СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Абсолютизм в Европе XVI-XVII вв. Новые черты в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок ориентирован на изучение  исторических условий развития европейского абсолютизма. А также знакомит с особенностями экономики  в Новое время.

Просмотр содержимого документа
«"Абсолютизм в Европе XVI-XVII вв. Новые черты в экономике"»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Класс: 7

Цели: - изучить исторические условия развития европейского абсолютизма, основные черты абсолютистских государств;

- сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.
- продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы.
развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.

оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

(1 мин.)

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, мотивация:

"Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одной из форм гос. правления – абсолютизмом. Рассмотрим его характерные черты и особенности. И рассмотрим какие изменения произошли в экономической сфере в эпоху Новго времени. Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Абсолютизм в Европе в 16 – 17 в.в. Новые черты в экономике».

Проверяет готовность к уроку, слушают мотивацию, записывают тему урока.


Но сначала мы повторим ранее изученный материал.


2. Опрос д.з.

(10 мин.)

Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были написать план по 1 п. и ответить на вопрос 8 по параграфу 2. Это задание я проверю на следующей неделе. Если вы что-то не доделали у вас есть время.



А сейчас мы перейдем к изучению новой темы.


3. Новый материал

(25 мин.)

1. Абсолютизм в Европе в 16 – 17 в.в.


























































































2. Новые черты в экономике.















а) Развитие мировой торговли.



















Б) Биржи и банки.











В) Мануфакутра – предприятие нового типа.

В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств, таких как Англия и Франция. В этих странах образуется новая форма гос. правления — абсолютизм.

Абсолютизм – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. Давайте запишем это определение в тетрадь.



















В своём государстве монархи старались не допустить кровопролитных войн, которые приносили несчастье всем жителям страны. И чтобы избежать повторения кровавых событий короли распускали старые феодальные войска, разрушали замки бунтующих феодалов, а их земли отбирали и передавали в королевскую казну.




Монархи внушали своим подданым, что абсолютная королевская власть необходима, поэтому она провозглашалась божественной по происхождению. Король считался наместником Бога на земле.

В эпоху абсолютизма, чтобы удержать власть в «своих руках», монархи мечтали избавиться от органов сословного представительтва. Они постепенно уменьшали их значение, но полностью их ликвидировать было невозможно. Например: короли Англии не могли собирать налоги без разрешения парламента. А королева Англии Елизавета 1 Тюдор не любила парламент. За 45 лет своего правления она созвала его всего 13 раз! И то, когда ей нужны были деньги, а для этого нужно было вводить новые налоги. Елизавета Тюдор стремилась добиться народной любви и уважения, чтобы укрепить государственную власть. С этой целью королева бесконечно показывалась народу, красовалась во время выездов на улицах Лондона и плавала по Темзе. Именно в период её правления произошло усиление абсолютизма.

Итак, ребята, записываем в тетрадь Елизавета 1 Тюдор – 1558 – 1603 г.г. – королева Англии, при которой произошло усиление абсолютизма.


При правлении Якова 1 Стюарта (племянника Елизаветы) произошёл конфликт м.д. королевской властью и парламентом, и однаджы он заявил: «Не понимаю…».


Но, если в Англии короли считались с существованием парламента, то во Франции ситуация складывалась иначе: французский король Франциск 1 был уверен в неограниченности совей власти и не разу не созвал Парламент, который во Франции назывался Генеральные штаты.А Людовик 14 отнял у Парламента ряд прав, а многих членов отпарвил в ссылку, заявив: «Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я!». Запишем в тетрадь – Людовик 14 Бурбон (1643 – 1715г.г.) – король Франции, правление которого ознаменовалось расцветом абсолютизма.


Документы (раздать всем ученикам).

«Что касается лиц, которые должны были помогать мне в моей работе, то я решил не брать совсем первого министра...ибо нет ничего более недостойного , чем видеть в руках одного все королевские функции, а в руках другого - один лишь королевский титул».

Людовик XIV. Выдержка из "Сочинений"


« Мы решительно запрещаем теперь и впредь лицам, составляющим нашу парламентскую палату в Париже входить в рассмотрение общих вопросов государственной жизни и управления нашими финансами, а также что - либо предписывать или обращаться чем-нибудь по этому поводу к тем, кому мы поручили управление, под страхом наказания за ослушание, и требуем, чтобы другие наши подданные не обращали на то никакого внимания».

Из Королевской декларации от 22 октября 1652 г.


Пояснение для учителя: Декларация о запрещении магистратам впредь заниматься государственными делами и вопросами финансовой политики. Таким образом, фактически было покончено с притязаниями высших судебных палат участвовать в управлении страной иначе, чем традиционным путем представления ремонстраций (жалоб).

Вопросы:

1. От кого зависят все решения в государстве?

2. К кому обращается король в этих документах?

3. Какие запреты были введены королём по отношению к Парламенту?

3. Что им грозит за неисполнение воли короля?


Нарисовать заранее на доске:


К ороль

исполнительная судебная


законодательная


4. Есть ли разница между управлением в Англии и Франции?

А теперь найдите характерные черты абсолютизма в учебнике на 23 и выпишите их в тетрадь.


Черты абсолютизма:

  1. Единый аппарат управления.

  2. Постоянная профессиональная армия

  3. Государственная налоговая система

  4. Единая экономическая политика

  5. Церковь под контролем государства

  6. Единое гос. заканодательство

  7. Единое административное устройство

  8. Единые меры и вес.







А теперь мы с вами рассмотрим особенности экономики в Новое время.

Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов, и городские власти покровительствовали торговле. Таким образом большинство людей были охвачены духом предпринимательства.















