СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с планом ВШК в I четверти 2015-2016 учебного года осуществляется тематический контроль за уровнем готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и  за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.

Просмотр содержимого документа
«diagnosticheskaya_karta3»

Приложение № 3


Дата обследования « » ________ 20 ____ г.

__________________________________________________________________

(сокращенное наименование образовательного учреждения)


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

(психолого-педагогический статус старшего дошкольника)


Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Группа _________________________________________________________________

Дата рождения «___» __________ 20___ г.

Педагог-психолог (воспитатель) __________________________________________


Оцениваемые параметры

Уровень

Примечание

Психологическая и социальная (мотивационная) готовность

«Мотивационная готовность ребенка к школе»



Эмоционально-волевая готовность (произвольность)

«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)



Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-моторная координация)

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)



Готовность к освоению учебной деятельностью (кратковременная память)

«Запоминание картинок и предметов»



Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-пространственное восприятие)

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)



Готовность к освоению учебной деятельностью (логическое мышление)

«Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)



Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийное мышление)

«Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)



Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийно-логическое мышление)

«Математический диктант» (методика И.И.Аргинской)



Готовность к освоению учебной деятельностью (речевое развитие) «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)



Уровень готовности ребенка к школьному обучению:


Педагог-психолог (воспитатель) __________________________

(подпись)

Просмотр содержимого документа
«metodika_»

12




Методика № 1 «Мотивационная готовность ребенка к школе»

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Стимульный материал: 9 картинок на тему: обучения в школе, игры, внешних занятий (отдельно для девочек и мальчиков); простой карандаш.

Инструкция: (повторяется два раза)

Внимательно посмотрите на каждую карточку. Чем занимаются ребята?

1. Нарисуйте круг рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься в первую очередь.

2. Нарисуйте квадрат рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься во вторую очередь.

3. Нарисуйте квадрат рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься в третью очередь.

Интерпретация:

Учебная мотивация: задание выполнено правильно, выбраны все три раза учебные картинки;

Мотивация учебно-игровая: задание выполнено правильно, если первый выбор учебный – учебная мотивация есть, если второй или третий выбор учебный;

Мотивация игровая: если нет ни одного выбора учебной картинки.

Для мальчиков:

























Для девочек















































Методика № 2 «Рисование бус» (И.И. Аргинской)


Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.


Стимульный материал: (Приложение № 2) отдельный лист с рисунком кривой, изображающей нитку, шесть разноцветных карандашей (для каждого ребёнка).


Инструкция (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».


Интерпретация:

4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.


























Методика № 3 «Продолжи узор»

(модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

Цель: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Стимульный материал: узор-образец выполняется цветными карандашами без букв заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске); для каждого ребёнка: отдельный лист в клетку, шесть разноцветных карандашей


Инструкция:

1 задание: «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».

2 задание: «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки». 

3 задание: «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Интерпретация:

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов.

Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора. Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2-й уровень: срисован правильно третий вариант. Графические навыки: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо;

1-й уровень: все узоры срисованы неправильно Графические навыки: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.


Методика № 4 «Запоминание картинок и предметов»

Цель: установить уровень развития кратковременной памяти.

Стимульный материал: набор картинок; отдельный лист, простой карандаш для каждого ребёнка.

Инструкция:

Расположить перед ребенком 5 картинок. Дать 30 секунд, чтобы запомнить.

«Посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь запомнить, какие предметы вы видите. Теперь постарайтесь изобразить предметы в том же порядке (можно изображать графически)».

Интерпретация: (по окончании рисования уточните, по необходимости, некоторые детали изображений наводящими вопросами).

4-й уровень: все картинки расположены в том же порядке и правильно.

3-й уровень: все картинки изображены правильно, но изменен порядок (1-2 картинки).

2-й уровень: все картинки изображены правильно, но изменен порядок (3-4 картинки).

1-й уровень: все картинки изображены и расположены не правильно.































Методика № 5 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)


Цель: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.


Стимульный материал: отдельные листы с нарисованными треугольниками, шесть цветных карандашей (для каждого ребёнка).



Инструкция: (повторяется дважды)

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами».




Интерпретация:

4-й уровень: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для воспитателя);

3-й уровень: допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.








Методика № 6 «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Стимульный материал: воспитатель заранее на доске рисует дом и готовит три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен простой карандаш.












Инструкция: (повторяется дважды)

«На ваших листочках нарисован дом. В нем три этажа. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (педагог-психолог (воспитатель) сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и педагог рисует ее в окне). Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на третьем этаже. (Дети рисуют, педагог-психолог (воспитатель) проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

Теперь будем заселять жильцами второй этаж. В первой комнате слева на втором этаже живет палочка. Подумайте, как нужно поселить точку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на третьем этаже?». Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на втором этаже (в средней комнате – галочка, в последней – точка).

