СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа "Экологическая тропа исследования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа "Экологическая тропа исследования"»

Пояснительная записка


Программа «Экологическая тропа исследования» для 3 класса разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р. Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы, Москва, «Академкнига/учебник», 2017 и программы организации эколого-исследовательской деятельности младших школьников «Путешествия в мир родной природы» под редакцией Н. И. Асташиной для учащихся 3-4 классов.

Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Цель программы внеурочной деятельности:

- формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Задачи программы:

- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,

- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,

- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Курс рассчитан на 34 часа.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты, согласно планируемым результатам освоения ООП, включают:

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;

— формирование умения договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.


Тема 1. Эти удивительные животные (8 часов)

В условиях внеурочной деятельности младшие школьники изучают особенности животного и растительного мира планеты. Обобщают и сравнивают информацию с опорой на современную экологическую обстановку. Учатся выполнять групповые информационные проекты и защищать их.

Педагог обсуждает с детьми основные задачи проектной деятельности и особенности работы с аудио и видео-информацией.

Тема 2. Тайны океанов (8 часов)

В ходе ознакомления с видеосюжетами представленными известными океанологами и адаптированными для школьников учащиеся знакомятся с особенностями подводного мира и осознают, как на него влияет деятельность человека. Учатся анализировать получаемую информацию и представлять ее в форме различных моделей при решении проектных задач, направленных на формирование таких исследовательских умений как умение анализировать и отбирать необходимую информацию, умение обобщать полученные данные в форме модели, умение формулировать гипотезу и цели исследования.

Тема 3. Национальные парки мира

Учащиеся в активных формах деятельности знакомятся с особенностями известных национальных парков мира, обобщают получаемую информацию и учатся прогнозировать возможные изменения в мире с опорой на развитие мировой промышленности и, как следствие, изменения экологической обстановки по всему миру. Данные действия реализуются в ходе выполнения исследовательского проекта.

Тема 4. Экология в Иркутской области

В процессе организации проектной деятельности учащиеся частично самостоятельно изучают экологическую обстановку в Иркутской области, учатся прогнозировать природные изменения в зависимости от сделанных выводов, а также решают проектные задачи, направленные на формирование обобщение и систематизацию изученной информации.


Основные методы и приемы работы:

- презентации;

- творческие отчеты;

- проекты;

- проектные задачи;

- видеоэкскурсии;

- выставки


Календарно - тематическое планирование

факультативных занятий

в 3 классе «Экологическая тропа исследования»

(34 часа)


п/п

Тема

Дата


Тема 1 Эти удивительные животные (8 часов)


1.

Острота чувств


2.

Мастера комуфляжа


3.

Искусство больших кошек


4.

Экстремальные путешествия


5.

Сохраняя тепло


6.

Выжить в пустыне


7.

Информационный проект «Вопросы выживания в современном экологическом мире»


8.

Представление проекта



Тема 2 Тайны океанов (8 часов)


9.

Большие киты


10.

Подводный лес


11.

Живущие во тьме


12

Акулы


13.

Звездный сад


14.

Жизнь по законам океана


15.

Проектная задача «Эколог под водой»


16.

Представление решения проектной задачи



Тема 3 Национальные парки мира (8 часов)


17.

Глейшер-Бей. Аляска.


18.

Большой каньон.


19.

Тропа великана


20.

Гран Парадизо


21.

Заповедник Волонг


22.

Гора Эверест


23.

Проект «Знай и Храни!»


24.

Представление проекта



Тема 4 Экология в Иркутской области» (10 часов)


25.

Проектная задача «Экология в моём мире»


26.

Представление решения проектной задачи


27.

Викторина «Флора и фауна Иркутской области»


28.

Информационный проект «Сохранение жизни вокруг меня!»


29.

Информационный проект «Сохранение жизни вокруг меня!»


30.

Представление результатов проекта


31.

Проектная задача «Мечты о будущем»


32.

Представление решения проектной задачи


33.

Своя игра «Жизнь»


34.

Итоговое занятие. Проектная задача «Я и Ты».







Литература

Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академ- книга/Учебник.

Асташина Н. И. Организация эколого-иследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы / авт.-сост. Н.И. Асташина. –Волгоград : Учитель. – 95 с.

Национальные парки мира М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008

Разнобразие жизни. Тайны океанов М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008

Эти удивительные животные М. : ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2008

Энциклопедия Байкала. Иркутск : Восьмое небо, 200

Географическая энциклопедия Иркутской области. Общий очерк / Ред. Л.М. Корытный . – Иркутск : Издательство Института географи им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2017. – 336 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!