СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация ребенка в школьном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводятся условия для успешной адаптации школьников. Даются советы взрослым, как действовать в период адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация ребенка в школьном коллективе»

Адаптация ребенка в новом коллективе

Ребенок, который в первый раз отправляется в детский сад, на занятия в спортивную или творческую секцию, в новую школу, неизбежно проходит период адаптации. Такой переход связан с переменами и требует от ребенка быстро и адекватно отреагировать на новую среду и подстроиться под нее.

Если ребенок не справляется с адаптацией, это может привести к нарушению его эмоционального состояния и к замедлению темпа развития. В худшем случае малыша могут не принять в коллектив, он станет изгоем, что приведет к психологической травме. Поэтому близкие люди должны помочь крохе в этот непростой период.

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация (от лат. adaptatio приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Социальная адаптация - это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности. Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.


Условия успешной адаптации

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в классе.

  • Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья.

  • Наличие развивающей предметно-игровой среды Правильная организация в адаптационный период всех видов деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» включающей игры и упражнения.

  • Провести мероприятия по сплочению детского коллектива.

  • Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей.

Ситуация, когда приходится приспосабливаться к незнакомым условиям и людям, знакома каждому из нас. Взрослый человек имеет значительный жизненный опыт, но и то не всегда легко вливается в новый коллектив. Для ребенка это тем более серьезный стресс. Новая школа или перевод в другой класс могут обернуться для него настоящей трагедией.

Попробуем разобраться, как помочь ребенку быстро адаптироваться к новым условиям и избежать возможных стрессов.


Адаптационный период

Особенно тяжело на этапе адаптации приходится детям:

  • с ОВЗ, которые нуждаются в индивидуальном подходе;

  • с различными нарушениями поведения (гиперактивность, склонность к манипулированию, повышенная тревожность или капризность);

  • пришедшим впервые в детский сад в кризисном возрасте трех лет;

  • никогда не посещавшим дошкольное учреждение;

  • сильно привязанным к значимому взрослому или к условиям проживания.

Обычно адаптационный период длится от двух недель до двух месяцев. Если за это время ребенок не привык к новым условиям, следует показать его психологу.

Переживания ребенка в период адаптации

Часто, попав в незнакомый коллектив, малыши эмоционально напряжены, беспокойны или заторможены.

В адаптационный период родители замечают, что дети:

  • часто плачут;

  • стремятся больше контактировать с близкими взрослыми (или, наоборот, предпочитают общению уединение в своей комнате);

  • выказывают настороженное отношение к своим сверстникам;

  • плохо спят, боятся темноты, видят кошмарные сны;

  • отказываются от приема пищи (на фоне повышенной тревожности еда может вызывать тошноту или рвоту);

  • пренебрегают правилами гигиены, становятся неопрятными (забывают умыться, причесаться, почистить зубы, не следят за чистотой одежды и личных вещей);

  • не проявляют познавательной активности;

  • становятся молчаливыми.

Если ребенка не поддержать, эти нарушения могут стать необратимыми и перейти в расстройства психики или сбои в развитии. Поэтому педагогам и родителям так важно соблюдать ряд рекомендаций психологов в адаптационный период.

Как действовать взрослым в период адаптации

  1. Начните соблюдать режим дня, даже если раньше вы этого не делали. Грамотно составленный распорядок дел, отдыха, прогулок и сна – это очень важный момент, который поможет ребенку сосредоточиться в определенные часы на новой информации и наладить психоэмоциональный фон.

  2. Не перегружайте ребенка спортивными тренировками и секциями дополнительного образования, обязательно выделяйте достаточно времени на отдых.

  3. Необходимо помнить, что отношения учителя с новым учеником начинаются с отношений «родитель-учитель». То есть, все просто – родители должны для начала подружиться с учителем, рассказать ему о сильных и слабых сторонах своего чада, предупредить, что малыш сильно волнуется, а потом сформировать авторитет учителя у ребенка.

  4. Договоритесь с учителем, чтобы самому представить новенького ученика классу, расскажите ребятам о вашей семье, увлечениях и достижениях.

  5. Не используйте с малышом оценочные выражения: «Что у тебя сегодня по математике?», «Ты хорошо себя ведешь на уроках?». Пока лучше интересоваться школьными делами более мягко и позитивно: «Какой урок тебе сегодня понравился больше всего?», «Расскажи, кто с кем дружит в классе?».

  6. Во время школьной адаптации старайтесь создать дома максимально комфортную обстановку для ребенка. Отложите до более спокойных времен нравоучительные и воспитательные беседы, не обращайте пока внимание, если в комнате малыша разбросаны игрушки и царит беспорядок. Пусть в домашней обстановке на первый план выйдут любовь, ласка и восхищение ребенком.

  7. Не пренебрегайте совместными прогулками и чтением книг вслух.

  8. Побалуйте малыша лакомствами – купите тортик к чаю или приготовьте его самое любимое блюдо.

  9. Провожая кроху в школу, дайте ему с собой какой-то сувенир, напоминающий о вас или вашем совместном путешествии. Можно положить в школьный ранец записку со словами поддержки и любви или небольшой вкусный подарок.

Отдельно следует сказать о самостоятельности. Нужно понимать, что успех вряд ли придет к вашему малышу в новом коллективе, если до этого вы все делали за него – собирали портфель, следили за тем, какие учебники понадобятся сегодня, поддерживали в чистоте его одежду, заправляли кровать. 

Чтобы привить малышу ответственность и приучить к самостоятельности, для начала посмотрите вместе на эту тему какой-нибудь мультфильм и обсудите его содержание. После этого можно поручить ребенку одно-два несложных дела по дому, за которых именно он будет нести ответственность. Простая статистика: детям, которых с дошкольного возраста родители приучили к самостоятельности, намного легче влиться в новый коллектив и стать в нем успешными и общительными.


Как определить, что адаптация к новому коллективу прошла успешно?

Если ребенок привык к новым условиям и освоился в коллективе, то он:

  • с удовольствием идет на занятия/тренировки;

  • рассказывает родителям, как прошел урок;

  • с нетерпением ждет следующего занятия;

  • легко включается в новые игры;

  • демонстрирует самостоятельность при выполнении уроков;

  • не боится своего учителя;

  • дружественно общается с одноклассниками.

Если все эти признаки присутствуют, и есть явное ощущение, что малыш комфортно чувствует себя в новом коллективе, можно предложить ему устроить с новыми друзьями и учителями совместное чаепитие или обед.

Помните, что каждый человек индивидуален и имеет свои темпы адаптации к новшествам, поэтому торопить малыша в такой ситуации не следует. Нужно набраться терпения, поверить в успех и всячески помогать и поддерживать маленького человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!