СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге. Черты истории и славянской древности»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге. Черты истории и славянской древности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Мюрегинская СОШ»










Методическая разработка урока на тему:

А.С.Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

7 класс











Алиева Зухра Адилпашаевна

Учитель русского языка и литературы











2020


Цели урока:

образовательные

  • Понятия о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

развивающие

  • формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;



Ход урока:

Организационный момент:

Словарная работа: лексика «Песни», обычаи, традиции, фольклорные традиции, литературные традиции.

Слово учителя: А.С.Пушкин в поисках доказательств правоты в своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своем творчестве к истории.

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздает эпоху княжения Олега.

1 задание: Прочитать «Сказание о смерти Олега то коня своего». С какой целью А.С.Пушкин обратился к этой легенде? В ответе использовать статью из учебника.

2. Чтение «Песни». Отметить средства поэтической выразительности: славянизмы, постоянные эпитеты(фольклорные традиции), торжественная неторопливость речи (ода).

Уточнить лексическое значение некоторых слов (например, «вещий» и т.д.)

Каким слогом написано стихотворение? Учащиеся имеют основания сделать вывод о том, что произведение написано высоким слогом.

Посему песнь нельзя считать одой? Учащиеся вспоминают о предмете содержания од Ломоносова. Убеждаются в том, что «Песнь» - о человеке и его судьбе.

«Песнь» - баллада. Жанр баллады, как и всякий другой жанр, имеет свои характерные черты.

1. В балладах поэты часто обращались к историческому прошлому.

Задание. Найти в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Учащиеся отметят об упоминании исторически достоверных походов Олега, действительно существовавших в древней Руси обычаях и традициях(тризна, пиры, отношение дружинника к коню).

2. Другая особенность жанра баллады – таинственный, иногда фантастический ход событий.

Учащиеся должны убедиться, что «Песнь» по содержанию соответствует и этой особенности жанра: кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения.

3. Обилие средств художественной выразительности в балладе объясняется особенностями ее содержания.

Учащиеся еще раз возвращаются к языку произведения.

Материал для учителя: тема «Песни» - столкновение могучего князя с «вдохновенным кудесником», пророком. Сложность. Многоплановость стихотворения.

Историческая основа образа «вещего Олега» . На рубеже 9-10 веков Олег овладел Киевом, уничтожил династию Киевичей. Совершил во главе славянского войска удачный поход на Царьград. По преданию, Олега «уклюнила змея», и он умирает «неведомо где».

1. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрек «мечам и пожарам» нивы и села.

2. Встретив кудесника, князь высокомерно требует, а не просит «открыть правду».

3. По верованиям древних славян убитый в загробном мире становится рабом убийцы.

Пророчество:

смерть не от ран - как воин;

не от болезни и старости - как праведник;

смерть от коня

4. Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.

5. Не изменился Олег и с годами. Презрение к кудеснику, насмешливость. Наступает на череп коня ногой.

Подведение итога урока:

Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.


1. Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть.

2. Письменно ответить на вопрос «как изменилось отношение Пушкина к Петру в период написания поэмы «Медный всадник по отношению к тому образу Петра, который дан в поэме «Полтава»



Используемая литература:

1.Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков».М..1982

2. Б.И.Турьянская, Е.В. Комиссарова - литература в 7 классе «Русское слово»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!