СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями) «Юный актер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополнительного образования относится к программам  художественной направленности. Содержание программы направлено на художественно – эстетическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей с особыми возможностями здоровья ( интеллектуальными нарушениями). В программе интегрируются образовательные технологии, направленные на создание  социо-психологические условий, позволяющих обеспечить  полноценную интеграцию в образовательное пространство и для развития интеллектуально-мнестической сферы  ребенка с учетом его  потенциальных возможностей и психофизиологических особенностей, выработка компенсаторных  знаний и умений, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями) «Юный актер»»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15 имени Героя Советского Союза

Николая Токарева города Евпатории Республики Крым»

_________________________________________________________________________________

ОКПО 00806921, ОГРН 1149102176783, ИНН 9110086920, КПП 911001001

улица Полтавская, дом 8, город Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297420

тел., факс +7(36569) 5-08-15, E- mail: [email protected]



ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ «СШ №15 им.Н.Токарева»

МБОУ «СШ №15 им.Н.Токарева» ____________________О.С. Соболева

от « » ____________2022г. Приказ от « __» ________ 2022 г.

Протокол № _______ №_____________________________


Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ

«Юный актер»





Направленность: художественная

Срок реализации программы: 1 год

Вид программы: модифицированная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Составитель: Змитрович Елена Валериевна ,

учитель-дефектолог МБОУ «СШ №15 им. Н. Токарева»














г. Евпатория 2022 г.

Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» ............................

1.1. Пояснительная записка .................................................................................

1.2. Цель и задачи программы ............................................................................

1.3. Воспитательный потенциал программы

1.4. Содержание программы...………………………………………….….……

1.4. Планируемые результаты…………………………………………..……..

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»…….…..…

2.1. Календарный учебный график…………………………………………..

2.2.. Условия реализации программы………………………………………...

2.3. Формы аттестации………………………………………………………..

2.4. Список литературы………………………………………………………….

Раздел 3. Приложения

3.1. Оценочные материалы

3.2. Диагностика знаний, умений и навыков обучающихся группы

3.3.Календарно-тематическое планирование

3.4. Лист корректировки





























Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1.Пояснительная записка



Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательной

программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» » (с изменениями 16.04.2022г.);

 Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.

№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 05.04.2021г., с изменениями от 11.06.2021г.);

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.02.2022г. № 678- р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.;

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму 4 работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям

Организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих\ образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

Возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года

 Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета

при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,

протокол от 24.12.2018г. №16);

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении

рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка

обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9 ноября 2015 г. № 1309;

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;  Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г., с изменениями от 30.06.2021г.);

 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2022г. №1948 «Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности «Проектирование дополнительных 5 общеобразовательных общеразвивающих программ», утвержденные на заседании коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23 июня 2021 года (решение № 4/4, одобрено на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 года, протокол № 3);

 Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №15 имени Героя Советского Союза Николая Токарева города Евпатории Республики Крым».

Направленность программы

Данная программа дополнительного образования относится к программам

художественной направленности. Содержание программы направлено на художественно – эстетическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей с особыми возможностями здоровья ( интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена на основании учебного пособия Акимова Н.А. «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», 1978 г.– «Театральное наследие».


Актуальность программы

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Синонимом данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «особые дети», «дети с трудностями в обучении».

Театрализованная деятельность является эффективным средством социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее состояние ребенка с ОВЗ, его эмоциональная настроенность – важное условие успешности в коррекционной работе. Дети с ОВЗ испытывают трудности в общении, Одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодеятельный кукольный театр, вернее, театрализация известных детских сказок. Участие детей в самых примитивных драматизациях помогает детям осваивать с помощью игры социальный опыт. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам, развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Театрализованная деятельность, способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникаций формирует навыки социального поведения. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать) ,так и с изображением главных героев (драматизация, обыгрывание).


