1.Организационный момент. Давайте поприветствуем наших гостей. На доске портрет поэта и рисунок солнца. У:Кто это такой? Почему они здесь изображены вместе? Дети вспоминают из вступительной статьи к разделу фразу «Солнце русской поэзии», так говорили о Пушкине его современники . 2.Постановка учебной задачи. У: Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним из его произведений, которое называется «Зима!...Крестьянин торжествуя» Обратим внимание на фразу, которую я разместила на доске «Пушкин - всегда открытие и всегда тайна» (фраза на доске) У: подумайте над этим высказыванием о великом поэте. Так говорят о его творчестве ученые –исследователи. Мы с вами тоже побываем в роли исследователей и узнаем ,что скрывается за строчками этого произведения .Сядьте удобнее, можно даже закрыть глаза. 3. Работа над новым материалом: Подготовка к восприятию текста Звучит музыка (Гайдн И ,сб. Времена года .Зима.)1 мин., постепенно звук убавляется и учитель читает стихотворение наизусть. Первичное чтение учителем. Учитель читает стихотворение на фоне музыки, в конце прочтения- пауза, звук прибавляется и дети еще 0,5 мин слушают это музыкальное произведение. Проверка восприятия У: какие картины вы представили? У: что особенно запомнилось? (Д: как мальчик посадил в санки собачку, мама смотрит на него в окно и ругает, все радуются зиме, лошадка едет) У: А сколько транспортных средств описал автор? И какие? Вернемся чуть позже и ответим на этот вопрос. У: какое у вас было настроение?( грустное ,радостное ,веселое, тревожное, праздничное, и т.д.) Повторное чтение текста учащимися про себя с дифференцированным заданием: Мы с вами сегодня настоящие исследователи и теперь разделимся на группы: 1 группа- Ваша задача: прочитать , подчеркнуть непонятные слова. У детей этой группы на столах карточки с ? «Почемучки», перед тем как подчеркнуть посоветуйтесь с соседом по парте. 2 группа- Ваша задача прочитать, разделить на 3 части. У детей этой группы на столах карточки с ! «Искатели» перед тем как разделить посоветуйтесь с соседом по парте. 3 группа – «Артисты» У вас на карточках изображён «микрофон». Ваша задача: подготовиться к выразительному чтению стихотворения, вам нужно прочитать стихотворение соседу по парте по очереди. При чтении обратите внимание на ударение в словах. Приступаем к работе, вам дается 3 мин. (песочные часы) Перед тем как начать работу, я хочу вас попросить, если вы хотите ответить поднимайте свою карточку. Лексическое исследование текста ( словарная работа с презентацией) -У: Вы внимательно прочитали стихотворение, давайте объединим работу групп и исследуем этот текст. У: прочитайте 1 часть(«Искатели» читают) Почему так поделили. Что рассказывается в этой части? ( слайд 1 ) А теперь взгляните на экран. Как красиво русские художники изобразили зиму на своих картинах.(картины в презентации) «Почемучки» какие непонятные слова вы нашли в этой части?( дети называют непонятные слова, поднимают свои карточки) У: Что такое дровни? Учитель предлагает вспомнить новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка» Р. Кудашевой . Везет лошадка дровенки.. Значит, дровни это сани для перевозки дров (показ слайда 2) У: Плетется рысью ? Что значит «плетется рысью»? Обратимся к словарю Даля ( учитель заранее делает закладки на страницах, вызванный ученик просматривает страницу, находит нужное слово и читает объяснение) А теперь «Артисты» прочитают нам 1 часть стихотворения с выражением. У: «Искатели» ,прочитайте нам 2 часть. Почему так поделили. Что рассказывается в этой части? -Посмотрите на доску перед вами две картины русских художников, скажите, какая картина больше подходит к этой части?