Теперь будем заселять жильцами первый этаж. Его вы заселите сами. Заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке.

Интерпретация:

4-й уровень: задание выполнено полностью – найдены три разных варианта размещения;

3-й уровень: найдены 2 различных варианта из трех возможных;

2-й уровень: найден 1 вариант из трех возможных;

1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.


Методика № 7 «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)


Цель: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).


Стимульный материал: (Приложение № 2) отдельный лист в клетку с точкой в начале выполнения каждого задания, простой карандаш.


Инструкция: (повторяется дважды)

«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками (проверим написанное, «прочитаем» кружки: Все правильно».)



«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум (дети записывают на первой строчке.) Теперь под этим словом запишите слово ухо (дети записывают на второй строчке.) и на третьей строчке запишите слово сок (дети записывают на третьей строчке.)

Для диктанта предлагаем три слова, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок.


Интерпретация:

4-й уровень: правильно выполнены схемы всех трёх слов;

3-й уровень: правильно выполнены 2 схемы:

2-й уровень: правильно выполнена 1 схема:

1-й уровень: правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.













Методика № 8 «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)


Цель: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный со звуковым кодом (перекодирование).


Стимульный материал: лист с рисунками животных и схемами их названий (для каждого ребёнка), простой карандаш.


Инструкция: (повторяется дважды)

«Сегодня вы попробуете "читать” слова, но написаны они не буквами, а кружками».

Далее разбирается образец. На доске две схемы:



Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, слона, а рядом со второй схемой – льва. (Кто нарисован на этом рисунке?

СЛОН. Какой набор кружков подходит к этому слову?

Читаем вместе первую схему: с-л-о-н Она не подходит.

Читаем вторую схему: с-л-о-н Она подходит.

Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится «чтение» слова ЛЕВ).

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок».



Интерпретация:

4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;

3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;

2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;

1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно.


Методика № 9 «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)


Цель: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.


Стимульный материал: отдельный лист в клетку с точкой в начале выполнения каждого задания, простой карандаш

геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники).


Инструкция:

1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;

2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведите линией шесть квадратов;

5) закрасьте пятый круг.




































































































































































































































































Интерпретация:

4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;

2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: ни одно задание не выполнено.








Методика № 10 «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)


Цель: установить особенности устной речи, ее развернутость и связность.


Инструкция.

«Рассмотри серию картинок и сложи картинки по порядку, составь рассказ и придумай название».


Стимульный материал: набор сюжетных картинок.

























Интерпретация: (связности устной речи)

4-й уровень: говорит связными предложениями;

может дать развернутую характеристику объекта или явления;

3-й уровень: речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

2-й уровень: предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ребёнок испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

1-й уровень: речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.





Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.


По результатам выполнения диагностических заданий заполняется индивидуальная карта (Приложение № 3) и выявляется один из четырех уровней готовности ребенка к школе:

Высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4-й уровень с единичными показателями 3-го;

Хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3-й уровень с единичными показателями 4-го;

Средний уровень готовности к обучению – доминируют 3–2-й уровни с единичными показателями или 4-го или 1-го уровней;

Низкий уровень готовности к обучению – доминируют 2–1-й уровни.









Просмотр содержимого документа
«pril1»

Справка по итогам тематического контроля "Состояние адаптации первоклассников"

В соответствии с планом ВШК в I полугодии 2015-2016 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.

Цель контроля:

  • диагностика состояния адаптации учащихся 1-х классов;

  • выявление уровня школьной готовности первоклассников;

  • знакомство с новыми классными коллективами.

Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей учащихся по методике Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!".

В ходе контроля выяснено следующее:

Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь", физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки.

В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.

Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".

Для специалистов дошкольных образовательных учреждений Советского района был проведен День открытых дверей для выявления причин, вызывающих проблемы в адаптации, с целью ликвидации их в последующем.

Посещенные уроки показали, что учителя знают требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем уроков в классных журналах.

На посещенных уроках учителей Шестопаловой Е.А., Яковлевой Е.А. использовались визуальная и предметная наглядность. Учителя Ильина Н.Н., Андреева Е.В. применяли ИКТ.

На уроках учителя Шестопаловой Е.А. эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяет воспитанию патриотизма. Форма общения на уроке представляет собой учебный полилог. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в высоком темпе. Проблемы с адаптацией в плане психологической готовности возникает лишь у Чаусова Д.

