Конспект урока литературного чтения
по теме:
Александр Сергеевич Пушкин
«Зимнее утро»
Лукина С.В.
Категория: 1
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся должны уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать выразительно;
- узнавать художественные приёмы;
- использовать слова для создания картины природы;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
Личностные.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, строфа
Ресурсы:
учебник
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
карточки с заданиями, конверты с карточками-красками.
Содержание урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Прослушивание сообщений о биографии поэта А.С.Пушкина;
Чтение стихотворений выразительно – «Опрятней модного паркета», «В тот год осенняя погода»
Определение темы и цели урока.
Работа с загадкой: жужжащее чтение
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок – мой младший брат –
Мне всегда бывает рад. (метель, пурга)
Прочитайте по рядам(мальчики, девочки) с разной интонацией (весёлая, грустная)
2. Актуализация опорных знаний
У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
- А чтобы точно узнать название нового произведения отгадайте ребус.
- Предположите тему нашего урока.
- Сформулируйте цель урока.
- Стихотворение написано в 1829 году в имении Павловском под Санкт-Петербургом, где А.С. Пушкин гостил с друзьями у родственников.
-Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве великого поэта.
Викторина:
1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)
2. На каком языке говорили в семье Пушкиных? (На французском)
3. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)
4. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)
5. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)
6. Какие произведения Пушкина вы знаете?
7. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)
- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)
- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
* Чтение стихотворения учителем )
Изучение нового материала.
А) Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)
- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.
Б) Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
В) Словарная работа.
- В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. А зачем нам объяснять значение слов? (чтобы понять, о чём говорится в стихотворении).
Возможные варианты:
Открой закрыты негой взоры
- Как вы понимаете это выражение?
(объяснение на слайде)
- А если заменить слова и записать так, как мы обычно говорим, то получится так: Открой закрыты удовольствием глаза.
- Как лучше?
( по аналогии разбираются остальные выражения:
1)Навстречу северной Авроры,
Звездою Севера явись.
2)Вечор, ты помнишь,
Вьюга злилась…
3)На мутном небе мгла носилась..
4) А сейчас…посмотри в окно..
5) Вся комната янтарным блеском озарена…
6) Приятно думать у лежанки.
7) Но знаешь…не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь…)
- Проверим, как вы запомнили значение слов. Работая в парах, объедините слово и его лексическое значение.
взоры сомкнуты нега Аврора вечор мгла нынче лежанка предадимся бегу | закрыты блаженство (сон) утренняя звезда глаза вчера сегодня тьма, мрак помчимся выступ у русской печи |
*Проверка: пары по очереди называют слово и его значение.
Физминутка для глаз
Анализ лирического стихотворения.
- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
- Стихoтвoрeниe дeлится нa чaсти. Тaк удoбнee читaть. Эти чaсти нaзывaются стрoфaми.
В пeрeвoдe с грeчeскoгo «стрoфa» - измeнeниe, пoвoрoт. В стихoтвoрнoм прoизвeдeнии: чaсть тeкстa, oбъeдиняющaя ритмичeски и пo сoдeржaнию нeскoлькo стрoк.
- Сколько строф в стихотворении? (5)
- Дaвaйтe eщё рaз вслушaeмся в звучaниe кaждoй стрoфы.
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)
- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)
- Кaкoй вы прeдстaвляeтe сeбe гeрoиню? Пoдтвeрдитe вaши слoвa, стрoкaми из стихoтвoрeния. (Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм).
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)
- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)
- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
- Как называется этот приём, используемый автором?
- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)
- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)
- Приведите примеры.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)
- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
- Такой приём называется в литературе «звукопись»
Словарная работа:
Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)
- Какой вывод можно сделать:
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
8. Физминутка двигательная.
9. Работа над выразительностью чтения.
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
(Выразительное чтение 5 учащихся.)
- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?
10. Игра «Художники».
*Работа в группах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
11. Комментирование домашнего задания.
- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
1) выучить наизусть;
2) нарисовать иллюстрацию;
12. Рефлексия.
- Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)
- Чем запомнился урок?
- Что показалось вам важным?