СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для вводного занятия по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».»

Конспект урока литературы в 5 классе. Урок: 21


Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».


Цели: рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; выявить систему образов сказки; учить составлять цитатный план произведения; развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть пролога к поэме «Руслан и Людмила».


  1. Работа по теме урока.

  1. Слово об А.С. Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 г. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Его учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и Лицей окружал замечательный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь.

После окончания Лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.

Пушкин написал много прекрасных стихотворений и поэм, прозаические повести и роман в стихах «Евгений Онегин».

В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.

Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница.

Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказывала. Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

Поэт погиб на дуэли, когда ему было 37 лет. Уже больше двухсот лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и любят люди во многих странах мира.


  1. Рассказ об истории создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».

В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет.

Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. Пушкин проявлял к народному творчеству необыкновенный интерес. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».

Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.


  1. Актуализация знаний.

- Что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.)

- Какие сказки мы называем народными? (Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому.)

- Какая сказка является литературной? (Сочинил писатель и записал в момент создания.)

- Какая сказка является волшебной? (Главные действующие лица – животные: лиса-обманщица, волк-хищник, заяц-трусишка и т.д. Высмеиваются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д.

Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.)

- В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (Заполнение таблицы)


Русская народная сказка


Литературная сказка

1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка)

- сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

- положительные и отрицательные герои

- конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель.

Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои



  1. Закрепление изученного материала.

Выразительное чтение сказки. Составление цитатного плана.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят.

— Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

План:

  1. «Царь с царицею простился…»

  2. «Бог дает царице дочь».

  3. «Воротился царь-отец».

  4. «Восхищения не снесла и к обедне умерла».

  5. «Царь женился на другой».

  6. «Но царевна молодая… между тем росла, росла…»

  7. «А царевна все ж милее…»

  8. «Весть царевну в глушь лесную…»

  9. «Не губи меня, девица!»

  10. «Королевич Елисей…/ Отправляется в дорогу.»

  11. «но невеста молодая… на терем набрела».

  12. «Будь нам милая сестрица».

  13. «…Хозяюшкой она в терему…»

  14. «Мне всех милей / Королевич Елисей».

  15. «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».

  16. «…Нищая черница ходит по двору…»

  17. «В руки яблочко взяла…»

  18. «Нами ты была любима / И для милого хранима…»

  19. «За невестою своей / Королевич Елисей / Между тем по свету скачет».

  20. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

  21. «И с невестою своей обвенчался Елисей».


  1. Подведение итогов урока.

Работа по вопросам и заданиям 4-11 рубрики «Размышляем о прочитанном».

(+ Дополнительные вопросы – Поурочное планирование, Егорова Н.В., с. 299-300).



Домашнее задание:

  1. Закончить цитатный план.

  2. Ответить на вопрос 3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с. 89).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!