3. Новый материал (25 мин.) 1. Абсолютизм в Европе в 16 – 17 в.в. 2. Новые черты в экономике. а) Развитие мировой торговли. Б) Биржи и банки. В) Мануфакутра – предприятие нового типа. | В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств, таких как Англия и Франция. В этих странах образуется новая форма гос. правления — абсолютизм. Абсолютизм – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. Давайте запишем это определение в тетрадь. В своём государстве монархи старались не допустить кровопролитных войн, которые приносили несчастье всем жителям страны. И чтобы избежать повторения кровавых событий короли распускали старые феодальные войска, разрушали замки бунтующих феодалов, а их земли отбирали и передавали в королевскую казну. Монархи внушали своим подданым, что абсолютная королевская власть необходима, поэтому она провозглашалась божественной по происхождению. Король считался наместником Бога на земле. В эпоху абсолютизма, чтобы удержать власть в «своих руках», монархи мечтали избавиться от органов сословного представительтва. Они постепенно уменьшали их значение, но полностью их ликвидировать было невозможно. Например: короли Англии не могли собирать налоги без разрешения парламента. А королева Англии Елизавета 1 Тюдор не любила парламент. За 45 лет своего правления она созвала его всего 13 раз! И то, когда ей нужны были деньги, а для этого нужно было вводить новые налоги. Елизавета Тюдор стремилась добиться народной любви и уважения, чтобы укрепить государственную власть. С этой целью королева бесконечно показывалась народу, красовалась во время выездов на улицах Лондона и плавала по Темзе. Именно в период её правления произошло усиление абсолютизма. Итак, ребята, записываем в тетрадь Елизавета 1 Тюдор – 1558 – 1603 г.г. – королева Англии, при которой произошло усиление абсолютизма. При правлении Якова 1 Стюарта (племянника Елизаветы) произошёл конфликт м.д. королевской властью и парламентом, и однаджы он заявил: «Не понимаю…». Но, если в Англии короли считались с существованием парламента, то во Франции ситуация складывалась иначе: французский король Франциск 1 был уверен в неограниченности совей власти и не разу не созвал Парламент, который во Франции назывался Генеральные штаты.А Людовик 14 отнял у Парламента ряд прав, а многих членов отпарвил в ссылку, заявив: «Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я!». Запишем в тетрадь – Людовик 14 Бурбон (1643 – 1715г.г.) – король Франции, правление которого ознаменовалось расцветом абсолютизма. Документы (раздать всем ученикам). «Что касается лиц, которые должны были помогать мне в моей работе, то я решил не брать совсем первого министра...ибо нет ничего более недостойного , чем видеть в руках одного все королевские функции, а в руках другого - один лишь королевский титул». Людовик XIV. Выдержка из "Сочинений" « Мы решительно запрещаем теперь и впредь лицам, составляющим нашу парламентскую палату в Париже входить в рассмотрение общих вопросов государственной жизни и управления нашими финансами, а также что - либо предписывать или обращаться чем-нибудь по этому поводу к тем, кому мы поручили управление, под страхом наказания за ослушание, и требуем, чтобы другие наши подданные не обращали на то никакого внимания». Из Королевской декларации от 22 октября 1652 г. Пояснение для учителя: Декларация о запрещении магистратам впредь заниматься государственными делами и вопросами финансовой политики. Таким образом, фактически было покончено с притязаниями высших судебных палат участвовать в управлении страной иначе, чем традиционным путем представления ремонстраций (жалоб). Вопросы: 1. От кого зависят все решения в государстве? 2. К кому обращается король в этих документах? 3. Какие запреты были введены королём по отношению к Парламенту? 3. Что им грозит за неисполнение воли короля? Нарисовать заранее на доске: К ороль исполнительная судебная законодательная 4. Есть ли разница между управлением в Англии и Франции? А теперь найдите характерные черты абсолютизма в учебнике на 23 и выпишите их в тетрадь. Черты абсолютизма: Единый аппарат управления. Постоянная профессиональная армия Государственная налоговая система Единая экономическая политика Церковь под контролем государства Единое гос. заканодательство Единое административное устройство Единые меры и вес. А теперь мы с вами рассмотрим особенности экономики в Новое время. Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов, и городские власти покровительствовали торговле. Таким образом большинство людей были охвачены духом предпринимательства. После ВГО центрами мировой торговли стали Голландия и Англия, т.к. они имели крупные торговые порты, в которых разгружалось множество кораблей с заморскими товарами. Но участие в заморской торговле было делом рискованным, и поэтому купцы стали объединяться в торговые компании. Со временем их число росло. Эти компании добивались для себя права на монополию,т.