ЯЦ | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма: |
Начало урока | 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу. Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Мотивация учебной деятельности. … был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта... М.Горький - Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина) Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. - Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе? Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович. Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные). Актуализация знаний. Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Каждая группа получает иллюстрацию из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке. ФО: «Жесты рукой» Целеполагание. | Эпиграф на слайде, портрет Пушкина Приложение 1 Иллюстрации сказок, конверты с именами персонажей |
Середина урока. | Сопоставительный анализ сказок. Заполнение таблиц. Задание: провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм Алгоритм действия: Перед первым занятием по сказке А.С. Пушкина учащиеся должны прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Учащиеся в парах будут проводить сопоставительный анализ сказок. Задание. Справка для учителя: Учитель может сообщить учащимся информацию о том, что сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем была написана сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом народной сказки о злой мачехе и падчерице, рассказать об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны о том, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, познакомившей поэта с народными сказками, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания» ФО: «В яблочко» После завершения работы учащиеся могут провести самоанализ, сопоставив свою версию с образцом. | Учебник Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина Приложение 2 Таблицы для парной работы. Приложение 3 Готовый образец для проверки работы |
Конец урока | Рефлексия «Яблоня» На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Домашнее задание: Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица). | Рисунок яблони и цветные стикеры в виде яблок |