Новизна Программы заключается в том, что в ней интегрируются образовательные технологии, направленные на создание социо-психологические условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию в образовательное пространство и для развития интеллектуально-мнестической сферы ребенка с учетом его потенциальных возможностей и психофизиологических особенностей, выработка компенсаторных знаний и умений, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.

Отличительные особенности Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья ( интеллектуальными нарушениями) Обучающимся, при реализации данной программы, создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы). Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Содержание адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ориентировано на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализации и адаптации к жизни в обществе


Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в развитии эмоциональной сферы и творческой культуры обучающихся.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому театрализованная деятельность дает шанс маленькому человеку спокойно и достойно перейти от младшего школьного возраста, к более сложному среднему и старшему.

«Юный актер» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых на создание условий для активизации у ребенка психологических и эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Это делает ее удобной в применении и использовании.

Обращение к театрализованной игре мы рассматриваем, как метод обучения творческому мышлению, плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, обучение культуре общения. Коллективность самого театрального творчества, общечеловеческие ценности, на которых базируется искусство театра, психологические методы К. С Станиславского создают возможность для выработки коммуникативных качеств. Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Смысл любой игры заключается в импровизации поведения в рамках правил.


Адресат программы

Программа рассчитана для группы детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 7до 8 лет. Группа формируется в соответствии с указанным возрастом, по составу 10-15 человек с учетом индивидуальные особенностей детей.


Объем и срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный актер»– 1 год.

Объем программы- 33 часа

Уровень программы – стартовый, ознакомительный.

Форма обучения по программе - очная. Формы организации образовательного процесса: Программа включает в себя разные формы работы: аудиторные, репетиции на сцене, выступления.


Особенности организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебными планами данной программы. Группа формируются из обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с указанным возрастом. Состав группы постоянный. При реализации программы используется групповая форма работы. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические занятия, выполнение самостоятельной работы и др.

Режим занятий

Стартовый уровень: 1 год обучения: учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, состав группы 10-15 (возраст обучающихся 7--8 лет).


1.2.Цель и задачи программы

Целью данной программы является создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с ОВЗ к новым социальным условиям.

Задачи:

Предметные: сформировать основные навыки: воспринимать задачу, выполнять инструкцию, взаимодействовать с партнером;

- сформировать знания о театре как об одном из видов искусства и о разновидностях театра;

- обучить навыкам выразительного исполнения роли.

Метапредметные:

- сформировать навыки снижения проявления негативных эмоций через обучения подсказкам для выполнения поставленной задачи

-развивать способности перевоплощения через создание этюдов;

-развивать творческое мышление, фантазию, воображение, зрительное и слуховое

внимание, память;

-развивать актерские способности;

-развивать дикцию на материале скороговорок, чистоговорок, стихов.

Личностные:

-формировать основы ценностей активности, организаторских способностей; дисциплинированности; склонности к самостоятельному творчеству в процессе коммуникации с педагогом и другими детьми.

- воспитывать общую культуру поведения и общения в творческом коллективе;

-воспитывать сценическую культуру;

-воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности;

-воспитывать навыки общения, сотворчества, дружбы и взаимной поддержки;


1.3.Воспитательный потенциал

Воспитание является важным аспектом образовательной деятельности, логично «встроенной» в содержание учебного процесса и может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня программы, тематики занятий, этапа обучения.

В процессе обучения по программе приоритетным является стимулирование интереса к занятиям, воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию, используемых на занятиях.

В процессе обучения педагог особое внимание обращает на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры общения в коллективе, работоспособности, аккуратности.

Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.

Важной формой освоения программы: является участие в различных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях.

Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются посещения музеев, концертов и спектаклей - это воспитывает у детей уважение к духовному и материальному культурному наследию.

Обязательным условием для успешного выполнения программы является совместная работа с родителями детей. Педагог сообщает родителям об успехах и трудностях детей, составляет с ними планы совместных мероприятий (экскурсий, праздников и др.). Планом воспитательной работы в детском объединении предусмотрены воспитательные мероприятия по направлениям: духовно-нравственное воспитание детей на российских традиционных ценностях, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание, пропаганда безопасного поведения на дорогах.

