СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Волшебная ниточка» для детей с ОВЗ. ( 9-12 лет)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Волшебная ниточка» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Волшебная ниточка» для детей с ОВЗ. ( 9-12 лет)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа»



Принято на заседании Утверждаю ___________ Педагогического совета ГКОУ С(К)Ш директора Е.В Гордеева Протокол № 1 от 28.08.2023г









Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Волшебная ниточка» для детей с ОВЗ Срок реализации 1 год







Составитель программы: Козлова Т.Н












Выкса 2023г

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Учебный план

3. Содержание (планирование)

5.Методическое обеспечение

6. Список литературы


























Нитки - превосходный материал для творчества. Нити используются для вязания и ткачества, для вышивки, различных швейных работ, отделки. Однако вязание, вышивка и макраме – занятия, требующие большого количества времени, усидчивости и ловкости. Такие занятия не подходят для детей. Дети требуют получения готового изделия в кратчайшие сроки. Поэтому была разработана программа «Волшебная ниточка» с учетом особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Направленность программы

Программа имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для получения обучающимися знаний в области декоративно-прикладного искусства, а именно работе с нитками и вспомогательными материалами.

Новизна программы

Дети не любят скучные и однообразные занятия, монотонный труд быстро их утомляет, вследствие чего у детей резко снижается интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильная поставленная работа внеклассного занятия имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Актуальность

Программа «Волшебная ниточка» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с нитками, совершенствовали навыки и умения, при работе с нитками. Работа на занятиях организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

Педагогическая целесообразность

Работа на занятии - прекрасное средство развития умственных способностей, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, а так же конструкторского мышления обучающихся.

На занятиях с детьми акцентируется внимание не на изготовлении конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа. Познакомить с вариантами, чтобы дети в последствие смогли повторить все шаги изготовления поделки. И в будущем самостоятельно изготовить нужную поделку без помощи взрослого. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.

Цели и задачи программы «Волшебная ниточка»


Цель: развитие мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционные и развивающие задачи:

- Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания);

- Коррекция и развитие связной устной речи;

- Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

- Коррекция и развитие зрительных восприятий;

-Развитие слухового восприятия;

- Коррекция и развитие тактильного восприятия;

- Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

-Коррекция и развитие мыслительной деятельности;

-Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства и т.д.);

Обучающие задачи:

-Знакомить детей с видами и способами применения ниток;

-Обучать различным приемам работы с нитками;

- Формировать умения следовать инструкциям;

- Обучать безопасным приемам работы с инструментами;

- Обогащать словарный запас специальными терминами;

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (длина, отрезок, круг, квадрат, угол, сторона и т.д.);

-Создавать композиции с применением ниток.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к творчеству;

-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

-Совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительная особенность программы:

Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность обучающимся проявить свои творческие способности и фантазию при изготовлении того или ли иного изделия и освоить необходимые техники работы с нитками.

Программа рассчитана на обучающихся 9-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю, всего 68 часов.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия 40 минут. Посещение занятия осуществляется на добровольной основе.

Форма и методы организации занятий:

В процессе занятия используются различные методы формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, соревнования и другие.

Результаты работы занятий в течение года принимают участие в школьных и районных творческих конкурсах, в конце года оформляются в форме выставки

Методы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-Словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

-Наглядный метод (показ мультимедийных материалов, иллюстрации, выполнение педагогом, работа по образцу);

-Практический метод (выполнение работ по инструкционным схемам, картинкам и т.д.).


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-Объяснительно-иллюстрированный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-Исследовательский метод – самостоятельные творческие работы.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности школьников на занятиях:

-Фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;

-Индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-Групповой метод – работа в группах;

-Индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий.

Ожидаемые результаты:

конце обучения по программе «Волшебная ниточка» обучающиеся:

- знают   свойства материалов, с которыми они работают;

- знают правила построения изображений при работе с нитками;

-  владеют техникой  изготовления поделок (панно-аппликации) из шерстяных ниток в технике "ниткография" («рисование»  с помощью нити по контуру).

- владеют техникой создания изделий  в технике макраме (с использованием простых узлов: брелки, браслеты и.т.д)
- могут применить свои знания для самостоятельного изготовления  поделок-сувениров в качестве подарков и другое практическое применение своих умений и навыков.


Способы определения их результативности.

-Проведение выставок работ в школе;

-Участие в творческих конкурсах на школьном и районном уровне.

Программа разработана на основе нормативных документов:


Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».


Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Учебный план



Количество часов

на тему

1

Основы знаний (вводное занятие, техника безопасности на занятиях)

1

2

Практическое занятие ( основные способы изготовления поделок)

1

3

Изготовление простых поделок, панно

12

4

Простейшие виды узлов в технике макраме (вводные занятия)

2

5

Изготовление изделий в технике макраме.

6

6

Работа с нитками. Изготовление поделок на различную тематику.

26

7

Изготовление поделок «Животные»

6

8

Простейшие виды швов

8

9

Подведение итогов. выставка

2


68 часов


Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Инструменты, материалы, оборудование


1

«Знакомство с нитками: их виды, свойства, области применения»

(Презентация, вводный урок)

1

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: коллекция «Виды и сорта ниток»

18.09

2

Презентация «Способы изготовления поделок из ниток»

1

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок.

20.09

3,4

Поделка «Осьминог»

2

ножницы, клей ПВА, пряжа

25.09

27.09

5,6

Подвеска «Солнышко»

2

Пряжа, ножницы, бусины.

02.10

04.10

7,8

Панно из косичек «Зонтик»

2

Цветной картон, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, пряжа.

