СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «География» 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «География» 9 класс»






Адаптированная образовательная программа

по учебному предмету

«География»

9 класс

учащегося с УО (интеллектуальными нарушениями)

УМК под редакцией В.В.Воронковой















Составитель:

Баев С.Ю.

учитель географии























г. Южно – Сахалинск

2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы по предмету «География» для 9-х классов, под редакцией В.В. Воронковой, а также примерных авторских программ по курсу «География» Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.

Разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом РФ об образовании от 29.12.12, № 273;

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями от 07.06.2017 №506).

В процессе обучения используются учебники по географии для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., выпускаемые Издательским центром «Просвещение», которые входят в федеральный перечень учебников (учебники имеют гриф «Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации»). Федеральный перечень учебников (на 2014 — 15 учебный год) утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.

Изучение географии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей.

Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе обучения у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений.

Практические работы направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми навыками и умениями, которые они бы могли использовать в своей жизни. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Особое внимание в курсе географии стоит уделить изучению краеведения.

Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем с окружающей действительности и тем самым воспитать любовь к Отечеству. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе области, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своей области.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся

Изменения, внесенные в авторскую программу. 

При составлении данной рабочей программы по географии в авторскую программу Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. были внесены изменения и дополнения.

Вместо 66 часов авторской программы рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе.

В 9-м классе количество часов на раздел «Государства Евразии» - 48 вместо 52 часов, на подраздел «Азия» - 24 вместо 22 часов.

Резерв свободного учебного времени используется для более глубокого изучения некоторых тем.

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). На выполнение практических работ не нужно выделять отдельных часов, они делаются во время изучения новых тем.

Цели курса:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Цели курса достигаются через следующие образовательные задачи:

  1. дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  2. показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  3. помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные задачи:

1. формирование уважительного отношения к учителю и окружающим;

2. формирование представлений о важности географической науки для общества;

3. развитие познавательных способностей учащихся, воспитание потребности испытывать радость от общения с окружающей природой.

4. содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

5. содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Основными коррекционно-развивающими задачами курса являются:

1. приучение учащихся проверять правильность собственных действий (следить за собственной речью, перечитывать прочитанное);

2. воспитывать целенаправленность внимания;

3. развивать быструю переключаемость внимания;

4. развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей);

5. формировать навыки потребности в труде, общественной оценки и самооценке,

потребность занимать достойное место среди людей;

6. формировать адекватный уровень притязаний;

7.совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения;

8. работать над увеличением памяти;

9. развивать зрительную память;

10. совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях;

11. совершенствовать точность восприятия словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ);

12. формировать коммуникативную функцию речи (речь, как средство общения);

13. расширять активный словарь;

14. совершенствовать грамматический строй речи;

15. развивать импрессивную сторону речи;

16. развивать экспрессивную сторону речи;

17. учить различным видам рассказа: краткий, полный, выборочный;

18. учить выделять главное, существенное;

19. развивать умение группировать предметы;

20. учить выделять из общего частное;

21. развивать умение понимать связь событий, строить последовательно умозаключения;

22. учить обобщать и анализировать;

23. учить строить умозаключение;

24. воспитывать самостоятельность в принятии решений.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


«География России», «География своей местности», «Элементарная Астрономия»

68 часов


Раздел 1. Государства Евразии (48 часов)

Политическая карта Евразии.

Европа (23 часа)

Западная Европа

Великобритания (Соединенное Королевство Великобрита­нии и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцар­ская Конфедерация).

Южная Европа

Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика).

Греция (Греческая Республика).

Северная Европа

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия. Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

  • Составление альбома «По странам и континентам»

Азия (24 часа)

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения).

Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

Япония.

Юго-Восточная Азия

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Коро­левство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

Составление альбома «По странам и континентам».

Раздел 2. Россия (повторение) (6 часов)

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.

Сухопутные и морские границы России (повторение).

Административное деление России (повторение).

Столица, крупные города России.

Обобщающий урок по теме: «Россия»

Обобщающий урок по географии материков и океанов (1 час).

Практические работы.

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

  • Нанесение границы Европы и Азии.

Раздел 3. «Свой край» (14 часов)

Сахалинская область. История возникновения нашей области.

Положение Сахалинской области на карте. Границы. Поверхность.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы Сахалинской области.