Формы взаимодействия педагога и родителей.

- Родительское собрание.

- Совместная работа по организации проведению мероприятий, соревнований и т.д.

-Индивидуальные (групповые) консультации.


1.4.Содержание программы

Учебный план

№п/п

Раздел

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Основы театральной культуры

4

3

Ритмопластика.

4

4

Актерское мастерство.


24


Итого

33


Содержание учебного плана

Вводное занятие-1ч

Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности. Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной

студии. Театр - коллективное творчество.

Техника и культура речи ( как этап урока)

Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.

Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса.

Основы театральной культуры – 4ч

Познакомить с историей возникновения театра. Обряды и ритуалы в первобытном обществе.

Театр как вид искусства. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии.

Ритмопластика-4ч.

Пластическая выразительность. Осанка. Пластический образ персонажа. Музыка и движение. Эмоциональное восприятие музыки

через пластику тела. Пластические импровизации на передачу образа животных.

Актерское мастерство-24ч.

Организация внимания, воображения, памяти Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

Этюд. Виды этюдов. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим.

Поиск выразительных средств и приемов. Изготовление реквизита, декораций. Оформление сцены. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.


1.5.Планируемые результаты

Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов:

Личностных;

Предметных.

Личностные результаты освоения программы включают:

индивидуально-личностные качества

социальные (жизненные ) компетенции обучающейся

социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Личностные результаты освоения программы:

овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое, распознавать свое эмоциональное состояние и других людей;

формирование бережного отношения к материальным ценностям (к методическим пособиям, играм, оборудованию);

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

Этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Предметные результаты освоения программы определяет:

минимальный

достаточный.

Достаточный уровень не является обязательным.

Предметные результаты освоения программы «Юные артисты»

Минимальный уровень (с помощью учителя)

достаточный уровень (самостоятельно или с частичной направляющей помощью учителя)


- знают правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;

- понятие «театр», виды театров;

- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

-выполняют простейшие упражнения по актерскому мастерству;

- выполняют разминку, подготавливают свое тело к работе под руководством педагога;

- выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

-выполняют упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;

- преодолевать страх перед публичным выступлением

-включаться в диалог, в коллективное обсуждение , проявлять инициативу и активность;

-творческие пересказывать текст (от лиц героя, автора).


Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


Год

обучения

Дата начала занятия

Дата окончания занятия

Количест во учебных недель

Количест во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в год

Режим занятий

1

01.09.2022

24.05.2022

33

1

33 (1 час в неделю)

1 раз в неделю по 35 минут


В каникулярное время занятия не проводятся в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы учреждения.


2.2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Разработка и реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогом- дефектологом, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы следующее материально-техническое обеспечение:

• учебный кабинет для занятий, столы ученические, стулья ученические;

• шкафы и стеллажи;

• оргтехника

; дидактический материал;

 наглядные пособия

 Картон цветной, бумага цветная, линейки, карандаши, ластики.

Методическое обеспечение программы

Особенности организации образовательного процесса

Обучение проводится в очной форме, основной формой является учебное занятие.

Методики

Применяется методика работы по организации учебного процесса, методика организации и проведения мероприятия (выступления, постановка драматизации).

Методы обучения

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Используются следующие методы и формы:

1 По источнику передачи и восприятию информации:

- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы, показ педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );

- практический (упражнения, этюды).

2 По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;

- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;

- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия- праздники.

3 По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

Методы воспитания:

• убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

• метод положительного примера;

• методы одобрения и осуждения;

• метод требования;

• метод взаимопомощи;

• метод контроля, самоконтроля и самооценки.

Формы организации образовательного процесса

Форма организации образовательного процесса - групповая.

