СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Родная речь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с тяжёлыми системными речевыми нарушениями испытывают трудности в освоении образовательной программы по русскому языку. Программа дополнительного образования создаёт условия для полноценного усвоения знаний о языке, обеспечивает формирование языковых и речевых умений, предусматривает работу по совершенствованию всех видов речевой деятельности. В результате языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной и письменной коммуникации. Программа способствует углублению знаний учащихся о стилях и типах речи, а также совершенствованию навыков смыслового и композиционного анализа текста, навыков анализа выразительных средств текста. Реализация данной программы эффективна для старшеклассников в преддверие государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Родная речь»»









Адаптированная дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

кружка

«Родная речь»







Возраст обучающихся - 16-18 лет

Срок реализации - 1 год











Автор-составитель:

Шашкова М.Н., учитель русского языка и литературы















Барнаул 2016

Программа



1.1 Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей с ограниченными возможностями кружка «Родная речь» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки России от 29 марта 2016г. №В641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26: «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Положения о «Разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке адаптированной дополнительной общеобразовательной программы» КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4».

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа кружка «Родная речь» разработана с учётом с учётом авторских программ для общеобразовательных школ по русскому языку (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - «Просвещение», Москва, 2010 г)

Направленность программы. Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Концепции развития дополнительного образования детей» программа кружка «Родная речь» имеет коррекционную и познавательно-практическую направленность в овладении нормами русского литературного языка, обогащении словарного запаса, совершенствовании грамматического строя речи, формировании умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обеспечивает применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Актуальность программы Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки творческих способностей, развития жизненных и социальных компетенций

Дети с тяжёлыми системными речевыми нарушениями испытывают трудности в освоении образовательной программы по русскому языку. Программа дополнительного образования создаёт условия для полноценного усвоения знаний о языке, обеспечивает формирование языковых и речевых умений, предусматривает работу по совершенствованию всех видов речевой деятельности. В результате языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной и письменной коммуникации. Программа способствует углублению знаний учащихся о стилях и типах речи, а также совершенствованию навыков смыслового и композиционного анализа текста, навыков анализа выразительных средств текста. Реализация данной программы эффективна для старшеклассников в преддверие государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.

Отличительные особенности программы

Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), имеющими тяжёлые нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). У детей школьного возраста нарушения всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики и грамматики) называются тяжелыми нарушениями речи. К тому же у этих детей могут быть особенности слухового восприятия, слухоречевой памяти и словесно-логического мышления. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства разной степени выраженности. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее: возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития; максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; организация партнерских отношений с родителями.

Целью обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является усвоение детьми языка как средства коммуникации и орудия познавательной деятельности и на этой основе изучение учебных предметов. В результате активного коррекционного воздействия происходит практическое овладение речью и создание необходимых условий и предпосылок для усвоения учебной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками.

Обучение и воспитание детей с ТНР предполагает преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

На протяжении всех лет обучения в школе необходима работа по развитию и совершенствованию речевой деятельности. Особое внимание уделяется письменной литературной форме речи, как основному средству обучения в школе и получения информации в дальнейшей жизни. На занятиях по развития речи языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной и письменной коммуникации.

Таким образом, в работе необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР.

При проведении занятий нужно:

- предъявлять «пошагово» материал, оказывать дозированно помощь, использовать специальные методы, приемы и средства, в том числе специализированные компьютерные технологии, способствующие общему развитию обучающихся, обеспечивающие контроль за устной и письменной речью;

- обеспечивать непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- постоянно стимулировать познавательную активность, пробуждать интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- развивать и отрабатывать средства коммуникации, приёмы конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- обеспечивать взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • адаптировать образовательную программу с учётом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- учитывать индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи.

Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

Адресат программы - обучающиеся КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 4» 10 класса.

Объем программы - 68 часов.

Форма обучения – очная.

Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.), практические (тренировочные упражнения, практикумы и др.).

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный, тренировочный и др.

Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, семинар, практикум.


Срок освоения программы — 1 год

Режим занятий — 2 раза в неделю по 40 минут

1.2 Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование у детей с тяжёлыми нарушениями речи всех видов речевой деятельности (на уровне порождения речи: говорение в устной форме и письмо - в письменной форме; на уровне восприятие речи: аудирование, чтение и понимание речи; на уровне воспроизведения речи: пересказ и изложение). Достижение цели организуется при работе по трём направлениям, составляющим единое целое: овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Сформулированная выше цель включает в себя ряд специальных задач:

- уточнение, пополнение, систематизация представлений, знаний, понятий об окружающем мире;

- развитие точного, целостного понимания разговорной речи, поскольку именно понимание речи является одним из узловых образований, которые должны составить основу формирования общения у детей с тяжёлыми нарушениями речи;

- развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, участие в диалоге и беседе.

