СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

НАЧИНАЕТСЯ УРОК!

НАЧИНАЕТСЯ

УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

 Руки? -На месте! Ноги? -На месте! Локти? - У края! Спинка? - Прямая!

Руки?

-На месте!

Ноги?

-На месте!

Локти?

- У края!

Спинка?

- Прямая!

Д/з Подготовиться к выразительному чтению стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер». (с.90-91).

Д/з

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения

А.С. Пушкина

«Зимний вечер».

(с.90-91).

Для чего автор написал это стихотворение?   -Чтобы рассказать о своих чувствах.  -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.  -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

Для чего автор написал это стихотворение? -Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями. -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

 Эпитеты вихри снежные ветхая лачужка бедной юности  Метафоры буря - как зверь, как дитя, как путник

Эпитеты

вихри снежные

ветхая лачужка

бедной юности

Метафоры

буря - как зверь, как дитя, как путник

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Синонимы заплачет - заревет, зарыдает, подружка - приятельница, друг, обветшалая - ветхая, старая. Антонимы темна - светла, утомлена - бодра

Синонимы

заплачет - заревет, зарыдает,

подружка - приятельница, друг,

обветшалая - ветхая, старая.

Антонимы

темна - светла,

утомлена - бодра

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.

- К какой сказке иллюстрация?

- К какой сказке иллюстрация?

Александр Сергеевич  Пушкин

Александр Сергеевич

Пушкин

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.  У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. 

Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. 

 Пушкинская сказка-  Прямая наследница народной.     С. Я. Маршак

Пушкинская сказка-

Прямая наследница народной.

С. Я. Маршак

Работа по теме урока  с. 92 - 128

Работа по теме урока с. 92 - 128

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме. Позадь – сзади. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом. Честной (устар.) – почтенный, уважаемый. Оне – они. Чудесить (устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки. Приплод  – зд. ребенок. Снурок – шнурок. Дичина (дичь) – дикие птицы, на которых охотятся. Грёзы – мечты. Застава — место въезда в город. Безделка  – то же, что безделушка. Под спуд – закрытое место; тайник, хранилище. Палаты (устар.) – большие богатые здания.

Светлица в старину: светлая парадная комната

в доме.

Позадь сзади.

Сени помещение между жилой частью дома и

крыльцом.

Честной (устар.) – почтенный, уважаемый.

Оне они.

Чудесить (устар.) – то же, что чудить, –

совершать нелепые, странные поступки.

Приплод зд. ребенок.

Снурок шнурок.

Дичина (дичь) – дикие птицы, на которых охотятся.

Грёзы мечты.

Застава место въезда в город.

Безделка – то же, что безделушка.

Под спуд закрытое место; тайник, хранилище.

Палаты (устар.) – большие богатые здания.

-Что слушали? -Что понравилось? - Какие чувства остались у вас после чтения? - Хороший ли конец у сказки? Почему?

-Что слушали?

-Что понравилось?

- Какие чувства остались у вас после чтения?

- Хороший ли конец у сказки? Почему?

- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были? - На каком выборе он остановился? Почему? - Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе? Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.

- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?

- На каком выборе он остановился? Почему?

- Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?

Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.

-  Кто и почему желал несчастий молодой царице? - Куда уехал царь? - Какие планы были у завистников? - Как им удалось их реализовать? - Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости? - Почему же волю царя бояре все-таки выполнили? -  Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?

Кто и почему желал несчастий молодой царице?

- Куда уехал царь?

- Какие планы были у завистников?

- Как им удалось их реализовать?

- Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?

- Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?

Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?

-  Какое путешествие пришлось испытать героям? - Куда в итоге приплыли наши герои?  -Что заставило Гвидона превратиться в комары? -Как наказал свою тетку Гвидон? -Осуждает ли автор своего героя? - Каким стал царевич во время путешествия? - Опишите место, на котором нашли прибежище герои? -Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? -В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? -О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? -Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз? -О каком чуде рассказала повариха? -О каком чуде рассказала ткачиха?

Какое путешествие пришлось испытать героям?

- Куда в итоге приплыли наши герои?

-Что заставило Гвидона превратиться в комары?

-Как наказал свою тетку Гвидон?

-Осуждает ли автор своего героя?

- Каким стал царевич во время путешествия?

- Опишите место, на котором нашли прибежище герои?

-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

-О каком чуде рассказала повариха?

-О каком чуде рассказала ткачиха?