Форма организации учебного занятия

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, групповое или по подгруппам


Педагогические технологии

При организации занятий практики ,обусловленной спецификой объединения дополнительного образования. Интеграция социальной, общей педагогики позволяет обучающимся в процессе реализации настоящей программы одновременно получать комплексные знания, совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер- классы профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению активизирует творческую деятельность обучающихся, способствует их успешной социализации.

Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого обучающегося и способствует мотивации к самоопределению юного актера в сфере своих

Реализация Программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный

Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих и укреплению физического и социального здоровья активно используются информационно-коммуникативные

Данная Программа выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Педагог организовывает занятия, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся.

Технология личностно-ориентированного обучения

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД) Цель: взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Проектная технология. Цель: заключается в организации познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра БУД, личностных результатов, а результат - овладение обучающимися алгоритмом и умения выступать и общаться, реализация творческого потенциала деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии Цель: доступ к различным источникам информации через систему Интернет, работа с этой информацией. Формирует у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивает умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.


Алгоритм учебного занятия

Тема занятия____________________

Цель ___________________________

Задачи _________________________

Оборудование, дидактический материал____________________

Ход занятия

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

3.Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

4. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

Физкультминутка

5. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

6. Изучение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы.

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

7. Вывод. Советы и рекомендации по применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

8. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

9. Подведение итогов (отметить работу каждого ребенка; анализ выполненной работы; уборка рабочего места).


Методические и дидактические материалы

Методическое обеспечение:

1 Агапова И.А., Давыдова М.А. «Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок: 5-10 классы» -М.: Вако,2006. - 272 с.

2 Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»- М.: Просвещение, 1991 - 127с.

3 Габчук Е.А. «А у нас сегодня праздник» Ярославль: Академия развития, 2005 - 224 с.

4 Гальцова Е.А. «Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий» - Волгоград: Учитель, 2007 - 138 с.

5 Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические

рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей». - М.: ВАКО, 2007 -256 с.

6 Максимова И.П. «Театральные интеллектуально-познавательные сценарии школьных праздников» - Ростов-на Дону: Феникс, 2008 - 186 с.


Информационное обеспечение Интернет-ресурсы:

1 Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства

«Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2 Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального

искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

3.Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет».Режим

доступа:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html

4 «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия

«Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-grachev


2.3. Формы аттестации

Формы аттестации и учета достижений, обучающихся с ОВЗ.

Достижение результатов по адаптированной Программе обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по материалам программы путём диагностики текущих, промежуточных и итоговых учебных достижений.

Одним из эффективных методов педагогического контроля является наблюдение, в процессе, которого педагог предотвращает и исправляет возможные ошибки, направляет творческий процесс ребёнка, способствует реализации его творческих замыслов.

Подведение итогов по реализации адаптированной дополнительной образовательной программы:

- организация отчетных спектаклей;

- участие в фестивалях, конкурсах.


Виды, формы и методы контроля (оценивания):

Время

проведения


Цель проведения

Примерные

формы и методы

контроля


Способ

фиксации

результатов


Начальный (входной, стартовый) контроль

В начале учебного года

Теория: знакомство с

интересами обучающегося

Практика: проверка

практических умений


Беседа

Практические

задания


Карта

наблюдений


Текущий контроль

В течение

всего

учебного года

по темам,

разделам, и

т.д.


определения степени

готовности обучающихся к

восприятию нового материала;


устный опрос,

прослушивание

педагогическое

наблюдение,

участие в

мероприятиях,

конкурсах



Промежуточный контроль

По окончании

1 –го

полугодия


Осуществляется с целью

выявление результатов

определенного этапа обучения и

определения степени усвоения

учебного материала и

выявление роста творческих

способностей обучающихся.


Теория: устный

опрос по теории,

кроссворд,

тестирование.

Практика:

открытое занятие

для родителей.



