Пояснительная записка
Программа «Экологическая тропа исследования» для 3 класса разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р. Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы, Москва, «Академкнига/учебник», 2017 и программы организации эколого-исследовательской деятельности младших школьников «Путешествия в мир родной природы» под редакцией Н. И. Асташиной для учащихся 3-4 классов.
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,
- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Курс рассчитан на 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты, согласно планируемым результатам освоения ООП, включают:
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;
— формирование умения договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тема 1. Эти удивительные животные (8 часов)
В условиях внеурочной деятельности младшие школьники изучают особенности животного и растительного мира планеты. Обобщают и сравнивают информацию с опорой на современную экологическую обстановку. Учатся выполнять групповые информационные проекты и защищать их.
Педагог обсуждает с детьми основные задачи проектной деятельности и особенности работы с аудио и видео-информацией.
Тема 2. Тайны океанов (8 часов)
В ходе ознакомления с видеосюжетами представленными известными океанологами и адаптированными для школьников учащиеся знакомятся с особенностями подводного мира и осознают, как на него влияет деятельность человека. Учатся анализировать получаемую информацию и представлять ее в форме различных моделей при решении проектных задач, направленных на формирование таких исследовательских умений как умение анализировать и отбирать необходимую информацию, умение обобщать полученные данные в форме модели, умение формулировать гипотезу и цели исследования.
Тема 3. Национальные парки мира
Учащиеся в активных формах деятельности знакомятся с особенностями известных национальных парков мира, обобщают получаемую информацию и учатся прогнозировать возможные изменения в мире с опорой на развитие мировой промышленности и, как следствие, изменения экологической обстановки по всему миру. Данные действия реализуются в ходе выполнения исследовательского проекта.
Тема 4. Экология в Иркутской области
В процессе организации проектной деятельности учащиеся частично самостоятельно изучают экологическую обстановку в Иркутской области, учатся прогнозировать природные изменения в зависимости от сделанных выводов, а также решают проектные задачи, направленные на формирование обобщение и систематизацию изученной информации.
Основные методы и приемы работы:
- презентации;
- творческие отчеты;
- проекты;
- проектные задачи;
- видеоэкскурсии;
- выставки
Календарно - тематическое планирование
факультативных занятий
в 3 классе «Экологическая тропа исследования»
(34 часа)
№ п/п | Тема | Дата |
| Тема 1 Эти удивительные животные (8 часов) | |
1. | Острота чувств | |
2. | Мастера комуфляжа | |
3. | Искусство больших кошек | |
4. | Экстремальные путешествия | |
5. | Сохраняя тепло | |
6. | Выжить в пустыне | |
7. | Информационный проект «Вопросы выживания в современном экологическом мире» | |
8. | Представление проекта | |
| Тема 2 Тайны океанов (8 часов) | |
9. | Большие киты | |
10. | Подводный лес | |
11. | Живущие во тьме | |
12 | Акулы | |
13. | Звездный сад | |
14. | Жизнь по законам океана | |
15. | Проектная задача «Эколог под водой» | |
16. | Представление решения проектной задачи | |
| Тема 3 Национальные парки мира (8 часов) | |
17. | Глейшер-Бей. Аляска. | |
18. | Большой каньон. | |
19. | Тропа великана | |
20. | Гран Парадизо | |
21. | Заповедник Волонг | |
22. | Гора Эверест | |
23. | Проект «Знай и Храни!» | |
24. | Представление проекта | |
| Тема 4 Экология в Иркутской области» (10 часов) | |
25. | Проектная задача «Экология в моём мире» | |
26. | Представление решения проектной задачи | |
27. | Викторина «Флора и фауна Иркутской области» | |
28. | Информационный проект «Сохранение жизни вокруг меня!» | |
29. | Информационный проект «Сохранение жизни вокруг меня!» | |
30. | Представление результатов проекта | |
31. | Проектная задача «Мечты о будущем» | |
32. | Представление решения проектной задачи | |
33. | Своя игра «Жизнь» | |
34. | Итоговое занятие. Проектная задача «Я и Ты». | |
| | | | |
Литература Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академ- книга/Учебник. Асташина Н. И. Организация эколого-иследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы / авт.-сост. Н.И. Асташина. –Волгоград : Учитель. – 95 с. Национальные парки мира М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008 Разнобразие жизни. Тайны океанов М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008 Эти удивительные животные М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008 Энциклопедия Байкала. Иркутск : Восьмое небо, 200 Географическая энциклопедия Иркутской области. Общий очерк / Ред. Л.М. Корытный . – Иркутск : Издательство Института географи им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2017. – 336 с. | | | |