СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Зимнее утро" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Зимнее утро" 6 класс (Меркин)»

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

ЦЕЛИ закрепить знания об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро» формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения

ЦЕЛИ

  • закрепить знания об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха
  • выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»
  • формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии , куда Пушкина пригласила Прасковья Александровна Осипова-Вульф. А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии , куда Пушкина пригласила Прасковья Александровна Осипова-Вульф. А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

Выразительное чтение стихотворения Нега   - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

Выразительное чтение стихотворения

Нега   - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

Аврора  — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Аврора  — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки? Стихотворение начинается восторженно . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью. А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения: Под голубыми небесами Необозримыми коврами Лежит, как саван, белый снег.
  • Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

  • А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества. Как вы думаете, почему поэт изменил начало? Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.
  • Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте?

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

  • Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк? И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно . Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. Каков смысл этих противопоставлений?
  • Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно .

  • Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. Каков смысл этих противопоставлений?
1 строфа Восторг поэта 2 строфа Дремота «друга прелестного» Кружение вьюги 3 строфа Печальное оцепенение героини Великолепие зимы 4 строфа Скованность жизни Весёлый треск печи 5 строфа Неподвижность «лежанки» Стремительность утренних желаний Грусть воспоминаний о прошлом

1 строфа

Восторг поэта

2 строфа

Дремота «друга прелестного»

Кружение вьюги

3 строфа

Печальное оцепенение героини

Великолепие зимы

4 строфа

Скованность жизни

Весёлый треск печи

5 строфа

Неподвижность «лежанки»

Стремительность утренних желаний

Грусть воспоминаний о прошлом

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления? Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро». 2.Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский», ответить письменно на вопросы: Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему? Какой эпизод запомнился вам более всего? Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

2.Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский», ответить письменно на вопросы:

  • Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?
  • Какой эпизод запомнился вам более всего?
  • Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!