Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Зимнее утро" 6 класс (Меркин)»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
ЦЕЛИ
- закрепить знания об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха
- выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»
- формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии , куда Пушкина пригласила Прасковья Александровна Осипова-Вульф. А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.
Выразительное чтение стихотворения
Нега - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.
Аврора — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
- Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?
Стихотворение начинается восторженно . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
- А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
- Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте?
Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.
- Как вы думаете, почему поэт изменил начало?
Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.
- Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк?
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно .
- Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. Каков смысл этих противопоставлений?
1 строфа
Восторг поэта
2 строфа
Дремота «друга прелестного»
Кружение вьюги
3 строфа
Печальное оцепенение героини
Великолепие зимы
4 строфа
Скованность жизни
Весёлый треск печи
5 строфа
Неподвижность «лежанки»
Стремительность утренних желаний
Грусть воспоминаний о прошлом
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?
Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
2.Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский», ответить письменно на вопросы:
- Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?
- Какой эпизод запомнился вам более всего?
- Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?