Итоговый контроль (промежуточная аттестация)

В конце

учебного года

(в конце

программы)


проверка конкретных

результатов обучения,

выявления степени усвоения

программы.


Показательное

выступление

(сдача спектакля)




2.4. Список литературы

1 Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры,

упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

2 Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля:

Учебн. – метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002 г.

3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

М.: 1991 г.

4 Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском

саду» ТЦ Сфера, 2007 г.

5 Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального

искусства. Г.Н.Новгород, 1993г.

6 Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998

7 Воронина Т.П. Сочиняем истории по картинкам. Грамотей, 2011

8 Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, Речь, 2003

9 ГУК «РДНТ-Дом молодежи». Методика воспитания актёровв любительских коллективах. Ижевск, 2008

10 Кипнис М. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008

11Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном, 2014

12.Конспекты занятий по дисциплинам: Сценическая речь, Музыкальное оформление,

13 Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мэрилин Монро, Джека Николсона… АСТ, 2011

14 Рыкова Н., Низовцева Ю. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. СПб, Речь, 2011

15 Сост. Желтышева О. Е., Христофорова И. В. «Актерский тренинг и муштра» - И., 2001

16 Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова, ВТК, 2010

17 Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации». М, АСТ, 2011

18Сост. Лоза О.Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды, АСТ,2009

19 Цветке В. Как развить ум и талант у подростков. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012












































3. Приложения

3.1. Оценочные материалы

Тест

1 Что означает слово «Театр»?

Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает:

- представление, спектакль;

- здание, где происходит театральное представление.

2 Какие вы знаете виды искусства?

Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.

3 Какие типы театров вы знаете:

Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.



3.2.Диагностика знаний, умений и навыков обучающихся группы


Критерии оценки умений и навыков детей в театральной деятельности детей ОВЗ младшего школьного возраста.


1. Использование всех частей речи.

3 балла – использует в разговоре все части речи правильно,

2 балла - частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно.

1 балл – зачастую неправильно использует части речи.


2. Составление предложений.

3 балла – грамотно составляет простые предложения, предложения с однородными членами

2 балла – правильно составляет простые предложения, не всегда грамотно пользуется предложениями с однородными членами.

1 балл – испытывает сложности в построении даже простых предложений.


3. Умение имитировать характерные действия персонажей.

3 балла – самостоятельно имитирует действия персонажа.

2 балла – имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого.

1 балл – не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа.


4. Передача эмоционального состояния другого человека.

3 балла – ребенок сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя.

2 балла –передает эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого или другого ребенка.

1 балл – не может показать эмоцию даже повторить её за другим.


5. Использование в играх театральных игрушек, картинок.

3 балла – ребенок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль.

2 балла – ребенок может использовать театральные игрушки в игре, повторяя действия взрослого.

1 балл – никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки.


6. Импровизация на несложные элементы сюжетов песенок, сказок.

3 балла – ребенок с удовольствием использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.

2 балла – ребенок с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.

1 балл – ребенок не использует в игре знакомый сюжет.


Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей ОВЗ младшего школьного возраста.

Высокий уровень (18-21 балл) - ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает персонажей, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов) - проявляет эмоциональный интерес к театрализованной деятельности. Понимает содержание и главную мысль предложенного сюжета. Может охарактеризовать главные присущие черты персонажей используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов) - мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.




Диагностическая карта к адаптированной программе детского объединения «Юный актер»



ФИО

Критерии оценки

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Общий балл

Уровень

Нач.г.

Кон.г

Использование речи.

Составление предложений.


Умение имитировать характерные действия персонажей.

Передача эмоционального состояния другого человека.

Использование в играх театральных игрушек, картинок.


Импровизация на несложные элементы сюжетов песенок, сказок.




































































































































































































































































3.3. Календарно-тематический план



№ урока

дата урока

тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

план

факт

план

факт

1




Вводное занятие

1

Инструктаж по ТБ. Опрос, Игра «Продолжи...»


