1.Запишите число, тему урока. 2. Прочитайте и осмыслите прочитанное. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же… -«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака относятся к таким стихам А. Твардовского, как «Я убит подо Ржевом…» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949-1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память»(1951), «Лежат они, глухие и немые…», «Я знаю, никакой моей вины…» (1966). Нельзя не заметить, как часто в стихах А.Т. Твардовского сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». - Откуда же пришла эта Память? Мы знаем, что А.Т.Твардовский прошел в качестве военного корреспондента Финскую и Великую Отечественную войны. - Ф.М.Достоевский считал, что писателем можно стать только перестрадав. А.Т.Твардовский «перестрадал сполна». - Из истории создания стихотворения «Я убит подо Ржевом» -Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». -Над произведением поэт работал в конце 1945 – начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка". Историческая справка. -Ржевская битва1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. "Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», - так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев. Почему же это так? - На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции. 3. Прочитайте стих. «Я убит подо Ржевом…» 4. Ответьте письменно на вопросы. -От чьего лица идет повествование? - Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое? - Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни? 3 .Домашнее задание: перечитать стихотворение «Я убит подо Ржевом», письменно ответить на вопросы: - Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»? - К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит? - К чему призывает погибший воин оставшихся в живых? - Что завещает живым, а значит, и нам с вами? |