СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа основного общего образования по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа основного общего образования по литературе»











Адаптированная образовательная программа

основного общего образования

по литературе

для ученика 8 класса Якушина Н.

на 2016-2017 учебный год











составитель:

Солдатова Г.В.,

учитель русского языка и литературы





2016-2017
















1.Пояснительная записка

Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Адаптированная образовательная программа для Якушина Никиты, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего образования и реальными возможностями учащихся, исходя из структуры их заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Якушин Никита получает основное общее образование в Давыдовском филиале МБОУ Устьинской СОШ, осуществляющей образовательную деятельность по образовательной программе основного общего образования, созданной на основе действующего федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Для учащегося создаются специальные условия для получения образования в общеобразовательном классе.

Никита достиг к моменту поступления в основную школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП ООО совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Рабочая программа по предмету дополняется программой коррекционной работы, которая является ее неотъемлемой частью.

Адаптированная образовательная программа основного общего образования разработана для учащегося 8 класса Якушина Никиты по литературе на 2016-2017 учебный год основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закона Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

3. приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

4. приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

5. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).

6. Учебного плана на 2016-2017учебный год.


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).


Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу их психофизических особенностей.

Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Обучающиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.

Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.

Поэтому при составлении рабочей программы по литературе для 8 класса были использованы следующие рекомендации:

1.Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.

2.Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.


Коррекционно - развивающие задачи:

- дать учащемуся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

- использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащегося и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у учащегося трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.


Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи и обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Так как Никита обучаются в общеобразовательном классе, то в данной программе представлено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, разработанное для всех учащихся.

2.Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


3. Место предмета в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета отводится 34 учебных недели.

Данная программа по предмету «Литература» рассчитана на 34 учебные недели (68 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием), так как одна неделя в 8 классе отводится на промежуточную аттестацию.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представле­ний); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представле­ние); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие пред­ставлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзо­пов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со­нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное пред­ставление); герой-повествователь (развитие представлений).

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих

классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской по­зиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом:

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов.

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Использовать приобретённые знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения частоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  • использования родного языка как средства объяснения в любви милой женщине и удовлетворения коммуникативных потребностей в общении не нарушая границ этикета.


5. Содержание программы учебного предмета

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы ХVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы ХVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Р. Бредбери «Улыбка». Проблема сохранения культурных ценностей в рассказе

Из литературы ХIХ века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К***(«Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальное представление). Роман (начальное представление). Реализм (начальное представление).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Проблема выбора пути и цели в жизни в новелле О. Генри «Обращение Джимми Валентайма»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки на сцене комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе идателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Проблема ответственности за возможные последствия сделанного выбора в произведении Р. Шекли «Абсолютное оружие»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы ХХ века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Мотив одиночества в лирике И. Бунина. «Люблю цветные стёкла окон…», «У птицы есть гнездо…»

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической прозе Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Особенности национального характера в рассказе Шолохова М. «Судьба человека»

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Историческое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский.«Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.).лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский.«Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонеты как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).





6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.Общеобразовательная программа по литературе для 5-11 классов / Сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2010.

2.Полухина В.П. Литература: 8 кл.: Учеб. в 2 ч./ Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение», 2009.

3. «Читаем, думаем, спорим…» дидактический материал к учебнику «Литература 8 класс». Полухина В.П. М.: Просвещение, 2009.

1. Полухина В.П. Литература: 8 кл.: Метод. советы/ Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение», 2010



Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронно-образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

«Недоросль», 1990 г.

«Капитанская дочка», 1976 г.

«Шинель», 1959 г.

«Двенадцать стульев», 1976

«Ромео и Джульетта», 1968 г

Фонохрестоматия к учеб. «Литература 8 кл.»- М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.

Литература 5-11 классы / Библиотека электронных наглядных пособий – М.: Дрофа, Физикон, 2004 – на CD-RОМ

1.http://rusolimp.kopeisk.ru/

2. http://www.svetozar.ru/

3. http://school-collection.edu.ru/

4.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5434/Itemid,118/. 5.http://www.openclass.ru/collection























7. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности



План

Факт

план


факт



Введение.

1





Русская литература и история

Объяснить различие между литературой и произведениями; составить тезисы и план прочитанного; пересказывать статью.

Устное народное творчество.

1





Предание как исторический жанр русской народной прозы.

