СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: "Я убит подо Ржевом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока для дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: "Я убит подо Ржевом"»

Карта урока

Предмет

Литература

Учитель

Рагозина Л.М.

Класс

9

Дата проведения

06.05.2020

Тема урока

А.Т. Твардовский. Стихи поэта –воина: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».

План урока

Ресурсы для изучения

Задание

Обратная связь

Учебник:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 9 класс в двух частях.

Часть 2.


Ссылки в Интернете (на сайте РЭШ)


1.Запишите число, тему урока.


2. Прочитайте и осмыслите прочитанное.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

-«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака относятся к таким стихам А. Твардовского, как

«Я убит подо Ржевом…» (1945-1946),

«В тот день, когда окончилась война…» (1948),

«Сыну погибшего воина» (1949-1950),

«Их памяти» (1949-1951),

«22 июня 1941 года» (1950),

«Жестокая память»(1951),

«Лежат они, глухие и немые…»,

«Я знаю, никакой моей вины…» (1966).

Нельзя не заметить, как часто в стихах А.Т. Твардовского сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный».

- Откуда же пришла эта Память? Мы знаем, что А.Т.Твардовский прошел в качестве военного корреспондента Финскую и Великую Отечественную войны.

- Ф.М.Достоевский считал, что писателем можно стать только перестрадав. А.Т.Твардовский «перестрадал сполна».

- Из истории создания стихотворения «Я убит подо Ржевом»

-Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

-Над произведением поэт работал в конце 1945 – начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

Историческая справка.

-Ржевская битва1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. "Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», - так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев. Почему же это так?
- На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.


3. Прочитайте стих. «Я убит подо Ржевом…»

4. Ответьте письменно на вопросы.

-От чьего лица идет повествование?

- Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?

- Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?

3 .Домашнее задание: перечитать стихотворение «Я убит подо Ржевом», письменно ответить на вопросы: - Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?

- К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?

- К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?

- Что завещает живым, а значит, и нам с вами?



Выполненные работы сфотографировать и

отправить на



WhatsApp:

созданной группы для дистанционного обучения





Р.С. Нашли ошибку- сообщайте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!