е. исключительного права на торговлю чем-либо. Итак, запишем это определение в тетрадь. Так, в 1600 году в Англии была создана Ост – Индская компания; только ей разрешали ввозить перец в страну. Итак, запишем в тетрадь год возникноваения английской Ост – Индской компании. На протяжении 17 века английские торговые компании распространяют своё влияние во все страны. В Новое время в каждом торговом городе существовало место, где встречались купцы, банкиры, заказчики и поставщики для заключения сделок. Такое место называлось биржа. Биржи прежде всего способствовали росту международной торговли, т.к. на них встречались купцы из разных стран. После ВГО увеличился приток золота и серебра в Европу. Это положительно сказалось на деятельности банков – они богатели. Помимо частных стали создаваться и государственные банки, например Амстердамский и Английский. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам и даже государствам. Создание торговых компаний, банков и бирж стало признаком развития рыночного хозяйства. Осталось узнать о том, как изменилось производство. С развитием торговли, ростом населения в Европе увеличивается спрос на ремесленные изделия. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Почему????? Ремесленное производство было мелким и не позволяло выпускать достаточное количество изделий. Поэтому появляется новый тип предприятия –мануфактура. Само слово мануфактура — в переводе с латинского языка означает «сделанное руками». Главное её отличие от ремесленных мастерских – разделение труда: каждый работник специализировался на какой – либо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность. Кроме того мануфактура отличалась и своей величиной – на ней трудились десятки, а то и сотни наёмных работников. Итак, запишем определение понятия мануфактура в тетрадь — это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда. Появление этих предприятий стало возможно благодаря тому, что богатые предприимчивые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать свои деньги в производство изделий, пользующихся спросом. Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли, - это капитал. Запишем определение понятия капитал - средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Значит, производство, в которое вкладывается капитал, называется капиталистическим. Таким типом предприятия и является мануфактура. Существовало два вида мануфактур: рассеянная и централизованная. При рассеянной мануфактуре ремесленники работали дома, то есть хозяин приезжал и отдавал им материал, договаривался о сроках изготовления, потом приезжал и снова забирал уже готовый товар. При централизованной мануфактуре все рабочие трудились в одном месте, но выполняли разные операции (разделение труда). | Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь определение «Абсолютизм». Инструкция: Ребята, сейчас откройте учебник на стр. 23 и самостоятельно прочитайте пункт «Один король - одна страна» и подумайте какой смысл имеет это выражение. Через 2 минуты я выслушаю ваши ответы. Итак, время пошло. Итак, время вышло. Ожидаемый ответ: При установлении абсолютизма продолжается присоединения окраинных территорий. Старая феодальная знать теряет совю независимость, т.к. верховная власть теперь принадлежит одному лицу-монарху. Слушают рассказ учителя. Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь Елизавету 1. Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь Людовика 14. Инструкция: Итак, ребята, перед вами 2 документа «выдержка из сочинений Людовика 14» и отрывок из «Королевской декларации». (имя)... прочитай вслух первый документ, (имя)... прочитай вслух второй документ. Ребята, исходя из содержания документов, как вы думаете?? Инструкция: Ребята, сейчас откройте учебник на стр. 33 – 34. Ряд у окна прочиатет, что из себя представлял городской рынок в 16 веке (стр.33), и выписывает в тетрадь три предложения, характеризующие его. Средний ряд читает первый абзац на странице 34 про торговые лавки, и также в трёх предложениях раскрывает сущность. А ряд у стены - 2 абзац (стр.34) про торговлю в разнос, и в также в трёх предложениях описывает её суть. На выполнение задания у вас 3 мин. Итак, время пошло. Итак, время вышло. (От ряда у окна три предложения зачитает…) Инструкция: Ребята, посмотрите на третий абзац стр.34 учебника и скажите какую характеристику давали в то время городу Антверпен. Ожидаемый ответ: «Антверпен поглотил торговлю других городов», стал «воротами Европы». Молодцы! Идем дальше. Слушают рассказ учителя. Записывают определение понятия монополия. Слушают рассказ учителя. Записывают год. Слушают рассказ учителя. Записывают определения понятия мануфактура и капитал. |