Уроки учителя Ильиной Н.Н. планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на уроке. Однако, учитель испытывает некоторые затруднения в методике развивающего обучения: недостаточно создаваемых проблемных ситуаций, коллизий, требующих деятельностного способа обучения, темп работы учащихся невысок, содержательная наполненность урока недостаточна. Проблемы с адаптацией испытывают учащиеся Сидельников Н. (отсутствие произвольности), Ковешников Д. (социальная адаптация).

Учитель Яковлева Е.А. использовала на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры (герои сказок, театр, актеры), предлагала задания на развитие фонематического слуха, речи, объёма внимания и памяти, работала с интонацией. Применяла фронтальные и индивидуальные формы работы. Однако, в применении методики развивающего обучения учитель испытывает затруднения: на уроке преобладает речь учителя, изобилующая частными вопросами в зоне актуального развития учащихся, ситуации учебного полилога не возникает, недостаточно четко даются инструкции по выполнению заданий. Остаются вопросы по социальной готовности и сформированности произвольности поведения у Асламова Е., Кривоконева Р., Степанищева Д.

Учитель Андреева Е.В. на посещенных уроках использовала яркую наглядность, обращалась к личностному опыту учащихся, предлагала задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логики. Однако, учитель испытывает затруднения при постановке общих вопросов, не использует ошибки детей в качестве проблемных ситуаций, неоправданно применяет традиционные методы обучения, недостаточно владеет методами организации учебного процесса, что зачастую приводит к нарушениям дисциплины и общей неорганизованности. Проблемы с адаптацией возникают у Тельных А., Колесник Г. (отсутствие произвольности).

В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха.

На посещенных уроках у учителей Андреевой Е.В., Ильиной Н.Н. зафиксирована продолжительность урока в 40 минут. Физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз.

Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинетов или в форме неорганизованной подвижности в рекреации.

Для изучения уровня школьной готовности традиционно применялась методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!", которая помогает обнаружить стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности и выявить индивидуальные различия между детьми. В связи с тем, что диагностика имеет мониторинговый характер, исследования проводились 2 раза в год: в сентябре и декабре 2010 года.

По результатам диагностики выявлено следующее:

- в 1 а классе, учитель Шестопалова Е.А.

На начало обучения 64 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре количество учащихся со средним уровнем готовности сократилось на 4% и составило 4%, с хорошим - на 7% и составило 21%, а с высоким увеличилось на 11% и составило 75%.

При этом у 18 учащихся из 25 показатели уровня школьной готовности повысились, у 3 чел. не изменились, но остались высокими (Козлова О., Мануковская О., Якубова Р.), у 3 чел. Произошло некоторое снижение (Зубкова Е.: с 54 до 52 баллов, Чуриков П.: с 56 до 52 баллов, Михалкин Д.: с 51 до 46 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу повысился на 3 балла и составил 53 балла, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 б классе, учитель Яковлева Е.А.

На начало обучения 23 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 42% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В результате диагностики в декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось, с хорошим - 29%, а с высоким уровнем школьной готовности увеличилось на 48% (самый высокий показатель в параллели) и составило 71%.

В случае с 1б классом можно говорить о некотором занижении результатов входной диагностики, причинами которого могут быть завышенные требования учителя Яковлевой Е.А., не сумевшей своевременно перестроиться с требований, предъявляемых к выпускникам начальной школы (её учащихся 4б класса прошлого года) к требованиям к младшим школьникам, только начавшим школьное обучение.

Лишь 1 ученик из 26 (Тадевосян Г.) продемонстрировал снижение уровня школьной готовности, у 4 уч-ся (Асламов Е., Климова А., Кривоконев Р., Шишикин Н.) значительно повысились результаты (рост от 15 до 21 балла).

О недостаточной объективности входной диагностики говорит и тот факт, что средний уровень школьной готовности в целом по классу резко вырос (на 10 баллов!) и составил 51 балл, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 в классе, учитель Ильина Н.Н.

На начало обучения 15 % учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 54% - хороший, 27% - средний, 4% - низкий.

В декабре количество учащихся с низким уровнем готовности не оказалось,учащихся со средним уровнем сократилось на 9% и составило 18%, с хорошим - на 31% и составило 23%, а с высоким увеличилось на 44% и составило 59%.