Выразительно читать, анализировать текст.

Из древнерусской литературы.

1





Основные жанры и особенности духовной литературы.

Определять художественные

особенности «Жития» (канонические черты), воспринимать и анализировать

художественные черты. Определять род и жанр произведения. Извлекать информацию из различных источников.

1





«Повесть о житии и о храбрости Александра Невского» как житие

1





«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

Из литературы 18 века

1





Русская литература 18 века и её традиции

Определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения. Анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, объяснять смысл морали басни. Выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению; анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.


1





Д. И. Фонвизин «Недоросль»: особенности композиции, история сюжета

1





Система образов в комедии Д. И. Фонвизина

1





Идея эпохи Просвещения в комедии Д. И. Фонвизина

1





РР Обучающее сочинение по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1





РР Обучающее сочинение по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1





Художественные особенности басен И. А. Крылова

1





Проблема сохранения культурных ценностей в рассказе Р. Бредбери «Улыбка»

1





Революционно-романтическое направление творчества К. Ф. Рылеева

Из литературы 19 века.

1





А. С. Пушкин глазами современного читателя. «Зимняя дорога»

Выразительно читать, анализировать, пересказывать текст. Обосновывать суждения, приводить доказательства. Выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа, сравнивать героев, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. Определять род и жанр произведения,

выразительно читать, выражать свое отношение к прочитанному.

осознанно и бегло читать, анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительное читать тексты различных стилей и жанров. Составлять тезисы к лекции. Передавать содержание прочитанного произведения; владеть монологической и диалогической речью;

развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению; анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. Выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать идею, проблематику произведения, содержание изучаемого произведения; давать оценку действиям героя.


1





Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. «Стансы»

1





А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: историческая правда и художественный вымысел

1





Жизненный путь П. Гринёва: формирование характера героя

1





П. Гринёв в Белогорской крепости. Семья капитана Миронова

1





Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика героев. Проблема чести и долга

1





Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1





Образ Савельича в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1





РР Обучающее сочинение «Роль эпиграфов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1





Проблема выбора пути и цели в жизни в новелле О. Генри «Обращение Джимми Валентайна»

1





Мотивы вольной кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова.

1





М. Ю. Лермонтов «Мцыри»: особенности композиции и сюжета

1





Тема свободы и несвободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1





РР Сочинение - рассуждение: «Роль пейзажа в создании характера романтического героя»

1





Н. В. Гоголь «Ревизор»: художественная основа комедии, система образов

1





Образы чиновников в комедии «Ревизор»

1





Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

1





Роль комического в создании образов комедии «Ревизор»

1





Контрольная работа № 1 по произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя

1





Н. В. Гоголь «Шинель» Мечта и реальность в повести.

1





М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Гротеск как художественный приём

1





Проблема сохранения культурных ценностей в произведении Л. Буссенара «Капитан Сорви-голова»

1





Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

1





Л. Н. Толстой «После бала»: особенности композиции, автор и рассказчик в повести.

1





Антитеза как художественный приём в рассказе Толстого Л. Н.

1





РР Сочинение-миниатюра. Сравнительный анализ эпизодов рассказа

1





Проблема ответственности в произведении Р. Шекли «Абсолютное оружие»

1





Изображение родной природы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1





Контрольная работа № 2 по литературе 19 века

1





Проблема отношений между мужчиной и женщиной в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Из литературы 20 века.

1





Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»

Анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. Выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблему произведения, выражать свое отношение к героям рассказа. Анализировать стихотворный текст. Определять род и жанр литературного произведения. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге; передавать содержание прочитанного текста, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение. воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге. Формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; давать характеристику герою, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Выразительно читать произведения, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; писать сочинение на заданную тему; логически строить ответ, используя цитатный материал.


