САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель русского языку и литературы: Каримова Эльвира Равильевна;
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Малотебисская основная школа;
Класс: 5 класс;
Учебный предмет: литература;
Авторы УМК: УМК под ред. В. Я. Коровиной;
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Дата проведения: 18. 11. 2020 года.
Я начала урок с дружественного и теплого приветствия. Мы вместе с ребятами определили тему урока и поставили цели:
Раскрыть значение терминов «добро»и «зло» на примере анализа сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Сравнить образы положительных и отрицательных героев сказки;
Анализировать сказку.
К концу урока все поставленные цели были достигнуты.
Урок был организован в соответствии с требованиями ФГОС.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Этапы урока:
Организационный момент;
Проверка домашнего задания;
Постановка целей и задач;
Актуализация знаний;
Физминутка;
Изучение нового материала. Первичная проверка изученного материала;
Закрепление. Обобщение и систематизация;
Домашнее задание;
Рефлексия.
Урок был логично выстроен. Все этапы были соблюдены. Время было рассчитано рационально: время на объяснение нового материала и его закрепление было отведено достаточно. Структура урока соответствовала применяемым методам, поставленной цели и содержанию урока.
На уроке были применены такие способы мотивации как поощрение, творческая деятельность, ожидание от учеников лучшего.
Урок был ориентирован на стандарты нового поколения, был направлен на развитие универсальных учебных действий у обучающихся:
Предметные: Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста.
Личностные: Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.
На уроке были применены современные технологии: исследовательская деятельность, технология продуктивного чтения.
Я обращала внимание класса на мулитимедийную презентацию.
Материал, представленный на уроке, соответствовало возрасту обучающихся пятого класса и был научно обоснован. Содержание урока соответствовало требованиям образовательной программы. Обучающимися был освоен большой объем теоретического материала. Они выполняли практическое задание (кроссворд, составление таблицы), анализировали текст (устно).
На данном уроке я применяла исследовательские задания. Дети искали портретное описание персонажа сказки, сравнивали литературные портреты царицы и царевны, заполняли таблицу, работая с текстом повести. Деятельность учащихся на уроке преобладала в соответствии с деятельностью учителя. Учащиеся работали как письменно, так и устно. В качестве самостоятельной работы было предложено разгадать кроссворд, опираясь на знания, полученные в ходе домашней работы. Преобладающими методами получения новых знаний на уроке являлись поиск информации, анализ и сравнение.
Я на протяжении урока вела диалог с классом. Нестандартной ситуацией для применения обучающимися полученных знаний было то, что класс был разделен на пары, и каждая пара выполняла свое задание (работа со словарем), затем делилась результатами с одноклассниками.
Мне удалось установить обратную связь с классом. Преобладающими формами работы на уроке были работа в парах, самостоятельная работа и фронтальная.
Мною был учтен принцип дифференцированного обучения. Вслед за теорией следовала практика.
Наглядным материалом на уроке выступали учебник, мультимедийная презентация, карточки с заданиями. Их количество соответствовало целям и содержанию занятия.
На этом уроке я учла способности каждого обучающегося: дала задания по силам обучающихся.
Учебная деятельность была направлена на развитие речи, внимания, творческих способностей обучающихся.
На дом было задано написать синквейн по сказке А. С. Пушкина. Был проведен инструктаж для его выполнения. На мой взгляд, объем домашнего задания соответствует тому объему, который предусмотрен для обучающихся пятого класса.
Трудным для меня было то, что урок литературы в данном классе я даю впервые.
Мои ошибки: давала мало самостоятельности детям, повышенная опека, что не давало обучающимся выражать свои мысли полно и свободно. На мой взгляд, эта ошибка обусловлена тем, что урок в данном классе провожу впервые, не знанием уровня подготовки детей, волнением.