Конспект урока литературы в 5 классе. Урок: 21
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цели: рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; выявить систему образов сказки; учить составлять цитатный план произведения; развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть пролога к поэме «Руслан и Людмила».
Работа по теме урока.
Слово об А.С. Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 г. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.
Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Его учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и Лицей окружал замечательный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь.
После окончания Лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.
Пушкин написал много прекрасных стихотворений и поэм, прозаические повести и роман в стихах «Евгений Онегин».
В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.
Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница.
Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказывала. Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
Поэт погиб на дуэли, когда ему было 37 лет. Уже больше двухсот лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и любят люди во многих странах мира.
Рассказ об истории создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».
В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет.
Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. Пушкин проявлял к народному творчеству необыкновенный интерес. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».
Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.
Актуализация знаний.
- Что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.)
- Какие сказки мы называем народными? (Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому.)
- Какая сказка является литературной? (Сочинил писатель и записал в момент создания.)
- Какая сказка является волшебной? (Главные действующие лица – животные: лиса-обманщица, волк-хищник, заяц-трусишка и т.д. Высмеиваются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д.
Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.)
- В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (Заполнение таблицы)
Русская народная сказка | | Литературная сказка |
1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка) - сюжет (динамичный, стремительный, фантастический) - положительные и отрицательные герои - конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил. |
2) Различия: народ-сказитель. | Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои |
Закрепление изученного материала.
Выразительное чтение сказки. Составление цитатного плана.
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят.
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?
План:
«Царь с царицею простился…»
«Бог дает царице дочь».
«Воротился царь-отец».
«Восхищения не снесла и к обедне умерла».
«Царь женился на другой».
«Но царевна молодая… между тем росла, росла…»
«А царевна все ж милее…»
«Весть царевну в глушь лесную…»
«Не губи меня, девица!»
«Королевич Елисей…/ Отправляется в дорогу.»
«но невеста молодая… на терем набрела».
«Будь нам милая сестрица».
«…Хозяюшкой она в терему…»
«Мне всех милей / Королевич Елисей».
«Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
«…Нищая черница ходит по двору…»
«В руки яблочко взяла…»
«Нами ты была любима / И для милого хранима…»
«За невестою своей / Королевич Елисей / Между тем по свету скачет».
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
«И с невестою своей обвенчался Елисей».
Подведение итогов урока.
Работа по вопросам и заданиям 4-11 рубрики «Размышляем о прочитанном».
(+ Дополнительные вопросы – Поурочное планирование, Егорова Н.В., с. 299-300).
Домашнее задание:
Закончить цитатный план.
Ответить на вопрос 3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с. 89).