СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.. Пушкин "Сказка о мертвой царевне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

класс 5.  сказка о мертвой царевне.

Учащиеся смогут: развить речевые навыки,  используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка  научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект.  Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.

Учащиеся смогут: развить речевые навыки,  используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка  научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект.  Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.

Просмотр содержимого документа
«А.С.. Пушкин "Сказка о мертвой царевне"»

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Урок №21

5.2. Литературная поэтическая сказка

2.6.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сопоставительная характеристика произведений.

ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему произведения, сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

ЯЦ


Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

  • эту сказку мне рассказали … и т.д.

ПЦ


Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам.

МС

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Интерактивная доска

ПЗ


Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу. Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе.

  1. Мотивация учебной деятельности.

был первым русским писателем,

который обратил внимание на народное

творчество и ввел его в литературу… Он

украсил народную песню и сказку

блеском своего таланта...

М.Горький

- Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина)

Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь.

- Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе? Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович. Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

Впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные).

  1. Актуализация знаний.

Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Каждая группа получает иллюстрацию из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке.

ФО: «Жесты рукой»

  1. Целеполагание.







Эпиграф на слайде, портрет Пушкина



















Приложение 1

Иллюстрации сказок, конверты с именами персонажей


Середина урока.















  1. Сопоставительный анализ сказок. Заполнение таблиц.

Задание:

  1. провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм

Алгоритм действия:

Перед первым занятием по сказке А.С. Пушкина учащиеся должны прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Учащиеся в парах будут проводить сопоставительный анализ сказок.

Задание.

  • Какие общие черты можно найти в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм?

  • Чем эти сказки отличаются. Выводы представьте в форме таблицы.

Справка для учителя:

Учитель может сообщить учащимся информацию о том, что сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем была написана сказка Пушкина (1833 г.).

Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом народной сказки о злой мачехе и падчерице, рассказать об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны о том, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, познакомившей поэта с народными сказками, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания»


ФО: «В яблочко» После завершения работы учащиеся могут провести самоанализ, сопоставив свою версию с образцом.

Учебник

Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина


Приложение 2


Таблицы для парной работы.


Приложение 3

Готовый образец для проверки работы

Конец урока

  1. Рефлексия «Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:

  • зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;

  • желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение;

  • красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Домашнее задание:

  1. Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

  2. Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица).


Рисунок яблони и цветные стикеры в виде яблок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!