Найди присказку, зачин в сказке и концовку. Концовка: Я там был; мед-пиво пил- И усы лишь обмочил.

Найди присказку, зачин в сказке и концовку.

Концовка:

Я там был; мед-пиво пил-

И усы лишь обмочил.

Волшебство

Волшебство

Какие три чуда были у Гвидона?

Какие три чуда были у Гвидона?

Волшебные числа, повторы 3 девицы, 3 превращения (в комара, в муху, в шмеля),  3 чуда трижды повторяются (сестры – Гвидон - Лебедь) 4 раза корабельщики проплывали, 4 раза отцу посылал поклон,

Волшебные числа,

повторы

3 девицы,

3 превращения (в комара, в муху, в шмеля),

3 чуда трижды повторяются

(сестры – Гвидон - Лебедь)

4 раза корабельщики проплывали,

4 раза отцу посылал поклон,

Волшебные герои сказки

Волшебные герои сказки

Зло в сказке Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо. Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море.

Зло в сказке

Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо.

Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море.

Эпитеты Красная девица Добрый конь Синее небо Синее море Широкое поле Добрый ужин Шнурок шелковый Лук дубовый Лук тугой

Эпитеты

Красная девица

Добрый конь

Синее небо

Синее море

Широкое поле

Добрый ужин

Шнурок шелковый

Лук дубовый

Лук тугой

Отгадай героев сказки.

Отгадай героев сказки.

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям? Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор?  Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?

Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?

Какими отрицательными чертами наделяет их автор? 

Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

 Работа в парах. «Крестики-нолики» работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

Работа в парах. «Крестики-нолики»

  • работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик».

После прочтения нового произведения ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

Дай характеристику героям. Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.

Дай характеристику героям.

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке.  Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её. Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. 

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке. 

Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.

Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. 

Послушайте отрывок «Полёт шмеля». Какая это музыка?  -Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля? -Какой инструмент вам помог?  Слушать Полёт шмеля В роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино.

Послушайте отрывок «Полёт шмеля».

Какая это музыка?

-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?

-Какой инструмент вам помог?

Слушать

Полёт шмеля

В роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино.

Рассмотрите картину Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».  Что в лице главной героини особенно впечатляет? 

Рассмотрите картину Михаила Александровича Врубеля

«Царевна-Лебедь».

Что в лице главной героини особенно впечатляет? 

Задание: найти строчки к подходящей сказке Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает Пуще прежнего старуха вздурилась Не дает старику мне покою» Князю Лебедь отвечает: «Не печалься, ступай себе с богом…»

Задание: найти строчки к подходящей сказке

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает

Пуще прежнего старуха вздурилась

Не дает старику мне покою»

Князю Лебедь отвечает:

«Не печалься, ступай себе с богом…»

В ноги он к старухе поклонился, Молвил: «Государыня родная! Выбрал я жену себе» Старуха сидит под окошком На чем свет стоит мужа ругает: «Распроклятая ты, мошка!»

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!

Выбрал я жену себе»

Старуха сидит под окошком

На чем свет стоит мужа ругает:

«Распроклятая ты, мошка!»

Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотне перстни, На ногах красные сапожки На престоле и в венце С грустной думой на лице.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

В дорогой собольей душегрейке,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотне перстни,

На ногах красные сапожки

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство»

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство»

Составь свою викторину или кроссворд  к сказке.

Составь свою викторину или кроссворд

к сказке.

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? -Есть ли у вас любимый герой? -Кто он? Почему он понравился? -Чему учит сказка? Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

-Есть ли у вас любимый герой?

-Кто он? Почему он понравился?

-Чему учит сказка?

Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

Сегодня я узнал ….  У меня получилось …  Было трудно …  Меня удивило …  Было интересно….  Теперь я умею …

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

Посмотреть мультфильм «Сказка о Царе Салтане ……» можно по ссылке. Дайте минут 5 подкачаться мультфильму http://mults.info/mults/?id=613 -

Посмотреть мультфильм «Сказка о Царе Салтане ……»

можно по ссылке. Дайте минут 5 подкачаться мультфильму

http://mults.info/mults/?id=613 -

Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». (с.92-128). 66

Прочитать сказку

А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане…».

(с.92-128).

66

Прозвенел звонок весёлый, Подошёл урок к концу. Повторили всё, что знали Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Прозвенел звонок весёлый,

Подошёл урок к концу.

Повторили всё, что знали

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!