(показ слайда 3) -«Почемучки», вам слово. -Д: Мы нашли слова: бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак. У: Посмотрите внимательно на картину (слайд 4),постарайтесь объяснить «кибитка». -Это верхом крытая повозка, сани. Ки-бит-ка- кибитка, Кто такой ямщик ? ям-щик- ямщик (слайд 5) Это крестьянин, который управлял кибиткой, на нем тулуп, чтобы было не холодно. об-лу-чок- облучок Передняя часть называется облучок, здесь сидит ямщик. А кушак? Это пояс. ку-шак- кушак А теперь давайте ответим на вопрос. Сколько транспортных средств описал в своем стихотворении Пушкин? Слово бразды- борозды. Почему бразды пушистые? Снег выпал недавно, не успел слежаться.. Браз-ды- бразды А теперь «Артисты» прочитают нам 1 часть стихотворения с выражением. -«Искатели» прочитайте нам 3 часть. Как мы ее озаглавим? ( показ слайда 6) -рассмотрите данные картины.(на экране картины) Художник изобразил детей, катающихся с горы. Какое у них настроение? Чему они радуются? Д: «Почемучки»- нам непонятно слово- дворовый мальчик. -Давайте обратимся к словарю Даля (ученик читает объяснение: Крестьяне, которые не работали в поле, не пахали землю, а прислуживали в доме господ или работали на дворе. Их называли дворовыми. Дворовой мальчик-сын прислуги.) А теперь «Артисты» прочитают нам 3 часть стихотворения с выражением. Еще потренируемся в чтении слов.(слайд 7) пре-об-ра-зив--преобразив Об-нов-ля-ет---обновляет; взры-ва-я--взрывая Пле-тет-ся---плетется; тор-жест-ву-я—торжествуя Молодцы! У: Молодцы! «Почемучки» , «Искатели» и «Артисты» справились со своими заданиями, а вместе мы открыли значение таких непонятных для нас слов. Почему на сначала было трудно читать стихотворение? (Д: потому что, мы не знали как произносятся слова и что они значат.) Каждое пушкинское слово создает нам яркий образ. У: А сейчас немного отдохнем. 4.Подвижная физ.пауза А теперь нам наши «Артисты» почитают каждую часть стихотворения выразительно. (несколько учеников читают стихотворение) 5. Закрепление нового материала. У:Все слова теперь понятны в этом стихотворение .Но у вдумчивого читателя возникают вопросы. Мы с вами сегодня исследователи и постараемся ответить на вопросы. а) Беседа по осмыслению содержания: Почему крестьянин торжествует?(Д: Он радуется зиме, наконец-то после ненастной осени, выпал снег) Докажите, что крестьянин выезжает первый раз?(Д: обновляет путь) Лошадка тоже рада зиме ,но в лес не торопится ,почему?( Д: лошадка понимает, что ей придется тащит тяжелый груз ,она привыкла к труду, но не упускает возможность отдохнуть) Почему кибитка удалая? (Д: автор имел в виду лошадь, которая везет эту кибитку, она бежит быстро ,стремительно-«бразды пушистые взрывая» Опишите ямщика.( выборочное чтение) Назовите мне синоним слова ямщик? (почтальон) Чем занят дворовый мальчик? Почему он решил сделаться конем?(Д: наверное, он увидел проезжающую кибитку и решил поиграть в лошадку, а в седоки определил собаку) Докажите строчками из текста, что мальчик гуляет давно на улице? (Д: «Шалун уж заморозил пальчик; ему и больно, и смешно..» Как автор называет мальчика? (Шалун), а почему? Разве мальчик плохо себя ведет? Догадайтесь, будет ли мама его ругать? (да) А почему она грозит ему? Назовите синоним слова «грозит». У:Все герои этого стихотворения охвачены радостью прихода зимы. А сам Пушкин как относиться к зиме? ( свое отношение он передал одним предложением «Зима!..») Обобщение (дополнительный раздаточный материал) 1. прочитайте и продолжите строчки стихотворения… 6.Итог урока. Прочитайте еще раз это высказывание. (на доске) Что для нас было тайной? Какие открытия вы сделали для себя из пушкинских строк? Мы можем согласиться с этим высказыванием? Отметки за активную работу на уроке… 7.Рефлексия. У вас на партах снежинки, это символ прихода зимы. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое - нарисуйте веселую мордочку снежинке. Если у вас возникли, какие то трудности, что-то было непонятным нарисуйте задумчивую мордочку. 8.Домашнее задание. - подготовить выразительное чтение стихотворения. Молодцы! Урок окончен. Спасибо за урок. |