АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир и человек»
6 класс
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
| «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации |
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья постановление от 10.07. 2015г №26 (зарегистрирован в Минюсте 14.08.2015г №38528) САНПИН 2.4.2.3286-15. |
Цель обучения – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Обучающими задачами программы «Мир и человек» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В основу разработки АОП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Содержание программы.
1) Представление о себе как «Я», осознание o6щности и различий «Я» от других.
• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
• Представление о собственном теле.
• Отнесение себя к определенному полу.
• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
• Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
• Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
• Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
• Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
• Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Представление и мире, созданном руками человека. Интерес к объектам, созданным человеком. • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т. • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 6) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 7) Развитие межличностных и групповых отношений. |
| • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. • Умение находить друзей на основе личных симпатий. |
• Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
8) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
• Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
• Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
9) Представления об обязанностях и правах ребенка.
• Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
10) Представление о стране проживания Россия.
• Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
• Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
• Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1 | «Я – человек». Узнавание (различение) мальчика и девочки. | 1 | | | |
2 | «Я – человек». Представление о себе как о девочке. | 1 | | | |
3 | Все люди разные. Моё имя. | 1 | | | |
4 | Представления о частях тела. Уход за собой. | 1 | | | |
5 | Опасность, которая таится при несоблюдении личной гигиены. | 1 | | | |
6 | Режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. | 1 | | | |
7 | Возрастные изменения. Моё самочувствие. | 1 | | | |
8 | Виды одежды. Назначение видов одежды | 1 | | | |
9 | Виды обуви. Назначение видов обуви. | 1 | | | |
10 | Овощи и фрукты в жизни человека. | | | | |
11 | Правила поведения в доме и квартире, дворе. | 1 | | | |
12 | Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. | 1 | | | |
13 | Школа, правила поведения в школе. | 1 | | | |
14 | Моя семья. Наши праздники. | 1 | | | |
15 | Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). | 1 | | | |
16 | Школьные праздники и традиции. | 1 | | | |
17 | Государственная символика, выдающиеся люди России | 1 | | | |
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- знать отличительные признаки по полу.
- уметь одеваться по сезону.
- использовать правила поведения дома и в общественных местах
-знать традиции школы.
- иметь представление о стране проживания Россия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)