СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся познакомятся с произведением А. С. Пушкина. Узнают новые термины. 

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Зимнее утро"»








Конспект урока литературного чтения

по теме:

Александр Сергеевич Пушкин

«Зимнее утро»















Лукина С.В.

Категория: 1











Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся должны уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать выразительно;

- узнавать художественные приёмы;

- использовать слова для создания картины природы;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

Личностные.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;

– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, строфа

Ресурсы:

  • учебник

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

  • карточки с заданиями, конверты с карточками-красками.



Содержание урока:



  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Прослушивание сообщений о биографии поэта А.С.Пушкина;

  2. Чтение стихотворений выразительно – «Опрятней модного паркета», «В тот год осенняя погода»

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Работа с загадкой: жужжащее чтение

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок – мой младший брат –

Мне всегда бывает рад. (метель, пурга)

Прочитайте по рядам(мальчики, девочки) с разной интонацией (весёлая, грустная)

2. Актуализация опорных знаний

У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?

- А чтобы точно узнать название нового произведения отгадайте ребус.



- Предположите тему нашего урока.

- Сформулируйте цель урока.

- Стихотворение написано в 1829 году в имении Павловском под Санкт-Петербургом, где А.С. Пушкин гостил с друзьями у родственников.

-Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве великого поэта.

Викторина:

1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)

2. На каком языке говорили в семье Пушкиных? (На французском)

3. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

4. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

5. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

6. Какие произведения Пушкина вы знаете?

7. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)


- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

* Чтение стихотворения учителем )


  1. Изучение нового материала.

А) Обмен впечатлениями.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)

- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.


Б) Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

В) Словарная работа.

- В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. А зачем нам объяснять значение слов? (чтобы понять, о чём говорится в стихотворении).

Возможные варианты:

Открой закрыты негой взоры

- Как вы понимаете это выражение?

(объяснение на слайде)

- А если заменить слова и записать так, как мы обычно говорим, то получится так: Открой закрыты удовольствием глаза.

- Как лучше?

( по аналогии разбираются остальные выражения:

1)Навстречу северной Авроры,

Звездою Севера явись.

2)Вечор, ты помнишь,

Вьюга злилась…

3)На мутном небе мгла носилась..

4) А сейчас…посмотри в окно..

5) Вся комната янтарным блеском озарена…

6) Приятно думать у лежанки.

7) Но знаешь…не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь…)


- Проверим, как вы запомнили значение слов. Работая в парах, объедините слово и его лексическое значение.

взоры

сомкнуты

нега

Аврора

вечор

мгла

нынче

лежанка

предадимся бегу

закрыты

блаженство (сон)

утренняя звезда

глаза

вчера

сегодня

тьма, мрак

помчимся

выступ у русской печи

















*Проверка: пары по очереди называют слово и его значение.

  1. Физминутка для глаз

  2. Анализ лирического стихотворения.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

- Стихoтвoрeниe дeлится нa чaсти. Тaк удoбнee читaть. Эти чaсти нaзывaются стрoфaми.

В пeрeвoдe с грeчeскoгo «стрoфa» - измeнeниe, пoвoрoт. В стихoтвoрнoм прoизвeдeнии: чaсть тeкстa, oбъeдиняющaя ритмичeски и пo сoдeржaнию нeскoлькo стрoк.

- Сколько строф в стихотворении? (5)

- Дaвaйтe eщё рaз вслушaeмся в звучaниe кaждoй стрoфы.  

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

- Кaкoй вы прeдстaвляeтe  сeбe  гeрoиню?  Пoдтвeрдитe вaши слoвa, стрoкaми из стихoтвoрeния. (Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм).

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

- Как называется этот приём, используемый автором?

- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)

- Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Такой приём называется в литературе «звукопись»

Словарная работа:

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз,  стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому  настроению.

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

  • это стихотворение о красоте зимнего утра;

  • это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

8. Физминутка двигательная.

9. Работа над выразительностью чтения.

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?


(Выразительное чтение 5 учащихся.)

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?


10. Игра «Художники».

*Работа в группах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:



1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)


2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)


3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)


4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)


5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)


11. Комментирование домашнего задания.

- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

1) выучить наизусть;

2) нарисовать иллюстрацию;

12. Рефлексия.

- Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)

- Чем запомнился урок?

- Что показалось вам важным?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!