Стабильно высокий уровень школьной готовности продемонстрировал 1 уч. (Болгова В.), значительный рост - у 2 уч-ся (Ковешников Л.: с 24 до 39 б.; Красникова Я.: с 39 до 50 б.), у 2 чел. произошло некоторое снижение (Савинков М.: с 39 до 38 баллов, Сбаихи Д.: с 43 до 39 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу вырос на 6 баллов и составил 49 баллов, что находится на границе между хорошим и высоким уровнем школьной готовности.

- в 1 г классе, учитель Андреева Е.В.

На начало обучения 8% учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 88% - хороший, 4% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось,учащихся с высоким увеличилось на 33% и составило 41%, учащихся с хорошим уровнем стало 59%.

При этом не произошло изменений в показателях у 9 учащихся из 26, у 2 чел. произошло некоторое снижение (Истомина В.: с 49 до 45 баллов, Плохих А.: с 44 до 43 баллов).

В целом по классу средний уровень школьной готовности вырос на 4 балла и составил 48 баллов, что соответствует хорошему уровню школьной готовности.

Диаграмма 1
Уровень школьной готовности первоклассников, сентябрь 2010 г.

Диаграмма 2
Уровень школьной готовности первоклассников, декабрь 2010 г.

Таким образом, в конце адаптационного периода первоклассников в целом по параллели доля учащихся:

  • с высоким уровнем школьной готовности составила 61,5% , что на 34% выше, чем на начало обучения,

  • с хорошим уровнем школьной готовности составила 33%;

  • со средним уровнем - 5,5% (на 14,5% меньше, чем на старте);

  • с низким уровнем - не оказалось (на 1,5% меньше, чем на старте).

Анализ уровня выполнения заданий позволил сделать следующие выводы:

При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) и 8 (на определение уровня начальных математических представлений).

Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2а и 2б (на развитие зрительного анализа, умение удерживать и переносить зрительный образ, устанавливать закономерность и способность к самоконтролю) и задание 3 (на классификацию геометричесского материала по самостоятельно найденному основанию).

Диаграмма 3
Качество выполнения заданий, сентябрь 2010 года

 

Рост показателей диагностики в декабре по заданиям 1аб, 2в, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10аб и особенно 2а (+1,2 балла!) свидетельствует о грамотно организованной работе по развитию учащихся.

Отсутствие роста показателей по заданию 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) свидетельствует о необходимости более детального подхода к фонетическому разбору с привлечением методики М.М. Безруких по преодолению трудностей в обучении чтению.

Снижение показателей по заданию 2б (на определение уровня самоконтроля) свидетельствует о недостаточной работе учителей 1-х классов по формированию данного аспекта самоорганизационной компетентности.

Диаграмма 4
Качество выполнения заданий, декабрь 2010 года

В разрезе классов анализ динамики результатов выполнения заданий определяет перспективные задачи учителя.

Так, в 1а классе снижение результатов по заданию 9 (на уровень представлений о геометрических фигурах и счёте) требует от учителя Шестопаловой Е.А. включения в уроки математики дополнительных упражнений на развитие названных умений.

Рост показателей по всем заданиям в 1б классе свидетельствует о правильно организованном процессе обучения учителем Яковлевой Е.А.

Учителю Ильиной Н.Н. (1в класс) следует уделить внимание развитию звукового анализа.

Учителю Андреевой Е.В. (1г класс) необходимо уделить внимание формированию самоорганизационной компетентности.

Выводы и рекомендации:

  1. Период адаптации к школьному обучению у учащихся 1-х классов проходит в пределах нормы и, в основном, завершен.

  2. Включению в программу предшкольной подготовки психологических занятий и развивающих игр, а в сентябре 1-го класса курса "Введение в школьную жизнь" Г.Цукерман способствовало повышению уровня школьной готовности и учебной мотивации.

  3. Ведение мониторинговых исследований уровня школьной готовности позволило своевременно принимать меры по коррекции трудностей в обучении и адаптации.

  4. Анализ мониторинга школьной готовности свидетельствует о прогрессивном характере динамики продвижения учащихся 1-х классов в обучении и развитии и создании для этого вполне комфортных условий.

  5. Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня обученности и развития учащихся.

  6. Учителям 1-х классов обратить внимание на учащихся, снизивших показатели уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации и продуктивности учебной деятельности.

  7. Учителям Андреевой Е.В., Яковлевой Е.А., Ильиной Н.Н. строго следовать методике развивающего обучения при организации учебного процесса.

  8. Учителю Андреевой Е.В. провести комплекс мероприятий на формирование произвольности поведения учащихся.

Зам директора по УВР: ______________ Л.И. Коба


















Знакомься, школа, – твой ученик!

