СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

  1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей;
  2. формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  3. развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся, воспитывать чувство справедливости.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели: 

  1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей;

  2. формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;

  3. развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся, воспитывать чувство справедливости.

Орг. Момент

Учитель читает строки из стихотворения Н.Рыленкова.

Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

Используются троекратные повторы.

Актуализация знаний учащихся.

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

  Сообщение темы и цели урока

-Какую сказку мы изучаем?

- К какому виду мы отнесем «Сказку о рыбаке и рыбке»? (авторская) 

- Почему?

-Какая тема урока?

- Сегодня мы продолжим работу по сказке А.С. Пушкина.

Работа по теме урока

Характеристика героев – персонажей сказки

- Назовите главных героев сказки.

Определите, какой сказочный герой произнес эти слова?

«Не печалься, ступай себе с Богом!»

«Воротись , дурачина , ты к рыбке!».

«Смилуйся, государыня рыбка»


- Давайте попробуем охарактеризовать старика.

( на доске карточки со словами:

старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)

- Почему вы так считаете?

- Докажите словами из текста.

— Найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.

— Что старик сказал рыбке перед тем, как отпустить?

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика?

— Прочитайте, как менялись желания старухи.


- Как вы поняли, что рыбке не нравились просьбы старухи?

Везде ли море одинаково? Почему?

( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)


Физминутка

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.



- Что просила старуха в первый раз? (корыто).

- Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось.

- Что во второй раз захотелось старухе?

Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море.)

-Какими словами обращается старик к рыбке?

-«Смилуйся, государыня рыбка»

- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?

«Разбранила меня старуха…»

«Избу просит сварливая баба..»


- не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)

- Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том,  с чем она на сможет согласится.)-

- И море дает старику об этом знак.

- Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)

- Как старик пытался успокоить свою старуху? Прочитайте в тексте.

- Как встретило старика море? (почернело).

- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.

«Не печалься, ступай себе с богом».

_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.

- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю.).

- Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.

- Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).

-Правильно ли поступила рыбка со старухой?

рефлексия

Какая основная мысль сказки? Соотнесите с пословицами.

На доске

Много желать – добра не видать

Жадность всякому горю начало

Ненасытному все мало.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)



Закрепление

Как вы думаете, море в нашей сказке волшебное? Как мы заметили, море занимает далеко не второстепенную роль в сказке. Можем ли мы отнести море к главным героям? Значит в этой сказке 2 волшебных персонажа.

Закончите фразу «Никогда не буду, как …»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!