09.10

11.10

9,10

Панно из косичек «Корзинка с цветами»

4

Картон, ткань, клей ПВА, ножницы, пряжа, бисер

16.10

18.10

23.10

25.10

11,12

Картонные «Башмачки» с вышивкой

2

Шаблон из картона, иголка, нитки, клей, ножницы.

30.10

08.11

13,14

Панно с вышивкой на картоне «Осьминог»

2

Цветной картон, ножницы, нитки, иголка, клей ПВА.


15,16

Простейшие виды узлов в технике макраме»

(презентация, примеры)

2

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: готовые элементы


17,18

Подарок «Брелок для ключей» в технике макраме

2

Пряжа, нитки, ножницы


19,20

«Декоративный лист» в технике макраме

2

Пряжа, нитки, ножницы


21,22

«Браслет» в технике макраме

2

пряжа, бусинки, ножницы.


23,24

Панно из пряжи «Учительница и ученики»

2

Шаблон из картона, пряжа, ножницы, клей ПВА, картон.


25,26

Презентация «Ажурный шар из ниток»

2

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок.


27,28

Практическое занятие «Ажурные шарики из ниток»

2

Воздушный шар, клей ПВА, хлопчатобумажные нитки, ножницы


29,30

Поделка «Поросенок»

2

Воздушный шар, клей ПВА, хлопчатобумажные нитки, ножницы, кусочки бумаги для оформления мордочки.


31,32

Поделка «Принцесса»

2

Кусок картонки, шерстяные нитки 2-х цветов, ножницы, искусственные глазки, маленькая пластиковая баночка (подставка)


33,34

Поделка «Рыбка»

2

Кусок поролона, толстые нитки, ножницы, пуговицы для чешуи, искусственные глазки, ножницы.


35,36

Поделка «Цыплёнок»

2

Толстые и тонкие нитки, воздушный шар, клей ПВА, ножницы, пустое яйцо, цветная бумага


37,38

Поделка «Пчелка»

2

Воздушный шар, клей ПВА, толстые нитки 2-х цветов, ножницы, кусочки проволоки для усов, искусственные глазки.


39,40

Поделка «Человечек»

2

Воздушный шар, клей ПВА, толстые нитки 3-х цветов, ножницы, кусок проволоки для очков, искусственные глазки, пластилин.


41,42

Поделка «Грибочек»

2

Банка высотой 10 см, картон, нитки разных цветов, глазки


43,44

Презентация «Как сделать помпон»

2

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок.


45,46

Практическое занятие «Изготовление помпонов»

2

Заготовка «кольца» из картона, кусок ткани, нитки, ножницы


47,48

Поделка «Снеговик»

2

Заготовка «кольца» из картона, кусок ткани, нитки, иголка, пластилин, ножницы.


49,50

Поделка «Зайчишка»

2

Нитки, картон, цветная бумага, ножницы.


51,52

Поделка «Лошадка»

2

Нитки, картон, ножницы, проволока.


53,54

Поделка «Барашек»

2

Нитки, пустое яйцо, клей, ватные палочки, ножницы.


55,56

Презентация «Знакомство с простейшими видами швов»

2

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: нитки, крючки, ткань.


57,58

Практическое занятие «простые швы»

2

крючки, мулине, ножницы, ткань


59,60

Практическое занятие техника выполнения свободных швов; шов вперед иголку, шов строчка

2

крючки, мулине, ножницы, ткань


61,62

Практическое занятие техника выполнения свободных швов: шов за иголку, стебельчатый шов

2

крючки, мулине, ножницы, ткань


63,64

Коллективная работа «Букет из рябины»

2

Бусины крупные (красные), черный бисер, нитки, проволока, ножницы, иголка


65,66

Творческая работа «Цветок Георгины»

2

Пряжа, кусок ткани, поролон, иголка, спицы, проволока, ножницы, клей ПВА


67,68

Подведение итогов, выставка

2

Готовые поделки


Итого 68 часов



Организационно - методическое обеспечение

Для эффективной реализации программы необходимо:

-рекомендации по проведению теоретических и практических занятий;

- разработка инструкций, памяток;

-разработка дидактического материала

Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей). Все дидактические материалы укомплектованы в соответствии с разделами и темами программы.

Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).

Техника безопасности.



Кадровое обеспечение программы.

Обучение по программе ведет педагог дополнительного образования

- обладающий, знаниями и умениями по профилю декоративно-прикладное творчество;

- знающий, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста;

- имеющий, навыки работы с детским коллективом.


Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).

Материально-техническое оснащение программы.

1. Кабинет, соответствующий требованиям Сан Пин.

2. Мебель (столы, стулья, классная доска, стенды или полки для выставок,

3. Наглядные пособия и материалы: журналы, книги педагога по прикладному творчеству; методическая продукция (программа, рабочая программа с календарно-тематическим планированием);мастер-классы, , наглядность, разработанные и подобранные педагогом; образцы готовых изделий.

4. ТСО: компьютер.

5. Инструменты

Ножницы;

Спицы;

Пластиковые кольца;

Проволока медная;

Иголка.

6. Материалы

Цветной картон;

Клей ПВА;

Пряжа и нитки разных цветов;

Цветная бумага;

Бисер, крупные бусины;

Искусственные глазки;



Список используемой литературы

1.Серия «Мир удивительных поделок»: «Поделки из ниток и пряжи», серия разработанная педагогами А.А.Анистратовой, Н.И.Гришиной, учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010 г.;

2. «Волшебные нитки»/ Ж.Шквыря. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.-64 с.;







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!