Наталия НЕЧАЕВА,

Светлана ЯКОВЛЕВА

Для вас, коллеги! Предлагаем комплект методик фронтального изучения детей, что является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Данные диагностические методики адресованы учителю начальных классов.


Изучение стартового уровня первоклассников

Назначение диагностических методик:

– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

– выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Фронтальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.

Представленные здесь методики позволяют установить:

– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);

– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.


1. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)


Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.


Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».


Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)


Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.


Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.


2. «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)


Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):

Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трех узоров;

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.


Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».


Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;

3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;

2-й уровень: срисован правильно третий вариант;

1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Оценка развития графических навыков

4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы. Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Инструкция:

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

4-й уровень: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

3-й уровень: допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.


4. «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом (см. рисунок) и готовит три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен карандаш или ручка.



Задание состоит из двух частей: 1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания:

«На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.) Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?»

Дети. В средней комнате – галочка, в последней – палочка.

Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.


Инструкция ко 2-й части задания:

«Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка задания (учитывается заселение только четырех нижних этажей)


4-й уровень: задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;

3-й уровень: найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;

2-й уровень: найден 1 вариант из четырех возможных;

1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.


5. «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик)


Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Организация работы. Подготовить для каждого ребенка лист белой бумаги размером 12 ґ 16 см, шаблон из тонкого картона (прямоугольник 6 ґ 4 см), простой карандаш.

Работа состоит из двух частей:

1) основная; 2) самоконтроль и в случае необходимости – выполнение заново.


Инструкция к 1-й части задания:

«Ребята, представьте, что надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы научимся размечать такие флажки на бумаге. Перед вами лист бумаги. Нужно сделать так, чтобы из него получилось как можно больше флажков. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы это будете делать. Начинайте работу».


Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».


Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: прямоугольники размещены на листе рационально – обводятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу; на листе 5 заданий выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнено верно;

2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: задание не выполнено.


6. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)


Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку. Работа состоит из двух частей:

1) обучающей;

2) основной.


Инструкция к 1-й части задания:

«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:

Проверим написанное, «прочитаем» кружки:

Все правильно».


Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум. (Дети записывают.) Теперь под этим словом запишите слово ухо. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.)

Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.


Оценка задания

4-й уровень: правильно выполнены схемы всех семи слов;

3-й уровень: правильно выполнены 5–6 схем:

2-й уровень: правильно выполнены 2–4 схемы:

1-й уровень: правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.


7. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)


Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).


Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий:

Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.


Работа состоит из двух частей:

1) обучающей;

2) основной.


Инструкция к 1-й части задания:

«Сегодня вы попробуете “читать” слова, но написаны они не буквами, а кружками».

Далее разбирается образец. На доске две схемы:

Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Учитель. Кто нарисован на этом рисунке?

Д. Волк.

У. Какой набор кружков подходит к этому слову?

Читаем вместе первую схему:

Она не подходит. Читаем вторую схему:

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.

Так же проводится «чтение» слова сом.


Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце». (Задание повторяется дважды.)


Оценка задания

4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;

3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;

2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;

1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно.


8. «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)


Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.

Организация работы. Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.


Инструкция:

«Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».


Оценка задания

4-й уровень: задание полностью выполнено верно – круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания;

3-й уровень: в выстроенной последовательности кругов допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень: в расположении кругов допущены 3–4 ошибки;

1-й уровень: допущено более 5 ошибок.


9. «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)


Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.

Организация работы. Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из 5 частей.


Инструкция: 1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов; 2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов; 3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов; 4) обведите линией шесть квадратов; 5) закрасьте пятый круг.


Оценка задания:

4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;

2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: ни одно задание не выполнено.


10. «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)


Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.

Инструкция. Оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.


Оценка внешней характеристики устной речи

4-й уровень: в норме 5 показателей: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция достаточно чистая; 5) громкость нормативная;

3-й уровень: в норме 4 показателя;

2-й уровень: в норме 2–3 показателя;

1-й уровень: в норме 1 показатель.


Оценка связности устной речи

4-й уровень: говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

3-й уровень: речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

2-й уровень: предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

1-й уровень: речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом. (См. таблицу.)

В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:

1-я группа – высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4-й уровень с единичными показателями 3-го; (56-50 баллов)


2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3-й уровень с единичными показателями 4-го; (49-40 баллов)

3-я группа – средний уровень готовности к обучению – доминируют 3–2-й уровни с единичными показателями или 4-го или 1-го уровней; (39-28 баллов)

4-я группа – низкий уровень готовности к обучению – доминируют 2–1-й уровни. (28 и ниже баллов)


Советуем повторить диагностические задания, чуть изменив их, через месяц, затем в конце первой четверти и в конце декабря. Сравнение полученных результатов покажет динамику продвижения учеников в обучении и развитии. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка созданы вполне комфортные условия.