Полноценную речевую деятельность детей с тяжёлыми нарушениями речи возможно сформировать только при соблюдении следующих принципов:

- учёт уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей;

- первоочередное обеспечение практического усвоения учащимися языка как средства общения и орудия познавательной деятельности;

- взаимосвязь в реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их русскому языку как предмету;

- построение специального обучения языку в соответствии с наиболее общими закономерностями развития речи в норме;

- формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;

- обучение языку на основе формирования языковых обобщений.

Теоретическую основу программы составляет система речеведческих понятий:

- речь (устная и письменная, диалогическая и монологическая);

- текст как единица речи (тема и основная мысль текста, строение текста, способы и средства связи предложений в тексте);

- функционально-смысловые типы речи;

- стили речи;

- выразительные средства речи

В процессе освоения этих понятий формируются определённые коммуникативные умения: умение строить своё высказывание на определённую тему, подчинять его определённой идее (основной мысли), планировать высказывание и собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические и синтаксические средства для речевого оформления высказывания, как устного, так и письменного.









1.3 Содержание программы


Учебный план занятий по программе кружка «Родная речь»

1 год обучения

(2 часа в неделю)


№ раздела, темы

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика


I

Введение

1


1

II

Текст

6

13

19

III

Типы и стили речи

7

19

26

IV

Нормы письменной и устной речи

8

14

22

Итого


22

46

68


Содержание

Введение (1)

1.Введение- 1ч Текст как единица языка и речи

Текст (19)

2.Понятие о тексте – 2ч.

Понятие о тексте. Цельность и связность речи.

3.Способы выражения темы – 1ч.

Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова

4.Заглавие как опорный элемент текста– 2ч.

Тема и заглавие. Анализ лирического текста.

5.Начало и конец текста (рамка текста) – 4ч.

Рамка текста. Практическое занятие.

6.Ключевые слова – 2ч.

Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.

7.Синтаксис текста – 3ч.

Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.

8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.

Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

Практическое занятие.

9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.

Лексические средства связи.

Грамматические средства связи.

10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч.

Местоимения и союзы в связующей функции.

Типы и стили речи (26)

11. Типы речи – 3ч.

Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Описание. Языковые средства выражения описания.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Практическое занятие.

12.Тексты разных стилей – 4ч.

Языковое наполнение публицистического стиля.

Языковое наполнение научного стиля.

Языковое наполнение официально – делового стиля.

Языковое наполнение художественного стиля.

13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч.

Стилистические фигуры в тексте.

Художественные приемы в тексте.

Практическое занятие.

14.Комплексный анализ текста – 2ч.

Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

15. Создание текстов разных стилей – 3 часа

16.Структурные особенности сжатого изложения – 1ч.

17.Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение – 4ч.

18.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения – 2ч.

19.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками – 1ч.

20.Структура сочинения-рассуждения. Тезис, доказательства, вывод – 2ч.

Нормы письменной и устной речи (22)

21.Принципы русской орфографии. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания – 1ч.

22.Принципы русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный – 1ч.

23.Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему – 2ч.

24.Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему – 1ч.

25.Лексические нормы. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы – 1ч.

26.Виды речевых ошибок и недочетов Типология речевых ошибок и недочетов – 1ч.

27.Грамматические нормы. Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические – 1ч..

28.Синтаксические нормы. Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов – 1ч.

29.Контрольное изложение. Практикум – 2ч.

30. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками – 1ч.

31. Контрольное сочинение-рассуждение. Практикум – 2ч.

32. Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками – 1ч.

34. Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» - 2ч.

35. Орфографические и пунктуационные нормы – 2ч.

36. Психологический тренинг «Боремся со стрессом» - 1ч.

37.Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения – 1ч.


Учебно- тематический план


Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика


1

Введение

1

1



2-3

Текст. Понятие о тексте

2

1

1


4

Способы выражения темы

1


1


5-6

Заглавие как опорный элемент текста

2

1

1


7-10

Начало и конец текста (рамка текста).

4

1

3


11-12

Ключевые слова

2


2


13-15

Синтаксис текста

3

1

2


16-17

Способы связи предложений в тексте

2

1

1


18-19

Средства связи предложений в тексте

2

1

1


20

Местоимения и союзы в связующей функции

1


1


21-23

Типы и стили речи

Основные типы речи

3

1

2


24-27

Тексты разных стилей

4

1

3


28-30

Стилистические фигуры и художественные приемы текста

3

1

2


31-32

Комплексный анализ текста

2


2


33-36

Создание текстов разных стилей

4

1

3


37

Структурные особенности сжатого изложения

1

1



38-41

Основные приёмы компрессии исходного текста.

