СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по дополнительному образованию, кружок "Лоскуток"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по дополнительному образованию, кружок "Лоскуток"»

Адаптированная программа по дополнительному образованию кружок «Лоскуток»



КГОБУ «Артемовская коррекционная школа – интернат»

Разработал учитель технологии и дополнительного образования Зонина Ольга Ивановна



Адаптированная программа

"Лоскуток или безотходное производство"

Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер - очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возможности. Можно замечательно украсить свой дом, наполнить его изяществом. Одна, пусть маленькая вещица может радовать нас на протяжении долгого времени. Немного умения и фантазии, и наш дом “улыбается”, становится теплее и уютнее.

С детских лет я уяснила, что любая вещь должна служить до тех пор, пока она находит применение, и выбрасывать ее можно только тогда, когда из нее ничего невозможно сделать. Итак, у каждого остаются мужские, женские, детские - ненужные вещи, лоскутки. Я стала искать им применение. Вещи нашли свое применение на уроках по технологии при изучении лоскутного шитья.

Коррекционная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося по его возможностям. Особая роль в этом отводится учителю профессионально трудового обучения (швейного дела). Он должен обладать творческой индивидуальностью и общей технологической культурой, иметь хороший уровень знаний и умений, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе техниками художественного лоскутного шитья. Это послужит основой для творческой, эффективной работы с детьми (технологическому мастерству декоративно-прикладного характера).

Для успешного формирования творческой личности я создаю адаптированную программу на учебный курс “Лоскуток или безотходное производство”.

Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического, творческого и патриотического воспитания.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся, её реализация становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.

Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит кругозор в изучение раздела “Рукоделие” для учащихся 6-9-х классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века.

Курс рассчитан на 68 часов и состоит из двух частей:

1. “Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья”. В этой части состоится знакомство с терминами, основой цветовой грамоты, видами орнаментов и самыми популярными приёмами шитья из лоскутов (20 часа).

2. “Современные формы традиционного лоскутного творчества”. Здесь повторив и применив пройденное в первой главе и “сочинив” что-нибудь собственное, оригинальное создаются разнообразные изделия (48 часа).

Каждое занятие проходит один раз в неделю продолжительностью 2 часа. Занятие состоит из теоретической части (теоретические сведения), практической (показ способов и приёмов лоскутного шитья, выполнения образцов).

Приступая к ознакомлению обучающихся с творческим художественным лоскутным шитьём, необходимо уделять большое внимание изучению различных технологий изготовления, закономерностям цветовых сочетаний, художественно-теоретическим основам декоративно-прикладного творчества.

Цели курса:

1. Создать условия обучающимся для повышения художественно-эстетической культуры, получению знаний и умений по конструированию и пошиву оригинальных изделий из лоскута и экономного его использования

2. Создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Задачи курса:

в области образования:

- расширять и углублять знания обучающихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, рисования, история, литература;

- предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес в области художественного лоскутного шитья;

- приобретать специальные знания по гармоничному сочетанию цветов;

- формировать понятия о современных формах традиционного лоскутного шитья.

в области воспитания:

- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;

- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.

в области развития:

- развивать художественно-творческие способности, потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

- развивать фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер; положительные эмоции и волевые качества,

При изучении курса “Лоскуток или безотходное производство” обучающиеся закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия из лоскутков в натуральную величину.

В результате усвоения учебного курса:

Обучающиеся должны знать:

  1. Историю создания лоскутного шитья.

  2. Культурные традиции, особенности русского народного и зарубежного лоскутного шитья.

  3. Назначение и способы изготовления традиционных русских тряпичных кукол.

  4. Современные возможности лоскутного шитья и моды.

  5. Правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; свойства тканей из натуральных и химических волокон.

  6. Основы цветовой грамоты.

  7. Основные понятия об орнаменте, виды орнамента. Законы и правила орнаментальной композиции.

  8. Технологические основы лоскутного шитья.

  9. Виды техник и приёмы лоскутного шитья.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации в области лоскутной грамоты.

  2. Подбирать и строить различный узор, создавать орнамент.

  3. Определять виды орнамента, размер и место на изделии.

  4. Выполнять эскизы и выкройки изделий из лоскута.

  5. Выполнять технологические основы лоскутного шитья.

  6. Выполнять различные техники лоскутного шитья.

  7. Изготавливать русскую тряпичную куклу (сшивную и не сшивную).

Тематический план

Темы

Количество часов

Теор.
занятия

Практ.
занятия

1

Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья.

2

2

 

2

Художественная обработка текстильного лоскута.

2

 

2

3

Основы цветовой грамоты

4

2

2

4

Техники и приёмы лоскутного шитья.
Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”.

8

2

6

5

Основные понятия об орнаменте.
Техники: “Весёлые квадратики”, “Удивительные треугольники”, “Необычные ромбы”.

10

4

6

6

Техники: “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”, “Свободная техника”.

6

2

4

7

Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло. (использование разных техник)

10

2

8

8

Лоскуты или безотходное производство Технология работы над мелкими лоскутным изделием.
Подушки, прихватки, чехлы для очков и телефонов, аппликация.

  10

    2

  8

9

Приёмы получения разнообразных фактур. Хитроумные техники: “Витражи”, “Пуфики”.

6

2

4

10

Лоскутные куклы.
Народный костюм для куклы.

8

2

6

11

Лоскутные куклы.
Народный костюм для куклы.