После ВГО центрами мировой торговли стали Голландия и Англия, т.к. они имели крупные торговые порты, в которых разгружалось множество кораблей с заморскими товарами.











Но участие в заморской торговле было делом рискованным, и поэтому купцы стали объединяться в торговые компании. Со временем их число росло. Эти компании добивались для себя права на монополию,т.е. исключительного права на торговлю чем-либо. Итак, запишем это определение в тетрадь.

Так, в 1600 году в Англии была создана Ост – Индская компания; только ей разрешали ввозить перец в страну. Итак, запишем в тетрадь год возникноваения английской Ост – Индской компании.

На протяжении 17 века английские торговые компании распространяют своё влияние во все страны.



В Новое время в каждом торговом городе существовало место, где встречались купцы, банкиры, заказчики и поставщики для заключения сделок. Такое место называлось биржа. Биржи прежде всего способствовали росту международной торговли, т.к. на них встречались купцы из разных стран.

После ВГО увеличился приток золота и серебра в Европу. Это положительно сказалось на деятельности банков – они богатели. Помимо частных стали создаваться и государственные банки, например Амстердамский и Английский. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам и даже государствам.

Создание торговых компаний, банков и бирж стало признаком развития рыночного хозяйства. Осталось узнать о том, как изменилось производство.


С развитием торговли, ростом населения  в Европе увеличивается спрос на ремесленные изделия. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Почему?????

Ремесленное производство было мелким и не позволяло выпускать достаточное количество изделий. Поэтому появляется новый тип предприятия –мануфактура. Само слово мануфактура — в пере­воде с латинского языка означает «сделанное руками». Главное её отличие от ремесленных мастерских – разделение труда: каждый работник специализировался на какой – либо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность. Кроме того мануфактура отличалась и своей величиной – на ней трудились десятки, а то и сотни наёмных работников. Итак, запишем определение понятия мануфактура в тетрадьэто предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где суще­ствует разделение труда.

Появление этих предприятий стало возможно благодаря тому, что богатые предприимчивые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать свои деньги в производство изделий, пользующихся спросом. Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли, - это капитал.

Запишем определение понятия капитал - средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Значит, производство, в которое вкладывается капитал, называется капиталистическим. Таким типом предприятия и является мануфактура.

Существовало два вида мануфактур: рассеянная и централизованная.

При рассеянной мануфактуре ремесленники работали дома, то есть хозяин приезжал и отдавал им материал, договаривался о сроках изготовления, потом приезжал и снова забирал уже готовый товар.

При централизованной мануфактуре все рабочие трудились в одном месте, но выполняли разные операции (разделение труда).


Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь определение «Абсолютизм».




Инструкция: Ребята, сейчас откройте учебник на стр. 23 и самостоятельно прочитайте пункт «Один король - одна страна» и подумайте какой смысл имеет это выражение. Через 2 минуты я выслушаю ваши ответы. Итак, время пошло.

Итак, время вышло.


Ожидаемый ответ: При установлении абсолютизма продолжается присоединения окраинных территорий. Старая феодальная знать теряет совю независимость, т.к. верховная власть теперь принадлежит одному лицу-монарху.



Слушают рассказ учителя.








Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь Елизавету 1.















Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь Людовика 14.








Инструкция: Итак, ребята, перед вами 2 документа «выдержка из сочинений Людовика 14» и отрывок из «Королевской декларации».

(имя)... прочитай вслух первый документ, (имя)... прочитай вслух второй документ.

Ребята, исходя из содержания документов, как вы думаете??




































Инструкция: Ребята, сейчас откройте учебник на стр. 33 – 34. Ряд у окна прочиатет, что из себя представлял городской рынок в 16 веке (стр.33), и выписывает в тетрадь три предложения, характеризующие его. Средний ряд читает первый абзац на странице 34 про торговые лавки, и также в трёх предложениях раскрывает сущность. А ряд у стены - 2 абзац (стр.34) про торговлю в разнос, и в также в трёх предложениях описывает её суть. На выполнение задания у вас 3 мин. Итак, время пошло.

Итак, время вышло. (От ряда у окна три предложения зачитает…)





Инструкция: Ребята, посмотрите на третий абзац стр.34 учебника и скажите какую характеристику давали в то время городу Антверпен.

Ожидаемый ответ: «Антверпен поглотил торговлю других городов», стал «воротами Европы».

Молодцы! Идем дальше.



Слушают рассказ учителя. Записывают определение понятия монополия.




Слушают рассказ учителя. Записывают год.





















Слушают рассказ учителя. Записывают определения понятия мануфактура и капитал.











4. Закрепление

(3 мин.)

Ребята, сейчас вы прочитаете документ на стр.40 – 41 учебника из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюберри» и ответите на вопросы к нему в течение 3 мин.

1. Эту мануфактуру можно считать централизованной;

2.Рабочие трудились на станках, им помогали мальчики, которые приготовляли челноки. Также шерсть чесали, щипали, красили, стригали, гладили, все работники работают в одном помещении.

3.У суконщика работало 940 человек.

4. Конечно, этот источник приукрашивает действительность, так как тогда мануфактур с таким количеством человек просто не существовало. Кроме того, труд суконщика тяжёл, поэтому рабочие не могли постоянно «распевать песни» и «с большим восторгом приготовлять челноки».



5. Д.з.

(1 мин.)

П. 3 - 4 читать, пересказывать. Выучить записи в тетради (особое внимание обратить на черты абсолютизма).

На дополнительную оценку узнать, выяснить почему Людовика 14 называли «король – солнце». Ответ должен быть записан в тетради, объёмом…

Записывают д.з. Слушают комментарии учителя.



6. Подведение итогов и выставление оценок

(1 мин.)

Выставляет и комментирует оценки.

оценок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!