12



Просмотр содержимого документа
«svodnyy_protokol_rezultatov»

3



Приложение № 4


СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)

_____________________________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)


Дата обследования «___» __________ 20___ г.

Педагог-психолог (воспитатель) ___________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)


№ п/п

Ф.И. ребенка

Оцениваемые

параметры



















1

Психологическая и социальная (мотивационная) готовность

«Мотивационная готовность ребенка к школе»



















2

Эмоционально-волевая готовность (произвольность)

«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)



















3

Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-моторная координация)

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)



















4

Готовность к освоению учебной деятельностью (кратковременная память)

«Запоминание картинок и предметов»



















5

Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-пространственное восприятие)

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)



















6

Готовность к освоению учебной деятельностью (логическое мышление)

«Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)



















7

Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийное мышление)

«Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)



















8

Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийно-логическое мышление)

«Математический диктант» (методика И.И.Аргинской)



















9

Готовность к освоению учебной деятельностью (речевое развитие)

«Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)



















10

Уровень готовности ребенка к школьному обучению:



























Просмотр содержимого документа
«справка»

Справка по итогам тематического контроля

"Состояние адаптации первоклассников"

В соответствии с планом ВШК в I четверти 2015-2016 учебного года осуществляется тематический контроль за уровнем готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.


Цель контроля:

  • определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов

  • диагностика состояния адаптации обучающихся 1-х классов;

  • выявление уровня школьной готовности первоклассников;

  • знакомство с новыми классными коллективами.


Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей обучающихся по методике «Школьный старт» автор Беглова и методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!", так же исследования психолога. __________________________________________________________________________


В ходе контроля выяснено следующее:

1.Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов, в течение 2-х недель, был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь"; физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки.

В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный в виде целевого занятия: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.

В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха.

Физкультурные минутки проводятся в каждом классе двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока, включая в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, гимнастику для глаз.


2.Для изучения уровня школьной готовности применялись методики «Школьный старт» автор Беглова и методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!", которые помогли обнаружить стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности и выявить индивидуальные различия между детьми. Диагностика имеет мониторинговый характер, исследования проводятся 3 раза в год: в октябре, декабре 2015 года и мае 2016 года.







По результатам диагностики выявлено следующее:

В проведении диагностики приняли участие __100__% первоклассников МОУ школы № 5.

Для анализ уровня готовности первоклассников по методике «Школьный старт» автор Беглова, использовались:


  • рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р.,
    Теплицкая А.Г.. Педагогическая диагностика стартовой готовности к
    успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для
    первоклассников;

  • методические рекомендации (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р.,
    Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.). Методические рекомендации проведения
    диагностики к рабочей тетради «Школьный старт» издательский дом
    Фёдоров. Издательство «Детская литература».

Руководствуясь этими материалами, учителя 1-х классов Побежимова А.Б. и Пеледова Е.В. смогли получить достоверную информацию о том, готов ли ребёнок, поступивший в первый класс успешно учиться, чтобы в дальнейшем создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребёнка; подобрать педагогические методы и приёмы с учётом уровня готовности ребёнка к школе, спланировать индивидуальную работу с детьми.

По итогам диагностики выделено 17 умений, которые сгруппированы в
блоки: «Наблюдательность» (1-5 задания), «Мыслительные способности» (6-
11 задания), «Контрольные умения» (13-14 задания), «Коммуникативные
умения» (15 задание), «Личностная готовность» (16-17 задания).

Первый этап педагогической диагностики позволил учителям 1-х классов
использовать итоги обследования для осуществления дифференцированного
подхода при обучении первоклассников, ликвидации пробелов их развития.

На этом этапе обучающимся были предложены 8 заданий, нацеленных на определение общего уровня развития ребенка. Задания оценивались по 2-бальной системе (от 0 до 2 баллов)

- Задания на твердость руки (моторика), ориентировку на плоскости, выбор операций сложения и вычитания, на определение количества звуков в слове - не вызвали большого затруднения у многих детей.

- Задания на состояние фонематического слуха вызвали затруднение у детей с логопедическими проблемами.
- Задания на понимание терминов «внутри», «вне» оказалось немного сложнее для детей. Самыми сложными заданиями для первоклассников стали задания на сравнение множеств по числу элементов, на классификацию предметов по общим признакам.


Следовательно, первый этап педагогической диагностики вооружил учителей пониманием их педагогических действий по развитию детей.


