СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; показать особенности композиции поэмы; отметить приемы раскрытия характеров Земфиры и Алеко как романтического героя;

- развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь;

- воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме.»

А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система образов. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры


Цель:

- продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; показать особенности композиции поэмы; отметить приемы раскрытия характеров Земфиры и Алеко как романтического героя;

- развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь;

- воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Выразительное чтение

Учащиеся выразительно читают наизусть отрывки из поэмы. Отрабатываются навыки выразительного чтения поэтического текста.


2. Развернутый ответ на вопрос. Дискуссия

Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос «Что значит быть свободным?» Проводится дискуссионное обсуждение ответов.


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

- Прежде чем продолжить разговор о поэме А.С. Пушкина «Цыганы», давайте вспомним, что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе?

- Каковы отличительные особенности романтизма?

- Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?

- Можем ли мы сказать, что поэма «Цыганы» - романтическое произведение?

- В чем заключается особенность пушкинского романтизма?

У А.С. Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление. Для него главным было создание образа современного героя, который жил интересами и проблемами своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина как романтика волновало необыкновенное как в человеке, так и в народе, в природе.

- Каково значение песни «Птичка божия не знает…» для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?

- Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?

- Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившиеся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но он убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.

- Каков, на ваш взгляд, основный конфликт поэмы?

1. Внешний. Конфликт двух мировоззрений, двух пониманий свободы – вольнолюбивых цыган и человека, воспитанного в «цивилизованном» светском обществе.

2. Внутренний конфликт. Алеко волен, как племя цыган, но нет в нем радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все законы цивилизованного общества, смирить свои страсти, признать свободу другого человека.


2. Работа в группах

- Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите свой ответ текстом.

Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая - с позиции старого цыгана.

- Итак, в понимании свободы Алеко нацелен только на себя, ему нужна свобода только для него, т.е. его понимание свободы индивидуалистическое. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана понимание свободы гуманистическое. Сильные и свободолюбивые, цыганы в поэме так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко:

Ты для себя лишь хочешь воли...

- Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью. Старый цыган говорит от имени всего табора:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов;

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим...

- Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?

- Как проявляется авторская позиция в поэме?

Вывод. Пушкин развенчивает идею «байронического героя». Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутый «просвещением», «цивилизацией». Появление цивилизованного человека в мире «детей природы» привело к трагедии.

В композиции поэмы все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм.

В ранних романтических поэмах А.С. Пушкина центральное место обычно занимал герой, точка зрения которого приближалась к авторской. В «Цыганах» же Алеко дан объективно, Пушкин смотрит на него как бы со стороны. Более четко и определенно поставлена в «Цыганах» проблема «человек и среда»: уже намечена зависимость героя от породившего и воспитавшего его общества. Так протягивается нить к достижениям Пушкина-реалиста.


3. Дискуссия

- Какое внутреннее противоречие привело Алеко к убийству? Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

Итог. В «Цыганах» используется сюжет, получивший широкую популярность со времен французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо. Алеко, разочарованный цивилизованным «городским» обществом, попадает в экзотический для читателя цыганский табор, в новый для себя мир «естественных» людей - простых, свободных, близких к природе, лишенных предрассудков, без какой бы то ни было искусственности и притворства. Казалось бы, именно здесь Алеко должен обрести душевное спокойствие, внутренне раскрепоститься. В действительности этого не произошло. Даже любовь к Земфире не приносит герою желанного обновления. Алеко так и не может преодолеть своего рокового одиночества.

Герой, презирающий людей за то, что они «торгуют волею своей», сам носит на себе печать отвергаемого им общества. Гармоническое успокоение на лоне природы, пропагандировавшееся некогда Руссо, оказывается невозможным для современного человека, зараженного индивидуализмом. Еще до убийства Земфиры Алеко гордо заявляет, что он никогда не откажется «от прав своих». Но какое право имеет человек на чувства и тем более жизнь другого человека? Так Алеко, обвинявший покинутый им мир за то, что там «любви стыдятся», оказывается защитником рабства - пусть духовного. Алеко терпит моральное поражение – и в этом заключается великий нравственный урок пушкинской поэмы.

Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хотеть только для себя. Уже позже он скажет: «Мы все глядим в Наполеоны». Так Пушкин в своей поэме развенчал и традиционного романтического героя-свободолюбца, и романтический идеал абсолютной свободы. Заменить эти отвлеченные, туманные романтические идеалы какими-либо более реальными, связанными с общественной жизнью Пушкин еще не умеет, и потому заключение поэмы звучит трагически-безнадежно:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!..

А затем:

…И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.


Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чувства облечены в «Цыганах» в совершенную поэтическую форму. Свободная и в то же время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героя, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы, включенные в поэму посторонние эпизоды - стихи о беззаботной птичке, рассказ об Овидии - все это делает поэму «Цыганы» одним из самых лучших произведений молодого Пушкина.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с текстом

Перечитайте отрывок в самом начале поэмы (от слов «Цыганы шумною толпой…» до слов «…Ночным подернутое паром»). Ответьте на вопросы.

- Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?


V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать романтическую поэму А.С. Пушкина «Кавказский пленник».


VI. Этап рефлексии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!