеяло с таким расположением узоров называется “Семплер”.
10. Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы (8 ч.).
История, назначение и способ изготовления русской тряпичной куклы.
Не сшивная (закрутка), сшивная, этнографическая кукла.
Русский народный костюм.
Основы русского кроя:
Рубаха – основа всех женских костюмов;
Понева – древнейший вид поясной женской одежды.
Сарафан – известная женская народная одежда.
Цвет в народном костюме.
Орнаментальный декор народного костюма.
Практические работы:
1. Изготовить куклу из капрона, костюмы.
2. Выполнить куклы обереги.
11. Итоговое занятие. (2 ч.)
1. Защита творческих проектов.
2. Выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний об истории, культурных традициях, современных возможностей лоскутного шитья;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей;
- приобретение опыта в поиске необходимой информации, оценки и анализа;
- приобретение опыта изготовления лоскутных изделий и возможности самостоятельного применения.