Готовность детей к обучению в первом классе.
Инструментальная готовность.


Количество учащихся, выполнявших работу

ПБУ

больше 20 баллов

НБУ

10-20 баллов

ННБУ

меньше 10 баллов

1 «А» класс Побежимова А.Б.

19

100%

3

16%

16

84%

0


1 «Б» класс Пеледова Е.В.

22

100%

11

50%

11

50%

0





Личностная готовность



Количество учащихся, выполнявших работу

ПБУ

больше 20 баллов

НБУ

10-20 баллов

ННБУ

меньше 10 баллов

1 «А» класс Побежимова А.Б.

19

100%

9

47%

10

53%

0


1 «Б» класс Пеледова Е.В.

22

100%

16

73%

6

27%

0




Результаты диагностики в 1-х классах.

Инструментальная готовность






Личностная готовность






3. Для анализ уровня готовности первоклассников по методике Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!":

- использовались материалы распечатанные учителем и методические рекомендации Н.В. Нечаевой.


- в 1 «А» классе, учитель Побежимова А.Б.

На начало обучения 23 % учащихся имеют высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 42% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.



- в 1 «Б» классе, учитель Пеледова Е.В.

На начало обучения 64 % учащихся имеют высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

Данная диагностика будет продолжена в декабре и в конце года, только тогда мы получим сравнительный анализ уровня успешности детей.








4.На уроках учителя используют визуальную и предметную наглядность, применяют ИКТ.Эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учителя используют методы создания проблемных ситуаций, опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагают задания на развитие логики, догадки, используют принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, большое внимание уделяют воспитанию патриотизма. Требования, предъявленные учителем, обуучающимся выполняются. Уроки проходят в высоком темпе.

Уроки планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на уроке. Используются на уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры (герои сказок, театр, актеры), задания на развитие фонематического слуха, речи, объёма внимания и памяти, работала с интонацией.


В своей педагогической деятельности для каждого обучающегося, особенно это касается «слабых» учеников, учитель старается создать «ситуацию успеха».

  • Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

  • Успех – это общественное признание, одобрение.

  • Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

В дневниках дети каждый день показывают свое настроение и с помощью цвета оценивают свои умения, с помощью учителя.

Все получилось



Надо тренировать



Справился с затруднением

А в конце недели отмечает себя, в виде человечка на лесенке успеха. ЗНАЮ – УМЕЮ.






В период адаптации учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Такая дидактическая система изучается и внедряется с помощью КАРТ УСПЕХА по каждому предмету, что помогает учителю увидеть в каких умениях у ребенка имеются затруднения и вовремя их устранить.


5.Для родителей первоклассников проведены классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей обучающихся 1-х классов в период адаптации. Проведена диагностика «Письма родителей»




6. Проблемы с адаптацией в плане психологической готовности не возникает.





Выводы и рекомендации:

  1. Период адаптации к школьному обучению у обучающихся 1-х классов проходит в пределах нормы.

  2. Включению в программу предшкольной подготовки психологических занятий и развивающих игр, а в сентябре 1-го класса курса "Введение в школьную жизнь" Г.Цукерман способствовало повышению уровня школьной готовности и учебной мотивации.

  3. Ведение мониторинговых исследований уровня школьной готовности позволило своевременно принимать меры по коррекции трудностей в обучении и адаптации.

  4. Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня обученности и развития учащихся.

  5. Учителям первых классов планировать проведения занятий с учётом
    результатов диагностики, использовать при работе с первоклассниками
    элементы умственной гимнастики, использовать задания разной степени трудности и специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, предлагать детям дополнительный материал, который создает благоприятный и эмоциональный фон обучения.

6



Просмотр содержимого презентации
«стартовая диагностика первоклассников»

Стартовая диагностика первоклассников В проведении диагностики приняли участие __100__% первоклассников МОУ школы № 5.     Для проведения стартовой педагогической диагностики использовались: методика « Школьный старт» автор Беглова, методика Н.В. Нечаевой

Стартовая диагностика первоклассников

В проведении диагностики приняли участие __100__% первоклассников МОУ школы № 5. Для проведения стартовой педагогической диагностики использовались: методика « Школьный старт» автор Беглова, методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик !« и исследования психолога.

Готовность детей к обучению в первом классе.  Инструментальная готовность. Количество учащихся, выполнявших работу 1 «А» класс Побежимова А.Б. 19 ПБУ больше 20 баллов 1 «Б» класс Пеледова Е.В. 100% 3 НБУ 10-20 баллов 22 100% 16% 16 ННБУ меньше 10 баллов 11 50% 84% 0 11   50% 0  

Готовность детей к обучению в первом классе. Инструментальная готовность.