8

2

6

12

Итоговое занятие – проект, выставка работ

2


13

Итого

68

20

48

Программа курса

1 часть:

Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья” - 20 ч.

1. Введение. (2 ч.)

Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.

Технологические основы лоскутного шитья.

Традиционное лоскутное шитьё.



2. Художественная обработка текстильного лоскута (2 ч.)

Термины: текстиль, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, лоскутная пластика, аппликация, орнамент, эскиз, шаблон, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. Получение разнообразных фактур: фактура, декоративная вышивка.

О развитии лоскутного шитья.

Традиционное лоскутное шитьё России.

Ткань как материал для творчества, инструменты и оборудование.

Организация рабочего места.

Технология лоскутного шитья.

Практическая работа: схема взаимосвязи видов, способов и приёмов работы с текстильным лоскутом; составление эскиза, работа с шаблоном.

3. Основы цветовой грамоты (4 ч.)

Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная. Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур. Пространственное смешение цветов.

Практические работы:

1. Сравнить восприятие одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.

2. Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.

3. Проиллюстрировать на тканях проявление светлотного и цветового контрастов.

4. Выполнить образцы из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.

5. Изготовить 12-членный цветовой круг, пользуясь дополнительной литературой (Приложение 1, рис. 2.1).

4. Техники и приёмы лоскутного шитья (8 ч.)

Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника “Полоска”: общие правила при работе с полоской, возможности техники. Выполнение рисунков из полосок одной ширины: диагональная раскладка, прямая раскладка, “Паркет”, “Колодец”, “Квадрат”, цветные кольца, полосы.

Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.

Практические работы:

1. Подготовить 5-8 тканей различного цвета и тона.

2. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в каждой технике (8 шт.)

3. Отработать приёмы создания различных фактур.

5. Основные понятия об орнаменте (10 ч.).

Виды орнаментов: геометрические, изобразительные. Закономерности орнаментальных построений: понятие о композиции орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся), композиционные решения лоскутных полотен. Законы и правила орнаментальной композиции: закон пропорциональности, закон соподчинения, закон контраста и простоты, закон орнаментального контрапункта. Работа над творческим проектом.

Практические работы:

1. Построить статическую раппортную композицию (8х8 см) В раппорте мотив треугольник.

2. Построить раппортную орнаментальную композицию – элемент мотива треугольник.

3. Изготовить панно “Звезда”.

4. Построить статическую раппортную композицию (6х6 см.). В раппорте один мотив (квадрат, ромб).

5. Выполнить образцы квадрата и ромба размером 30х30 см. из нескольких раппортов.

6. Используя один и тот же мотив, построить несколько вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.

6. Техника “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”.

6. “Свободная техника” (6 ч.).

Работа с уголками весёлая и интересная. Особенность этой техники – настрачивание рядами на основу. Другое название “мозаики” – английский пэчворк. Соединяют лоскутки вручную.

“Свободная техника” лоскутного шитья – соединение лоскутков различных форм и размеров, подобранных по цвету и тону.

Практические работы:

1. Выложить и выполнить из “уголков” декоративную салфетку.

2. Выполнить в старинной технике “Мозаика” декоративную салфетку размером 35х35 см.

3. Выполнить в “Свободной технике” схему “Роза”.



7. Современные формы традиционного лоскутного шитья (10 ч.).

К ним подходит пословица “Глаза бояться, а руки делают”.

Знакомство с техникой “Витража”, техника “весёлые квадратики

Практические работы:

1. Изготовление декоративной наволочки (размер наволочки 41х41 см, величина однотонного цветка 9х9 см) в технике “Витраж”.

2. Изготовление диванной подушки в технике “Пуфики или бисквиты” размером 30х30 см.

8. Лоскуты или безотходное производство (10 ч.).

Технология работы над лоскутным изделием.

“Уютные лоскуты”. Подушка. Панно в виде “Аппликации

Работа над творческим проектом.

Практические работы:

1. Аппликация.

2. Подушка в технике “Спираль” размер 40х40 см.

9. Хитроумные техники: “витражи”, “пуфики” (6 ч.).

Самодельные лоскутные вещи - одеяла, панно, диванные подушки – создают особую теплоту и уют в доме.

Практическая работа:

1. Детское одеяло размером 140х140 см. из 9 квадратов размером 30х30 см. (в готовом виде), соединены 4 короткими полосами фона шириной 10 см, длиной – 30 см. и 4 длинными (10х10 см.). Ширина каймы – 15 см.

Узоры в квадратах выполнены различными техниками лоскутного шитья, которые уже хорошо знакомы. Одеяло с таким расположением узоров называется “Семплер”.

10. Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы (8 ч.).

История, назначение и способ изготовления русской тряпичной куклы.

Не сшивная (закрутка), сшивная, этнографическая кукла.

Русский народный костюм.

Основы русского кроя:

Рубаха – основа всех женских костюмов;

Понева – древнейший вид поясной женской одежды.

Сарафан – известная женская народная одежда.

Цвет в народном костюме.

Орнаментальный декор народного костюма.

Практические работы:

1. Изготовить куклу из капрона, костюмы.

2. Выполнить куклы обереги.

11. Итоговое занятие. (2 ч.)

1. Защита творческих проектов.

2. Выставка творческих работ.

Ожидаемые результаты:

- получение знаний об истории, культурных традициях, современных возможностей лоскутного шитья;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей;

- приобретение опыта в поиске необходимой информации, оценки и анализа;

- приобретение опыта изготовления лоскутных изделий и возможности самостоятельного применения.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!