Реки, пруды, озера Сахалинской области. Растительный мир Сахалинской области. Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир Сахалинской области. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

Население. Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Специализация сельского хозяйства.

Транспорт нашей области.

Архитектурно - исторические и культурные памятники нашей области.

Город Южно - Сахалинск.

Практические работы

  1. Обозначение Сахалинской области на карте России.

  2. На карте своей области обозначить условными знаками, вы­резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар­тонным кружком - областной и районный центр.

  3. Прикрепление к карте своего края контуров наиболее распро­страненных растений и животных, отметить заповедные места.

  4. Зарисовка растений и животных, занесенных в Красную книгу области.

  5. Запись в тетрадь названий местных водоемов, форм земной поверхности и т. д.

  6. Запись в тетрадь фамилий известных людей области.

  7. Вычерчивание простейшей схемы структуры народного хозяйства области.

  8. Регулярное чтение местной периодической печати.

Выполнение рисунков, сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашей области».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Темы учебного курса

Количество часов

9 класс

1.

Государства Евразии

52 ч.

2.

Россия

4 ч.

3.

«Свой край»

12 ч.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ


Учащиеся должны знать:

  • названия географических районов России;

  • характерные признаки своего региона (географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, крупные города, экологические проблемы);

  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

  • Землю как планету, доказательства ее шарообразности;

  • Луну как спутник Земли;

  • отличие Луны от Земли;

  • взаимное положение Солнца, Земли и Луны при солнечных и лунных затмениях;

  • причины смены дня и ночи, времен года;

  • значение запусков в космос искусственных спутников и полетов людей на космических кораблях;

  • имена первых космонавтов.

Учащиеся должны уметь:

  • находить свой регион на карте России и карте полушарий;

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего региона;

  • устанавливать связи между отраслями промышленности и сельского хозяйства;

  • сопоставлять изучаемые географические районы на физической карте и карте природных зон;

  • давать несложные описания явлений, происходящих в природе;

  • находить на карте полушарий районы наиболее частых землетрясений и извержений вулканов.













КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ


Оценки

Устные ответы

Письменные ответы

"5"

Может найти и показать изучаемый объект на карте после индивидуального показа учителем.

Дает односложные ответы на легкие вопросы.

По алгоритму действий устанавливает причинно-следственные связи, опираясь на помощь учителя.

Используя помощь учителя и иллюстративный материал может классифицировать объекты на группы.

Схемы, таблицы в тетради выполняет по образцу и с опорой на иллюстративный материал.

Тестовые задания выполняет в объеме 80-100%.

"4"

Имеются неточности при показе изученного объекта на карте даже с помощью учителя.

С помощью учителя по наводящим вопросам дает односложные ответы на легкие вопросы.

Схемы, таблицы выполняет по образцу, но имеются нарушения в правильности расположения. Тестовые задания выполняет в объеме 65-80%.

"3"

Затрудняется повторить за учителем показ изучаемого объекта на карте.

Повторяет ответ на вопрос за учителем.

Используя иллюстративный материал испытывает затруднения при классификации объектов на группы.


Используя помощь учителя и иллюстративный материал при заполнении таблиц, схем допускает ошибки и затрудняется их устранить даже при помощи учителя.Тестовые задания выполняет в объеме 50-65%

"2"

Не может повторить за учителем показ изучаемого объекта на карте.

Не понимает смысл заданного вопроса.

Не может повторить за учителем готовый ответ.

Не может классифицировать объекты на группе с опорой на иллюстративный материал.

Отсутствие умения воспользоваться помощью учителя и выполнить готовую схему, таблицу в тетради с помощью иллюстративного материала. Тестовые задания выполняет в объеме менее 50%.
















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.

- Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География материков и океанов. 9 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2011.-208 с.: ил.

- «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов» для 9 класса. Т.М. Лифанова. Москва. «Просвещение» 2008 год.

- Атлас Мира. – М.: Мир книги, 2004.;

- Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство АСТ, 1998.

- Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.Гееография в вопросах и ответах.-м.: «Росмэн» 2007.

- Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.


Сайты Интернет:

  • География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам)

  • Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps

  • Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  • История географии http://traditio.ru/wiki/География

  • Географические карты http://www.planetolog.ru/

  • Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml

  • Путешествия и открытия http://pyty.ru/

  • http://www.geo2000.nm.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!