Количество учащихся, выполнявших работу

1 «А» класс Побежимова А.Б.

19

ПБУ

больше 20 баллов

1 «Б» класс Пеледова Е.В.

100%

3

НБУ

10-20 баллов

22

100%

16%

16

ННБУ

меньше 10 баллов

11

50%

84%

0

11

 

50%

0

 

Личностная готовность Количество учащихся, выполнявших работу 1 «А» класс Побежимова А.Б. 19 ПБУ больше 20 баллов 100% 1 «Б» класс Пеледова Е.В. НБУ 10-20 баллов 22 9 47% 100% ННБУ меньше 10 баллов 10 16 73% 53% 0 6   27% 0  

Личностная готовность

Количество учащихся, выполнявших работу

1 «А» класс Побежимова А.Б.

19

ПБУ

больше 20 баллов

100%

1 «Б» класс Пеледова Е.В.

НБУ

10-20 баллов

22

9

47%

100%

ННБУ

меньше 10 баллов

10

16

73%

53%

0

6

 

27%

0

 

Анализ уровня готовности первоклассников по методике Н.В. Нечаевой

Анализ уровня готовности первоклассников по методике Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!":

 

- в 1 «А» классе, учитель Побежимова А.Б.

На начало обучения 23 % учащихся имеют высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 42% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

 

- в 1 «Б» классе, учитель Пеледова Е.В.

На начало обучения 64 % учащихся имеют высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

Данная диагностика будет продолжена в декабре 2015 года и в конце учебного года – мае 2016 года, только тогда мы получим сравнительный анализ уровня успешности детей.

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь. Успех – это общественное признание, одобрение. Успех – хорошие результаты в работе, занятиях. (Малый толковый словарь) Всё получилось Надо потренироваться Справился с затруднением

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

Успех – это общественное признание, одобрение.

Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Всё получилось

Надо потренироваться

Справился с затруднением

Карты успеха

Карты успеха

Диагностика «Письма родителей».

Маленький человек, пришедший в школу, - это не чистый лист, на котором педагог своей рукой будет создавать образ, личность.

В его душе уже есть свои представления об окружающем мире. Основа этому миру - семья. Именно уклад жизни, традиции семьи, родительский дом, семейные корни, авторитет матери и отца, взаимоотношения со старшими и младшими, положение самого ребёнка в семье создаёт его мироощущение. Поэтому цель работы учителя я вижу в максимальном сближении интересов родителей и педагогов. Диагностика - отправная точка в этой работе.

Ваши письма мне подмога.

Узнаю о детях много.

Письма родителей к классному руководителю - это и попытка доверительно рассказать о своём ребёнке самое важное, и возможность самим родителям взглянуть на свои взаимоотношения с ребёнком как бы со стороны. Родители пишут о здоровье детей, о б особенностях поведения, о привычках и наклонностях ребёнка о интересах и увлечениях, о занятиях музыкой или рисованием. Иногда можно прочитать о личных переживаниях родителей, связанных со вступлением сына или дочки в школьную жизнь. Часто можно встретить различные пожелания , вопросы, просьбы.

Я прошу Вас рассказать,

Что Ваш сын любит читать?

Где гуляет? С кем играет?

И кому он доверяет?

Кто в семье авторитет?

Дайте искренний ответ.

 

От души скажу Вам я,

Дочка - Ваша копия.

Так легка и так красива,

Так скромна и терпелива.

Я прошу у Вас совета,

Как воспитывать всё это?

 

С адаптацией обучающихся в плане психологической готовности нас познакомит психолог Горелова Карина Игоревна

С адаптацией обучающихся

в плане психологической готовности

нас познакомит

психолог Горелова Карина Игоревна

  • Выводы и рекомендации:
  • Период адаптации к школьному обучению у обучающихся 1-х классов проходит в пределах нормы.
  • Включению в программу предшкольной подготовки психологических занятий и развивающих игр, а в сентябре 1-го класса курса "Введение в школьную жизнь" Г.Цукерман способствовало повышению уровня школьной готовности и учебной мотивации.
  • Ведение мониторинговых исследований уровня школьной готовности позволило своевременно принимать меры по коррекции трудностей в обучении и адаптации.
  • Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня обученности и развития учащихся.
  • Учителям первых классов планировать проведения занятий с учётом результатов диагностики, использовать при работе с первоклассниками элементы умственной гимнастики, использовать задания разной степени трудности и специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, предлагать детям дополнительный материал, который создает благоприятный и эмоциональный фон обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!