4

1

3


42-43

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения

2


2


44

Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками

1


1


45-46

Структура сочинения-рассуждения

2

1

1


47

Нормы письменной и устной речи

Принципы русской орфографии

1

1



48

Принципы русской пунктуации

1

1



49-50

Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему

2


2


51-52

Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему

2


2


53

Лексические нормы

1

1



54

Виды речевых ошибок и недочетов

1


1


55

Грамматические нормы

1

1



56

Синтаксические нормы

1

1



57-58

Контрольное изложение

2


2


59

Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками

1


1


60-61

Контрольное сочинение-рассуждение

2


2


62

Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками

1


1


63-64

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

2

1

1


65-66

Орфографические и пунктуационные нормы

2

1

1


67

Психологический тренинг «Боремся со стрессом»

1


1


68

Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения

1

1




Итого: 68 часов

68

22

46



1.4 Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- различать книжные стили речи (официально-деловой стиль), типы речи: повествование, рассказ, типовую композицию рассказа, киносценарий, описание, композицию описания, рассуждение, композицию полного рассуждения;

- подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;

- собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;

- описывать пейзаж, помещение, костюм, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению, писать сочинения по картине, на основе восприятия музыки, сочинения-миниатюры;

- составлять тексты-рассуждения в разных стилях речи;

- составлять простой и сложный план;

- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом);

- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями;

- грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;

- выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) тексты.




2. 1 Календарный учебный график

Календарный учебный график составляется ежегодно для каждого года обучения отдельно с учетом праздничных дней и каникул в текущем учебном году


Календарный учебный график на 2016/2017 год


Название разделов, тем

Дата проведения

1

Введение

05.09

2-3

Текст. Понятие о тексте

08.09;12.09

4

Способы выражения темы

15.09

5-6

Заглавие как опорный элемент текста

19.09;22.09

7-10

Начало и конец текста (рамка текста).

26.09;29.09/

03.10;06.10

11-12

Ключевые слова

10.10;13.10

13-15

Синтаксис текста

17.10;20.10;24.10

16-17

Способы связи предложений в тексте

27.10;07.11

18-19

Средства связи предложений в тексте

10.11;14.11

20

Местоимения и союзы в связующей функции

17.11

21-23

Типы и стили речи

Основные типы речи

21.11;24.11;28.11

24-27

Тексты разных стилей

01.12;05.12;

08.12;12.12

28-30

Стилистические фигуры и художественные приемы текста

15.12;19.12;22.12

31-32

Комплексный анализ текста

26.12;12.01

33-36

Создание текстов разных стилей

16.01;19.01;

23.01;26.01

37

Структурные особенности сжатого изложения

30.01

38-41

Основные приёмы компрессии исходного текста.

02.02;06.02;

09.02; 13.02


42-43

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения

16.02;20.02

44

Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками

27.02

45-46

Структура сочинения-рассуждения

02.03;06.03

47

Нормы письменной и устной речи

Принципы русской орфографии

09.03

48

Принципы русской пунктуации

13.03

49-50

Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему

16.03;20.03

51-52

Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему

23.03;03.04

53

Лексические нормы

06.04

54

Виды речевых ошибок и недочетов

10.04

55

Грамматические нормы

13.04

56

Синтаксические нормы

17.04

57-58

Контрольное изложение

20.04;24.04

59

Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками

27.04

60-61

Контрольное сочинение-рассуждение

04.05;08.05

62

Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками

11.05

63-64

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

15.05;18.05

65-66

Орфографические и пунктуационные нормы

22.05; 25.05

67

Психологический тренинг «Боремся со стрессом»


68

Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения



Итого: 68 часов



2.2 Условия реализации программы. Программа реализуется в учебном помещении - в кабинете русского языка и литературы, в котором имеется 12 рабочих мест для занятий, справочная, дидактическая, научно – популярная, художественная литература, таблицы.

2.3 Формы аттестации:

  • творческая работа;

  • участие в творческих конкурсах и олимпиадах;

2.4 Методы отслеживания результативности:

- входящая, текущая, итоговая диагностики;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов выполнения учащимися творческих заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

- педагогический мониторинг: диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета;

- семинар;

- самооценка учащихся.













2.5 Методическое обеспечение программы


Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные презентации на электронных носителях, аудиозаписи.


Список литературы

1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М., Просвещение, 2010.

2.Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. – М., Сентябрь, 2000

3.Г.К. Лидман-Орлова. Учимся писать изложения. Пособие для учащихся. – М., Дрофа, 2003

4.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 9 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2012

5.Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

6.Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976

7. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007. 8.Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

9.Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013

10.Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011

11.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2009

12.Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г. 13.Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г

14.Русский язык 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. М.: «Просвещение» 2009г. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

Мультимедийные пособия

Русский речевой этикет. Лингвокультурологическое учебное пособие.

Образовательные электронные ресурсы

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «П

ФИПИ:  http://www.fipi.ru/







Лист корректировки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы____________________________(название) на________год


Тема занятия

Причина корректировки

Способ корректировки






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!