Адаптированная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
кружка
«Родная речь»
Возраст обучающихся - 16-18 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Шашкова М.Н., учитель русского языка и литературы
Барнаул 2016
Программа
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей с ограниченными возможностями кружка «Родная речь» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки России от 29 марта 2016г. №В641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26: «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Положения о «Разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке адаптированной дополнительной общеобразовательной программы» КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4».
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа кружка «Родная речь» разработана с учётом с учётом авторских программ для общеобразовательных школ по русскому языку (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - «Просвещение», Москва, 2010 г)
Направленность программы. Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Концепции развития дополнительного образования детей» программа кружка «Родная речь» имеет коррекционную и познавательно-практическую направленность в овладении нормами русского литературного языка, обогащении словарного запаса, совершенствовании грамматического строя речи, формировании умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обеспечивает применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Актуальность программы Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки творческих способностей, развития жизненных и социальных компетенций
Дети с тяжёлыми системными речевыми нарушениями испытывают трудности в освоении образовательной программы по русскому языку. Программа дополнительного образования создаёт условия для полноценного усвоения знаний о языке, обеспечивает формирование языковых и речевых умений, предусматривает работу по совершенствованию всех видов речевой деятельности. В результате языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной и письменной коммуникации. Программа способствует углублению знаний учащихся о стилях и типах речи, а также совершенствованию навыков смыслового и композиционного анализа текста, навыков анализа выразительных средств текста. Реализация данной программы эффективна для старшеклассников в преддверие государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.
Отличительные особенности программы
Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), имеющими тяжёлые нарушения речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). У детей школьного возраста нарушения всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики и грамматики) называются тяжелыми нарушениями речи. К тому же у этих детей могут быть особенности слухового восприятия, слухоречевой памяти и словесно-логического мышления. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства разной степени выраженности. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее: возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития; максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; организация партнерских отношений с родителями.
Целью обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является усвоение детьми языка как средства коммуникации и орудия познавательной деятельности и на этой основе изучение учебных предметов. В результате активного коррекционного воздействия происходит практическое овладение речью и создание необходимых условий и предпосылок для усвоения учебной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками.
Обучение и воспитание детей с ТНР предполагает преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.
На протяжении всех лет обучения в школе необходима работа по развитию и совершенствованию речевой деятельности. Особое внимание уделяется письменной литературной форме речи, как основному средству обучения в школе и получения информации в дальнейшей жизни. На занятиях по развития речи языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной и письменной коммуникации.
Таким образом, в работе необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР.
При проведении занятий нужно:
- предъявлять «пошагово» материал, оказывать дозированно помощь, использовать специальные методы, приемы и средства, в том числе специализированные компьютерные технологии, способствующие общему развитию обучающихся, обеспечивающие контроль за устной и письменной речью;
- обеспечивать непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- постоянно стимулировать познавательную активность, пробуждать интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- развивать и отрабатывать средства коммуникации, приёмы конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать взаимодействия семьи и образовательной организации;
- учитывать индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Адресат программы - обучающиеся КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 4» 10 класса.
Объем программы - 68 часов.
Форма обучения – очная.
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.), практические (тренировочные упражнения, практикумы и др.).
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный, тренировочный и др.
Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, семинар, практикум.
Срок освоения программы — 1 год
Режим занятий — 2 раза в неделю по 40 минут
1.2 Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование у детей с тяжёлыми нарушениями речи всех видов речевой деятельности (на уровне порождения речи: говорение в устной форме и письмо - в письменной форме; на уровне восприятие речи: аудирование, чтение и понимание речи; на уровне воспроизведения речи: пересказ и изложение). Достижение цели организуется при работе по трём направлениям, составляющим единое целое: овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Сформулированная выше цель включает в себя ряд специальных задач:
- уточнение, пополнение, систематизация представлений, знаний, понятий об окружающем мире;
- развитие точного, целостного понимания разговорной речи, поскольку именно понимание речи является одним из узловых образований, которые должны составить основу формирования общения у детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, участие в диалоге и беседе.
Полноценную речевую деятельность детей с тяжёлыми нарушениями речи возможно сформировать только при соблюдении следующих принципов:
- учёт уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей;
- первоочередное обеспечение практического усвоения учащимися языка как средства общения и орудия познавательной деятельности;
- взаимосвязь в реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их русскому языку как предмету;
- построение специального обучения языку в соответствии с наиболее общими закономерностями развития речи в норме;
- формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;
- обучение языку на основе формирования языковых обобщений.
Теоретическую основу программы составляет система речеведческих понятий:
- речь (устная и письменная, диалогическая и монологическая);
- текст как единица речи (тема и основная мысль текста, строение текста, способы и средства связи предложений в тексте);
- функционально-смысловые типы речи;
- стили речи;
- выразительные средства речи
В процессе освоения этих понятий формируются определённые коммуникативные умения: умение строить своё высказывание на определённую тему, подчинять его определённой идее (основной мысли), планировать высказывание и собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические и синтаксические средства для речевого оформления высказывания, как устного, так и письменного.