1





Проблема взаимопонимания в семье в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени»

1





РР Сочинение-рассуждение «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Бунина, Куприна)

1





Образ Руси в цикле стихотворений А.Блока «На поле Куликовом»

1





С.Есенин «Пугачёв» Русский бунт

1





Мотив одиночества в лирике И. Бунина. «У птицы есть гнездо…», «Люблю цветные стёкла окон…»

1





Воспоминания И. С. Шмелёва «Как я стал писателем». Внутренняя красота героев повести «Неупиваемая чаша»

1





Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий

1





Образы мещан-обывателей в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

1





А. Т. Твардовский поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы

1





Отражение русского национального характера в поэме Твардовского

1





Человек на войне в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

1





Особенности национального характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

1





Тема подвига русского солдата в лирической и героической песне в годы Великой Отечественной войны

1





Образ времени в повести В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

1





РР Сочинение «Очерк об участнике ВОВ»

1





Мотив воспоминаний о Родине поэтов первой волны эмиграции (Дон-Аминадо, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Оцуп)

1





Контрольная работа № 3 «Комплексный анализ стихотворения»

Из зарубежной литературы

1





У. Шекспир. Писатель и его время

Воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции. Анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. Выявлять языковые средства художественной образности, аргументированно высказывать отношение к затронутым автором проблемам.

1





Апофеоз любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

1





Сатира на дворянство и невежество буржуа в комедии Ж.- Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

1





Сатира на государственное устройство в произведениях Д. Свифта

1





В. Скотт – основоположник исторического романа

1





Итоговая контрольная работа: «Литература и история»
























7.Коррекционный компонент

На основании мониторинга учебной деятельности разработан индивидуальный учебный план с учетом затруднений в изучении русского языка.

№ урока

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности



План

Факт

план


факт



Устное народное творчество.

1





Предание как исторический жанр русской народной прозы.

Выразительно читать, анализировать текст.

Из древнерусской литературы.

1





Основные жанры и особенности духовной литературы.

Определять художественные

особенности «Жития» (канонические черты), воспринимать и анализировать

художественные черты. Определять род и жанр произведения.

1





«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

Из литературы 18 века

1





Русская литература 18 века и её традиции

Определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения. Анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, объяснять смысл морали басни. Выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению; анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции;

1





Система образов в комедии Д. И. Фонвизина

1





РР Обучение сочинению по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1





Художественные особенности басен И. А. Крылова

1





Революционно-романтическое направление творчества К. Ф. Рылеева

Из литературы 19 века.

1





А. С. Пушкин глазами современного читателя. «Зимняя дорога»

Выразительно читать, анализировать, пересказывать текст. Обосновывать суждения, приводить доказательства. Выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа, сравнивать героев, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. Определять род и жанр произведения,

выразительно читать, выражать свое отношение к прочитанному.

осознанно и бегло читать, анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительное читать тексты различных стилей и жанров. Составлять тезисы к лекции. Передавать содержание прочитанного произведения; владеть монологической и диалогической речью;

развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению; анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. Выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать идею, проблематику произведения, содержание изучаемого произведения; давать оценку действиям героя.


1





А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: историческая правда и художественный вымысел

1





П. Гринёв в Белогорской крепости. Семья капитана Миронова

1





Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1





РР Обучение сочинению «Роль эпиграфов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1





Мотивы вольной кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова.

1





Тема свободы и несвободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1





Н. В. Гоголь «Ревизор»: художественная основа комедии, система образов

1





Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

1





Н. В. Гоголь «Шинель» Мечта и реальность в повести.

1





М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Гротеск как художественный приём

1





Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

1





Антитеза как художественный приём в рассказе Толстого Л. Н.

1





Изображение родной природы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1





Проблема отношений между мужчиной и женщиной в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Из литературы 20 века.

1





Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»

Анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. Выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблему произведения, выражать свое отношение к героям рассказа. Анализировать стихотворный текст. Определять род и жанр литературного произведения. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге; передавать содержание прочитанного текста, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение. воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге. Формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; давать характеристику герою, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Выразительно читать произведения, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; писать сочинение на заданную тему; логически строить ответ, используя цитатный материал.


1





Образ Руси в цикле стихотворений А.Блока «На поле Куликовом»

1





С.Есенин «Пугачёв» Русский бунт

1





Воспоминания И. С. Шмелёва «Как я стал писателем». Внутренняя красота героев повести «Неупиваемая чаша»

1





Образы мещан-обывателей в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

1





Отражение русского национального характера в поэме Твардовского

1





Особенности национального характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

1





Образ времени в повести В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

1





Мотив воспоминаний о Родине поэтов первой волны эмиграции (Дон-Аминадо, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Оцуп)

Из зарубежной литературы

1





У. Шекспир. Писатель и его время

Воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции. Анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

1





Сатира на дворянство и невежество буржуа в комедии Ж.- Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!