Основы театральной культуры (4ч)

2




Зарождение искусства

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство с устройством театра, зарождение театра. . Театр-экспромт «Перед охотой на

динозавра», наблюдение. .-Знакомство детей с историей театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о разновидностях кукол. Знакомство с основными театральными терминами. «Этикет в театре». правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; как создаётся спектакль; театральные профессии;


3




Театр как вид искусства

1

4




Театр и зритель

1

5




За кулисами театра

1

Ритмопластика -4ч

6




Пластический тренинг. Выразительность

мимики, жестов.



1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) -значение и важность действия в актёрском искусстве

основные эмоционаальные сценические приёмы

Участвует в сценках двух «актёров», адекватно реагирует на игру товарища. Читает наизусть монолог. Решение проблемной ситуации творческого характера  «Почему плачет котик?» «Успокоим котика».

Игры на развитие речи детей:

-«Назови свое имя ласково»,  -«Что тебе нравится в твоем друге»

- «Измени свой голос»

-«Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.».


7




Этюд и его виды. Парные этюды


1

8




1

9




Пластический образ персонажа.

1

Актерское мастерство-24ч.

Курочка Ряба-6ч

10




Русская народная сказка « Курочка Ряба».

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) .

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки. Беседа по содержанию сказки.Веселый танец с детьми по теме сказки. Пересказ сказки Подвижная игра «Курочка и цыплята» Имитационные упражнения «Изобрази

героя». Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся) Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа.




11




Как вести себя на сцене. Репетиция сказки «Курочка Ряба» Распределение ролей.

1

12




Репетиция сказки «Курочка Ряба»

1

13




Репетиция сказки «Курочка Ряба»

1

14




Репетиция сказки «Курочка Ряба»


15




Постановка спектакля « Курочка Ряба»


Теремок -8 ч

16




Русская народная сказка «Теремок».

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки. Беседа по содержанию сказки. Беседа о дружбе и доброте, нравственных качествах, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоцийглавные герои, их действия. Распределение ролей Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа.. Артикуляционная гимнастика , разучивание ролей с детьми игры, этюды. Работа над темпом, мимикой на основе игр. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

17




Как вести себя на сцене. Репетиция сказки «Теремок» Распределение ролей.

1

18




Творческая мастерская. Изготовление конусных игрушек

1

19




Репетиция сказки «Теремок»

4

20




21




22




23




Постановка спектакля «Теремок»

1

показ спектакля

Репка -7ч

24




Русская народная сказка «Репка».

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки. Беседа по содержанию сказки. Беседа о дружбе и доброте, нравственных качествах, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоцийглавные герои, их действия. Распределение ролей. Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Артикуляционная гимнастика , разучивание ролей с детьми игры, этюды. Работа над темпом, мимикой на основе игр. Рассказывание сказки «Репка» по ролям. Распределение ролей , репетиция к показу сказки «Репка».

- Отгадывание загадок про животных. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)


25




Как вести себя на сцене. Репетиция сказки «Репка» Распределение ролей.

1

26




Творческая мастерская. Изготовление конусных игрушек

1

27




Репетиция сказки «Репка»


28





29





30




Постановка спектакля «Репка»

2

показ спектакля

31




Обобщающий урок. Викторина «Сказки» Игровая программа «Это вы можете!»

1

Вариант 1: Слушание и понимание инструкции, выполнение задания самостоятельно или с помощью учителя.

Вариант 8.3: работа с раздаточным материалом, по карточке с ТС.

Выполнений учебных действий совместно с тьютором или учителем.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Повторение знаний и умений за год. Отгадывание загадок показ детьми самых любимых эпизодов ранее сыгранных ролей

32




Что мы знаем? Что мы умеем? Экскурсия в театр «Золотой ключик»,.

1

Экскурсия в театр. Соблюдение правил и норм поведения в общественных местах. Анализ произведений.

33




Что мы знаем? Что мы умеем? Экскурсия в театр «Марионетки.

1


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!