1.3 Содержание программы
Учебный план занятий по программе кружка «Родная речь»
1 год обучения
(2 часа в неделю)
№ раздела, темы | Название разделов | Количество часов | Всего |
Теория | Практика | |
I | Введение | 1 | | 1 |
II | Текст | 6 | 13 | 19 |
III | Типы и стили речи | 7 | 19 | 26 |
IV | Нормы письменной и устной речи | 8 | 14 | 22 |
Итого | | 22 | 46 | 68 |
Содержание
Введение (1)
1.Введение- 1ч Текст как единица языка и речи
Текст (19)
2.Понятие о тексте – 2ч.
Понятие о тексте. Цельность и связность речи.
3.Способы выражения темы – 1ч.
Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова
4.Заглавие как опорный элемент текста– 2ч.
Тема и заглавие. Анализ лирического текста.
5.Начало и конец текста (рамка текста) – 4ч.
Рамка текста. Практическое занятие.
6.Ключевые слова – 2ч.
Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.
7.Синтаксис текста – 3ч.
Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.
8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.
Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.
Практическое занятие.
9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.
Лексические средства связи.
Грамматические средства связи.
10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч.
Местоимения и союзы в связующей функции.
Типы и стили речи (26)
11. Типы речи – 3ч.
Повествование. Языковые средства выражения повествования.
Описание. Языковые средства выражения описания.
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Практическое занятие.
12.Тексты разных стилей – 4ч.
Языковое наполнение публицистического стиля.
Языковое наполнение научного стиля.
Языковое наполнение официально – делового стиля.
Языковое наполнение художественного стиля.
13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч.
Стилистические фигуры в тексте.
Художественные приемы в тексте.
Практическое занятие.
14.Комплексный анализ текста – 2ч.
Комплексный анализ текста. Практическое занятие.
15. Создание текстов разных стилей – 3 часа
16.Структурные особенности сжатого изложения – 1ч.
17.Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение – 4ч.
18.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения – 2ч.
19.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками – 1ч.
20.Структура сочинения-рассуждения. Тезис, доказательства, вывод – 2ч.
Нормы письменной и устной речи (22)
21.Принципы русской орфографии. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания – 1ч.
22.Принципы русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный – 1ч.
23.Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему – 2ч.
24.Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему – 1ч.
25.Лексические нормы. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы – 1ч.
26.Виды речевых ошибок и недочетов Типология речевых ошибок и недочетов – 1ч.
27.Грамматические нормы. Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические – 1ч..
28.Синтаксические нормы. Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов – 1ч.
29.Контрольное изложение. Практикум – 2ч.
30. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками – 1ч.
31. Контрольное сочинение-рассуждение. Практикум – 2ч.
32. Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками – 1ч.
34. Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» - 2ч.
35. Орфографические и пунктуационные нормы – 2ч.
36. Психологический тренинг «Боремся со стрессом» - 1ч.
37.Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения – 1ч.
Учебно- тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | | |
2-3 | Текст. Понятие о тексте | 2 | 1 | 1 | |
4 | Способы выражения темы | 1 | | 1 | |
5-6 | Заглавие как опорный элемент текста | 2 | 1 | 1 | |
7-10 | Начало и конец текста (рамка текста). | 4 | 1 | 3 | |
11-12 | Ключевые слова | 2 | | 2 | |
13-15 | Синтаксис текста | 3 | 1 | 2 | |
16-17 | Способы связи предложений в тексте | 2 | 1 | 1 | |
18-19 | Средства связи предложений в тексте | 2 | 1 | 1 | |
20 | Местоимения и союзы в связующей функции | 1 | | 1 | |
21-23 | Типы и стили речи Основные типы речи | 3 | 1 | 2 | |
24-27 | Тексты разных стилей | 4 | 1 | 3 | |
28-30 | Стилистические фигуры и художественные приемы текста | 3 | 1 | 2 | |
31-32 | Комплексный анализ текста | 2 | | 2 | |
33-36 | Создание текстов разных стилей | 4 | 1 | 3 | |
37 | Структурные особенности сжатого изложения | 1 | 1 | | |
38-41 | Основные приёмы компрессии исходного текста. | 4 | 1 | 3 | |
42-43 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения | 2 | | 2 | |
44 | Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками | 1 | | 1 | |
45-46 | Структура сочинения-рассуждения | 2 | 1 | 1 | |
47 | Нормы письменной и устной речи Принципы русской орфографии | 1 | 1 | | |
48 | Принципы русской пунктуации | 1 | 1 | | |
49-50 | Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему | 2 | | 2 | |
51-52 | Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему | 2 | | 2 | |
53 | Лексические нормы | 1 | 1 | | |
54 | Виды речевых ошибок и недочетов | 1 | | 1 | |
55 | Грамматические нормы | 1 | 1 | | |
56 | Синтаксические нормы | 1 | 1 | | |
57-58 | Контрольное изложение | 2 | | 2 | |
59 | Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками | 1 | | 1 | |
60-61 | Контрольное сочинение-рассуждение | 2 | | 2 | |
62 | Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками | 1 | | 1 | |
63-64 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» | 2 | 1 | 1 | |
65-66 | Орфографические и пунктуационные нормы | 2 | 1 | 1 | |
67 | Психологический тренинг «Боремся со стрессом» | 1 | | 1 | |
68 | Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения | 1 | 1 | | |
| Итого: 68 часов | 68 | 22 | 46 | |
1.4 Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- различать книжные стили речи (официально-деловой стиль), типы речи: повествование, рассказ, типовую композицию рассказа, киносценарий, описание, композицию описания, рассуждение, композицию полного рассуждения;
- подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
- описывать пейзаж, помещение, костюм, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению, писать сочинения по картине, на основе восприятия музыки, сочинения-миниатюры;
- составлять тексты-рассуждения в разных стилях речи;
- составлять простой и сложный план;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями;
- грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;
- выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) тексты.
2. 1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется ежегодно для каждого года обучения отдельно с учетом праздничных дней и каникул в текущем учебном году
Календарный учебный график на 2016/2017 год
№ | Название разделов, тем | Дата проведения |
1 | Введение | 05.09 |
2-3 | Текст. Понятие о тексте | 08.09;12.09 |
4 | Способы выражения темы | 15.09 |
5-6 | Заглавие как опорный элемент текста | 19.09;22.09 |
7-10 | Начало и конец текста (рамка текста). | 26.09;29.09/ 03.10;06.10 |
11-12 | Ключевые слова | 10.10;13.10 |
13-15 | Синтаксис текста | 17.10;20.10;24.10 |
16-17 | Способы связи предложений в тексте | 27.10;07.11 |
18-19 | Средства связи предложений в тексте | 10.11;14.11 |
20 | Местоимения и союзы в связующей функции | 17.11 |
21-23 | Типы и стили речи Основные типы речи | 21.11;24.11;28.11 |
24-27 | Тексты разных стилей | 01.12;05.12; 08.12;12.12 |
28-30 | Стилистические фигуры и художественные приемы текста | 15.12;19.12;22.12 |
31-32 | Комплексный анализ текста | 26.12;12.01 |
33-36 | Создание текстов разных стилей | 16.01;19.01; 23.01;26.01 |
37 | Структурные особенности сжатого изложения | 30.01 |
38-41 | Основные приёмы компрессии исходного текста. | 02.02;06.02; 09.02; 13.02 |
42-43 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения | 16.02;20.02 |
44 | Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками | 27.02 |
45-46 | Структура сочинения-рассуждения | 02.03;06.03 |
47 | Нормы письменной и устной речи Принципы русской орфографии | 09.03 |
48 | Принципы русской пунктуации | 13.03 |
49-50 | Подготовка и написание сочинения-рассуждения на заданную тему | 16.03;20.03 |
51-52 | Редактирование и рецензирование сочинений на заданную тему | 23.03;03.04 |
53 | Лексические нормы | 06.04 |
54 | Виды речевых ошибок и недочетов | 10.04 |
55 | Грамматические нормы | 13.04 |
56 | Синтаксические нормы | 17.04 |
57-58 | Контрольное изложение | 20.04;24.04 |
59 | Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками | 27.04 |
60-61 | Контрольное сочинение-рассуждение | 04.05;08.05 |
62 | Проверка и оценка сочинений. Работа над ошибками | 11.05 |
63-64 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» | 15.05;18.05 |
65-66 | Орфографические и пунктуационные нормы | 22.05; 25.05 |
67 | Психологический тренинг «Боремся со стрессом» | |
68 | Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения | |
| Итого: 68 часов | |
2.2 Условия реализации программы. Программа реализуется в учебном помещении - в кабинете русского языка и литературы, в котором имеется 12 рабочих мест для занятий, справочная, дидактическая, научно – популярная, художественная литература, таблицы.
2.3 Формы аттестации:
2.4 Методы отслеживания результативности:
- входящая, текущая, итоговая диагностики;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов выполнения учащимися творческих заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- педагогический мониторинг: диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета;
- семинар;
- самооценка учащихся.
2.5 Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные презентации на электронных носителях, аудиозаписи.
Список литературы
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М., Просвещение, 2010.
2.Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. – М., Сентябрь, 2000
3.Г.К. Лидман-Орлова. Учимся писать изложения. Пособие для учащихся. – М., Дрофа, 2003
4.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 9 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2012
5.Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)
6.Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976
7. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007. 8.Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.
9.Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013
10.Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011
11.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2009
12.Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г. 13.Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г
14.Русский язык 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. М.: «Просвещение» 2009г. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
Мультимедийные пособия
Русский речевой этикет. Лингвокультурологическое учебное пособие.
Образовательные электронные ресурсы
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «П
ФИПИ: http://www.fipi.ru/
Лист корректировки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы____________________________(название) на________год
№ | Тема занятия | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |